История часов для детей. Можно просто прочитать малышу книжку про историю часов. Можно дать посмотреть видеофильм. А мы будем изучать историю часов в занимательных историях, картинках и экспериментах! Ведь для успешного развития умственных способностей дошкольника лучше всего дать ему возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них. Это ему очень пригодится и в школе, и в жизни! Приглашаю в путешествие в прошлое и будущее часов!
Наша история часов очень не похожа на сухой текст учебника истории. Она живая и удивительно интересная, вдохновляющая и пробуждающая новые идеи! История часов для дошкольников построена как диалог с ребенком, как совместный поиск взрослым и малышом ответов на вопросы. Эта история рассчитана не на один день. Ее можно использовать на прогулке и дома, в детском саду и в гостях. Желаю Вам творческого общения с Вашим малышом!
Зачем нужны часы?
Зачем нам нужны часы? Как ты думаешь, что было бы, если бы часов ни у кого не было? Если ребенку трудно ответить на вопрос, начните рассуждать вслух сами – пофантазируйте (Вот что могут ответить дети: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения к Мише, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»)
Как ты думаешь, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время? (Дайте возможность ребенку поразмышлять, поразмышляйте сами. Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?)
Оказывается, часы были и раньше , но в те давние времена они были другие — … живые!!! Догадайся, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? После вопроса всегда делайте паузу для размышления и для ответа. Если малыш стесняется или затрудняется, начните сами рассуждать вслух и самой себе задавать вопросы. Ребенок будет исподволь Вас слушать и рассуждать вместе с Вами. А потом и присоединится к обсуждению и выскажет свое мнение. Пусть малыш выскажет самые фантастические предположения, поощрите его за них – он думает и он высказывает СВОЕ МНЕНИЕ, и это ОЧЕНЬ ЦЕННО! Пересказывать чужое мнение ребенку дошкольного возраста намного легче, чем иметь свое и его выразить словом. А в нашей современной жизни умение сформулировать свою точку зрения – это основа успеха во многих делах. После того, как малыш пофантазирует, расскажите ему о настоящих живых часах.
Презентация «Какие бывают часы»
Презентация для детей старшего дошкольного возраста
«Какие бывают часы».
Подготовила: Барышникова Н.Ю.
1 слайд – Какие бывают часы
2 слайд — Солнечные часы.
Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже побежала.
Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.
Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?
По И. Мельникову
3 слайд – Огненные часы
Ещё измеряли время при помощи свечи. Её делили на равные части, каждая из которых сгорала примерно за 1 час. Люди могли подсчитывать время зная, сколько частей свечи сгорело и сколько осталось
4 слайд — Песочные часы.
Стали люди голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днём, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.
У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колёсиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний, высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается.
Песочные часами люди пользуются и теперь, например врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.
По М. Ильину, С. Сегал
5 слайд — Водяные часы
.
В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки-отметки, которые показывали, сколько времени с того момента, когда в сосуд налили воду.
Водяные часы оказались тоже неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?
6,7 слайд — Цветочные часы или Часы-цветы
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днём закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днём они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в «своё собственное» время. Так появились цветочные часы. Но «ходят» они только в солнечную погоду.
Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лён и другие.
Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днём начинают засыпать. В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.
Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутри их поставил пружинку, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико, оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы.
У них есть заводная головка. Когда её поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.
Есть часы без пружины. Вместо неё внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. На улицах, башнях, в метро висят большие электрические часы.
Но человек не остановился и изобрёл часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные
и работают, как и электрические, на батарейках.
8 слайд – На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.
Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты
, установленные на Спасской башне Московского Кремля.(
башенные часы)
Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.
31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
9 слайд – Часы, висящие на стене, называются настенными
10 слайд – Настенные часы(часы с кукушкой)
В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.
11 слайд –Напольные часы
. Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.
12 слайд –
Есть такие часы, которые можно носить в кармане,в основном их предпочитают носить мужчины. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.Они называются
-Карманные часы.
13 слайд –
У вас дома наверняка есть
часы-будильник.
Зачем нужны такие часы? — Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.
14 слайд –
Часы, которые обычно ставят на стол, — называются
настольными
15 слайд –
Часы бывают
наручными
. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.
16 слайд – Есть часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы-сказку. Часы-сказка
.
Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре двенадцать, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: «Ку-ка-ре-ку-у!» – приглашая людей на представление. Раздаётся звон колокольчиков, следует двенадцать размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть весёлую музыку. Осёл лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. «Во саду ли, в огороде», – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.
По И. Мельникову, Б. Радченко
17слайд – Спасибо за внимание!
Презентация для детей дошкольного возраста на тему:»Развитие временных представлений»
РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогический совет
Выполнила
Воспитатель МАДОУ № 150
Рыбакова Ирина Владимировна
Хабаровск 2016
Теоретические аспекты развития у детей ориентировки во времени
- В настоящее время происходит переосмысление целей, роли и места дополнительного воспитания детей во всей системе отечественного образования и воспитания. Одним из вопросов изучения методики математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них временных представлений.
- С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека, ни одна деятельность не проходит без восприятия времени, окружающий нас мир существует во времени. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
Целью работы
является исследование влияния дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
— изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;
— изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;
— апробировать диагностические авторские методики для выявления уровня сформированности представлений о времени;
— разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования
:
процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.
Предмет исследования
:
дидактические игры при формировании временных отношений у ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза: если использовать с детьми дидактические игры, то формирование временных представлений у детей будет проходить более успешно.
Методы исследования:
Теоретические:
анализ научной и методической литературы; изучение и анализ диагностических методик.
Практические:
диагностика уровня усвоения представления о времени; разработка комплекса развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста; анализ и интерпретация результатов исследования.
Данная работа включает целый комплекс задач
— формирование первичной практической ориентировки во времени;
— формирование чувства времени;
— ознакомление с отдельными «временными» эталонами; — формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени.
Последовательность обучения:
- 1.
Учим названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью
2.
Ежедневно называем, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра. - 3.
После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером.
.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Названия интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. .
Часто дошкольники не знают названий дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Эта особенность проявляется и в запоминании детьми названий месяцев.
Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).
В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определить последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периода суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца.
Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т.д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти задания дома.
Дни идут, минуты тают, Быстро время пролетает Год какой сейчас идёт — Календарь ответ даёт Что за месяц на дворе — Смотрим мы в календаре.
Пробегут часы, минутки Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, И стрелки творят чудеса.
В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д.
Диагностика уровня усвоения представлений о времени
Диагностика уровня усвоения представлений о времени
База исследования: МКДОУ с. Сосновка с сентября 2015 года по март 2016 года .
В исследовании принимала участие старшая группа детского сада включающая 15 человек в возрасте 5 – 6 лет.
Цель
:
выявить уровень усвоения представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- выявить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- провести контрольную диагностику уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в III этапа.
I этап –
диагностика уровня усвоения представления о времени.
II этап –
комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
III этап –
анализ и интерпретация результатов исследования.
Комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшей группы
Диагностика показала результаты, которые отражены в диаграммах
Сравним результаты первой и второй диагностики
- В начале года у детей преобладал низкий уровень, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий высокий и средний уровни значительно повысился. Значит, использование дидактических игр оказывает существенное влияние на развитие временных представлений дошкольников.
- Как мы видим, в процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.
Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.Шепчут часики вот так:ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!