Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Детский проект «Узнаем всё о вирусах» в старшей группе Детский проект «Узнаем всё о вирусах»
в старшей гру ппе Информационная карта
проекта 1. Полное название проекта: «Узнаем всё о вирусах»
в старшей группе. 2. Автор
проекта: Высоцкая Елена Владимировна. 3. Руководитель проекта: Высоцкая Елена Владимировна. 4. Кадры: воспитатель….
Семейный проект в старшей группе «Готовим дома вместе с детьми» Участники проекта: дети и родители старшей группы Срок реализации: среднесрочный — 1 мес. Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный, творческий. Проблема: перенять у мамы и бабушки мастерство готовить и печь с дошкольного возраста Актуальность: Нет ничего вкуснее и…
Познавательно — исследовательский проект «Удивительное рядом»
Познавательно — исследовательский проект «Удивительное рядом»
Подготовили воспитатели: Красикова Т. Л.
Строганова Е. В.
Оренбург 2021
Вид проекта: краткосрочный 2 недели (с18 по 29 января).
Участники проекта: дети 3-4, 4-5 лет, воспитатели, родители.
Актуальность проблемы:
Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом, педагог, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулке, исследовательская деятельность, развивающие игры и художественное слово помогут детям в доступной форме понять и осмыслить назначение предметов, их свойств, материалы из которых они сделаны, а также сделать свои первые открытия и выводы причинно-следственных связей и закономерностей.
Цель
проекта:
создать условия для расширения представлений о свойствах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи
проекта:
• расширение и закрепление представлений о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (бумага, дерево, металл, пластмасса).
• развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
• развитие познавательно-поисковой активности ребенка, умения устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
• развитие речевых умений: обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь)
.
Предполагаемый результат:
• у детей расширятся представления о материалах: дерево, бумага, металл. пластмасса их качествах и свойствах.
• дети определяют, как и где могут использоваться эти материалы.
• дети имеют представление о безопасном и бережном использовании предметов из разных материалов (
непрочные, шероховатые, хрупкие, тяжелые
)
.
• сформируются личностные компетентности свойственные возрасту детей: познавательная активность, интерес, самостоятельность, инициатива
• дети овладеют умениями устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием
Предварительная работа:
• подборка консультативного материала для родителей.
• разработка проекта.
• подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей.
• обогащение детской лаборатории.
Взаимодействие с семьёй:
• ознакомление с темой проекта
•участие в сборе коллекции материалов: из бумаги, дерева, металла, пластмассы.
•консультация: «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребёнка дошкольника»
Этапы реализации
проекта:
I этап – подготовительный.
• изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме, подбор программно-методического обеспечения, подбор наглядно-демонстрационного материала.
• разработка содержания проекта:
• планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – основной.
• организация и проведение различных обучающих и развивающих форм деятельности.
III этап – завершающий.
• создание выставки «Мир дерева», «Мир бумаги», «Мир плас.
План реализации
проекта.
1.Экскурсия по
группе:
«Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе?»
2.Беседа с детьми:
«Предметы и разные материалы» (вхождение в проект)
3. «Свойства пластмассы»
Опыт № 1 «Свойства пластмассы».
Цель: познакомить детей с пластмассой, его свойствами.
1.Предложить детям рассмотреть и исследовать пластмассовые предметы:
ложку, стакан, тарелку и т.д.
— потрогать на ощупь (гладкие).
-попробовать сломать (хрупкие, легко ломаются)
-налить воды в стакан (не пропускает воду)
-посмотреть сквозь них (бывает прозрачная и не прозрачная)
Проблемная ситуация: «Какие предметы можно сделать из плас (можно только для кукол, настоящая сломается и плавится на огне).
4.
«Свойства металла»
Опыт № 1 «Свойства металла».
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами.
1.Предложить детям рассмотреть и исследовать металлические предметы: металлическую пластину, скрепку, ложку.
— потрогать на ощупь (гладкие, холодные).
-попробовать сломать (крепкие, твёрдые)
2.Опыт № 2 «Тонет -не тонет»
В емкость с водой по очереди отпускают сначала пластмассовый , потом металлический шарики, смотрят, что произошло. Почему утонул металлический? Он тяжелее.
3. Беседа: «Какие предметы можно сделать из металла?»
Проблемная ситуация: «Стул можно сделать из металла?(Да). Да, но будет очень тяжелым, потому что металл тяжелый.
4.Опыт № 3 «Проводимость»
Взять в одну руку пластмассовый предмет, а в другую металлический. Какой из них теплее? (вывод – металл холодный).
Взять положить металлическую пластинку на батарею. Подождать немножко, и потрогать.
– Что произошло пластиной (она стала теплой).
Вывод:металл быстро нагревается.
