Организация познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе, по мнению ФГОС должна направляться на совершенствование и укрепление у дошкольников таких важных качеств, как стремление к познанию и проведению опытов.
Хоть и современная педагогическая система не характеризуется прямой передачей знаний, это позволяет развить в детях нужную мотивацию к поиску новых знаний с помощью любых методов.
Опыты и эксперименты — эффективный прием обучения познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе
Организация такой деятельности, прежде всего, направлена на поощрение любопытности, нахождению ответов на любые вопросы и повышению внимательности как таковой. В этом случае познание проявляется как в самостоятельных занятиях, так и во время обучения с педагогом.
Такая способность для постановки четкого вопроса по отношению к малоизученному объекту или предмету с дальнейшим нахождением ответа, определяет высокий уровень развития интеллекта и психики ребенка. Проще говоря, дети, — это настоящие исследователи, которым необходимо помочь в поиске решения проблемы.
Цели и задачи
Основополагающая цель для организации такого вида деятельности, — это планомерное развитие исследовательского типа мышления. Такая особенность не характеризуется ошибочным мнением о том, что в подобном случае педагог воспитывает научного сотрудника или будущего исследователя, потому как подобные знания обязательно пригодятся в любой ситуации во взрослом возрасте.
Благодаря процессу наблюдения или исследования, ребенок развивает умение получать настоящий и искренний восторг от нового открытия, поэтому в дошкольника не совсем правильно вкладывать уже готовую информацию. Лучше всего дать ему возможность открыть окружающий мир с новой стороны.
С помощью методик визуального, сенсорного или слухового восприятия, дети учатся определять основные свойства или качества обсуждаемых предметов, явлений. Это позволяет развить эффективное аналитическое мышление, благодаря которому личность может устанавливать причинно-следственную связь, вне зависимости от ситуации или настроения.
Главные цели познавательно деятельности, благодаря которым раскрывается первостепенная цель дошкольного образования:
- создание интереса к явлениям или объектам, которые находятся в окружающем мире;
- совершенствование основных знаний о свойствах и особенностях объекта: цвет, форма, размер, глубина и тому прочее;
- развитие интеллектуальных способностей ребенка, включая сравнение, классификацию, а также правильная установка взаимосвязи между определенными объектами и ориентация себя в пространстве и времени;
- совершенствование положительного контекста, который будет использоваться для самостоятельного нахождения нужных знаний или информации;
- развитие умения работать с разнообразными инструментами, что в свою очередь совершенствует мелкую моторику рук;
- мотивирование ребенка к процессу наблюдательности и познавательности.
Исследовательская деятельность дает возможность максимально обширно и объективно понять свойства окружающей среды, включая строение мира как такового. Благодаря этому, интеллектуальные, психоэмоциональные или физические качества ребенка быстро развиваются.
Используемые приемы
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе характеризуется наличием различных методов и приемов, которые позволяют значительно упросить процесс обучения.
Наиболее популярными и используемыми на практике являются:
- Эвристический метод. В этом случае педагогом создается определенная проблема для того, чтобы мотивировать ребенка. Таким образом, удается сформировать у дошкольника ощущение групповой сплоченности для того, чтобы найти ответ решения той или иной задачи и активизировать интеллектуальные способности для анализа проблемы. Совершенствованию речевого, исследовательского и любознательного навыка, способствуют различные беседы, где обсуждается проблема. Воспитатель должен определить вопрос исходя из уровня знаний ребенка, а также учитывать возраст группы. При этом педагог формирует уточняющие и наводящие вопросы для того, чтобы привести дошкольника в нужное русло. В рамках младшей группы, длительность такой беседы составляет от 10 до 15 мин.
- Наблюдение. Подобный процесс чаще всего организуется в рамках определенного помещения в ДОУ или на улице, где восприятие различных объектов или явлений комплексно развивает слуховые и визуальные способности ребенка. Те исследования, которые проводятся во время прогулки, лучше погружают дошкольника в окружающий мир за счет большего количества образов, запахов, цветов или звуков.
