Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании


ЛЕГО — конструирование и робототехника в ДОУ.

ЛЕГО — конструирование и робототехника в ДОУ.

В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно — коммуникативные технологии, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ сегодня считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества:любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего — конструирование.

Каждый ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего — конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием дошкольника. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Лего-конструирование в детском саду

Лего — самая популярная игра на планете. У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия». Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

  • Неограниченный потенциал игры.
  • Подходит для девочек и мальчиков.
  • Подходит для всех возрастов.
  • Подходит для любого сезона.
  • Здоровые и спокойные игры.
  • Можно долго играть.
  • Развивает воображение и творческие способности.
  • Чем больше кирпичиков Лего – тем лучше.
  • Качество видно в каждой детали.

Конструктор Лего можно разделить на два больших класса: классическое мелкое Лего и крупное Лего Дупло.

Лего-Дупло предназначено для детей с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей — в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки. Многие автомобили в этом наборе разбираются на две части — платформа с колёсами и корпус машины. Во многих наборах есть дверцы, окошки, заборчики.

Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме того в Лего Дупло много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции, буквам.

Мелкий Лего.

Лего-Креатор. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким Лего. В нём много как тематических наборов со всевозможными домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей.

Лего-Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные, скорая помощь, поезда и т. д.)

Тематические наборы. Лего постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы, монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.

Лего-Ракерс — это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.

Лего-Техник. Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

Лего-Миндстромс. Это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования.

Тематика игр ЛЕГО обширна. Возводим города, корабли, ищем сокровища, инсценируем популярные русские народные сказки. Обогащаем словарный запас, расширяем кругозор, открываем неизвестное. Активно сочетаем игровую и образовательную деятельности.

Подход к обучению не вызывает неприязнь, материал усваивается легче, нагрузка на организм снижается.

Дети — неутомимые конструкторы, они учатся конструировать “шаг за шагом”, что совершенствует у них наглядно-образное мышление.

Занятия с Лего помогает детям реализовывать свои задумки, строить, фантазировать, увлеченно работать и видеть конечный результат. Все занятия с Лего проходят в любимой игровой форме “построй и играй”.

Занятия по легоконструированию развивает мелкую моторику, фантазию и логику. Составить из блоков конструктора единый предмет – сложная, но посильная задача. Опытный педагог направляет детей по пути от простого к сложному. В процессе занятия по конструированию из Лего коллективно решаются задачи проблемного характера, что влияет на развитие поисковой деятельности, дети не бояться ошибок, умеют их анализировать и с особым удовольствием ищут различные способы решения одной и той же задачи. В конце каждого занятия сюжетно обыгрывается готовая конструкция.

Наблюдая за легоконструированием детей 4-5 лет, я увидела, что игра с ним носит однообразный характер. Все постройки детей ограничивались строительством башенок (кто построит выше) или простое нагромождение деталей друг на друга по типу стена. Дети не могли комбинировать знакомые элементы по новому, творчество в игре не проявлялось. Игра с лего сопровождалась низкой речевой активностью, как по объяснению планирования и выполнению постройки, так и в процессе игры, беден словарный запас, свои действия в игре дети не озвучивают. Задуманное не доводилось до конца, слабо развита мелкая моторика кистей рук, многие пытались силой вдавить детали место того, чтобы найти правильное положение для скрепления, или прибегали к грубым вариантам скрепления: удар кулака или ладони.

Все это сподвигло меня более глубоко изучить методику легоконструирования для использования в разных областях.

Проведя анализ наблюдений, я определила цель дальнейшей своей работы.

Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи: формировать связную речь, умении последовательно и логично строить речевое высказывание, обогощение предметного и глагольного словаря; формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать; развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретенные навыки и создавать привлекательную игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей собственных замыслов; воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать самостоятельность при работе со схемами.

