Для того, чтобы ребенок рос самостоятельным, очень важно вовремя формировать у него навыки самообслуживания. Это и умение самостоятельно пить и кушать, и гигиенические навыки, и уборка игрушек и многое другое. В каком возрасте можно начитать учить ребенка обслуживать себя самостоятельно? Какие навыки малышу следует освоить в первую очередь? Как правильно развивать навыки самообслуживания? Что делать, если ребенок противится самостоятельности? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.
Как развить в ребенке самостоятельность: основные принципы
Несмотря на маленький возраст, дети многое могут делать самостоятельно, если предоставить им такую возможность. Но для того, чтоб развить у ребенка навыки самообслуживания, придется набраться терпения. Первое время, когда малыш только начинает осваивать какой-либо навык, будьте готовы к тому, что на действия, которые раньше с вашей помощью совершались легко и быстро, потребуется гораздо больше времени. А ребенок, который учится самостоятельно пользоваться ложкой, вероятнее всего, испачкает себя и все вокруг. Но, поверьте, затраченные силы и нервы, обязательно окупятся Вам сторицей. Постепенно у малыша будет получаться все лучше и лучше, и, в конце концов, он полностью откажется от Вашей помощи. Итак, если Вы хотите развить в ребенке самостоятельность, придерживайтесь следующих правил:
- Позволяйте малышу действовать самостоятельно;
- Хвалите ребенка за его стремление сделать что-либо самому;
- Не ругайте его, если он делает что-то долго и неуклюже;
- Если малыш просит помощи, не отказывайте ему.
«Помоги мне сделать это самому» — это основополагающий принцип системы Марии Монтессори. А наша задача, как взрослых – создать для малыша пространство, которое соответствует его потребностям.
Чтобы ребенок имел возможность проявить свою самостоятельно, дома необходимо создать соответствующие условия. Вещи, которые не представляют для малыша опасности, должны находиться в свободном доступе. Можно выделить несколько видов самостоятельной активности ребенка, реализацию которых взрослые могут обеспечить через организацию пространства:
- Утоление жажды (кувшин и стакан с водой должен быть в свободном доступе малыша);
- Уборка (пусть у малыша будет свой веник, совок, ведро, щетка, тряпочка, губка);
- Уход за растениями (для этого нужна лишь небольшая лейка и пульверизатор);
- Переодевание (желательно, чтобы малыш имел доступ к части своей одежды и обуви);
- Соблюдение гигиены (чтобы ребенок мог самостоятельно помыть руки или умыться, поставьте под раковину специальный приступок);
- Накрывание на стол (ребенку нужно знать, где хранятся его посуда);
- Готовка (малыш с радостью поможет Вам в приготовлении пищи);
Помните, что организуя развивающее пространство для малыша, вы открываете перед ним множество возможностей для проявления самостоятельности, но не обязываете его что-либо делать.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки)
- раздевания и одевания (снимать и надевать трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки, обуваться и снимать обувь)
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам)
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры)
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом)
- мышление (умение узнавать предметы, выполнять простые указания, поручения; умение имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них. Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения. Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать для развития ручек малыша:
- предложить ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета
- позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках
- давайте ему проталкивать предметы в отверстия, например, монеты в копилку
- нанизывать предметы на шнурок, например, бусы для мамы и бабушки из крупных макарон с отверстиями
- переливать воду пипеткой или спринцовкой, например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство
- пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной
- создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому
- ловить мыло в воде.
- поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин», используя кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках; «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).
В дошкольном учреждении самообслуживание у детей раннего возраста можно формировать различными методами: словесный, наглядный, практический. Далее раскроем эти методы.
