Зимние забавы
Главные зимние народные праздники, которых с нетерпением ждут дети и взрослые: сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение.
С давних времен Новый год отмечается в России 1 января. В этот день все с трепетом ждут в гости главного героя славянских сказок – Дедушку Мороза – доброго волшебника, который приносит подарки.
Наши предки проводили в новогодние дни Святки (Святые вечера). Так называются дни празднества, веселья и священного торжества Рождества Христова.
Издревле в это время изготавливали и надевали на себя всевозможные костюмы (звери, мифические герои, сказочные персонажи), что перерастало в настоящие красочные маскарады, в ходе которых исполнялись колядки, и ряженые в шутливой форме поздравляли родных, друзей, соседей со светлым праздником.
Этот обычай пользуется большой популярностью в детских дошкольных учреждениях. Дети с радостью примеряют на себя разные образы и заводят вокруг елки хоровод.
Спустя две недели после Рождества, отмечался еще один значительный праздник – Крещение, посвященный величайшему событию крещения Иисуса Христа. Считалось, что в ночь празднования вода во всех источниках становится святой, избавляет людей от недугов. Чтобы воспользоваться чудодейственными свойствами воды, люди окунались в прорубь.
Цели воспитать уважительное отношение к традициям русского народа, приобщить детей к культуре проведения зимних праздников воспитатели могут достичь при помощи проведения разных мероприятий, например:
- «Новогодний хоровод» (утренник со встречей Деда Мороза, хоровод вокруг елки, поздравления, подарки, костюмированный маскарад);
- «Снежные бои» (уличные игры с бросанием снежков, лепкой Снеговика, рисованием красками на снегу, зимними спортивными соревнованиями);
- сказочные театрализованные постановки: «Морозко», «Новогодняя сказка», «Зимовье зверей»;
- праздничные зимние посиделки (занятия в группе с использованием загадок, пословиц, стихотворений, песен, примет, иллюстраций).
Весна — красна
Отмечал русский народ с размахом и весенние праздники. Наступление весны знаменуется приходом Масленицы.
Для каждого дня Масленичной недели характерно свое название, игры и обычаи. В эти дни пекли блины, ходили в гости, устраивали всевозможные игрища, кулачные бои, балаганы для скоморохов.
Главным атрибутом торжества была кукла Масленица, которую изготавливали из соломы и в последний день сжигали в костре, просили друг у друга прощение.
Сегодня с большим энтузиазмом возрождают эти традиции сотрудники детских садов, проводя с детьми Масленичные гулянья. С песнями, хороводами и потешками ребята угощаются блинами и принимают участие в русских народных играх.
Не менее интересны в проведении весенние христианские праздники: Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, которые сопровождаются старинными обрядами.
Весенние народные праздники в детском саду можно проводить, применяя фольклорный материал.
- «Проводы Масленицы» (ритуал сожжения чучела Масленицы, песни и хороводы на игровой площадке, угощение блинами);
- «Музыкальное зернышко» (инсценировка обряда посева зерна в песенном сопровождении, игра на музыкальных инструментах: гармошке, дудке, балалайке, деревянных ложках);
- «Просыпайся, Весна-красна!» (игры и конкурсы на улице, выпускание птиц из клеток на волю, хороводы, частушки);
- тематические занятия в группе (поделки из природных материалов, раскрашивание пасхальных яиц, сценки о весне).
Сценарий костюмированной ярмарки ремесел «Во деревне Филимоново»
Фольклорный праздник подготовили сотрудники детского сада с этнокультурным русским компонентом образования № 2096 ЗелАО г. Москвы:
- педагог дополнительного образования Сарибекян Сусанна Исраеловна,
- музыкальный руководитель Бобрович Маргарита Александровна.
Цель
Познакомить детей с народной филимоновской игрушкой, способом ее изготовления и росписи желто-красно-зелеными полосками. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушки, нарядность, яркость. Создать радостное настроение от встречи с народной игрушкой, усиливая впечатление использованием фольклорных произведений, костюмов.