Также определила предполагаемый результат: в ходе работы по легоконструированию ребенок должен знать: основные детали легоконструктора (назначение, особенности); простейшие основы механики (устойчивость конструкции, прочность соединения, виды соединения деталей); называть детали лего конструктора; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. Уметь: осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету); конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкций, по образцу; работать в паре и в небольшой группе детей; комментировать действия с лего-элементами, выполнять словесные инструкции; пользоваться схемами о будущей, выполненной ЛЕГО постройке.

Для того, чтобы работа принесла больший результат, я познакомила родителей со значением легоконструирования в жизни детей и главное о значении совместной игры детей и родителей. Уже в раннем возрасте родители приобретают красивые игры и игрушки для своих малышей, в том числе и конструктор ЛЕГО. Но как бы те, ни были хороши, они не могут принести такой пользы, которую от них можно получить, если рядом не будут мама или папа. Ведь даже такой эффектный конструктор, как ЛЕГО, не может ребёнку заменить родителей. Во время совместной с родителями игры с ЛЕГО, ребёнок не чувствует себя одиноким, формируются и укрепляются взаимоотношения, развивается чувство уверенности в себе. В игровой форме у детей легче происходит автоматизация звуков, расширяется кругозор, пополняется словарный запас. А во время встречи-практикума родители сами побыли в роли творцов. Используя схему для составления рассказа о будущей постройке, они делились своим замыслом, а после постройки схема помогла им составить рассказ об игре лего постройкой. Порадовало, что трудностей в этом у родителей не возникло, ведь именно они являются образцом грамотной речи для ребенка и стимулом для повышения речевой активности. На этой встрече мы решили разнообразить и пополнить легоконструкторы, купив наборы лего-ДУПЛО.

Для успешной работы я спланировала перспективный план по легоконструированию, включая его в НОД, в самостоятельную деятельность, в дидактические игры, не забывая использовать в разных образовательных областях. Мы организовывали выставки для родителей «Чудо-елка», вложив в работы все эмоции после новогоднего утренника, помогали вернуть зверей в зоопарк после путешествия по Африке, делали постройки домашних животных и их жилища, делились опытом постройки ЛЕГО поделок и игры с ними с детьми младших групп, учились по образцу выкладывать из деталей лего красивые узоры и решать простые примеры. А веселые лего человечки помогли нам познакомиться с характеристикой звуков, найти их место в слове и помогают нам учиться читать. С лего нам легче запомнить цифры и буквы, выкладывая их по образцу и в дальнейшем по памяти.

В конце средней группы дети свободно использовали в речи слова из легословаря, учитывая размер деталей (название деталей, дополняли их определениями (Зеленый средний кирпичик, красный кубик) могли строить элементарные постройки по творческому замыслу, по образцу. Не у всех сформировалось умение строить по схеме из-за недостаточной устойчивости внимания. Сложнее некоторым детям было составить рассказ о своей работе, но над этим мы продолжили работать в старшей группе. Я думаю, что сложность в этом возникла из-за возрастных нарушений речи, т. к. не все дети к этому возрасту овладели системой родного языка. Работа в паре шла в более спокойной обстановке, дети научились договариваться между собой, делиться деталями во время работы.

Как играть в Лего.

У многих, как и у меня, Лего ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают дизайнеры Лего, то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления (которое активизируется при сборке по инструкции).

Взрослые и дети обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. Лего очень похож на глину или пластилин — можно сделать всё, что угодно, смять в комок и сделать нечто совершенно другое.

Тем не менее, купив новый набор, стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей. Обратите внимание на крепость постройки, покажите, как класть кирпичики перекрёстно, как прижимать детали, чтобы они плотно прилегали и как отделять их (не используя зубы).

Лего – это творчество и хорошо, когда оно свободно от шаблонов и образцов!

Практическая часть.