- Эксперименты и проведение опытов. Наряду с игровым процессом, опыты считаются одной из основных форм деятельности дошкольника. Так, при постановке элементарных исследований над объектами в детском саду, ребенок приобретает важное понимание о том, как они работают, начинает видеть основные свойства и особенности предметов. Дошкольники с большим энтузиазмом и наслаждением проводят эксперименты с теми веществами, которые им уже известны, — глина, песок, растения. Такой исследовательский процесс лучше всего формирует желание к самостоятельной постановке опытов. Подобный метод особенно развивает концентрацию, наблюдательность, дисциплину, а также способствует развитию дружеской атмосферы в коллективе.
- Проектная деятельность. Данная разновидность работы направлена на исследовательскую активность дошкольников и воспитателя, в некоторых случаях, — и родителей. В этом случае задействуется как мыслительные, так и творческие умения ребенка. Педагог должен правильно мотивировать воспитанника к самостоятельным наблюдениям и опытам, — только при особой необходимости помогая дошкольнику.
- Технологии по методике ТРИЗ. Заключается в решении избирательских заданий, благодаря чему ребенок может самостоятельно выстраивать алгоритмы и планы действий для того, чтобы решить ту ил иную проблему. Подобное технологическое решение в детском саду зачастую используется в игровой форме, что позволяет более эффективно взаимодействовать с учениками. Педагог выстраивает вокруг обучения сказочные сюжеты, что дает возможность дошкольнику учиться вместе с любимыми игрушками или героями из сказок, мультфильмов.
В ходе экспериментального обучения, ребенок обучается важному анализу информации. Таким образом, дошкольник может научиться новому навыку посредством сравнения его достоинств и недостатков, а также найти более эффективные методы обучения.
Ткань, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
Виды и формы
Для того чтобы реализовать и внедрить поставленные ранее задачи, педагог внедряет определенные занятия в рамках доступных видов взаимодействия: комплексное изучение особенностей окружающего мира, понимание базовых математических элементов, подготовительное обучение различным навыкам.
Так, изучение гласных звуков может начинаться с внедрения аудильного анализа. Педагог спрашивает у детей: «Какой звук начинает слово ЯМА?», после чего предлагает дошкольникам посчитать и проговорить все звуки, которые они слышат. Затем берется еще одно слово, в рамках которого проводится такое же задание.
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе проводится исходя из следующих форм:
- Групповая или коллективная. В этом случае занятия, направленные на совершенствование исследовательского порыва, проводится в группе при наличии следующих принципов: структурность, доступность и непродолжительность. Так, каждый ребенок должен принимать непосредственное изучения в исследовании, при этом необходимо избегать лишней утомляемости и по возможности использовать физическое и игровое взаимодействие.
- Подгрупповая. В этом случае исследовательский процесс образуется в отношении созданных подгрупп, — когда результаты экспериментов засчитываются после сравнительного анализа всех коллективов.
- Индивидуальная. Здесь педагог внедряет познавательные задания в рамках индивидуального обучения. В случае если общий уровень интеллекта, навыков или знаний отстает от среднего значения в группе, воспитатель должен всячески способствовать мотивационной составляющей ученика.
Новые знания дошкольники получают также в процессе прогулки, при которой они наблюдают за различными объектами и явлениями в неживой и живой природе. Такие наблюдательные занятия в младшей группе носят кратковременный характер, где основная цель, — получение новой информации об окружающем мире.
Основные виды образовательно-исследовательской деятельности:
- Исследовательски-поисковый. Характеризуется наличием совместной работы между детьми и педагогом, благодаря чему проблемный вопрос решается намного быстрее. Чаще всего используется в рамках эвристической беседы тематик «Зачем люди моют руки после улицы?», «Почему деревянный брусок не тонет в воде?» и других.
- Познавательный. Отличается самостоятельной деятельностью учащихся, которые в ходе познавательного процесса быстрее усваивают и используют на практике ранее приобретенные знания. Такой подход чаще всего реализуется при помощи методологических правил ТРИЗ, а также с использованием дидактических игр для развития аналитического и пространственного мышления.
- Познавательно-практический. В этом случае педагог стихийно или организованно развивает самостоятельную деятельность каждого ребенка, где основной упор идет на получение знаний на практике. Вид может быть реализован, как в случае экспериментов, так и при помощи наблюдений и опытов.