Оформление зала
Осенняя картина деревни: изба, колодец (крыши расписаны филимоновским орнаментом), деревья, украшенные листьями под филимоновскую роспись; под деревом на скамеечке сидит дед Филимон. Вывешены таблицы с узорами и фигурками. Подготовлены
- стол, на котором расставлены филимоновские игрушки: петух, корова, солдат, сударыня, птичница, всадник; вертящаяся карусель с фигурками;
- товары для ярмарки: баранки, бусы, платочки.
Ах, лето!
Народ на Руси в июне отмечал главный летний праздник — Иван Купала. Предки отмечали это событие очень весело: играли на гуслях, устраивали пляски в роще, лесу, прыгали через костры, плели веночки из трав, загадывали желания.
Главным растением — символом торжества является папоротник, который согласно легенде в этот день расцветает.
Современные дети обожают проведение праздников на лоне природы.
Красивый патриотичный праздник Древней Руси – Троица (праздник цветов и березок). Главная героиня праздника – Береза. Ей посвящают викторины, конкурсы, рисунки детей.
Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания.
- «Купала» (обучение мастерству плетения венков, изучение растений, чтение сказок про русалок);
- «Русская березка» (проведение обряда с завязыванием лент на березку и загадыванием желаний).
Осенний пир
Осень – время сбора урожая и отлета птиц. Древние славяне отмечали многочисленные осенние праздники, проводили обряды. В основном все они были посвящены благодарению Матушке – Земле за собранный урожай. Наиболее значимый праздник – Осенины.
Изучение таких традиций помогает привить детям любовь к труду, природе, познакомиться с процессом взращивания различных садово-огородных культур. Появляется возможность узнать, в какой одежде наши предки обрабатывали землю, в каком наряде садились за стол, и в каком костюме проводили праздничные обряды.
- «Ярмарка осеннего урожая» (застолье, проведение викторин по теме);
- «Дефиле народного костюма» (изучение деталей одежды славян, конкурс – дефиле).
В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки.
Проводить народные праздники в детском саду педагогам крайне важно. Через фольклор детям прививается любовь к Родине, вкладываются знания о культурных традициях народа.
Семейный фольклорный праздник для младших школьников. Сценарий
Сценарий семейного фольклорного мероприятия «Вечёркины посиделки»
Описание: Сценарий могут использовать учителя начальных и средних классов, педагоги – организаторы, педагоги дополнительного образования для проведения внеклассного мероприятия для детей от 7 до 14 лет и их родителей. Цель: создание условий для творческого, коллективного развития, самореализации и укрепления семьи, класса, творческого объединения. Задачи: — воспитание любви к традициям и культуре русского народа; — организация совместного досуга детей и родителей в классе, творческом объединении. — сохранение и развитие семейных традиций; — активизация творческой деятельности педагогов, осуществляющих сотрудничество с семьей в системе образования; — формирование банка методических материалов, посвященных вопросам организации сотрудничества с семьей. Оформление: Учебный кабинет оформлен в стиле деревенской избы. Часть помещения занимает бутафорский сундук, стол с самоваром, лавки для детей, различные народные атрибуты. Это зона будет являться сценической площадкой, на которой сосредоточится основное действие. Другая часть кабинета – зрительный зал, где расположены посадочные места для родителей и гостей. Все посадочные места разделены на две зоны и обозначены указателями – улица Хлопушкина, улица Топотушкина.
Действие до начала мероприятия:
Всех гостей в фойе встречают дети в русских народных костюмах, выстроенные в коридор. Каждого гостя приветствуют поклоном и добрыми словами. Далее педагог при входе в кабинет приглашает всех в «избу» на вечерку. Педагог играет роль Хозяйки. Гости вытягивают из предложенного ею лукошка ленту, таким образом, определяя с какой улицы они прибыли. Соответственно сразу формируются две команды, происходит рассадка гостей согласно названиям команд и указателям. До начала мероприятия звучит музыкальная подборка народных песен.
Ход мероприятия:
Музыка фоном Хозяйка: Все гости собрались!? Гости: Да! Хозяйка: Можно и вечерку начинать! Улица Хлопушкина здесь? Гости: Да! (хлопают в ладоши) Хозяйка: А улица Топотушкина? Гости: Да! (топают ногами) Хозяйка: А жители улицы Веселушкина? Гости: Нет! Хозяйка: Ох, опять опаздывают! Ладно, подождем! Хозяйка в ожидании садится за стол и запевает песню «Ой, голубка, голубка моя». Раздается стук в дверь. Появляется 1 ребенок с корзиной в руках.