Предложить по небольшому одинаковому набору конструктора Лего. (3 кубика, 3 кирпичика). Попросить построить уточку (без образца), не подглядывая друг у друга. В результате одного задания получаются все уточки разные. Это и есть творческое воображение каждого человека. Если кто-то смоделировал перевернутую утку (то есть кнопками кубика вниз, а трубками вверх) значит у этого человека нестандартное мышление.

Вывод: у каждого ребёнка своё видение мира, воображение, которое нужно развивать.

Придумай свою историю.

Разделиться на творческие группы. Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, мост, страх). Родители моделируют историю с этими словами. Например:

«Жил-был кот. Однажды он забрался на высокий мост, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с моста.

У следующей группы другая история. Истории можно объединить одним персонажем.

В заключении мастер класса по лего конструированию мы решили: развивать творческие способности, конструкторские умения детей, воспитывать личности, которые способны самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Следующая >

Роботы Образование Творчество

Подробности Опубликовано : 12.09.2018 10:50


Легоконструирование и основы робототехники сегодня наиболее популярное направление развития детей, причем абсолютно не важно, школьников или дошкольников. Педагоги ищут планы занятий на просторах интернета или создают собственные инновационные программы. С одной из таких программ мы сегодня вас хотим познакомить.

Прислала ее Нармина Азимовна Азиметова из Тюменской области, воспитатель, МБДОУ д/с «Сибирячок». Рассчитана программа на детей 3-4 лет.

Программа по кружковой деятельности

«ЛЕГО-конструирование»

С ЛЕГО легче всё уметь,

С ЛЕГО легче поумнеть.

ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю».Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору LEGO звание «Игрушки столетия».

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

  • развивающего образования;
  • научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • интеграции образовательных областей;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
  • учета ведущего вида деятельности дошкольника-игры.

LEGO– одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно – игровую среду обучения и развития ребенка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет), ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Перспективность применения ЛЕГО технологии обуславливается высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, технологическими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. Парамонова Л.А. считает, что даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы, мир и жизнь.

Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские умения, воображение, навык предвидеть результат своих действий.

Дети начинают решать трудные задачи посредством увлекательной созидательной игры. У дошкольников развивается мелкая моторика, улучшается качество речи. ЛЕГО конструирование способствует сенсорному развитию дошкольника, т.к. яркие, функциональные детали способны воздействовать буквально на все органы чувств ребенка:

совершенствуется острота зрения, точность цветового восприятия, тактильные качества, восприятие формы, величины объекта, пространства и многое другое.

Конструирование из ЛЕГО помогает видеть ребенку мир во всех его красках. Чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут впечатления детей об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.

Задачи:

  • Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
  • Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Закреплять знания детей об окружающем мире.
  • Выявить одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, способностями в конструктивной деятельности и обеспечить дальнейшее развитие.

LEGO конструирование включено в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование», реализуемой ДОУ программы НОУ центра имени Л.А. Венгера «Развитие+». Содержание образовательной деятельности по LEGO конструированию базируется на методических разработках Комаровой Л.Г. «Строим из LEGO».

С помощью конструктора LEGO решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

  • Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
  • Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
  • Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
  • Расширение своих представлений об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте.
  • Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
  • Обучение воображению, творческому мышлению.
  • Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
  • Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

LEGO конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGODUPLO. Ребята знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором LEGODASTA. С ним проводятся четыре последних занятия. Преимущественная форма работы – это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается. Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми, соблюдены требования СанПин.

Конструктор LEGOпредоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте.

ЛЕГО игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; пространственное и воображаемое; способность предвидеть результаты своих действий.

Большинство ЛЕГО игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью.

Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам.