- Исследовательски-предметный. Самостоятельная или групповая деятельность ребенка для того, чтобы более точно и эффективно установить причинно-следственную связь между объектами или явлениями в окружающем мире. Это позволяет качественнее расширить знания о базовых свойствах или особенностях обсуждаемого предмета. Лучше всего реализуется посредством исследования разнообразных материалов: дерево, пластик, бумага или ткань, а также живых существ или растительного мира в процессе их развития.
Благодаря наличию разнообразных форм и видов, педагог может найти общий язык буквально к каждому ученику. При этом следует помнить, что обучение является наиболее эффективным и быстрым при одновременном использовании всех вышеописанных разновидностей.
Проект по экспериментально – исследовательской деятельности в младшей группе «Наблюдаю и познаю»
Проект
по экспериментально – исследовательской
деятельности
«наблюдаю и познаю
2021
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Основным методом деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр — опытов.
Цель:
Создание условий для формирования основ целостного мировидения, через игру средствами экспериментальной деятельности .
Задачи:
1. Создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования.
2. Расширять представления детей об окружающем мире.
3. Формировать навыки постановки элементарных опытов с бумагой, песком, водой, воздухом (совместно с воспитателем)
4. Развивать мышление, речь в процессе познавательно — исследовательской деятельности.
5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Вид проекта:
познавательно – игровой .
Срок реализации:
долгосрочный 02.09.19г. – 31.05.20г.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Этапы:
1. Подготовительный.
Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.
2. Основной.
Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.
3. Заключительный.
Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
Перспективное планирование проекта
дата | тема | цель | задачи | содержание |
04.09 | «Мыльные пузыри». Рассматривание | Знакомство детей с мыльными пузырями. | Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей. | Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) |
11.09 | «Рябь на воде». Экспериментирование | Развитие дыхательного аппарата. | Вызывать заинтересованность детей к происходящему. | На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь |
18.09 | «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент | Различие слухового внимания. | Вызывать заинтересованность детей к происходящему. | Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. |
25.09 | «Вода холодная и горячая». Эксперимент | Обучение детей определять температуру веществ и предметов. | Развивать тактильные ощущения. | Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) |
02.10 | «Чудесный мешочек» (№1 по форме) Эксперимент | Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем. |
09.10 | «Воздух под водой». Эксперимент | Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку. | Развивать дыхательный аппарат. | В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки. |
23.10 | «Лёгкий — тяжелый». Опыт | Знакомство детей с весом предметов. | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу. | Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) |
06.11 | «Игры с губкой». Эксперимент | Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. | Познакомить со свойствами губки. Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать. |
13.11 | «Шарики с сюрпризом». Рассматривание | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются. | В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем. |
20.11 | «Прищепки». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её. | Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия. |
27.11 | «Бумага». Эксперимент | Знакомство детей со свойствами бумаги. | Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой. | Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов. |
04.12 | «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент | Обучение детей соотносить предметы по цвету. | Развивать тактильные ощущения. Дать детям название цветов, активизировать речь. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же. |
11.12 | «Игра с пёрышком». Экспериментирование | Создание положительного эмоционального настроения у детей. | Формировать словарь: части тела. Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова. | Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам: Смотрите, смотрите, что я принесла! Оно по ладошке тихонько ползёт, Сначала по кругу, после вперёд. По ручке оно до плеча доползает. И шейку оно очень нежно ласкает, По ручке другой вниз уползает, Опять по ладошке тихонько ползёт, Сначала по кругу, а после в полёт. Куда полетит? Интересный вопрос. Перо прилетело на маленький нос! Потом эти ушки перо гладить хочет Одно и другое немного щекочет. Но пёрышку надо теперь отдыхать, Оно улетает в карман полежать. |
18.12 | «Игры с султанчиками». Эксперимент | Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. | Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) . Создание положительного эмоционального настроения. | Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются. |
25.12 | «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям) Эксперимент | Развитие тактильных ощущений. | Развивать тактильные ощущения. Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он. |
15.01 | «Развесим платочки». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок. | Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия. |
29.01 | «Найди по звуку». Эксперимент | Закрепление названий музыкальных инструментов. | Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов. | К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит. |
05.02 | «Снег. Какой он? ». Рассматривание | Знакомство со свойствами снега. | Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения | Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. |
