Дидактическое пособие «Изучаем деревья — познаём природу»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (3-4 года)

Цели игры:

а) Дидактическая цель:

  • Расширять представление детей о деревьях
  • Учить детей узнавать по листьям и находить на картинке различные деревья
  • Уточнять названия деревьев и их частей
  • Развивать речь, внимание, зрительное восприятие
  • Обогащать словарный запас детей названиями деревьев и их плодов
  • Развивать мелкую моторику рук

б) Игровая цель:

  • Поиграть в дидактическую игру
  • Верно подобрать листики к каждому дереву
  • Указать названия деревьев, к которым подбираются листики

Правила игры:

— Количество игроков: от 1 до 7 человек

— Тип игры: настольная

— Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены листики ко всем деревьям.

Атрибуты для игры:

— Карточки с изображениями различных деревьев: берёза, каштан, клён и др.

— Карточки-фишки на текстильных застёжках ( «липучках») с изображениями листиков разных деревьев (соответствуют карточкам деревьев)

Игровые действия и содержание игры:

Игра проводится для закрепления знаний деревьев и их строения.

В набор игры входят карточки с изображениями деревьев, а также карточки-фишки на «липучках», каждая из которых соответствует определенному дереву.

Предусмотрены два варианта хода игры:

1) По принципу лото

Участникам раздаются карточки-деревья, а ведущий из коробки одну за другой достает фишки, показывая изображенные на них листочки. Игрок, обнаруживший, что листочек подходит к его дереву, забирает фишку и прикрепляет её к своей карточке. Первый, кто соберёт все листочки и верно назовёт название дерева, побеждает. Если игроков больше двух, игра продолжается до тех пор, пока не останется один проигравший.

2) Самостоятельная игра

Участникам раздаются карточки, а предварительно перемешанные фишки выкладываются на стол. Задача игроков – самостоятельно найти все листики для своего дерева и прикрепить их на карточку. Игра проводится «на время» или с образовательной целью – закрепить в памяти названия деревьев и их строение, а также научиться различать деревья разных видов.

Результат игры:

— Воспитатель определяет, знает ли ребенок названия деревьев, умеет ли определять их по картинке, называет ли деревья на карточках и знает ли, как выглядят их листочки и плоды.

— Указывается, что ребенок поиграл в дидактическую игру, правильно/неверно подобрал листики к дереву, научился определять деревья по изображению и называть их.

Следующая >

Дидактическая игра

Группа:

4-5 лет

Вид деятельности

: дидактическая игра.

Тема:

«Какой лист».

Образовательная область:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Формы организации:

групповая, индивидуальная.

Дидактическая задача

: совершенствовать знания детей различать листья трёх деревьев.

Игровая задача

: рассказать воспитателю о листьях деревьев.

Игровые правила

: достать листок из коробки, правильно назвать с какого дерева листок, правильно назвать какой лист. Помогать друг другу при затруднениях, не перебивать друг друга.

Игровые действия

: называние с какого дерева листок и какой лист.

Цель:

развитие любознательности, активности в процессе совместной игровой деятельности.

Планируемый результат:

  • Проявляют уважительное отношение к окружающим.
  • Проявляют интерес к игровой деятельности.
  • Проявляют любознательность, инициативность.
  • Демонстрируют умение анализировать, оценивать достижение игровой цели.
  • Демонстрируют умение выполнять правила игры.
  • Проявляют знания о листьях деревьев (рябина, береза, яблоня).
  • Демонстрируют умение образовывать прилагательные от существительных.
Задачи Задачи с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи

:

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
  • Воспитывать интерес к игровой деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать память, внимание, речь.
  • Развивать умение анализировать, оценивать достижение игровой цели.

Обучающие задачи:

  • Учить выполнять правила игры.
  • Закреплять представления о листьях деревьев (рябина, береза, яблоня).
  • Учить образовывать прилагательные от существительных.
Саша — учить образовывать прилагательные от существительных.

Маша — воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.

Аннотация к дидактической игре «С какого дерева листок? Круги Луллия»

Дидактическое пособие « С какого дерева листок?»

Подготовила воспитатель: Захарова Олеся Евгеньевна

Актуальность: Во время прогулки нами было отмечено, что дети средней группы проявляют повышенный интерес к окружающему миру, в частности, к деревьям, кустарникам, растущим на территории нашего детского сада, замечают, что деревья отличаются формой и размером листьев, плодами, семенами, шишками, но не могут их назвать. С целью знакомства и последующего формирования умения узнавать и различать деревья и была разработана нами следующая игра.