Содержание программы

Средняя группа

  • Знакомство с новыми деталями конструктора Лего Дупло, закрепление знаний об уже известных детям.
  • Учить детей создавать сюжетную композицию на плате.
  • Продолжать учить выполнять постройку по собственному замыслу.
  • Учить планировать свою работу, уметь рассказать.
  • Продолдать знакомить детей с понятием устойчивости постройки, её прочности.
  • Учить детей анализировать постройку по картинке, выделять в ней основные конструктивные части.
  • Продолжать учить работать в коллективе, учить сооружать совместную постройку, планировать этапы её создания.
  • Учить передавать форму объекта средствами конструктора лего, подбирать детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с содержанием.
  • Учить следовать инструкции педагога.
  • Дать понятие симметрия.
  • Продолжать учить детей работать по образцу.
  • Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве (на плоскости), употреблять слова, обозначающие пространственные отношения.
  • Продолжать знакомить детей с различными способами скрепления деталей лего.
  • Продолжать знакомство детей с лего-мозаикой, учить различать геометрические формы, их цвет расположение в пространстве.
  • Учить различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, учить объединять фигуры по цвету и форме.
  • Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором лего.

Форма представления результата: Технология конструкторских умений , творческого мышления у дошкольников среднего возраста с помощью LEGOконструирования.

— методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;

— экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;

— деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста в данной программе большое место отводится проведению занятий в форме игры.

В процессе деятельности с Лего-конструктором использовались разнообразные формы заданий:

  • по образцу;
  • по карточкам с моделями;
  • по собственному замыслу;
  • задание дает воспитатель, выполняют дети;
  • задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и воспитателем;
  • задания дают дети друг другу;
  • задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.

Для успешного проведения деятельности с Лего-конструктором были созданы определенные условия:

  • организован свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
  • осуществлено подробное знакомство детей с образцом;
  • специально подобранна музыка для сопровождения продуктивной деятельности;
  • обеспечена сохранность постройки на некоторое время.

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Воспи-

танник

должен

Базовая

программа

Компонент

ДОУ

Региональный компонент
Знать Иметь представление об архитектуре, знать кто такие архитекторы, чем занимаются.

Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок. Условное обозначение алгоритм – записью.

Обобщенные представления о конструируемых объектах (мосты: железнодорожные, пешеходн; здания: жилые, школы, театры

Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта)

Понимать, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках.

Нашу страну, её главный город Москву и с помощью конструктора лего передавать оборонительные сооружения русских городов (кремлёвские стены, деревянное и каменное древнерусское зодчество, церкви, колокольни и др объекты архитектуры)
Уметь Уметь различать и называть детали лего-конструктора (лего дупло, лего-дакта)

Может мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей.

Конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры.

Владеть обобщенными способами конструирования (комбинаторика, опредмечивание, убирание лишнего и др.)

Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных материалов.

Конструировать по заданной схеме и строить сам схему будущей конструкции.

Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта (мост через реку для пешеходов определенной ширины)

Уметь строить и осуществлять собственный замысел (отбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования)

Уметь работать в коллективе и паре.

Уметь размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

Уметь рассказать о своей постройке.

Уметь следовать инструкции педагога

Уметь создавать на плате сюжетную композицию.

Скреплять лего детали разнообразными способами.

Уметь различать геометрические формы их цвет, форму, расположение в пространстве (мозаика)

Различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, уметь объединять фигуры по цвету и форме.

Уметь передавать характерные черты сказочных героев средствами конструктора лего дупло (дакта)

Уметь использовать лего постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.

Создавать движущиеся конструкции и находить простые технические решения.

Участвовать в разработке проектов по краеведческой тематике.

Передавать с помощью конструктора лего особенности внешнего вида животных и птиц московского региона.

Уметь моделировать фигуры людей, сказочных героев в различных русских костюмах.

Моделировать народные праздничные развлечения (карусели, качели, медвежьи потехи)

Работа с Лего-деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового.

Ломая свою собственную постройку из Лего, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Таким образом, Лего–конструирование – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире.

Вид конструктора Констатирующий этап
Строитель 12 групп
Конструктор ЛЕГО 11 групп
Механический конструктор 4 группы
Крупные модули 3 группы
Объемные пазлы 4 группы
Магнитная мозайка 4 группы
Бумажный конструктор 5 групп
Веселые горки 3 группы

Наблюдение за социально-ролевыми играми детей

Цель: Выявить использование разных конструкторов в игровой деятельности Констатирующий этап.

