Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ


Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

ФИО ребенка: Платон З.

Дата рождения:

(ребенку 5 лет).
Дата составления ИОМ: 30.08.2018 Родители:
Краткая характеристика:

Сложная адаптация при поступлении в среднюю группу, тяжелое расставание с родителями, плакал, нежелание идти на контакт с детьми и взрослыми. Развитие мелкой и крупной моторики не соответствует возрастной норме. Нарушены координация, темп, ритм движения. Во время групповой образовательной деятельности не проявляет интерес к происходящему (бегает, прыгает), ему сложно длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается; преобладает непроизвольное внимание. Развитие речи не соответствует возрастной норме.

Коммуникативные и речевые нарушения: неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности — не умеет поддерживать игру, предпочитает быть в одиночестве, не идет на контакт с детьми, не принимает правила игры.

Цель:

Формирование коммуникативных и речевых навыков через непрерывное сопровождение на всех этапах пребывания в детском саду.

Задачи:

  1. Совершенствовать коммуникативные навыки через включение в совместную игровую и образовательную деятельность.
  2. Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка.
  3. Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
  4. Оказывать методическую помощь родителям в поддержке ребенка.

Формы взаимодействия

: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа. Выполнение рекомендаций психолога, дефектолога, музыкального руководителя.

Виды деятельности:

коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструктивная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Предполагаемый результат

: Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.

Формы работы с родителями:

консультации, индивидуальные беседы, обмен опытом взаимодействия с ребенком, родительские собрания (круглый стол)
.
Диагностический этап

Аспект индивидуального учебного плана Сильные стороны Трудности
Коммуникация Взаимодействует в общении со взрослым на индивидуальных занятиях. Навыки владения речевыми средствами коммуникации не

соответствуют возрастной норме. Не пытается взаимодействовать с детьми как в игре, так и при работе в команде.

Физическое развитие Проявляет интерес к игровой деятельности. Не освоены навыки брать, держать, переносить, класть мяч, прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, подлезать под натянутую веревку
Социальные навыки Проявляет интерес к детям. Не испытывает желания делиться игрушкой со сверстниками, проявляет бурную эмоциональную реакцию, стремится поломать то, что дети построили.
Познавательное развитие Различает цвета и формы. С помощью наглядного материала считает до 10. На занятиях не проявляет активность. Отвлекается при выполнении заданий. Проявляет интерес только к теме техника, но не слушает, а рассказывает взрослому одну и ту же

информацию. Не развита мелкая моторика.

Художественно – эстетическое развитие Повторяет несложные рисунки. Не развита мелкая моторика. Ребенок только с помощью взрослого может пользоваться

ножницами. Очень недолгое время может рисовать, теряет интерес.

Речевое развитие Знает содержание многих сказок. Проявляет интерес на индивидуальных занятиях к играм по речевому развитию. Трудности в запоминании, составлении рассказа по картинкам и схемам, в пересказе.
Навыки, необходимые для жизни Культурно-гигиенические навыки не сформированы Не соблюдает последовательность при одевании одежды, ждет подсказки взрослого.

Индивидуальный маршрут психолого- педагогического сопровождения

Специалист Задачи Содержание деятельности
Учитель — логопед Формировать навыки связной речи, навыки реагирования на обращенную речь. Игры: «Кто позвал меня?», «Волшебный сундучок», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Запомни и повтори», «Кому, что, нужно?»

Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Игры: «какой звук?», «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук».

Беседы по картинкам: «Наша группа»,

«Осень», «Фруктовый сад», «Новогодняя елка»

Педагог – психолог Развивать положительные отклики на социальные контакты.

Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими.

Игры на развитие коммуникативных навыков:

«Подружились мы с тобой», «Рука твоя, рука моя»;

Игры на развитие контактности: «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

Упражнения: «Говорим друг другу до свидания», «Вежливые слова»

Воспитатель Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру,

коммуникативной и социальной компетентности ребенка

Формировать представления о предметном мире.

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Игры: «Покажи предмет, какой скажу»,

«Больше — меньше», «Чудесный мешочек»,

«Собери по схеме», «Дорисуй», «Раскрась по инструкции».

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики.

Вовлечение в театрализованные игры. Вовлечение к выполнению оздоровительной гимнастики.

Создание схем – картинок с алгоритмом выполнения определенных действий: одевание, правила поведения, культурно – гигиенические навыки.

