Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
ФИО ребенка: Платон З.
Дата рождения:
(ребенку 5 лет).
Дата составления ИОМ: 30.08.2018 Родители:
Краткая характеристика:
Сложная адаптация при поступлении в среднюю группу, тяжелое расставание с родителями, плакал, нежелание идти на контакт с детьми и взрослыми. Развитие мелкой и крупной моторики не соответствует возрастной норме. Нарушены координация, темп, ритм движения. Во время групповой образовательной деятельности не проявляет интерес к происходящему (бегает, прыгает), ему сложно длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается; преобладает непроизвольное внимание. Развитие речи не соответствует возрастной норме.
Коммуникативные и речевые нарушения: неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, снижение потребности в общении, недоразвитие игровой деятельности — не умеет поддерживать игру, предпочитает быть в одиночестве, не идет на контакт с детьми, не принимает правила игры.
Цель:
Формирование коммуникативных и речевых навыков через непрерывное сопровождение на всех этапах пребывания в детском саду.
Задачи:
- Совершенствовать коммуникативные навыки через включение в совместную игровую и образовательную деятельность.
- Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка.
- Развивать познавательные процессы, направленные на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
- Оказывать методическую помощь родителям в поддержке ребенка.
Формы взаимодействия
: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа. Выполнение рекомендаций психолога, дефектолога, музыкального руководителя.
Виды деятельности:
коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструктивная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Предполагаемый результат
: Повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.
Формы работы с родителями:
консультации, индивидуальные беседы, обмен опытом взаимодействия с ребенком, родительские собрания (круглый стол)
.
Диагностический этап
Аспект индивидуального учебного плана | Сильные стороны | Трудности |
Коммуникация | Взаимодействует в общении со взрослым на индивидуальных занятиях. | Навыки владения речевыми средствами коммуникации не соответствуют возрастной норме. Не пытается взаимодействовать с детьми как в игре, так и при работе в команде. |
Физическое развитие | Проявляет интерес к игровой деятельности. | Не освоены навыки брать, держать, переносить, класть мяч, прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, подлезать под натянутую веревку |
Социальные навыки | Проявляет интерес к детям. | Не испытывает желания делиться игрушкой со сверстниками, проявляет бурную эмоциональную реакцию, стремится поломать то, что дети построили. |
Познавательное развитие | Различает цвета и формы. С помощью наглядного материала считает до 10. | На занятиях не проявляет активность. Отвлекается при выполнении заданий. Проявляет интерес только к теме техника, но не слушает, а рассказывает взрослому одну и ту же информацию. Не развита мелкая моторика. |
Художественно – эстетическое развитие | Повторяет несложные рисунки. | Не развита мелкая моторика. Ребенок только с помощью взрослого может пользоваться ножницами. Очень недолгое время может рисовать, теряет интерес. |
Речевое развитие | Знает содержание многих сказок. Проявляет интерес на индивидуальных занятиях к играм по речевому развитию. | Трудности в запоминании, составлении рассказа по картинкам и схемам, в пересказе. |
Навыки, необходимые для жизни | Культурно-гигиенические навыки не сформированы | Не соблюдает последовательность при одевании одежды, ждет подсказки взрослого. |
Индивидуальный маршрут психолого- педагогического сопровождения
Специалист | Задачи | Содержание деятельности |
Учитель — логопед | Формировать навыки связной речи, навыки реагирования на обращенную речь. | Игры: «Кто позвал меня?», «Волшебный сундучок», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Запомни и повтори», «Кому, что, нужно?» Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Игры: «какой звук?», «Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук». Беседы по картинкам: «Наша группа», «Осень», «Фруктовый сад», «Новогодняя елка» |
Педагог – психолог | Развивать положительные отклики на социальные контакты. Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими. | Игры на развитие коммуникативных навыков: «Подружились мы с тобой», «Рука твоя, рука моя»; Игры на развитие контактности: «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» Упражнения: «Говорим друг другу до свидания», «Вежливые слова» |
Воспитатель | Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности ребенка Формировать представления о предметном мире. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. | Игры: «Покажи предмет, какой скажу», «Больше — меньше», «Чудесный мешочек», «Собери по схеме», «Дорисуй», «Раскрась по инструкции». Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики. Вовлечение в театрализованные игры. Вовлечение к выполнению оздоровительной гимнастики. Создание схем – картинок с алгоритмом выполнения определенных действий: одевание, правила поведения, культурно – гигиенические навыки. |
Музыкальный руководитель | Развивать фонематическое восприятие. | Упражнения: «Большие и маленькие ноги», «Ежик и барабан». Логопедические распевки: «Воробьишка», «Песня малышу», «Курочка». Динамические упражнения: «Медвежата», «По грибы», «Заинька» |
Инструктор по физическому воспитанию | Формировать двигательные навыки, способствующие улучшению координации движений. | Игры: «Догони», «Птички и кошка», «Воробушки», «Переправа». Различные виды ходьбы, прокатывание и ловля мяча. |
Направления деятельности | ||
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей | Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
Личностные: Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие | Несформированность представлений о себе, образе Я. | Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Беседы о реальных и возможных достижениях детей. Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; «Если бы я был звездой». |
Рисование на темы: «Рисуем имя»; «Мой смешной портрет»; «Ладошка достижений»; «Цветок качеств» | ||
Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где? | ||
Тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях или отсутствие самокритичности | Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Исключение соревновательных моментов. | |
Психогимнастика. Ролевые игры. Игры (при отсутствии самокритичности): «Угадай, что нравится маме (друзьям)» Упражнение «Я не могу — я могу — я сумею». | ||
Психогимнастика. Игры: «Давай поговорим»; «Волшебные очки»; «Путешествие по картине». | ||
Тематическое рисование с учетом трудности ребенка. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний). | ||
