Конспект занятия по образовательной области по теме: «Насекомые»
Автор: воспитатель Кальницкая Татьяна Александровна.
МБДОУ Детский сад № 1 «Светлячок» г. Скопин.
Конспект занятия в младшей группе по теме: «Насекомые»
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в младшей группе.
Файл:Конспект занятия
Цель. Уточнение представлений детей о насекомых и их характерных признаках, о зависимости их окраски от среды обитания ( мимикрия ).
Задачи.
— Закрепить знание сенсорных эталонов (умение сравнивать и группировать предметы по цвету). — Развивать зрительное восприятие, воображение. — Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира.
Активизация словаря: насекомые, порхать, силуэт, коричневый, черный, стрекочут, окраска.
Оборудование: игрушечные насекомые (божья коровка, кузнечик, муравей, бабочка, жук, стрекоза), макеты осенней и летней полян, листы цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки, силуэты насекомых, ИКТ.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, божья коровка и ее друзья насекомые пригласили нас в гости, предлагаю отправиться к ним на осеннюю поляну. (Звучит музыка)
Мы к лесной полянке вышли Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто так ловко шагал, Не споткнулся, не упал?
Воспитатель. Вот мы и пришли на осеннюю поляну. Дети, что вы на ней видите?
Дети. Веточки, пенек, муравейник, листья.
Воспитатель. А где же маленькие жители поляны – насекомые? Почему их нет? Какое время года? Правильно – это осень. А осенью мало солнца, холодно, цветы завяли, кушать насекомым нечего. И поэтому они спрятались под кору, под листья.
Воспитатель. Дети, давайте вспомним время года, когда тепло, ярко светит солнце, цветут цветы, зеленеет трава. Правильно! Это лето! (Звучит песня о лете.)
Воспитатель. Дети, а вы хотите вернуться в лето? Давайте покажем, как дует летний, теплый ветерок. (Дети бегут на носках и делают плавные движения руками. )
Воспитатель. Вот мы и оказались на летней поляне. Дети, что вы на ней видите?
Дети. Трава, цветы, муравейник, пенек, божья коровка.
Воспитатель. Божья коровка, а почему ты одна?
Божья коровка. Я с моими друзьями играю в прятки. Все спрятались, а я не могу их найти.
Воспитатель. Дети, вы знаете кто у божьей коровки друзья?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Каких насекомых вы знаете?
Дети. Муравей, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик.
Воспитатель. Божья коровка предлагает отгадать загадки о ее друзьях и попробовать их найти на полянке.
Чемпион по прыжкам Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик) Правильно, кузнечик. Вот его портрет, какого он цвета?
Дети. Зеленого.
Воспитатель. Дети , давайте поищем кузнечика на поляне. (Дети находят кузнечика и помещают его на пенек к божьей коровке.)
Где прятался кузнечика? Какого цвета трава? Да, зеленый кузнечик прятался в зеленой траве. Отгадайте загадку:
Тащит он соломинку К маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга (муравей)
Воспитатель. Да, это муравей. Посмотрите на картинку , какого он цвета ?
Дети. Черного.
Воспитатель. Где же он спрятался? (Дети находят муравья и помещают его на пенек к божьей коровке.)
Воспитатель. Дети, где вы нашли муравья? Почему он прятался на земле? Правильно, земля черная и муравей того же цвета.
Послушайте следующую подсказку: Вот летает над водой Вертолетик голубой: Хвостик, крылья и глаза
Это просто (стрекоза).
Воспитатель. Правильно это стрекоза. Вот ее портрет, какого она цвета? Где мы будем искать?
(Дети находят стрекозу и помещают ее на пенек к божьей коровке.)
Воспитатель. Где нашли стрекозу? Какого цвета вода в ручье? Стрекоза голубая и ручей голубой. Следующая загадка:
Жу-жу, жу-жу. Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу(жук).
Воспитатель. Молодцы — это жук. Вот его портрет, какого он цвета? Где будем его искать? (Дети находят жука и помещают его на пенек к божьей коровке.) Воспитатель. Дети, где прятался жук? Какого цвета кора на пеньке? А жук какого цвета? Да, они коричневого цвета. Слушайте загадку:
Шевелились у цветка Все четыре лепестка Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел (бабочка).
Воспитатель. Да, это бабочка. Посмотрите на картинку, какого она цвета? Бабочки бывают разных цветов: красного, белого, голубого, наша- желтого цвета. Лимонница. Давайте ее найдем. (Дети находят бабочку и помещают его на пенек к божьей коровке.)
Воспитатель. Какого цвета бабочка? Где вы ее нашли? На цветке какого цвета пряталась бабочка? Правильно бабочка желтая и цветок, где она пряталась желтый.
Гимнастика для глаз «Бабочка» (Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.)
Воспитатель. А вот и еще бабочка прилетела. Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, Вверх, вниз и назад спешит.
Воспитатель. Божья коровка, мы тебе помогли. Вот сколько маленьких жителей мы нашли! Божья коровка. Спасибо вам ребята, как хорошо мы поиграли: вы нашли всех моих друзей.
Воспитатель. Как маленьких жителей поляны можно назвать одним словом?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Ребята, есть ли у насекомых враги?
Дети. Есть.
Воспитатель. Кто?
Дети. Птицы, люди, животные.
Воспитатель. Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых). Где прячется зеленый кузнечик? А где коричневый жук?
Дети. Кузнечик прячется в зеленой траве, жук на ветвях, под корой деревьев.
Воспитатель. Зачем им нужна такая окраска?
Дети. Защищаться от врагов, прятаться.
Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?
Дети. Они живые.
Воспитатель. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат, стрекочут.
Воспитатель. А теперь давайте превратимся в кузнечика:
«Поднимайте плечики! Прыгайте кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушали Тишину послушали Опять прыгай высоко, Прыгай ловко и легко!»
Воспитатель. Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!
Воспитатель. Маленькие жители поляны-насекомые, хотят подарить подарок. Они приготовили для вас свои изображения — силуэты и цветную бумагу. А что с этими подарками делать, я вам расскажу, когда мы вернемся в группу. Нам пора возвращаться. Давайте вновь покажем, как дует теплый, летний ветерок. (Звучит песня о лете.)
Воспитатель. Вам нужно силуэт одного из жителей полянки спрятать: поместить его на тот лист, на котором насекомое никто не найдет и приклеить. Какого цвета силуэт твоего насекомого, на лист какого цвета ты его спрятал? Вы хорошо спрятали своих насекомых- они сидят на листах такого же цвета , как и сами. Значит, им никто не страшен. Вечером мы сделаем из этих листов книжку, покажем их мамам и папам, придумаем вместе название, а потом поместим ее в наш уголок природы.
Воспитатель. Где мы с вами были? Кого видели? Вам понравилось?
Наше занятие закончено.