Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Птицы нашего города


Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Птицы нашего города

Конспект занятия для дошкольников. Тема: «Беседа о птицах»
Цели занятия: Расширение знаний о птицах нашего города. Задачи: познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие) воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период. Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстрации с птицами; разучивание подвижной игры «Птицелов»; чтение художественной литературы о птицах. Оборудование: демонстрационный материал «Птицы»; модели – схемы для сравнения птиц с другими животными; перья разной формы, цвета, размера; ножницы, стаканчики с водой; карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»; кормушки и различный корм для птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе? Дети: (перечисляют признаки осени). Воспитатель: почему стало мало птиц? Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края. Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных? Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы). Воспитатель: каких птиц вы знаете? Дети: (перечисляют птиц). Воспитатель: куда улетают птицы осенью? Дети: на юг. Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг? Дети: перелетные птицы. Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц? Дети: … Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой: Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел, Аист крыльями полощет – Улетает, улетел. Лист качается узорный, В синей луже на воде. Ходят грач с грачихой черные В огороде, по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи, Улетают, улетели, улетели и грачи. Ребята, о каких птицах это стихотворение? Дети: о перелетных. Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц? В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие. И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц? Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!» А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… (дети хлопают) Воспитатель: Что не правильно? Дети: мухи. Воспитатель: А мухи – это кто? Дети: насекомые. Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим. Прилетели птицы: Голуби, синицы. Аисты, вороны, Галки, макароны!.. (дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова… Прилетели птицы: Голуби, куницы!.. (если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет) Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галочки, стрижи, Аисты, кукушки… Даже совки – сплюшки… (дети хлопают) Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки! Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи Комары, кукушки… (дети хлопают и говорят что комары это насекомые) Воспитатель: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Даже совки – сплюшки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы! Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно. Чем различаются перья? Дети: цветом, размером, формой. Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол. Что случится, если сейчас подует ветерок? Дети: перья полетят, они легкие. Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие. Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо? Дети: нет, вода скатилась капельками. Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости. Подумайте, зачем нужны птицам большие перья? Дети: чтобы летать. Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки? Дети: для тепла. Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать? Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц. Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. (воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением) Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов». Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят: В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке, Птички весело поют. Ой! Птицелов идет! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу. Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? Дети: зимующие, оседлые. Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц? Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края). Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?» Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных. (воспитатель вместе с детьми проверяет задание) Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились. А почему говорят, что зима трудное время для птиц? Дети: (высказываются). Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой? Дети: … Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? Дети: … Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Экскурсия в зимний парк «Наблюдение за зимующими птицами»
Цель: Наблюдение за птицами в природе. Задачи: — закреплять знания о зимующих птицах — формировать представление о добывании пищи зимующими птицами — воспитывать желание заботиться о них и охранять. Ход экскурсии Организационный момент: Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки. Воспитатель задает детям вопросы. Каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? Как человек может помочь зимующим птицам? — Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки. Логопед: Снежок порхает, кружится, на улице бело И превратились лужицы в прозрачное стекло. В саду, где пели зяблики, сегодня посмотри – Как розовые яблоки, на ветках снегири. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? Дети: Зимой! Логопед: Правильно, зимой. Кто внимательно слушал загадку, тот слышал название птиц. Каких? Дети: Снегири. Воспитатель: А что это за птицы? Как вы догадались, что это снегирь? Верно, у него грудка красная. Не зря его в загадке сравнивают с яблоком. Расскажи, Мирон, про снегиря. Ребята, кто знает, чем питаются снегири? (Ответы детей). Да, снегири питаются ягодами рябины. А каких ещё птиц мы видим в парке? Дети: Ворону. Воспитатель: Кто хочет рассказать про ворону, какая она? (Ответы детей). Правильно, ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки и кусочки другой пищи. Дети также рассказывают про сороку, воробья, голубя. Воспитатель: А эта птица – частая гостья на нашей кормушке. Как она называется? Дети: — Синица. Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Верно, потому что на голове, крыльях и хвосте у неё отливает синим цветом. Воспитатель: Тяжело живётся птицам зимой. А почему же они не улетают в тёплые края, как скворцы, грачи, ласточки? Почему они остаются? (Ответы детей). Всё правильно, потому что синицы, сороки, вороны, голуби, воробьи – это зимующие птицы. Они остаются с нами зимовать, чтобы нам было жить веселее. Трудно живётся птицам зимой, а чтобы им было легче добывать пищу, они собираются в стаи. А мы чем можем помочь птицам зимой? (Ответы детей). Логопед читает стихотворение А. Яшина: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо. Сколько гибнет их на свете, видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть и для них тепло. Приучайте птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. Динамическая пауза: Вороны серые летели, на кормушку к нам присели. Поклевали, поклевали, по кормушке поскакали. Угощенье всё поели и тихонько улетели. Логопед читает стихотворение: Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо – На березе яблоки поспели! Подойду поближе к ней, И глазам не верится – Стайка алых снегирей Облепила деревце! (И. В. Кравченко) Воспитатель проводит беседу: — Кого сравнивает автор со спелыми яблоками? (Снегирей) . — Снегирь – это птицы. — Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков) — Снегири – это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха? — А чем питаются снегири? (Ягодами рябины, калины, можжевельника и семенами растений, некоторыми насекомыми) . — Как выглядит снегирь? (Ответы детей) — Да, ребята, у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно-белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у неё не алая, а темно-серая. — Знаете ли вы, как ведут себя снегири? (Ответы детей.) — Это птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. — На что похож свист снегиря? На звук флейты: нежный, грустный. Послушайте. (Педагог включает аудиозапись свиста снегирей) — Как мы можем помочь этим птицам зимой? (Ответы детей). — Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу и беречь маленьких пернатых друзей! Без них наша жизнь станет скучной и «некрасивой». Подвижная игра «Снегири» Снегири. Снегири. (Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам) . Раз, два, три. Раз, два, три. (Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.) Прилетели, посидели, (Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.) Погалдели, улетели. (Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.) Улетели в небеса. (Останавливаются, машут скрещенными ладонями.) Вот какие чудеса! (С удивлением разводят руками.) — Молодцы, ребята! — А сейчас мы с вами подкормим зимующих птиц. Повесим кормушку с угощением для них. — Чем мы угостим птиц? (пшено и семечки) . -А еще мы хотим вам рассказать про хлебные крошки. Хлебные крошки замерзают на морозе, а когда птицы начинают их клевать крошки могут застрять в горле и птица погибнет. Поэтому хлебными крошками лучше не подкармливать! — Наша экскурсия подошла к концу. Но понаблюдать за зимующими птицами мы еще сможем по дороге в детский сад.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы детского сада Конспект занятия ИЗО на тему Осень. Подготовительная группа Занятие для старшей и подготовительной групп на тему: Мой город Конспект занятия в подготовительной группе. Дымковская игрушка