1 ребенок: Можно к Вам? Хозяйка: Можно, можно милая Катюша! 1 ребенок: Здравствуй, Хозяюшка! Хозяйка: Здравствуй, Катюшенька! Ты сегодня ко мне с улице Веселушкиной первая на вечерку пришла. 1 ребенок: А я так торопилась! Мне мамка еще в обед сказала, что вечерку у тебя будем собирать. Странно?! А с нашей улицы еще никого и нет. Хозяйка: Наверное, в бане моются. Ну, проходи, располагайся. Горница у меня просторная, светлая, чистая, места всем хватит. 1 ребенок: И пол -то крепкий. Не сломается! Эх, пол пробью! Потолок пробью! На доске останусь, с милым не расстанусь. Хозяйка: Любишь кого? 1 ребенок: Да, Ромка нравится с Заречной улицы. Хозяйка: Хороший парень! А, что ж это ты в корзинке такой большой принесла? 1 ребенок: Кудельку. Присаживается к Хозяйке. Начинают распутывать кудельку. Вновь стук в дверь, с шумом и смехом появляются остальные дети.2 ребенок: Можно к вам на вечерку хозяюшка? Хозяйка: Здравствуйте, девчата! Проходите, рассаживайтесь по лавкам, доставайте свои рукоделия, да песню заводите. С песней оно и работать легче. Исполняют песню «Виноград расцветает».Музыка фоном Хозяйка: Ну, рассказывайте, кто что напрял, наткал? 3 ребенок: Я вот рушник вышиваю. Хозяйка: Да, ты никак замуж собралась? 3 ребенок: Нет. Рано еще. Приданное только готовлю. 4 ребенок: Я вот носочки пуховые связала. Говорят, зима нынче холодная будет. 5 ребенок: А мне свяжешь такие? 4 ребенок: Сама бы села и связала! 5 ребенок: А у меня пятка не получается. 4 ребенок: Приходи на следующую вечерку, научу. 6 ребенок: А я кудельку пряду. 7 ребенок: Да ты эту кудельку прядешь уж целую недельку. 8 ребенок: А я своему Василию рубашку сшила. 9 ребенок: Да, твой Василий в этой рубашке самый красивый парень на деревне будет. 10 ребенок: Рубашка как рубашка. Самая обыкновенная. Я тоже такую сшить могу. 9 ребенок: Но ты иголку-то в руках сроду не держала. Приходишь на вечерку только семечки лузгать. 8 ребенок: Девчата, что вы все про работу, да про работу. Я уже и поиграть хочу! Хозяйка: И то, правда. Чего ж не поиграть! Русская народная игра «Золотые ворота»: Приглашаются жители всех улиц. Выбираются двое родителей, которые встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки, обозначая ворота. Остальные игроки берут друг друга за руки так, чтобы получилась цепочка. Все хором напевают слова, а цепочка должна быстро пройти под воротами: Золотые ворота Проходите господа! Первый раз прощается, Второй раз запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети и родители, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.Раздается громкий стук. Шуршание в сундуке. Музыка фоном Хозяйка: Ой, кто там, в сундуке шуршит?! Наверное, мышка завелась! Давайте попросим самого сильного парня на деревне открыть сундук и поймать ее! Папа открывает сундук и из него появляется домовенок Кузя. Обычно в этот момент все дети начинают визжать от неожиданности.Домовенок: Ой, ой, ой…Вот бяда, бяда, огорчение…Где ж тут спрячешься…Подпола нет, чуланчика, нет, щелки нет, норки нет…ой,ой.. Ну никуда от вашего шума не спрячешься! Поспать мне не даете! Я, между прочим, заслуженный домовой, давно живу в вашем коллективе, помогаю по хозяйству! То костюмчик подошью, то избу подмету! А вы… Что за сабантуй вы тут устроили, а? Хозяйка: А у нас сегодня вечёрка! Собрались гости со всей деревни! Домовенок: Вечёрка говорите? Ну, это дело хорошее! Во-первых, можно себя показать во всей красе, во-вторых, поиграть, да посоревноваться, а в-третьих, мастерством в рукоделии похвастаться! Ведь кто не работает, тот понарошку! А кто понарошку, тот все равно понарошку! В общем, по — нашему: Кто не работает, тот не ест! Ну, что для начала предлагаю познакомиться! (достает из сундука лапоть, можно два лаптя) ИГРА «Меня зовут… И сегодня я самый…»: Все участники встают в круг. Пока звучит музыка, необходимо из рук в руки передать лапоть. Как только музыка остановится, у кого в руках оказался лапоть, выходить в круг и громко говорит фразу: Меня зовут…И сегодня я самый …! Например, Меня зовут Николай, и сегодня я самый веселый! Каждый участник придумывает свое интересное продолжение.