Нарушение нравственных норм и правил поведения. | Несформированность представлений о моральных качествах и этических требованиях. Отсутствие внешних норм, ограничений | Оформление уголка «Наши добрые дела». Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Упражнение «Мусорное ведро». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры: «Поздоровайся |
по-разному»; «Поблагодари по- разному» | ||
Коммуникативные: Трудности во взаимодействии со взрослыми | Неадекватная самооценка | Создание ситуации успеха. Привлечение в качестве помощника взрослого. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». С. Черный «Храбрецы». |
Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными | Обучение умению работать по алгоритму. Введение правила-схемы по коммуникативной деятельности (словесной, наглядной). Игры: «Повтори задание»; «Скажи по- другому». Работа с инструментами (символами). Работа в паре со взрослым. Игры: «Я — слово, ты мне — слово»; «Исправь ошибку»; «Составь предложение или перевертыши». Включение ребенка в деятельность. | |
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации | Беседы на темы: «Мы здороваемся»; «Как обратиться с просьбой»; «Что делать, если ты потерялся?». Создание проблемных ситуаций с тремя вариантами ответов (ребенок должен выбрать один). Игры: «Интервью». Игры по методу телефонного разговора: «Позвони маме»; «Позвони в магазин». Диалоги по лексическим темам. Усвоение речевых образцов во взаимодействии со взрослым, смена ролей. | |
Трудности во взаимодействии со сверстниками | Неадекватная самооценка | Трудовые поручения в парах (тройках, команде). Разработка системы поощрений «Самая дружная пара». Ролевые игры. «Комплименты другу». Игры и хороводы с диалогами Игры на формирование адекватной самооценки: «Горячий стул»; «Я сильный, умный, смелый»; «Я могу, хочу, умею». «Скульпторы»; Организация взаимопроверки выполнения заданий. Упражнение «Похвали за…». «Нарисуйте в паре с |
…», «Сложи слово вместе с …» Игры на обогащение словаря | ||
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | Недостаточное развитие мыслительных операций | Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает — не летает»; «Я знаю пять…»; «Хитрые вопросы». Игра «Назови сходство и различие двух предметов». |
Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи | Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игра «Сочиняем историю по кругу» в паре с ребенком или педагогом. Логоритмика. Игра «Закончи предложение». Игра «Скажи по-другому». | |
Несформированность процессов произвольного внимания | Игры с правилами типа «Да и нет не говори, черное с белым не дари» — для всех, но на разном материале. Игры на внимание Игры: «Дай задание взрослому» (продолжи узор; графический диктант; поиск с ориентированием — найти игрушку). Задания, направленные на поиск, выделение информации, сравнение объектов по заданным основаниям. | |
Слабо развиты навыки владения паралингвистическими средствами — мимикой, жестами, интонацией | «Расскажи» стихи руками. Игра «Попугай». Театрализация, этюды. Психогимнастика на выражение эмоционального состояния. Игры с зеркалом. Игра «Скажи по-разному». Игры на интонацию. Игры на выделение одного слова голосом | |
Неумение находить способы разрешения конфликтов | Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека | Чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций. Игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки»; «Ты похож на…»; «Спина к спине». Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией: грубо, ласково, |
обидно и т. д.) | ||
Неадекватная самооценка | Разбор конфликтных ситуаций. Игра «Хорошо-плохо». Обучение детей конструктивным способам разрешения конфликтов. Разбор проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок. | |
Деятельность хаотична, непродуманная, неконтролируемая | Несформированность умения осознать конкретные познавательные цели | Рефлексия деятельности. Игры с конструктором, мозаикой. Все виды лото, домино. Упражнение «Чем похожи и непохожи?» «Пары картинок», «Пары слов» Игровой прием «Вспомни и назови», «Узнай, что мы загадали?». |
Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. | Игра «Из каких мы сказок?», Игра «Времена года», Игры со строительным материалом (по образцу, схеме). Игровой прием «Поручения». | |
Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности | Игра «Квартет», Игра «Найди дорожку», «Лото», игра с пальцами. Игра «Собери пирамидку», «Выкладывание узоров из мозаики». Упражнение «найди и обведи», Игра «Укрась салфетку так, как я скажу». Игра «Как их зовут?», Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». |
Взаимодействие с родителями
Консультации | «Что нужно знать родителям ребенка с ОВЗ» «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет» «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» «Использование считалок для развития речи» «Интересные игры для развития внимания» |
Совместная деятельность | Участие в совместных проектах, подготовка к праздникам, развлечениям, выполнение рекомендаций специалистов. |
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на 1 год.
Индивидуальная и групповая образовательная деятельность проходят в соответствии с расписанием и распределенной нагрузкой. Каждый специалист документирует свою работу. Педагогическая и психологическая диагностики проводятся через: наблюдение, игры, беседы, анализ результатов деятельности.
Современное воспитание детей
В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.
Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.
Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.
Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.
Кому нужен ИОМ?
В основном это дети следующих групп:
- Дети с органическими нарушениями, то есть те, у кого есть нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
- Дети с тяжёлыми соматическими заболеваниями, особенно те, кто часто пропускают занятия, находясь в больнице или на домашнем обучении.
- Дети с ощутимой задержкой психического развития.
- Дети с расстройством аутистического спектра.
- Дети с умственной отсталостью.
- Гиперактивные дети – в том случае, если их активность мешает образовательному процессу.
- Одарённые дети.
На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.
Почему дети разные?
Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?
Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.
Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.
При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.
Источник фото: Lukas / Pexels
В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.
Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.
И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.