Поделки дети объединяют одним сюжетом. Конструируют по представлению, графических схем, образцов на картинках, фотографиях, технологических карт не используют. Поэтому конструкции предметов не достаточно соответствуют возрасту детей.

Заключительный этап

Все дети в свободной деятельности стали использовать конструктор.

Дети чаще конструируют по представлению, также используют образцы на картинках, фотографиях, технологические карты. Поделки детей стали более совершенны, выразительнее, что говорит о приобретенных конструкторских умениях.

Уровень усвоения знаний детьми можно определить, воспользовавшись разработанными мной критериями оценки овладения детьми лего-конструирования и развития их творчества.

Анализ производится два раза в год в начале учебного года и в конце по трём критериям:

● Знания усвоены

● Знания не конкретные, путается, ошибается

● Знания не усвоены

А также проводится оценка деятельности ребёнка на каждом занятии.

В результате первого года занятий в кружке дети хорошо научились:

  • узнавать детали конструктора ЛЕГО, изображенных с 3-х разных позиций (прямо, сверху, сбоку),
  • узнавать и правильно воспроизводить конструкции, используя схемы-развертки,
  • создавать графические модели конструкций на основе анализа конкретного образца,
  • повысился уровень развития воображения детей.

Хуже результат получен при выполнении задания «Конструирование предмета по замыслу». Не все дети в ходе конструирования смогли удержать замысел и осуществить конструкцию в соответствии с задуманным. Конструкции предметов не соответствовали возрасту (были просты в исполнении).

Занимаясь в кружке, дети приобретут навыки культуры труда: научатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, классификация).

ЛЕГО-конструирование помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества будут организованы тематические выставки, где представим работы детей, посещающих дополнительные занятия по ЛЕГО-конструированию

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Занятия Количество

занятий

1. Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО-конструированию. 1
2. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО – игра детей, или знакомство с ЛЕГО продолжается. 1
3. Исследователи кирпичиков.

Игра «Разноцветные башни».

1
4. Волшебные формочки.

Игра «Что спрятано?»

1
5. Игры «Волшебный цвет», «Фантазёры». 1
6. Продолжаем знакомство с формой

ЛЕГО-кирпичиков.

1
7. Игра «Угадай мою модель» 1
8. Волшебные кирпичики.

Постройка общей ограды.

1
9. Строим волшебные лесенки. 1
10. Игра «Красивые дома». 1
11. Исследователи формочек.

Моделирование на плате. Цветок для мамы.

1
12. Домашние животные.

— собачка.

— кошечка.

2
13. Дикие животные жарких стран:

— жираф.

1
14. Конструирование разных деревьев. 1
15. Строительство транспорта:

— самолёт

— машина (по образцу)

— корабль

3
16. Мебель для куклы:

— стол

— стул

— диван

— кровать.

2
17. Строим птичку. 1
18. Проектная работа: «Детская площадка». 2

Годовое планирование занятий по конструированию в средней группе

месяц неделя № занятия Название занятия Программное содержание
сентябрь 3,4 Диагностика
октябрь 1 1 «Заборчики» I. Конструирование по образцу и преобразование его по условиям.

упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и правильном назывании основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления о деталях конструктора; учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

3 2 «Ворота и забор» Учить строить ворота для заборчика; аккуратно и крепко скреплять детали лего- конструктора «Дупло»;упражнять детей в сооружении построек по образцу и преобразовании их по заданным условиям; в различении и правильном назывании основных цветов, геометрических форм и знакомых деталей конструктора; уточнить представления детей об относительной величине предметов на примере ворот (ниже – выше, уже — шире); отрабатывать навык точного соединения строительных деталей, ставя их друг на друга и приставляя друг к другу; учить детей анализировать постройки; закреплять умение замыкать пространство, придавая ему определённую форму.
ноябрь 1 3 «Мебель для кукол» Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; продолжать знакомить детей с понятием конструирование; учить анализировать образец; учить детей работать с конструктором; конструировать различные предметы мебели; объединять свои постройки единым сюжетом; учить создавать постройку, соотнося её размеры с величиной игрушки; побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; формировать представление о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.
3 4 «Домик» Учить строить большой дом для фермера; развивать фантазию ,творчество; учить доводить начатое дело до конца; сформировать обобщенное представление о домах, что они бывают разные (одно- и многоэтажные); вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке; упражнять детей в огораживании небольших пространств кубиками, кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; упражнять в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); упражнять в преобразовании построек в длину и ширину; развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; воспитывать усидчивость и аккуратность во время работы, взаимопонимание и взаимовыручку.
декабрь 1 5 «Гараж для машин» учить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости; сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек; упражнять в сравнении предметов по длине, высоте, ширине; учить детей работать совместно, согласовывая план работы.
3 6 «Многоэтажный дом» формировать обобщенные знания о зданиях; установить зависимость: чем больше этажей, тем выше дом; учить строить по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал; способствовать развитию поисковой деятельности, побуждать детей искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая подходящими деталями); упражнять в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в практическом усвоении соотнесения построек по величине (высоте, длине, ширине).
январь 1 7 «Грузовик» Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета;продолжать учить исследовать образец, выделять части, определять их пространственное расположение (за, перед, сверху, на и т.п.), развивать способность к целостному восприятию объекта; познакомить с новой деталью – цилиндром, дать представления о его свойствах (в сравнении с бруском); побуждать к преобразованию конструкции, внося в неё дополнительные детали.
3 8 «Поезд» Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда; развивать фантазию, воображение;уточнить представления детей о деталях конструктора и их свойствах; упражнять в конструировании, анализе образцов, в преобразовании конструкции по заданным условия; продолжать формировать умение соотносить элементы графической модели с частями конструкции, развивать умение отражать свои наблюдения и знания о предметах в постройках.
февраль 1 9 «Корабли и катера» Дать обобщенное представление о кораблях; учить способам конструирования; учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек; продолжать знакомить детей с деталями конструктора, упражнять в замене одних деталей другими; учить детей обсуждать, анализировать конструкции, планировать свою постройку со своим напарником; побуждать к самостоятельному нахождению отдельных способов решения поставленной задачи, связанной с преобразованием постройки.
3 10 «Улицы нашего города» II. Конструировании по условиям.

Продолжать знакомить со светофором; учить правила дорожного движения; строить проезжую часть и надземный переход ;активизировать знания детей, умение творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки; учить размещать свои постройки на определенном участке; воспитывать умение трудиться в коллективе.

март 1 11 «Мост для пешеходов» Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; дать представление о мостах, их назначении, познакомить с разными видами мостов (пешеходный, транспортный), с элементами их конструкций (спуски, ступени, опоры, перекрытия); учить детей строить мосты несложной конструкции; развивать умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой, упражнять в сравнении предметов по величине (длинный — короткий); стимулировать творчество и самостоятельность детей, способствовать их речевому и игровому общению.
3 12 «Мосты для транспорта» закрепить представлениео различных видах мостов, их назначении, строении; продолжать знакомить с элементами их конструкций (спуски, опоры, перекрытия); упражнять в строительстве мостов; развивать умение создавать конструкции по заданным условиям; развивать умение анализировать образцы построек, иллюстрации; упражнять в сравнении предметов по величине (широкий – узкий); развивать умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.
апрель 1 13 III. Конструирование по замыслу.

закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности; научить детей заранее обдумывать тему будущей постройки (создавать замысел) и реализовывать её, добиваясь поставленной цели. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной.