19.02 | «Что в пакете? ». Эксперимент | Обучение детей действиям по показу. | Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса. | Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел. |
26.02 | «Открываем, закрываем». Опыт | Развитие мелкой моторики рук. | Разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках. Повышать эмоциональное настроение. | Принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. |
03.03 | «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт | Развитие слухового внимания детей. | Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей. | Показать ребятам, коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку. |
17.03 | «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание | Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) . Вызвать чувство радости и удивления. | Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Прибегут к тебе. Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика. |
01.04 | «Ветер по морю гуляет». Опыт | Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. | Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер. Учить различать и самим регулировать его силу. Поднятие эмоционального настроения у детей. | В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте. |
14.04 | «Играем с песком». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Поднимать эмоциональное настроение у детей. Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости. | Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать. |
28.04 | «Плавает, тонет». Опыт | Закрепление знаний о весе предмета. | Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Способствовать созданию радостного настроения. | В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают. |
13.05 | «Что в трубке лежит? » Эксперимент | Развитие любознательности у детей. | Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) . Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления. Развивать мелкую моторику рук. | Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку. |
20.05 | «Доска Самоделкина». Эксперимент | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать мелкую моторику рук. Поднимать эмоциональное настроение у детей. | Обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. |
Литература
1.Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска»; 2.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему». 4.Иванова А.И.«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 5. Рыжова Н.А. «Наш дом — природа»; 6. А.И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»; 7.Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
Этапы исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе характеризуется наличием этапов образования, которые позволяют наиболее эффективно решить тот или иной вопрос в рамках опытов.
В педагогической практике существуют следующие этапы научной деятельности ребенка:
Этап | Пример этапа на основании эксперимента «Как растения могут пить воду?» |
Постановка проблемного вопроса | Дети определяют, как именно растения могут потреблять жидкость. |
Выявление основной цели эксперимента | Воспитанники разрабатывают различные варианты решения вопроса, что способствует желанию провести наблюдательскую деятельность за растением и понять, каким образом оно пьет воду. |
Выдвижение теории | Ребенок думает о том, как можно увидеть процесс питья жидкости, не прибегая к специальному оборудованию. Для этого дошкольники используют цветную жидкость, чтобы эффективнее отслеживать процесс потребления. |
Проверка теории | В этом случае каждый из учащихся разводит в небольшом сосуде с водой обычный краситель, используемый для пищи. После этого ребенок ставит в готовую жидкость лист капусты или белую гвоздику. |
Анализ и мониторинг за результатом | Придя в детский сад утром, дошкольники обнаруживают то, что листы капусты или гвоздики насытились теми же оттенками, которые дети добавляли в воду. |
Формулировка полученного вывода | Учащиеся видят, что вода постепенно поднимается к верхушке цветка, благодаря чему любое растение потребляет воду только в том случае, если корни и нижняя часть правильно посажены. Таким образом, ребенок обнаруживает процесс «питья воды» при помощи корневой системы. |
Подобная экспериментальная деятельность в младшей группе позволяет ребенку понять основные свойства того или иного процесса, которые протекают в живой или неживой природе. Исследование дает возможность получить определенные знания или навыки без их прямого назначения, благодаря чему дошкольник сильнее заинтересован в процессе наблюдения.
Учитывая вариативность вышеописанных этапов, педагог может видоизменять их в соответствии с определенными особенностями каждого ребенка. Так, дошкольник способен исследовать взаимодействие окружающей среды при помощи метода наблюдения в зависимости от возраста, когнитивных способностей и других немаловажных особенностей.
Разнообразие этапов взаимодействия со школьниками дает возможность реализовать педагогические планы намного быстрее, при этом воспитатель может быстро отслеживать любые изменения в образовательном процессе, а также выводить конечный результат той или иной методики.
ЧЕЛОВЕК
Веселые человечки играют
Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот; волосами. Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), “чудесный мешочек”, зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы). Взрослый предлагает детям поиграть в игру “Чудесный мешочек”: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из, них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.), Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно провести музыкальную игру “Где же, где же наши…” (название частей тела) и “Измерялки”, когда дети мерятся и выясняют, у кого длиннее или короче ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру “Покажи (сделай) то, что я скажу” (попрыгать на одной ноге, показать ухо и т. д.).