5.Опыт № 4 «Металл намагничивается».
На столе разложить мелкие предметы из металла (скрепки, гвозди) и пластмассы. Взять в руки магнит и провести над ними. Что произойдёт? Все металлические предметы притянутся к магниту. Вывод: металлические предметы притягиваются магнитом.
6. Опыт № 6 «Как из воды можно достать скрепку, не намочив руки».
В прозрачную ёмкость налить воды и положить скрепки. Все скрепки окажутся на дне, потому что они сделаны из металла, а мы знаем, что металл тяжёлый. Как достать скрепку, не намочив рук. С помощью магнита достаём скрепки из воды, поднеся магнит к скрепке с внешней стороны и поднимаем вверх.
5.
«Свойства дерева»
Беседа: «Какие предметы можно сделать из дерева».
Словесная игра «Доскажи словечко».
Опыт: «Тонет или не тонет», «Дерево тёплое или холодное», «Ломается или не ломается», «Опыт с точилкой».
Дидактическая игра «Найди предметы сделанные из дерева».
Релаксация «Передай волшебную деревянную палочку и скажи свойство дерева».
6.
«Свойства бумаги»
Беседа: «Из чего получают бумагу».
Опыт: «Бумага мнётся, рвётся», «Сравнение бумаги», «Бумага издаёт звук», «Мокнет в воде или нет».
7. Беседа «Правила безопасного обращения с предметами из разных материалов».
8. Игра «Наведи порядок в сундуке».
Цель: классификация предметов по материалу изготовления.
Материал: сундучок, где находятся предметы сделанные из бумаги, пластмассы, дерева, металла, 4 коробки.
Ход: Детям предложить разобрать предметы по материалам изготовления. Взять предмет и называть, из чего он сделан. И положить в определенную коробку.
9.Создание коллекции:
«Мир дерева», «Мир бумаги», «Мир плас.
Приложение. Консультация для родителей.
Ребёнок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвётся, лёд тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: то они нечаянно режут салфетки, так как хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат игрушки с целью узнать, почему они двигаются. Ребёнок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.
Для чего же нужно растить детей любознательными?
Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определенную сторону жизни, определенное явление или предмет. В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. А ведь все это является залогом успешного обучения в школе. Ведь определенную категорию успевающих составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети. Для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
К ак же развивать любознательность и познавательный интерес?
Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).
Чтобы любознательность была созидательной, её надо культивировать. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребёнок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью.
Слушайте его вопросы и отвечайте на них. Малышам нужно узнать очень многое, поэтому неудивительно, что когда они начинают говорить, их вопросы так и сыплются. Конечно, очень хочется после пятидесятого вопроса «Что это?» промолчать или вовсе одернуть ребёнка, но постарайтесь не делать этого.
Все вопросы малыша заслуживают ответа. Если он не получает ответа на свой вопрос или ответ не удовлетворяет, например, когда ему говорят «потому» или «ты слишком мал, чтобы понять его», он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребёнка, просто и коротко.
Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте её. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, детям надо с ним экспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта.
Любознательному малышу интересно: что произойдет, если сорвать лист комнатного цветка? Что будет, если швырнуть песок в лицо товарищу по игре или кинуть игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент становится разрушительным или опасным, необходимо остановить его, но малышу нужно дать понять, что вас не устраивает результат, а не сам процесс. Попробуйте направить исследовательскую мысль ребёнка на другой объект. Если вы не хотите, спасая дом, подать в малыше учёного, придумайте эксперименты, которые можно выполнять под вашим контролем: сдуть пух с одуванчика, просеять песок через сито, смешать пищевой краситель с водой.
Поощряйте импровизации ребёнка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребёнок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем захочется.
Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребёнок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.
Включайте обучение в повседневную жизнь. Это достигается самыми небольши-
ми усилиями. Вы можете познакомить ребёнка с числами «Тебе дать одно печенье или два?», с цветами «Ты наденешь красный свитер или синий?, с буквами «Вон видна буква «М» с неё начинаются «мама» и «молоко». Ваша цель не в том, чтобы научить малыша считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения.
Обучение должно быть забавой. Если ребёнок почувствует, что его заставляют учиться, ругают или высмеивают за неудачи, если перед ним ставят трудные не по возрасту задачи, то он будет страшиться учебы, а не любить её. Покажите пример. Пусть малыш поймет, что в
ы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться – как для вас, так и для ребенка – заразительно.
Как отвечать на детские вопросы:
1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»
6. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Рекомендации родителям:
1. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.
2. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.
3. Выслушивайте рассуждения ребёнка, не перебивая.
4. Не говорите ответа, если ребёнок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.
5. Читайте с ребёнком познавательные книги.
6. Исследуйте различные предметы, которые находятся вокруг вас.