Музыка на игру Музыка фоном Домовенок: Вот и познакомились! А теперь я хочу посмотреть какие вы все рукодельницы и мастера! Я ночью , вот какой платок соткал (показывает на стену, где висит основа платка), но вот беда – узоров — то на нем нет! А появится, они смогут только благодаря вашему хорошему настроению, радостным улыбкам и зажигательной энергии! А что лучшего всего поднимает настроение? Конечно же, добрая песня! КОНКУРС «БИТВА ХОРОВ»: Жители каждой улицы по очереди поют отрывки из песен на заданную тематику. Желательно использовать баян.Музыка на конкурс Музыка фоном Домовенок: Молодцы, благодаря вашим замечательным песням и дружному хору, на платке появляются первые красочные узоры! (выдает из сундука узоры мамам и некоторым деткам, они крепят их к платку) Ой, гляжу я на вас, и мне кажется, что вы уж засиделись! Пора бы и поразмяться! Приглашаю зажигательных плясунов от каждой улицы! Проверим этот пол на прочность! КОНКУРС «ПЕРЕПЛЯС» Каждой команде предлагается выйти и станцевать зажигательный танец под предложенную музыку. Музыкальные композиции лучше всего выбирать разнохарактерные, например, хороводную, плясовую и т.д.
Музыка на конкурс Музыка фоном Домовенок: Ох, думаю, нас в другой деревне глава района услыхал! Получите еще расписные узоры! (крепят к платку) Ну, и конечно, какая вечерка без жарких объятий! Объявляю обнимательную эстафету! КОНКУРС «ЭСТАФЕТА ОБЪЯТИЙ»: В каждой команде передают объятия от первого человека к последнему по цепочке. Последний участник, подбегает обнимать Домового. Чья команда быстрее обнимет домового, та и победила.Музыка на конкурс Музыка фоном Домовенок: От ваших жарких и крепких объятий такие узоры расцвели, что просто диву даюсь! Ну-ка рукодельницы, распишите ковер последними штрихами! Давайте поаплодируем друг другу, ведь все вместе мы смогли своим творчеством, талантом и хорошим настроением создать вот такую коллективную работу — настоящий русский платок! Самое главное, что платок волшебный: если станет вдруг грустно, то стоит, лишь его коснуться, как ваша душа наполниться радостью и сразу захочется спеть! (касается платка)…ой… и, правда, хочется!! Ну-ка, девчонки, помогайте, песню запевайте!
Дети поют фольклорную песню «Никанориха». Можно хором спеть любую песню, которая была бы знакома всем гостям!Музыка фоном Домовенок: Ну и, как говорится, красна изба не углами, а пирогами! Спешу вас угостить вкусными талисманами, которые принесут в ваши дома только удачу! Примите от всей души этот символ удачи — подкову! (угощает печеньем в виде подковы, можно прикрепить к ним предсказания ) Прошу всех за стол к самовару!
Чаепитие.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника в начальной школе «О спорт, ты — мир» Семейный праздник в коррекционной школе. Сценарий Праздник чая в начальной школе. Сценарий Праздник цветов в начальной школе. Сценарий
Похожие статьи:
Конспект классного часа в начальной школе. Моя семья
Праздник прощания с учебным годом. Сценарий
Юмористические сценки для детей начальной школы
День лицея. Сценарий для начальной школы
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Народные промыслы России