Словесный метод, прием общего напоминания. Необходимо применять для выполнения какой-либо задачи, в то время когда определенные навыки самообслуживания уже сформированы. Данный метод требует особенного контроля за деятельностью детей и каждым изменением в ней. Важно не только тренировать детей раннего дошкольного возраста в выполнении действий по самообслуживанию, но и проверять качество выполненного действия. Важно также приучать детей к взаимопомощи: чтобы в дошкольном учреждении они трудились не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
Еще один словесный метод это использование художественной литературы, которая стимулирует активность детей в овладении навыками самообслуживания. Для того чтобы вызвать у детей желание проявить самостоятельность в одевании и умывании, необходимо использовать детские песенки, стихи, потешки. Для ознакомления детей с необходимыми культурно-гигиеническими навыками необходимо использовать специальные занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, фольклора. Положительное воздействие на детей в формировании навыков самообслуживания оказывают такие художественные произведения как: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александрова «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша-растеряша», потешки: «Водичка, водичка…» и т.д.
Существенную роль в формировании навыков самообслуживания играют потешки. Для того чтобы у детей раннего возраста появилось желание самостоятельно умываться, а также для того, чтобы этот процесс стал для них легким и приятным, мы разучиваем потешки, в соответствии с выполняемыми действиями, называя имя ребенка: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки у Маши. Чистые Машины ладошки, вот вам хлеб да ложки!».
При применении наглядного метода используется пошаговый показ и подробное разъяснение правильного выполнения того или иного действия. Он способствует результативности обучения навыкам самообслуживания, так как учит детей точности и исполнительности в выполнении определенных действий. При обучении одеванию, умыванию, важно неукоснительно соблюдать определенный способ и алгоритм целенаправленных действий. Особенно действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как Зайчик умывается», «Ежик учит белочку, есть красиво и правильно», а так же игровые приемы с куклами. Так, например, при обучении самостоятельному раздеванию, раздеваем куклу Олю, которая ходила на прогулку вместе с детьми, и сопровождаем свои действия подробным описанием последовательности выполняемых действий (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления навыка также можно эффективно применить алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приемной). Вместе с этим дети повторяют и запоминают названия частей одежды. Данный прием всегда вызывает положительные эмоции у малышей. Это позволяет предъявлять всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию, а также способствует быстрому формированию прочного навыка.
Практический метод действия (упражнения) необходим для освоения навыков самообслуживания, так они формируются не сразу, в течение определенного времени. Для того чтобы обучить малышей правильному и качественному умыванию, одеванию и т.д., важно, чтобы они усвоили, как это необходимо делать. С целью закрепления изученного способа действий нужно постоянно тренировать воспитанников, предлагая им различные варианты его использования. Через некоторое время необходимый навык будет успешно образован.
Игровой прием, который тоже относится к практическому методу способствует повышению интереса детей к самостоятельности в использовании игрушек, организации игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей это длительный процесс, требующий большого терпения и времени не только от воспитателей, но и от родителей. В последние годы многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Это происходит в такие моменты: утром родители спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в некоторых семьях молодые родители, которые живут одни, работают и к тому же учатся, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.
Скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, так как именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
А главное необходимо не забывать давать положительную оценку действиям ребёнка! Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.
Следующая > |
Как научить ребенка пользоваться ложкой?
Одним из первых навыков самообслуживания, который малыш может освоить – это умение самостоятельно пользоваться ложкой. Примерно в возрасте 1 года у ребенка появляется желание совершать орудийные действия (например, копать песок лопаткой). Этот момент отлично подходит для того, чтобы дать в руки малышу ложку. Вот несколько советов, как научить ребенка есть самостоятельно:
- Ешьте вместе с малышом. Сядьте рядом и покажите, как пользоваться ложкой. В скором времени ребенок начнет повторять за Вами.
- Наверняка, у крохи сначала не будет получаться донести ложку до рта. Если ребенок не будет против, придерживайте руку малыша, направляя ее.
- Чтобы ребенку было проще, используйте специальную детскую ложку изогнутой формы.
- Если малыш попробовал держать ложку, но быстро потерял к этому интерес, не настаивайте. Со временем количество «самостоятельных ложек» будет расти.