Цель: — формировать умение детей узнавать и называть деревья по их листьям, плодам, шишкам и семенам, развивать зрительную память и внимание ребят. Сопутствующая цель: — актуализация цветов и геометрических фигур, расширение экологических представлений детей.

Ход игры: Игра состоит из двух кругов разного размера, разделенных на 10 секторов, и 1 подвижной стрелки. На секторах большого круга изображены деревья целиком, а на секторах малого круга – их листья, семена, плоды и шишки. На каждом секторе большого круга есть цветное изображение в виде геометрической фигуры, которое дублируется на секторах малого круга. Таким образом, вращая круги и сопоставляя эти фигуры, дети находят соответствие (пары) дерева и его листа. Возраст: 4-7 лет. Количество игроков: 1-4.Варианты игры и усложнение: На первом этапе – при знакомстве с игрой – в качестве помощи выступают цветные геометрические фигуры, на следующем этапе эти фигуры можно скрыть.

Так как наша дидактическая игра представляет подобие «Кругов Луллия» и имеет фанерное основание, то, при смене картинок, она может быть использована для закрепления понятий по всем областям знаний.

Свое название изобретение «Круги Луллия» получило в честь имени своего создателя — Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов, построенных по троичной логике. Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, развитие интеллектуально – творческих способностей в детском саду. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Круги Луллия представляют детям дошкольного возраста, как чудесные кольца или загадочные круги. На общий стержень (болт) нанизано 2-3 подвижных фанерных круга разного диаметра, обклеенных самоклеящейся пленкой. Сверху установлена подвижная стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов – 8-10. На них располагают разнообразные картинки: предметные, сюжетные, слова, цифры, фигуры, схематические изображения. Круг и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить объекты. Для работы с детьми 4 — 5 лет целесообразно брать два круга разного диаметра и использовать 4 сектора на каждом. В работе с детьми 5-6 лет используют два — три круга (6 – 8 секторов на каждом). Дети 6 — 7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются три круга с 8 секторами на каждом.

Данное пособие отвечает требованиям ФГОС ДО и будет полезно педагогам дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста.

Пособие соответствует принципам вариативности, безопасности и доступности, многофункциональное, используется в работе с детьми в организованной и самостоятельной образовательной деятельности, в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей). Вариантов игр множество, так как все игры разработаны для многоцелевого использования. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.

Данное пособие можно использовать:

· по ознакомлению с окружающим миром:

— знакомство с живой и неживой природой, свойствами предметов, их изменениями.

Д.и. «С какого дерева листок?», «Кто что ест и где живет?», «Назови предмет и его свойства», «Способы передвижения», «Способы размножения», «Овощи», «Профессии», «Кто чем питается?».

· по безопасности:

— закрепление знания дорожных знаков и правил дорожного движения;

— закрепление знания экологических знаков и правил поведения в природе;

— закрепление правил противопожарной безопасности.

«Экологические знаки», «Дорожные знаки», «Знай правила противопожарной безопасности», «Мы и природа».

· по ФЭМП:

— закрепление умения находить сходство и различия между предметами;

— закрепление количества, формы, цвета, размера предметов.

«Раскрась предметы», «Большой – маленький», «Один – много», «Сколько», «Какой?».

· по развитию речи:

— овладение речью, как средством общения;

— закрепление правильного употребления предлогов;

— умение подбирать прилагательные и существительные;

— составление рассказов, сказок, рассуждений, обсуждений и др.

«Подбери звуковой символ», «Подбери предлог», «Придумай предложение по схеме», «Придумай историю», «Объясни необычное сочетание», «Угадай сказку».

· по художественно – эстетическому развитию:

— развитие творческих способностей, умение воспринимать и глубоко

чувствовать красоту природы;

— закрепление знаний о русских народных традициях, праздниках, родной культуре;

— закрепление знаний о народном творчестве, народно – прикладном

искусстве, фольклоре России.

«Какая ваза», «Найти животное по контуру», «Декоративно – прикладное

искусство», «Музыкальные инструменты», «Профессии музыкантов».

· по физической культуре:

«Назови игру», «Какой инвентарь».

Варианты игр:

Д/и «Сочиняем задачи»

Образовательная область:«Познавательное развитие».

Цель:

закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

Возраст:6 – 7 лет.

Материл и оборудование:

круги Луллия, знаки сложения и вычитания –22 шт., набор цифр от 0 до 9 – 44 шт., предметные картинки – 20 шт.