Мотивирующее начало занятий
Познавательно-исследовательские навыки закладываются еще с самого детства, что характеризуется возрастающей тягой к процессу наблюдения, включая непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом или явлением. Такая деятельность в младшей группе направлена на получение базовых знаний о том или ином предмете.
Дошкольников особо сильно привлекают занятия, проводимые в небольших лабораториях, в рамках которых можно применять различные инструменты, помогающие исследованию.
Воспитателю нужно заинтересовать ребенка посредством организации исследовательской деятельности так, чтобы дошкольник обладал высокой мотивацией к получению новых знаний.
Учитывая тот факт, что нередко практическая или подготовительная сторона опытов вызывает намного больше позитивных переживаний у ребенка, он способен потерять стремление к получению конечного ответа на заданный вопрос.
В таком случае проводятся различные педагогические техники, включая наглядные плакаты, карты, а также дидактические и подвижные игры.
Также педагог может внедрить фактор неожиданности, что значительно увеличивает вовлечение ребенка. В таком случае можно прибегнуть к какому-нибудь приятному сюрпризу, за счет которого дошкольник будет мотивироваться еще больше. Важно создать максимально комфортную и благоприятную среду для обучения.
Для того чтобы мотивация не терялась, следует проводить встречи с родителями, на которых нужно объяснять основные моменты развития. Таким образом, дети могут проводить свою исследовательскую деятельность дома, что значительно увеличивает их вовлечение, повышая при этом качество самого обучения.
Глина, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала. Взрослый организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания ее детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой материал был при этом использован; что еще дети хотели бы узнать о нем. Затем предлагает им подставки с лежащими на них кусочками глины и спрашивает, что можно из них вылепить и почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, пластичная, ее можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.). Кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивается. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ
В рамках выбранной тематики педагог должен предоставить ребенку любые инструменты, которые способны упростить запоминание информации. Такая практика особо характерна для детей младшей группы, поскольку у них лучше всего развита визуальная и слуховая память.
Также исследовательская работа должна обязательно характеризоваться таким процессом, как документирование и запись получаемых данных, включая сам результат и решение вопроса. Дети записывают собственные наблюдения, акцентируют внимание на выводах, благодаря чему развивается аналитическое мышление.
Для того чтобы дошкольнику было намного проще записывать информацию, воспитатель прибегает к следующим способам конспектирования:
- Наблюдательные карты. В этом случае воспитанники заполняют специализированные бланки, которые в последующем дополняют общую картотеку исследований и опытов.
- Дневник. Такой подход обладает высоким простором для того, чтобы реализовать творчество ребенка, а также выразить его индивидуальность. Педагог может предложить дошкольнику, как записывать материал, так и делать различные схемы, зарисовки или пометки.
- Стенд. Для того чтобы зафиксировать проведение эксперимента, можно прибегнуть к использованию общего стенда, на котором размещается общий план занятий, включая различные фотографии и диаграммы с выводами.
- Лэпбук. В этом случае ребенок самостоятельно разрабатывает раскладывающуюся книжку, в котором заносится любая информация, связанная с уже проведенным опытом, исходя из его тематики. Лучше всего, если оформление составляется вместе с родителями, что дает не только дополнительную помощь, но и сближает ребенка с взрослым.
Итог любого комплекса исследований, — это оценка результатов дошкольника и мониторинг его активности на протяжении всего процесса наблюдений.
В этом случае педагог заполняет специальную таблицу, в которую вписываются следующие критерии оценки:
- грамотная формулировка вопроса;
- количество гипотез, выдвигаемых дошкольником;
- определение метода исследования;
- вписывание различных нюансов наблюдения с помощью любого доступного метода;
- уровень самостоятельности ребенка;
- способность к выводам, умозаключению, а также правильному подведению общих итогов.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности удовлетворяется главная потребность дошкольников младшей группы в любознательности. Такой педагогический метод позволяет не только получить новые знания, но и вызвать у ребенка дополнительный восторг и радость от наблюдаемого объекта, явления.