Главными условиями успешного обучения малыша пользоваться ложкой – позитивный настрой и терпение родителей. Не стоит давить на ребенка, если он отказывается есть самостоятельно. Придет время, и он сам будет пытаться отнять у Вас ложку.
«Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Консультация для родителей
«Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста
»
Консультация для родителей
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание на важные моменты при развитии у ребенка навыков самообслуживания. К навыкам самообслуживания для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет относятся такие, как:
1. Навыки опрятности:
1.При небольшой помощи взрослых уметь пользоваться: носовым платком, полотенцем, горшком, расчёской, салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
2. Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в не еду, поднести ко рту)
.
3. Пить из чашки, держа ее двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
3. Навыкиодевания и раздевания:
1. Умение надевать (снимать)
различные предметы одежды в определён- ной последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Расстёгивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков, кнопок, молнии на одежде и обуви при небольшой помощи взрослых.
Формирование этих навыков не происходит само по себе, их надо развивать у ребенка с раннего возраста. Все родители понимают необходимость развития данных навыков, но не всегда знают, как эти навыки развивать. Вашему вниманию мы предлагаем самые простые и доступные приемы во взаимодействии с ребенком по развитию у него навыков самообслуживания.
Приемы по развитию навыков опрятности, культурно-гигиенических навыков
1) Показ взрослым выполнения каждого действия и их последовательности.Например: «Посмотри малыш, как я буду вытирать руки. Я сначала возьму полотенце…»
Очень важно при обучении приемам умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Не нужно бояться несколько раз показать и объяснить ребенку, что и как делать.
2) Чтение художественных произведений,рассматривание к ним иллюстраций: Чуковского К. И. «Федорино горе»
, В. Маяковского
«Что такое хорошо и что такое плохо»
, С. Капутикян
«Кто скорее допьёт»
, З. Александровой
«Что взяла клади на место»
,
«Топотушка»
, И. Муравейка
«Я сама»
, рассказы Л. Вороньковой
«Маша-растеряша»
. Проговаривайте с ребенком положительные и отрицательные примеры, поступки героев прочитанных произведений, воспитывайте на положительных примерах.
3) Чтение потешек. Они вызывают у детей желание выполнять действия, описываемые в них.Например: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки. Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!». «В кране булькает вода, Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребенка)
. «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку! Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться веселей!». «Носовой платок в кармашке (достаем платок из кармашка, будем нос им вытирать (показываем действия с платком, чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убираем платок в карман)
»
Учим ребенка самостоятельно мыть руки
После года можно приучать малыша самостоятельно мыть руки. Обычно дети любят водные процедуры, поэтому этот навык формируется довольно быстро. Покажите ребенку, как нужно намыливать руки, как их споласкивать. При необходимости помогите ребенку сделать это более тщательно. Пусть в доступе малыша будет его личное полотенце, которым он сможет сам вытирать руки.
Основная деятельность детей раннего возраста — игра.
Игровой метод заключается в таких принципах как:
1. использование художественной литературы. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки
2. рассматривание различных иллюстраций направленных на развитие навыков самообслуживания («Дети моют ручки», «Дети обедают» и т.д.).;
3. игровой метод. Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить). Игра в форме вопрос-ответ, которые побуждают детей к решению определенной проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»).
Чтобы научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, необходимо много усилий. Нужно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные правила действия и их последовательность для детей. Обучая детей навыкам самообслуживания, нужно помнить о таком эффективном приеме, как поощрение.
Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения. Поддерживайте стремление ребенка к самостоятельности. Не надо торопить его с выполнением какого-либо действия, нужно дать возможность выполнить все спокойно. Если у ребенка не получается что-то не спишите ему помочь, пока он этого не попросит.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Развитие навыков самообслуживания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в двух формах:
- индивидуальной, когда отрабатываются отдельные операции;
- групповой, когда создаются условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания.