Ход игры: На нижний круг разложить предметные картинки, на средний – цифры 1или 2 со знаком на сложение или на вычитание, на верхний – цифры от 1 до 9. Круги раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу составлять. Например, стрелка показала: шарики, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?»

Дидактическая игра «Из чего состоит число»

Образовательная область:«Познавательное развитие»

Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел.

Возраст:6 – 7 лет.

Материал и оборудование:

круги Луллия, набор цифр от 0 до 9 – 44 шт.

Ход игры: На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге, с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.

Дидактическая игра «Кто соседи?»

Образовательная область:

«Познавательное развитие».

Цель: учить называть последующее и предыдущее число.

Возраст:6 – 7 лет.

Материал и оборудование:

круги Луллия, набор цифр от 0 до 9 – 44 шт.

Ход игры: На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге, с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти соседей выбранного числа.

Дидактическая игра «Найди фигуры»

Образовательная область:

«Познавательное развитие».

Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение

определять из каких фигур состоит предмет.

Возраст:4 – 5 лет.

Материал и оборудование:

круги Луллия, геометрические фигуры – 32 шт., изображения из геометрических фигур – 16 шт.

Ход игры: На нижнее кольцо разложим изображения, состоящие их геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.

Дидактическая игра «Подбери цифру»

Образовательная область:

«Познавательное развитие».

Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.

Возраст:5 – 6 лет.

Материал и оборудование:

круги Луллия, карточки – 18 шт.

Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра «На что похоже?»

Образовательная область:«Познавательное развитие».

Цель: учить детей соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Возраст:4 – 5 лет.

Материал и оборудование:круги Луллия, геометрические фигуры – 8 шт., предметные картинки – 35 шт.

Ход игры: Используем два круга. На нижний круг раскладываем предметные картинки,

на средний — геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.

Дидактическая игра «Продолжи цепочку»

Образовательная область:«Познавательное развитие».

Цель: развивать логическое мышление.

Возраст:

5 – 6 лет.

Материал и оборудование:круги Луллия, геометрические фигуры – 100 шт.

Ход игры: На нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжаем цепочку, поворачивая средний и верхний круг.

Дидактическая игра «Где спрятался звук?»

Образовательная область:«Речевое развитие».

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, обучение грамоте,

расширение и активизация словаря.

Возраст:6 — 7 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, картинки с изображением букв – 33 шт., предметные картинки – 57 шт.

Ход игры: Игра проводится в паре или с подгруппой детей. На среднем круге — буквы, на нижнем круге картинки. К картинке нужно подобрать букву и определить положение звука в слове. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

Дидактическая игра «Составь словечко».

Образовательная область:

«Речевое развитие».

Возраст:6 – 7 лет.

Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза,

обучение грамоте, расширение и активизация словаря.

Материал и оборудование: Картинки – 10 шт., буквы – 40 шт.

Ход игры: На нижнем круге предметные картинки, на среднем круге – слог из букв, с которого начинается слово. Дети, раскручивая круг, подбирают нужный слог к предметной картинке. Другой вариант, на нижнем круге — печатный слог и на среднем круге — печатный слог. Дети, раскручивая круги, образуют слова из слогов.

Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»

Образовательная область:«Речевое развитие».

Цель:закрепить знаниесказок, героев этих сказок, развивать у детей воображение, творческое мышление, умение придумывать сказки, умение связно, последовательно излагать ход придуманной сказки. Воспитывать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять навыки содружества педагога и детей.

Возраст:

6 – 7 лет.

Материал и оборудование:

круги Луллия, картинки – 24 шт.

Ход игры: Разложить картинки: 1 круг — сказочные герои: Аладдин, Золушка, Красная Шапочка, чудище, Спящая красавица, Заколдованная лягушка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди

2 круг — место, где происходят сказочные действия: арабский город, дворец короля, лес, заколдованный сад, чердак замка, болото, замок Людоеда, избушка на курьих ножках. 3 круг — предметы: волшебная лампа, хрустальная туфелька, корзинка с пирожками, аленький цветочек, веретено, стрела, сапоги, Иванушка. Стрелкой выбрать героя, вращая средний и верхний круги, подобрать к нему предметы и место, где происходят сказочные действия. Усложнение: Раскрутить круги и стрелку, придумать сказку по картинкам, которые оказались под стрелкой (например, как кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках с аленьким цветком).