3 14 закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности; научить детей заранее обдумывать тему будущей постройки (создавать замысел) и реализовывать её, добиваясь поставленной цели. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной.
май 1,2 Диагностика
  1. Телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
  2. Плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, фотографии, игрушки, мячи и т. д.
Автор Название книги, издательство,

год издания

1. Комарова Л.Г. «Строим из лего» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
2. ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего»

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003

3. Институт новых технологий Игровые пособия LOGO-Verlag Москва Институт новых технологий
4. Фешина Е.В. ЛЕГО-конструирование в детском саду.
5. Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп.- обр. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Издательство Аркти Москва 2004
6. им. А.В. Запорожца Базисная прогамма развития ребёнка-дошкольника

Издательский дом «Карапуз» Москва 1997

7. А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
8. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

Т.С. Комаровой

Программа воспитания и обучения в детском саду

Москва Мозаика-Синтез 2005

9. З.В. Лиштван Конструирование

Москва «Просвещение» 1981

10. Л.А. Парамонова Детское творческое конструирование

Издательский дом «Карапуз»

Москва 1999

11. А.Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества

Москва «Просвещение» 1976

Мастер-класс «LEGO-конструирование в детском саду»

Ольга Владимировна Кайгородова

Мастер-класс «LEGO-конструирование в детском саду»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир LEGO. Я хотела бы рассказать о LEGO-конструировании и поделиться своим опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора LEGO.

Слайд 2. Вопрос аудитории: «Рассмотрев картинку на экране скажите, чем любят заниматься дети?»

Совершенно верно…дети любят играть. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Именно игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут и развиваются. В различных играх дети активизируют свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадает им в руки.

Слайд 3. В связи с введением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы LEGO, в которые входят различные виды конструкторов.

В педагогике Лего -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Вопрос аудитории: «А теперь давайте вместе попробуем дать небольшую характеристику этому уникальному конструктору?»

Слайд 4.

1. Безопасность.

2. Широкие игровые возможности.

3. Польза. Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление.

4. Наличие большого количества разнообразных серий.

5. Универсальность. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых.

6. Легкий сбор и разбор конструкций.

7. Это возможность коллективной игры.

Слайд 5. Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция. Посредством использования Лего-конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемые в детском саду.

Я попытаюсь сегодня познакомить вас с некоторыми из вариантов применения лего- конструирования в различных образовательных областях.

Слайд 6. Социально-коммуникативное развитие.

На мой взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. LEGO позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Слайд 7. Познавательное развитие.

В процессе LEGO -конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве. В НОД познавательного характера LEGO используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же».)

Слайд 8. Речевое развитие.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

Применяем LEGO и в процессе подготовки к обучению грамоте (предлагаем составить образ буквы из кирпичиков LEGO; построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку осознать сюжет, что делает пересказ развёрнутым и логичным. Мы с детьми рассказываем знакомые сказки и сочиняем свои сказки и истории, конструируя сюжеты из LEGO.

Слайд 9. Художественно-эстетическое развитие.

LEGO — конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их.

Слайд 10. Физическое развитие.

Детали крупного конструктора LEGO можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

• ходьба/бег змейкой между деталями конструктора

• челночный бег

• удержание равновесия

• упражнения на развитие координации движений

• упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из LEGO — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей LEGO, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Слайд 11. Как мы уже выяснили ранее, конструкторы LEGO отличаются своей универсальностью. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых.

С малышами 3–4 лет используются ЛEGO-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.

Слайд 12. С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.

Слайд 13. В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды LEGO -конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Слайд 15. Формы реализации LEGO -методики в детском саду.

• Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).

• Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут) — подготовка ребёнка к конкурсу; работа с одарёнными или отстающими детьми.

• Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться: воспитатель, дети и родители.

• Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.

• Фестивали, конкурсы, викторины.

• Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения.

Слайд 16. LEGO — игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка LEGO – это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]