У детей, приходящих из дома, отсутствуют не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно. Это обосновывается тем, что родители чрезмерно опекают детей, все за них делают сами, поэтому стремление детей к самостоятельности, не поддержанное своевременно, утрачено.
Очень важно при обучении одеванию, умыванию, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Задачи по формированию культурно- гигиенических навыков у детей:
- закреплять знания и умения самостоятельно обслуживать себя;
- учить пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой);
- продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами, соблюдать нормы этикета за столом во время приема пищи.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Как научить малыша убирать за собой?
Возраст от 2 до 4 лет — это идеальное время для приучения ребенка к аккуратности и порядку. В этот период дети обычно являются настоящими консерваторами: у малышей как никогда обостряется необходимость в постоянстве и предсказуемости мира.
Раннее приучение малыша к порядку позволит избежать проблем с развитием самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте.
Введите в обиход правило: брать новую игрушку только после того, как ребенок уберет вещи, с которыми он уже наигрался. Уборка не должна быть для малыша наказание, пусть она станет для него естественным завершением игры. Не заставляйте малыша убирать, если он капризничает. Предложите свою помощь или даже сделайте это за него. Рано или поздно кроха обязательно начнет подражать Вам.
Самостоятельность и самообслуживания в жизни ребенка
«Самостоятельность и самообслуживание в жизни ребёнка»
Задачи родителей и воспитателей
*сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся;
* воспитывать уважение к труду;
*умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому.
В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.
Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.
Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.
И сегодня мы постараемся вам показать значимость этой проблемы, какими умениями и навыками должны овладеть дети, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.
Умывание
Учите детей:
- мыть руки, засучивая рукава;
- мыть лицо, не разбрызгивая воду;
- правильно пользоваться мылом;
- не мочить одежду;
- сухо вытираться полотенцем,
- без напоминания вешать его на отведенное место;
Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе умывания, потом покажите,
- пользоваться расческой и носовым платком.
как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол.
Как можно больше на конкретных примерах учите детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные выводы: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п.
Для того чтобы дети успешно овладели навыками умывания, необходимо дома создать условия : сделать подставку под раковиной, повесить детское полотенце соответственно росту ребёнка
Элементарные навыки поведения за столом:
Учите детей
- правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;
- не крошить хлеб, не играть с едой;
- пережевывать пищу с закрытым ртом;
- не разговаривать с полным ртом.
Учите самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с ребёнком, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, предлагайте взять ложку так, как это делают взрослые.
В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя,
но и приучается к аккуратности.
- Одевание
Учите детей
- самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).
Воспитывайте опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Не нужно непосредственно перед выходом из дома в спешке учить ребенка одеваться, это может обернуться стрессом. Выберите время для того, чтобы неторопливо одеться, спокойно рассказать и показать (возможно, не один раз) весь процесс и подождать, пока пыхтение малыша обернется успехом.
Подсказывайте ребенку, что зачем надевать.
Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди
, так ребенку будет легче ориентироваться.
В детском саду мы учим детей одеваться в такой последовательности
Алгоритм одевания для девочек в группе
Алгоритм одевания для мальчиков в группе
Учите детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясните, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением покажите детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его.
Все это поможет детям быстрее овладеть
необходимыми навыками одевания.
Необходимо и дома приспособить вешалку по росту ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь.
Оптимальный возраст ребенка для успешного обучения его навыкам одевания – 2-3 года. В 3,5 -4 года он уже привыкает к тому, что взрослые обслуживают все его потребности (одевают, кормят, купают, носят на руках), что любую вашу просьбу сделать что-то самому, ребенок воспринимает с непониманием и, возможно, обидой.
Усвойте это и донесите до бабушек и дедушек, которые всегда стремятся облегчить жизнь внукам и одевать их или кормить с ложечки.
