Доклад «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»


«Социальное формирование личности дошкольника»

Социальное формирование личности дошкольника.

Каждый человек способен предвидеть реакции окружающих и контролировать свои действия согласно поступкам, которые он им приписывает.

Как же ребёнок развивается в личность, ориентированную на определённые ценности, которая, хотя и отличается от всех других, способна действовать в согласии с ними?

Социализация относится к тем процессам, посредствам которых люди учатся эффективно участвовать в социальных группах. Приобретение этих навыков связывают с детством. Движущей силой социального развития личности выступает обучение, общение и различные виды совместной деятельности. Обучение вызывает у ребёнка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. Социальный же опыт ребёнок приобретает путём научения, подражания, в общении и деятельности.

Процесс — социализации-это включение ребёнка в общество взрослых и сверстников.

Дошкольный возраст –важнейший этап в развитии ребёнка. Он является тем периодом жизни человека, когда идёт приобщение к миру общечеловеческих ценностей, время установление первых отношений с людьми, вхождение в общество.

Дошкольник воспринимает окружающий его ми не совсем так, как видят и понимают его взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов мышления, воображения ребёнок видит социальный мир по-своему.

В процессе социализации человек принимает на себя различные роли. Игра занимает основное место в развивающих технологиях, обеспечивающих процесс социализации. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования социально значимых качеств личности. Процесс социализации ребёнка- дошкольника происходит в определённых условиях.

В окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. В качестве основных источников социализации дошкольника выступает семья, детский сад.

Комплекс мероприятий, направленных на социальное развитие детей, формируется путём приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре состоит из трёх направлений.

1.Развивающее- образовательное пространство

Предметно-пространственная среда: организация игрового пространства; зоны отдыха, уединения, уголки для развития способностей детей, индивидуальные символы на детских шкафчиках, в группе галерея семейных фотографий. Наличие информационных компьютерных технологий поможет обеспечить наглядность не просто отвлечённых ситуаций, а предоставить возможность ребёнку в «прямом эфире» увидеть, услышать и оценить действия.

Социальная среда: понимание ребёнка взрослым, доверие и уважение между детьми и взрослыми; на совместных мероприятиях сплочённость группы, сотрудничество взрослого и ребёнка, признание прав личности ребёнка.

2.Развивающе-коррекционная работа.

С детьми: общественные мероприятия; психолого-педагогические мероприятия по адаптации детей к детскому саду, целевые и тематические прогулки, экскурсии, развивающие игры социальной компетентности.

С родителями: посещение семей, семейные праздники и досуги, совместное проектирование условий для развития ребёнка в семье.

3.Психодиагностика- составление социального портрета ребёнка.

Воспитатель: наблюдения, заполнение опросника для определения уровня развития коммуникативных способностей детей.

Родители: творческое сочинение о достижениях и развитии способностей детей за время посещения дошкольного учреждения, анкетирование.

Сущность социально-личностного развития дошкольника

Определение 1
Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей.

В соответствии с ФГОС ДО социально-личностное развитие включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на:

  • усвоение детьми ценностей и норм, принятых в современном обществе;
  • формирование и развитие навыков общения посредством активного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • формирование навыков самостоятельности, самовоспитания, саморегуляции и направленности своих действий;
  • развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания и эмоциональной отзывчивости (эмпатии);
  • формирование готовности к осуществлению совместных видов деятельности со сверстниками;
  • формирования уважения к окружающим людям, Родине, истории и традициям народа;
  • формирования гордости и чувства принадлежности к своей семье, определенной национальности и сообществу;
  • формирование положительного отношения к разным видам трудовой и творческой деятельности;
  • формирование основ по безопасному поведению в быту, обществе и природе.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В рамках ДОУ социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в следующих формах:

  • образовательная деятельность;
  • совместные виды деятельности воспитателя и детей;
  • совместная деятельность воспитанников;
  • индивидуальные виды работы воспитателя с детьми.

В настоящее время современные детские сады уделяют большое внимание решению проблемы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что оно направлено на формирование отношения ребенка окружающему миру и самому себе, способствует выработке социальных потребностей и мотивов, становлению самопознаний. Социально-личностное развитие требует от педагога немалых затрат труда и проявление педагогического профессионализма, способствующих получению видимого результата.

Средства социального воспитания дошкольников

Период дошкольного возраста – отрезок времени, который является оптимальным для развития моральных и коммуникативных качеств. Ребенок общается со всеми, кто есть в его окружении. Его деятельность постепенно усложняется, он налаживает контакты со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Социальное воспитание сводится к созданию педагогических условий, позволяющих всесторонне развивать личность человека. Духовная и ценностная ориентация маленького индивида должна быть позитивной.

Средствами для социального воспитания служат:

  • игровая деятельность;
  • общение;
  • организация бесед на разные темы;
  • обсуждение поступков детей;
  • упражнения для развития речи и расширения кругозора;
  • чтение.

Основным видом деятельности в этом возрасте считаются сюжетно-ролевые игры. Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения. Он выполняет определенные действия, проигрывая конкретную жизненную ситуацию. Ему интересно, как люди строят свои отношения, он начинает задумываться над смыслом трудовой деятельности взрослых. В играх малыши стараются точно имитировать приемы поведения, увиденные в реальной жизни или кино. Игры-ситуации позволяют побыть в роли мамы или папы, официанта или бизнесмена.

Становление социальной сущности человека возможно только в обществе. А.Н. Острогорский отмечает, что игра позволяет детям перерабатывать впечатления и знания из окружающего мира. Такая деятельность для них является ценной социальной практикой.

