Дидактическая игра «Назови одним словом» предназначена для дошкольников старшей возрастной группы. Она помогает закрепить термины, являющиеся обобщающими для нескольких объектов, по нескольким темам: «Животный мир», «Растительный мир», «Транспорт», «Одежда», «Жилище» и прочим. Посредством игры ребенок учится размышлять, строить логические цепочки, объяснять мнение, классифицировать, у него расширяются кругозор и личный словарь.
Дидактические игры
«Угадай игрушку»
Цель:
формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Про кого я говорю»
Цель:
развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Скажи какой»
Цель:
учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он… продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Исправь ошибку»
Цель:
учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель:
выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
«Что напутал Буратино?»
Цель:
находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
«Какая кукла»
Цель:
учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая. — Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня… (самая красивая). У нее… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
«Сравни кукол»
Цель:
учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда. — Куклы захотели поиграть, они взяли… (мячики). Этот мячик… (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик… (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)? — Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)
«Сравни медвежат»
Цель:
учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький. — Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный. — Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.) — Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
«Сравни разных зверят»
Цель:
учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку. — Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики). — Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий). Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя. На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня… (маленькая); красный карандаш длинный, а синий… (короткий), зеленая лента узкая, а белая… (широкая); одно дерево высокое, а другое… (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани… (темные). У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это… одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд). Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба… (плывет); дом строят, суп… (варят); мяч сделан из резины, карандаш… (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки… (ложки, вилки); кофта, платье… (рубашка, юбка, брюки). На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
«Особенности формирования трудолюбия у старших дошкольников»
«К защите»
Зав. каф. ПиДП
_________З.И.Гадаборшева
«___» ____________2018г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(квалификация – бакалавр)
Тема:«Особенности формирования трудолюбия у старших дошкольников»Выполнила: студентка
Направления 44.03.01 –
Педагогическое образование,
профиль — «Дошкольное образование».
____________ | Умхажиева М. | |
Руководитель | ____________ | Гебекова А.Н. |
Консультанты: | ||
1.Аналитическая часть | ____________ | Гадаборшева З.И. |
2. Практическая часть | ____________ | Гебекова А.Н. |
Норма контролер, рук. УМУ | ____________ | Хатаева Р.С. |
ВКР защищена на оценку _______________________________ | ||
Протокол № ________ «_____»________________ 2017г. | ||
Секретарь ГАК | ____________ | Мавлохаджиева А.А. |
Грозный, 2018
Содержание Введение_______________________________________________________3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования трудолюбия у старших дошкольников___________________________________________7 1.1. Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника ________7 1.2. Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста___________________________14
1.3 Содержание трудового воспитания в детском саду МБДОУ №125 «Улыбка»____________________________________________________18
Выводы по Главе I_____________________________________________26 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию трудолюбия у старших дошкольников на примере МБДОУ № 125 «Улыбка»___________28 2.1. Характеристика системы педагогической деятельности по формированию трудолюбия у старших дошкольников в МБДОУ № 125 «Улыбка» ______________________________________________________________28 2.2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию трудолюбия у старших дошкольников в МБДОУ № 125 «Улыбка»______________________________________________________40 Выводы по Главе 2______________________________________________46 Заключение______________________________________________________48 Список литературы___________________________________________51 Приложение ________________________________________________54 Введение
Анализируя дошкольный возраст как базовую ступень становления личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов ДО, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие, организующие его виды деятельности. Разработан механизм, подчиняющий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт — критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего развития личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.
При всем том задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивости в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; положительная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте в работах таких педагогов, как Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.
Несформированность этих качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности при обучении в начальной звене и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Значение труда, как фактора развития личности ребенка нашло отражение в работах таких отечественных педагогов, как: П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Теоретическое подтверждение трудового воспитания молодежи с выходом на практические рекомендации освещены в работах педагогов П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.
На воспитание положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста влияют его содержание, формы, методы руководства трудовой деятельностью и условия ее организации, а также коллективный характер деятельности, формирование у детей понятий о труде взрослых, общественных мотивов труда, наличие умений, создание трудовой атмосферы. Рассматривается вопрос о роли эмоционального состояния ребенка в процессе трудовой деятельности, дифференцированного подхода к детям при определения методов влияния на организацию, формирование трудового воспитания на них. Участие этих факторов изучено недостаточно: методы и приемы педагогических воздействий не учитывают изменений происходящих в отношении ребенка к труду, трудовой деятельности в процессе трудового воспитания и трудовой деятельности; недостаточно изучен вопрос о том, каким образом труд оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка и способствует его к дальнейшей деятельности. В педагогической литературе отмечается, что на формирование отношения ребенка к труду оказывают влияние уровень физической нагрузки, регулярность участия детей в работе, привлечение детей к самообслуживанию. Таким образом, несмотря на разнообразие работ, исследующих проблему трудового воспитания, вопросы комплексного обоснования педагогических условий создания положительного отношения к труду решены недостаточно. Систематическое включение в труд каждого ребенка, правильный режим труда, создание и поддержание положительного эмоционального состояния ребенка на всех этапах трудовой деятельности могут вызвать у детей постоянное желание трудиться. А постепенная смена видов деятельности обеспечит на этой основе формирование положительного отношения к труду, к трудовой деятельности.
Таким образом, актуальность исследования определила тему нашей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования трудолюбия у старших дошкольников»
0,81 Mb.
Поделитесь с Вашими друзьями: