Проект «Социально-коммуникативное развитие в игре» для детей старшего возраста


Проект «Социально-коммуникативное развитие в игре» для детей старшего возраста

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад «Улыбка»

Педагогический проект

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры».

Автор проекта:

Воспитатель: Левашова С.Г.

2018

Введение

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ, так «Социально-коммуникативное развитие направлено:

— на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». [15].

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Актуальность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Первое общество для «маленького» человека — коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Психологи (Л. С. Выготский, [3], Д. Б. Эльконин, [25], А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.

Игра — самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.

Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.

Режиссёрская игра дошкольника — это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами — заместителями.

Она является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка.

Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками. Режиссёрская игра появляется примерно к 3 годам жизни. В это время дети ещё не играют вместе. У них, как правило, наблюдается игра рядом. А режиссёрская игра помогает детям подготовиться к взаимодействию с другими детьми. С 4-5 лет содержание режиссёрской игры намного разнообразнее, оно отражает содержание любимых сказок, мультфильмов, событий из личной жизни. В 6-7 лет дети также обыгрывают в своих играх знакомые сказки, фильмы, мультфильмы, но при этом вносят свою фантазию в развитие сюжета игры, больше придумывают.

Режиссерская игра — это вид детских игр, который изучен менее всего. Сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована.

Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.

Именно в режиссёрской игре:

  • у детей проявляется инициатива и самостоятельность;
  • активизируется речь, воображение, мышление;
  • развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

Режиссерская игра является одним из немногих способов объединения взрослого и ребенка, дает возможность понять друг друга. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры — Е. М. Гаспарова, [4], Е. Е. Кравцова, [11], Г. Г. Кравцов и др.

По их мнению, режиссерская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.

Практическая часть

Ведущая педагогическая идея исследования заключается в формировании социально-коммуникативных навыков посредством режиссерских игр, способствующих формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формирование диалогической и монологической речи дошкольников как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры. В основе данной работы лежит современный методологический подход: взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграции объединяющей все основные направления, дающий высокую результативность в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, необходимую организацию, качественно новую подготовку детей к жизни.

Цель:

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе режиссерской игры

Задачи:

• развивать социально-коммуникативные способности детей используя режиссерскую игру;

  • формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую деятельность;
  • способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
  • формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.

Таким образом, основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

  • Принцип воспитывающего обучения. Л.Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно».
  • Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой».
  • Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

• Принцип доступности материала.

  • Принцип наглядности. К.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти словам и он будет долго мучиться над ними, а свяжите их с наглядностью и он усвоит их налету».
  • Принцип минимакса обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Принцип деятельности — новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.

Условия формирования опыта:

• использование принципа интеграции образовательных областей в различных видах деятельности;

• обогащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ;

  • общение с детьми на основе субъект-субъектных отношений: педагог — ребёнок -ребёнок;
  • усовершенствована система взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника.

Интегрированный подход к воспитанию и формированию социально-коммуникативных навыков у детей является методологической основой практической деятельности.

Работа выстраивается в три этапа:

Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)

Основной этап — осуществление деятельности по решению проблемы

Заключительный этап – оформление и оценка результатов

Организационный этап

  • отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;
  • организация деятельности детей, организация деятельности родителей;
  • анализ научной и методической литературы;
  • разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста в режиссерской игре «Играем, фантазируем».

Для формирования социально-коммуникативных навыков посредством режиссёрской игры разработан план проекта «Играем, фантазируем».

Работа с родителями

Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.

Родительское участие в реализации поставленных задач:

  • помощь в оснащении группы игровым материалом;
  • помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
  • ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».

Основной этап — осуществление деятельности по решению проблемы

  • реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;
  • работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;
  • обогащение предметно — развивающей среды.

Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.

В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такие

виды театров, как

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

Кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток) — одевают на руку или пальцы. Фигурки пальчикового театра дети используют в импровизациях на заданные темы.

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.

Используются ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.

1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, привлекается внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала прочитывается сказка и проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем — выделяются герои с различными чертами характера и предлагается ребенка сравнить себя с одним из персонажей.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).

  1. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Заключительный этап – оформление и оценка результатов

Результатом работы над проектом являются постановки:

«Играем вместе» (режиссерская игра по сказке «Теремок»);

«Краски осени» (режиссерская игра по сказке «Репка»);

«Зимняя красавица»; (сценическое представление «Новогодние приключения снеговика»)

«Встреча весны» (режиссерская игра по сказке «Заюшкина избушка»).

Оценка результатов:

  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
  • Наблюдение за ходом режиссерской игры с фиксацией результатов наблюдения.
  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Анализ активности детей в представлении материалов проекта.

Прогнозируемый результат

Представленный проект только планируется к реализации, поэтому в случае его реализации можно спрогнозировать следующие результаты:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);
  • предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
  • разработанная тема будет способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формированию диалогической и монологической речи дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры;
  • предполагаем, в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, повысится дисциплина, организованность детей, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;
  • удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;
  • посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;
  • целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение, дети в процессе воспитания приобретут практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни.

Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

Заключение

1. Формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой крайне актуальную проблему, поскольку представляет собой один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — социально-коммуникативный.

2. Сущность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Специфика формирования к социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности заключается в том, что в процессе режиссерской игры ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

4. Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности происходит при следующих организационно-педагогических условиях:

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию социально-коммуникативных навыков;
  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности;
  • создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в игровую деятельность.

В данной работе мы рассмотрели социально-коммуникативное развитие детей, отметили, что достаточно высокий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ребенку возможность успешного освоения школьной программы. В своем исследовании еще раз обозначили основную роль игры, как естественной деятельности детей дошкольного возраста, в развитии социально-коммуникативных качеств ребенка. Игры дошкольника разнообразны и многообразны, все они очень ценны и важны в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольника, но мы в своем исследовании подробнее остановились на режиссерских играх, которые являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В педагогической литературе необоснованно мало уделено внимания этим играм, а они в свою очередь, на наш взгляд, имеют решающее значение в формировании личностных качеств ребенка. В работе мы выделили режиссерскую игру, как наивысший этап развития детской игровой деятельности. Режиссерская игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Режиссерские игры способствуют социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации; помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности; являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки — необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость; дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Данное исследование показало, что процесс развития социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию этих способностей. Педагогическое руководство процессом развития социально-коммуникативных способностей детей мы предлагаем осуществлять с помощью творческих упражнений и заданий.

В ходе реализации проекта применяются такие педагогические технологии:

  • Игровая технология
  • Технология музейной педагогики
  • Технология проектной деятельности (автор Е.С. Евдокимова.)
  • Технология сотрудничества
  • Информационно-коммуникационные технологии

Использование педагогических технологий способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формировании социально-коммуникативных навыков у дошкольников.

Большую роль в реализации проекта играет участие родителей. Благодаря их участию в проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию, поэтому роль родителей в создании условий для развития режиссерской игры неоценима.

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Правильно созданная предметно-развивающая среда несомненно способствует обогащению игрового опыта детей

Общие принципы построения развивающейся среды в детском саду направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания игровой зоны в группах детского сада. Пространство, разделенное на игровые зоны, позволяет детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Своевременно обновление и пополнение игровой среды также стимулирует игровую деятельность детей.

Перспектива:

• Постоянно повышать уровень профессионального мастерства через внедрение инновационных приёмов создания игровых ситуаций.

  • Получать продуктивные результаты от инновационной деятельности.
  • Видеть стабильные результаты в воспитании и образовании воспитанников.
  • Использовать современные формы педагогического партнёрства (педагог-дети-родители).
  • Получать высокие качественные результаты в своей педагогической деятельности.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : Сфера, 2003.
  2. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии.1966. — №6.
  4. Гаспарова Е.М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://d-knigi.ru/gasparova_01
  5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. — СПб. : Речь, 2004.
  6. Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nachalka.com/igromir
  7. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Академия, 1989.
  8. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
  9. Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.
  10. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. — М., 1990.
  11. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.
  12. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М., 1982.
  13. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.
  14. Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2004.
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  16. Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников /Под ред. Е. В. Прима, Л. В. Филипповой, И. Н. Кольцовой, Н. Ю. Молостовой. — М. : ВЛАДОС, 2002.
  17. Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. — М. : Просвещение, 2008.
  18. Репина Т.А. Общение детей в детском саду. М.1990
  19. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. — М. : ВЛАДОС, 2007.
  20. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.
  21. Смирнова Е.Н. Особенности игры и психического развития.//Дошкольное воспитание.2004. — №3. — с.69-71.
  22. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. М. Сфера, 2010
  23. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. – М.: Просвещение, 1990.
  24. Стеркина, Р. «Я, ты, мы»: Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. 1999. — № 7. – с. 21-35.
  25. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  26. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно — ролевой игры. // Вопросы психологии. 2004 − №1.
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами проектной деятельности

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский.

В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; делается акцент на развитии личности ребёнка, социализации, раскрытии его потенциальных возможностей и способностей.

В связи с этим основной спектр задач современных дошкольных образовательных организаций смещается на создание условий, при которых дети полноценно развиваются, осваивая этап дошкольного детства, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста, которое отражает социальный заказ общества и семьи, согласно ФГОС ДО, является их социально-коммуникативное развитие.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми. Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии детей, их поведении. Проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования у него умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества на современном этапе развития общества остается одной из ведущих.