Музыкальный руководитель Развивать фонематическое восприятие. Упражнения: «Большие и маленькие ноги»,

«Ежик и барабан».

Логопедические распевки: «Воробьишка»,

«Песня малышу», «Курочка».

Динамические упражнения: «Медвежата», «По грибы», «Заинька»

Инструктор по физическому воспитанию Формировать двигательные навыки, способствующие улучшению координации

движений.

Игры: «Догони», «Птички и кошка»,

«Воробушки», «Переправа».

Различные виды ходьбы, прокатывание и ловля мяча.

Направления деятельности
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя)
Личностные:

Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие

Несформированность представлений о себе, образе Я. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся».

Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя»

Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»;

«Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»;

«Если бы я был звездой».

Рисование на темы: «Рисуем имя»;

«Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств»

Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов.
Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности):

«Угадай, что нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею».

Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»;

«Путешествие по картине».

Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний).
Нарушение нравственных норм и правил поведения. Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Азбука вежливых фраз (составление

предложений). Игры: «Поздоровайся

по-разному»; «Поблагодари по- разному»
Коммуникативные:

Трудности во взаимодействии со взрослыми

Неадекватная самооценка Создание ситуации успеха. Привлечение в качестве помощника взрослого. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры:

«Ласковые лапки»; «Повтори за мной»;

«Волшебные очки». С. Черный

«Храбрецы».

Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями

организационными, перцептивными, оперативными

Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры:

«Повтори задание»; «Скажи по-

другому». Работа с инструментами (символами). Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши».

Включение ребенка в деятельность.

Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации Беседы на темы: «Мы здороваемся»;

«Как обратиться с просьбой»; «Что

делать, если ты потерялся?». Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью».

Игры по методу телефонного разговора:

«Позвони маме»; «Позвони в магазин».

Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей.

Трудности во взаимодействии со сверстниками Неадекватная самооценка Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара».

Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами

Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»;

Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение

«Похвали за…». «Нарисуйте в паре с

…», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря
Неумение выражать свои мысли в общении с

педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками

Недостаточное развитие мыслительных операций Игры и упражнения на развитие

мышления: «Летает — не летает»; «Я знаю пять…»; «Хитрые вопросы».

Игра «Назови сходство и различие двух предметов».

Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра

«Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому».

Несформированность процессов произвольного внимания Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям.
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами — мимикой, жестами, интонацией «Расскажи» стихи руками. Игра

«Попугай». Театрализация, этюды.

Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному».

Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом

Неумение находить способы разрешения конфликтов Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и

другого человека

Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением.

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Игры: «Встань на его место»;

«Волшебные очки»; «Ты похож на…»;

«Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково,

обидно и т. д.)
Неадекватная самооценка Разбор конфликтных ситуаций. Игра

«Хорошо-плохо». Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок.

Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием

«Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?».

Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. Игра «Из каких мы сказок?», Игра

«Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме).

Игровой прием «Поручения».

Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности Игра «Квартет», Игра «Найди

дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку»,

«Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра

«Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение

«Послушай, ответь и расскажи».

Взаимодействие с родителями

Консультации «Что нужно знать родителям ребенка с ОВЗ»

«Возрастные особенности детей 5 – 6 лет»

«Значение развития мелкой моторики рук для речи детей»

«Использование считалок для развития речи»

«Интересные игры для развития внимания»

Совместная деятельность Участие в совместных проектах, подготовка к праздникам, развлечениям, выполнение рекомендаций специалистов.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен на 1 год.

Индивидуальная и групповая образовательная деятельность проходят в соответствии с расписанием и распределенной нагрузкой. Каждый специалист документирует свою работу. Педагогическая и психологическая диагностики проводятся через: наблюдение, игры, беседы, анализ результатов деятельности.

Современное воспитание детей

В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.

Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.

Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.

Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.

Кому нужен ИОМ?

В основном это дети следующих групп:

  • Дети с органическими нарушениями, то есть те, у кого есть нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
  • Дети с тяжёлыми соматическими заболеваниями, особенно те, кто часто пропускают занятия, находясь в больнице или на домашнем обучении.
  • Дети с ощутимой задержкой психического развития.
  • Дети с расстройством аутистического спектра.
  • Дети с умственной отсталостью.
  • Гиперактивные дети – в том случае, если их активность мешает образовательному процессу.
  • Одарённые дети.

На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.

Почему дети разные?

Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?

Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.

Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.

При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.

Источник фото: Lukas / Pexels

В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.

Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.

И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]