Исследования, проведенные В.П. Залогиной, Р.И. Жуковской и другими, доказали, что ролевые игры социальны по мотивам, функциям и структуре. Роль игры на воспитание в дошкольном возрасте существенна.

Принципы социализации ребенка

Главными принципами организации работы по образовательной линии «Ребенок в социуме» являются:

  • единство формирования у детей представлений о социальной действительности как о части окружающей среды, что отражает деятельность и взаимоотношения людей, и воспитание у детей осознанного желания участвовать в жизни людей, которые их окружают;
  • достоверность и педагогическая целесообразность в отборе знаний о человеке, обществе, морали;
  • комплексность применения различных видов деятельности детей в формировании гуманного отношения к людям;
  • использование примера взрослого как носителя знаний, норм, ценностей, личных качеств.

Главная задача реализации образовательной линии «Ребенок в социуме» — раскрыть ребенку социальный мир и помочь получить социальный опыт, понять свое место в социуме как активного участника. В процессе индивидуального освоения мира ребенок не теряет собственного «Я», а, наоборот, сохраняет, развивает и обогащает содержание своего внутреннего мира.

Ребенок — социальное существо. Для него характерна острая специфическая потребность в другом. Поэтому любое, даже самое простое отношение ребенка к окружающему миру всегда преломляется через отношение к другому человеку. Само понятие «отношение» имеет субъективный и объективный аспекты.

По утверждению Лидии Божович, только через изучение отношения ребенка к действительности и, в первую очередь, к общественной действительности лежит путь к изучению его личности.

Чрезвычайно важно формировать у детей:

  • открытость миру людей как потребность личности;
  • навыки социального поведения;
  • осознанное отношение к себе как к свободной самостоятельной личности; к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми;
  • готовность воспринимать социальную информацию;
  • способность сочувствовать, сопереживать;
  • желание познавать людей, делать добро, поступать достойно.

В предисловии к Базовому компоненту дошкольного образования указано, что взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождения ребенка в социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества.

В дошкольном возрасте формируются основы социальной компетентности ребенка:

  • способность понимать другого человека, его настроение, потребности, особенности поведения;
  • умение уважать других людей, помогать им, заботиться о них;
  • выбирать соответствующие ситуации общения и совместной деятельности.

Социально компетентный ребенок способен чувствовать свое место в системе отношений людей и адекватно себя вести.

Базовым компонентом дошкольного образования определены две компетенции дошкольника в отношении социального окружения:

  1. семейно-бытовая — знакомство с нормами и правилами семейного (семейного) сожительство; способность их соблюдать; умение поддерживать доброжелательные, дружеские, доверительные отношения в кругу семьи, проявлять заботу и любовь родных и близких членов семьи;
  2. социально-коммуникативная — знакомство с различными социальными ролями людей (знакомые, незнакомые; свои, чужие, дети, взрослые, женщины, мужчины, девочки, мальчики, молодые, пожилые), с элементарными социальными и морально этичными нормами межличностных взаимоотношений, умение соблюдать их во время общения.

Способность взаимодействовать с людьми, которые окружают: согласовывать свои действия, поведение с другими; осознавать свое место в социальной среде; позитивно воспринимать себя. Умение сопереживать, сочувствовать, помогать другим, выбирать соответствующие способы общения в различных жизненных ситуациях.

Особого внимания воспитателя требует развитие творческих игр социальной тематики, в которых ребенок отражает свое понимание социума, взаимоотношений людей, выполнение моральных норм, отношение к социальным обязанностям. В работе по образовательной линии «Ребенок в социуме» особое значение приобретает творческая игра.

Специфической особенностью работы по этой образовательной линии является то, что она не ограничивается определенными формами образовательной работы, местом в распорядке дня, длительностью во времени. Поскольку ребенок приобретает социальный опыт постоянно, то рядом с запланированными и подготовленными воспитателем формами стоит использовать также события, которые происходят вне плана.

Новая игрушка, цветок расцвел, болезнь товарища по группе и его возвращение в детский сад и много других событий, которые возникают вне плана образовательной деятельности, — все это может стать предметом социально-эмоционального переживания и осмысления детьми.

Особенности социального развития детей

Социализация подразумевает формирование первоначальной культурной базы. Общаясь, малыш учится жизни, подчиняясь правилам. Теперь ему понадобится учитывать не только свои желания, но и интересы другого ребенка. Окружающая среда способна повлиять на развивающуюся личность. В ней осуществляется воспитание, и закладываются основы поведения. Это понятие включает в себя не просто картину мира с домашними вещами, дорогами, деревьями, машинами. Нельзя не учитывать людей, находящихся в постоянном взаимодействии. Нормы поведения, принятые в обществе, необходимо начинать усваивать с детства.

Влияние взрослых на воспитание малыша очевидно. Дети с интересом наблюдают за действиями людей. Каждое знакомство привносит в жизнь ребенка элемент новизны. Взрослые формируют его личность, воздействуя на него прямо или косвенно, для которого выступают в роли образцов для подражания. Родственники в семье демонстрируют свои знания, показывают наглядно, как обращаться с вещами и относиться к людям.

Задача ребенка унаследовать то, что он видит, скопировать для себя. Усвоенные нормы поведения позволят ему успешно контактировать с другими детьми. Положительный опыт общения влияет на эмоциональное благополучие малышей. Дошкольный период – время, когда начинает формироваться личность. Воспитание – процесс, которому нужно уделять время постоянно. Установки, которые получают дети, и их поведение связаны между собой. Причем необязательно, чтобы эта связь сразу проявлялась отчетливо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]