Что же такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социально-коммуникативное развитие реализуется в нескольких направлениях:

  1. Развитие игровой деятельности
  2. Патриотическое воспитание
  3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  4. Трудовое воспитание

Нам бы хотелось поделиться опытом интеграции педагогических инициатив по реализации программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста, через патриотическое развитие.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Ему должен помочь взрослый, используя новые современные технологии. Такой технологией является технология проектирования, которая строится на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». Метод проектов позволит учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение несколько видов деятельности.

В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Педагогами нашего дошкольного учреждения был разработан долгосрочный проект «Маленькие патриоты». Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

  1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
  2. Воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.
  3. Формирование умения работать в коллективе, сотрудничать.

Работа над проектом проходила у нас в течении 6 месяцев. Проект, включает в себя 4 тематических блока.

  1. блок – «Моя семья»
  2. блок – «Зеленая улица»
  3. блок — «Люблю тебя, город Екатеринбург».
  4. блок – «День Победы»

Рассмотрим по подробнее.

1 блок — «Моя семья»

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье, прививаются такие понятия, как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Что бы заинтересовать детей изучению данной темы, мы провели увлекательные беседы, тренинги на тему: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье»«Мои домашние обязанности», «Если мама устала» и др.

Детей очень заинтересовала тема, каждых хотел, как можно больше рассказать о своей семье, и для этого они вместе с родителями создали видео-презентации и организовали фотовыставку «Наш семейный отдых».

Родители откликнулись на все предложенные задания, связанные с проектной деятельностью, заинтересованно взялись за работу, каждый вносил интересные идеи,

не осталась в стороне почти ни одна семья.

Ребята с большой любовью изготавливали своими руками различные поделки, как из бумаги, так и из подручного материала «Подарок для мамы», «Коврик для дома»; охотно лепили, конструировали из строительного материала и лего, активно приняли участие в конкурсе «Дом для моей семьи».

Итоговым мероприятием по работе над темой «Моя семья» стал праздник «Неразлучные друзья — это вся моя семья».

2 блок – «Зеленая улица»

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Стараясь воспитать у детей любовь ко всему живому, мы вместе с родителями, провели различные формы работы, такие как: акции «Убери планету», «Уютный дом для скворца», «Корм для животных», операция «Росток», в рамках которой, мы занимались посадкой деревьев, кустарников, цветов. Организовали «Уголок природы» Мы провели конкурсы, «Лучшая клумба», «Чудеса на грядке», фотоконкурс «Портреты живой природы».

Итогом работы по разделу «Зеленая улица», стало обобщение наших знаний и участие в викторине «Экологическая тропинка».

Наша работа позволила расширить знания детей о природе родного края, научила детей работать в команде, уважать друг друга. Дети получили ответы на интересующие их вопросы и составили рекомендации для жителей нашего города «Как сохранить и украсить нашу планету»

3 блок — «Люблю тебя, город Екатеринбург».

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

В рамках этой темы, совместно с музыкальным руководителем, мы провели беседы с детьми на темы «Я тут родился!», «Гордимся тобой, наш город родной», сформировали знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, некоторые из этих мест нам удалось посетить. Оформили фотоколлаж на тему «Люблю тебя, город Екатеринбург».

Совместно с преподавателем физкультуры дети приняли участие в игре-квесте «На улицах города».

Для родителей провели анкетирование «Знаете ли вы свой город?», разработали памятки «Известные люди о любви к Родине», «Гражданин воспитывается с детства».

Создали экскурсионно-туристический маршрут «Наш город для детей»

Итогом работы по разделу, стало обобщение наших знаний и участие в музыкальном празднике «Город чудес».

4 блок — «День Победы»

С каждым годом все меньше и меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

У нас взрослых есть задача расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника Дня Победы в доступных для детского возраста границах, подчеркивая важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. В рамках проекта проходит ряд мероприятий, направленных на поисково – исследовательскую деятельность дошкольников и развитие коммуникативных навыков и способностей. Мы посетили «Музей военной техники» в городе Верхняя Пышма и возложили цветы к Мемориалу Великой Отечественной войны. Дети вместе с родителями с удовольствием принимают участие в акции «Бессмертный полк», и с гордостью рассказываю про ветеранов.

Объединившись с другими группами, в нашем детском саду мы организовали выставку «Спасибо за победу», в которую вошли фотографии военных лет, военная форма, фото – альбомы братьев, пап, дедушек, прадедушек, служивших в рядах вооружённых сил Советской и Российской армии, дети изготовили открытки «День Победы».

Мы с интересом, прослушиваем песни военной тематики, они легко запоминаются, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. Активное участие дети и родители приняли в конкурсе патриотической песни «Нас песня в окопах спасала».

Итогом работы по разделу, является выпуск газеты «Этот день мы приближали, как могли…» и музыкальный праздник «С Днем Победы!»

Подводя итог, хочется отметить, что основная задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но также обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для социальной адаптации, в том числе к обучению школе.

В результате использования проектной деятельности дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]