Похожие статьи:

Беседа в детском саду на тему: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Беседа в детском саду на тему «Перелетные птицы» в подготовительной группе

Рассказ про голубя 1-2 класс. Окружающий мир

Рассказ про канарейку для детей, 1-2 класс

О перелётных птицах для детей 5-6 лет

Проект «Зимующие птицы нашего края» — презентация


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 12 « Здоровячок». Проект «Зимующие птицы нашего края» Автор: воспитатель старшей группы Другова Л.В.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна И не страшна Будет им зима. А.Яшин

О ПРОЕКТЕ Тип проекта: познавательно- исследовательский Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы Срок реализации проекта: краткосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями

Проблема: Недостаточные представления о зимующих птицах у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь. В ходе проекта «Зимующие птицы» дети больше узнают о птицах, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Цель: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе. Задачи: 1. Формировать умение различать и называть зимующих птиц. 2. Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание). 3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей. 4. Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.


Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный II этап – основной ( практический) III этап- заключительный

I этап – подготовительный Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. II этап – основной (практический)

Домашнее задание родителям Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.). Изготовить совместно с ребенком кормушку. Выучить стихотворение о зимующих птицах. Подобрать загадки о зимующих птицах. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.

Содержание работы в процессе реализации проекта. Игровая деятельность Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы». Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».


Подвижные игры «Совушка». «Воробушки и автомобиль». «Воробушки и кот».

Познавательная деятельность Формирование целостной картины мира: Тема: «Зимующие птицы» Цели: формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам.

ФЭМП : Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Цель: обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели.

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой». «Кто заботится о птицах». «Пользу или вред приносят птицы?». «Меню птиц». «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?» Наблюдение за птицами зимой за синицей; за вороной; за снегирем; за голубем.

Коммуникация Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Кормушки». Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашего края на книжной полке.

Художественное творчество Рисование «Зимующие птицы» Цель: развитие интереса и положительного отношения к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Работа с родителями: Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.

III этап — заключительный Оформление результата проекта в виде презентации. Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц».

Результаты реализации проекта Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются). Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]