Дидактическая игра «Дерево, листок, плод»

Образовательная область: «

Познавательное развитие».

Цель: умение различать и называть листья, плоды знакомых деревьев;

развивать речь, внимание, наблюдательность, память, способствовать развитию познавательных процессов, расширению кругозора, воспитывать эстетические чувства.

Возраст:6 – 7 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, карточки.

Ход игры: Игра знакомит детей с деревьями России. Играть можно как одному, так и небольшой группой. На нижний круг разложить изображения деревьев; на средний круг – листья деревьев; на верхний – картинки плодов или семян (яблоко, шишка и др.). Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, выбрать на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение листа и располагают его над яблоней, на верхнем круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

Дидактическая игра «Мамы и их детёныши»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: закрепить название взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей (множественное число), используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, словарный запас.

Возраст:4 – 5лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, картинки – 60 шт.

Ход игры: Ребёнок стрелкой выбирает на нижнем круге изображение взрослого животного, правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся — домашним или диким. Затем вращает средний круг, с картинками одного детеныша и верхний круг, с изображением двух детёнышей. Находит нужную картинку, останавливает круг, правильно называет детёныша или нескольких.

Дидактическая игра «Виды спорта»

Образовательная область:

«Физическое развитие».

Цель: закрепить знания о видах спорта; учить устанавливать простейшие взаимосвязи, между видом спорта и его атрибутами; формировать умение правильно и полно высказываться, и активно использовать в речи слова на тему «Спортивные игры»; совершенствовать коммуникативные способности. Воспитывать усидчивость, терпение, старание.

Возраст: 4-5 лет.

Материал и оборудование: круги Луллия, картинки – 20 – шт.

Ход игры: На средний круг разложить картинки со спортивным снаряжением, на нижний – картинки с изображением спортсменов в характерной спортивной одежде (хоккеист – клюшка и шайба; гимнаст – кольца; футболист – ворота, футбольный мяч; баскетболист – кольцо, баскетбольный мяч; и т.д.) Вращая круги, соотнеси картинки «Кто из спортсменов каким видом спорта занимается».

Дидактическая игра «Подбери нужный знак»

Образовательная область:«Социально – коммуникативное развитие».

Цель:закрепить знаниеправил дорожного движения, знание дорожных знаков, учить размышлять.

Возраст:6 – 7 лет.

Материал и оборудование:

круги Луллия, картинки – 24 шт.

Ход игры: Нижний круг – картинки с дорожными ситуациями. Средний круг — картинки с дорожными знаками. Ребенок стрелкой выбирает картинку с дорожной ситуацией, описывает ее, вращает средний круг и выбирает знак, соответствующий ситуации.

Образовательный эффект:

Круги Луллия позволяют, создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия и свободную игровую деятельность детей увлекательными и эффективными.

В процессе работы с пособием у детей развивается познавательный интерес, любознательность, творческая активность. Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать и объяснять, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дидактические игры «Деревья» в младшей группе

Предлагаем несложные и увлекательные игры, помогающие младшим дошкольникам познакомиться с миром флоры.

Раз, два, три — дерево обними!

Подвижную игру лучше проводить в парке, где много разных растений. Ведущий называет дерево определенного вида, произносит: «Раз, два, три — дерево обними!». Дети выискивают названное ведущим растение, а найдя, подбегают к нему, обхватывают руками.

Найди лишнее

Игра предназначена для развития зрительного восприятия и наблюдательности. Предварительно подвесьте на растущие во дворе растения природные предметы, не относящиеся к ним. Например, на березу — желудь, на елку — кленовый лист, на дуб — сосновую шишку. Задача вышедших на прогулку дошкольников — внимательно исследовать растения, найти лишнее.

Поделки

Занятие развивает воображение и творческие способности. Для игры соберите природный материал: шишки, опавшие листья, семена, березовые сережки, куски коры, желуди, кленовые «носики». Предложите воспитанникам сделать из собранного материала поделки. Каждый ребенок создает какую-то свою аппликацию, картину, объемную композицию. Затем рассказывает, из каких частей дерева создавал художественную работу. В завершение занятия можно сделать выставку детских работ с обсуждением.

Части дерева

Занятие развивает память и мыслительные способности. Младшие дошкольники узнают, как называются части растений.

Распечатайте реалистичное изображение дерева, расскажите детям, что такое ствол, ветви, корни, объясните, что совокупность листьев — это крона. В процессе объяснения дети должны смотреть на картинку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]