Иногда родители говорят, что дети еще «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему их ребенок не любит трудиться (например убирать за собой игрушки)? Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь ввиду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Поэтому ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если мы будем одной командой.
За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.
В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.
- Необходимо учить детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее.
- Однако ни в коем случае не следует, эту необходимую помощь превращать в мелкую опеку, показывать и разъяснять детям каждый пустяк. Это весьма существенное указание. Объяснять, советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.
- Наблюдая работу детей, стараться научить их проверять самих себя: хорошо ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослого, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают свое дело; выясняет, кто из детей способен выполнять свою задачу быстрее, с наименьшей затратой сил.
Практикум для родителей « Мы умеем умываться»
Памятка для родителей
по самообслуживанию детей дошкольного возраста.
Дети должны уметь:
1. Одевание: одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, надевать, складывать свои вещи в шкаф , выворачивать на лицевую сторону, застёгивать и расстёгивать пуговицы. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому. Своевременно пользоваться носовым платком
2. Приём пищи: правильно пользоваться ложкой, вилкой. Во время приёма пищи есть аккуратно, хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом, после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить.
3. Умывание: мыть руки лицо, засучив рукава, не разбрызгивая воду. Правильно пользоваться мылом. Не мочить одежду.
Насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
4. Самостоятельно убирать игрушки, книжки, строительный
материал на определённое место.
В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей. Взрослый мир назвал детей цветками жизни. Может отсюда, и возникли «детские сады»? А вот какими мы их вырастим, чем вскормим и напитаем, зависит от нас с вами.
Вместе мы многое сможем!
Спасибо за сотрудничество.
Проект во второй младшей группе “Формирование навыков самообслуживания”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Радуга» муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
694620 Россия г. Холмск, ул. Школьная, д. 52, тел.: 2-00-91
ПРОЕКТ
Тема: «Формирование навыков самообслуживания во второй младшей группе «Лучики».
Автор: Становская Л.А.
Холмск
2016
Актуальность:
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, аккуратное складывание своих вещей в шкафчик). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию дети приучаются с раннего детства. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей. Воспитание навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Проблема: С наступлением холодного периода года у детей прибавилось количество одежды. В силу своих возрастных особенностей дети не могут одеваться самостоятельно, не знают последовательности одевания.
Цель: Формировать умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
Задачи:
- Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке.
- Развивать навыки самообслуживания: мелкую моторику в процессе одевания.
- Закреплять умение детей самостоятельно одеваться на прогулку, используя предметно-схематичную модель последовательности одевания.
- Воспитывать культуру общения с взрослыми и детьми, обращаясь к ним за помощью: говорить «волшебное слово» приятным тоном, способствовать преодолению застенчивости и скованности (умение предложить помощь, поблагодарить), воспитывать аккуратность.
Информационная карта проекта
Тема: «Формирование навыков самообслуживания во второй младшей группе».
Вид проекта: практико-ориентировачный.
Автор(ы) проекта: Становская Любовь Алексеевна, воспитатель. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители. Целевая аудитория: 3-4 года
Срок реализации: 2 недели
Ресурсы проекта: информационный.
Выполнение проекта.
План проведения проекта
I Этап – подготовительный:
1. Создание условий для проекта «Формирование навыков самообслуживания».
2.Изучение методических пособий и литературы по теме.
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры).
4. Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Формирование навыков самообслуживания».
5. Составление перспективного плана мероприятий.
II Этап – основной:
- НОД.
- Беседы.
- Рассмотрение картин, иллюстраций.
- Дидактические игры.
- Художественное творчество (аппликация, рисование).
III Этап – заключительный:
- Игра ситуация «Оденем куклу на прогулку».
- Выставка детских рисунков, аппликаций с вязанных с тематикой проекта.
- Презентация для педагогов: проект «Формирование навыков самообслуживания во второй младшей группе»
Этапы реализации проекта.
