План по самообразованию. Тема: «Нетрадиционные техники рисования ».в старшей группе


План самообразования воспитателя детского сада. Нетрадиционные техники рисования

План самообразования воспитателя воспитателя ДОУ
Тема: Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте. Цели: — Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; — Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; — Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; — Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации. Задачи: — расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; — формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; — формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; — развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; — совершенствовать технические умения и навыки рисования; — воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Актуальность темы: «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными техниками — важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно — логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику » кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника » монотипия». Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Распределение техники по возрастным группам. В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: — тычок жесткой полусухой кистью. — печать поролоном; — печать пробками; — восковые мелки + акварель; — свеча + акварель; — отпечатки листьев; — рисунки из ладошки; — рисование ватными палочками; — с помощью ватных дисков; — кляксография с трубочкой . рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; пластилинография. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. План работы по самообразованию 1.Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы: 1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»» 2. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками» 3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г. 4. И. А. Лыкова «Цветные ладошки» 5. Журналы «Дошкольное воспитание», » Воспитатель». 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 7. И. А. Лыкова — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений». 1. Изучение интернет – ресурсов. 2. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе. 3. Проведение ООД в соответствии с рабочей программой. 4. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами. Внедрение в практику: 1. Разработка рабочей программы на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе. 2. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми». 3. Выставки детских рисунков для родителей. 4. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста». 5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. № Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы 1. Подготовительный этап: аналитико-диагностический. сентябрь 2016 Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор материала. 2. Основной этап. октябрь 2016 – март 2022. Апробация различных технологий и методик организации работы с детьми, работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. 3. Заключительный этап. Апрель 2022г. Диагностика и мониторинг. 4. Обобщение. Сентябрь 2022г. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете
Скачать План самообразования воспитателя детского сада. Нетрадиционные техники рисования

Рекомендуем посмотреть:

Хобби воспитателя детского сада Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Развитие умственных способностей дошкольников через детскую литературу

Похожие статьи:

Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека

Визитная карточка воспитателя детского сада

Презентация детского сада для родителей

Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе

Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста

План по самообразованию в младшей группе на тему: «Нетрадиционные техники рисования».

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» с. Калинаул Казбековского района

План по самообразованию в младшей группе

на тему:

«Нетрадиционные техники рисования»

Подготовила и провела: воспитатель

Гоймирзаева Садия Абдулайсовна

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования» (младшая группа).

Сроки выполнения: 01.09.2020г. – 31.05.2021г.

Участники:

Воспитатель — Гоймирзаева Садия Абдулайсовна, воспитанники младшей группы, родители воспитанников.

Цели:

— формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

— Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

— Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

— Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

— Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

— Развивать желание эксперементировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Актуальность:

Рисование-интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционныеспособы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Предполагаемый результат:

— формирование у детей младшегодошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

— владение дошкольниками простейшими техническимиприемами работы с различными изобразительными материалами;

— умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

— повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Для развития творческих способностей детей использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

1. Рисованиепальчиками — нанесение краски на бумагу при помоши кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь)

разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.

2. Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.

Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

3. Рисование с помощью штампа(в качестве штампа использовала фигуры из поролона)

— нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание кра сочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.

В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.

Перед начало занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть самое необходимое.

Вначале
(при рисовании пальцами или ладонями)
— лист бумаги и одна краска для каждого ребенка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно
(вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол, одежду)
можно предлагать несколько красок

В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.

Перспективный план по нетрадиционному рисованию на уч. год:

Октябрь, ноябрь, декабрь

– рисование пальчиками:

  1. «Дождик-дождик кап. кап. кап.»;
  2. «Листопад»;
  3. «Снежинки летят»;
  4. «Нарядим елочку»;
  5. «Салют».

Январь, февраль, март

– рисование ладонями:

  1. Коллективная работа — «Солнышко»;
  2. «Медузы»;
  3. «Ежик»;
  4. «Ветка тополя»;
  5. «Цветок для мамы».

Апрель, май

рисование штампами
:

  1. «Рыбки плавают в водице»;
  2. «Уточка»;
  3. «Мячики»;
  4. «Гусеница».

Консультации для родителей в течение года:

  1. «Так ли важна изобразительная деятельность для ребенка?»

    ;

  2. «Нетрадиционные техники рисования».

4

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]