№ п/п | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап — подготовительный | ||||
1 | Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатель | |
2 | Составление плана над проектом | Реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатель | |
3 | Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, дидактических и театрализованных игр. | Создать условия для реализации проекта | Воспитатель, родители. | |
4 | Разработка консультаций для родителей «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» | Просвещать родителей по данной теме. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок | Воспитатель | |
2 этап — основной | ||||
1 | Наблюдение за погодой, одеждой людей в зимний период | Формировать у детей представление о зиме. Познакомить со свойствами снега, с сезонными явлениями – снегопад, метель, вьюга. Формировать представление о сезонной одежде. | Воспитатель | |
2 | Рассмотрение иллюстраций на зимнюю тематику | Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по изображению. Развивать речевую активность. Воспитывать интерес к неживой природе. | ||
3 | Чтение стихотворений об одежде и одевании. Беседа по содержанию. | Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей. | Воспитатель | |
4 | Игровая образовательная ситуация «Путешествие с куклой Катей» (Знакомство с раздевалкой). | Знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком; | Воспитатель | |
5 | Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик» | Знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды; | Воспитатель | |
6 | Дидактическая игра «Подбери куклам одежду» | Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. | Воспитатель | |
7 | Образовательная ситуация «Каждая ножка в свой домик» | учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку — кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку; | Воспитатель | |
8 | Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться» | Помочь детям запомнить последовательность раздевания. Учить аккуратно вешать и складывать одежду. | Воспитатель | |
9 | Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться» | Закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания. | Воспитатель | |
10 | Драматизация сказки «Рукавичка» | продолжать воспитывать у дошкольников умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. | Воспитатель | |
11 | Аппликация «Украшение – валенки» | Закрепить у детей навык намазывание клеем предмета и аккуратного приклеивания. Использовать полученный навык при составлении узора для украшения валенка. | Воспитатель | |
12 | Рисование «Украсим рукавичку». | развивать художественные способности в процессе рисования. | Воспитатель | |
Работа с родителями | ||||
1 | Консультации | «Как приучить ребенка к аккуратности». «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» | Воспитатель | |
2 | Индивидуальные беседы | «Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке» «Как одевать правильно ребенка на прогулку» | Воспитатель | |
3 | Памятки для родителей | Алгоритм последовательности одевания – раздевания. | Воспитатель | |
3 этап — заключительный | ||||
1 | Игра ситуация «Оденем куклу на прогулку» | Закрепить название одежды, выполнение алгоритма одевания одежды. | Воспитатель | |
2 | Презентация для педагогов. | Повысить уровень знаний педагогов о методах и приемах работы с детьми по закреплению процессов одевания и раздевания. | Воспитатель |
Выводы по проекту.
- Дети повысили уровень освоения навыков самообслуживания.
- С небольшой помощью взрослого умеют одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
- Дети научились аккуратно вешать и складывать свою одежду.
- Дети стали обращать внимание на свой внешний вид.
- Усилилась инициативность у детей во взаимоотношении со взрослыми.
Работа с родителями над проектом «Формировании навыков самообслуживания».
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно – образовательной работы в ДОУ.
Взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию навыков самообслуживания у малышей. Данный проект способствовал эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности.
Работа с родителями велась на протяжении всего проекта и была отражена в каждом этапе:
На первом этапе была замечена заинтересованность родителей проектом: родители активно принимали участие в индивидуальных беседах «Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке». Донесла до родителей важность темы проекта.
На втором этапе родители активно интересовались деятельностью детей, их продвижениями по теме проекта – в этом нам помогли консультации для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно», «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности».
На третьем этапе родители приняли активное участие в подготовке одежды для кукол в группу.
В заключение хочется сказать об эффективности проводимых мероприятий, многие родители до этого проекта не уделяли нужного внимания этой проблеме. По окончанию проекта они увидели результат совместной работы, который способствовал эмоциональному сближению детей, педагогов и родителей.
Список использованной литературы.
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г