Маленькие хитрости молодому воспитателю
Каждый день, каждую минуту воспитателю приходится придумывать различные хитрости, чтобы удерживать внимание детей и направлять их деятельность в «мирное русло». Я хочу поделиться некоторыми приемами, которые помогали мне в работе.
Уложить детей спать в тихий час бывает непросто. Предложи взрослому человеку после обеда поспать часок-другой, думаю, мало кто откажется. Но у детей именно в то время, когда пора ложиться, возникает масса важных дел. Мне помогало стихотворение, которое дети очень полюбили, выучили, а потом даже стали соревноваться за право рассказать его в кровати. Стихотворение также стало стимулом к тому, чтобы дети сами быстро раздевались.
Большие ноги шли по дороге, Топ-топ (хлопать но коленкам ладошками). Маленькие ножки бежали по дорожке, Топ-топ (два пальчика бегут). Бежали-бежали, на полянку прибежали. На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт (пальчики в замок). На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули-потянули, покрутили-покрутили, постучали и открыли (имитация движений). Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем (имитация открывания ворот). Ротик закрывается, сказка начинается. Как только я начинала говорить эти слова, дети сразу затихали и проговаривали присказку вместе со мной. После этого стихотворения следовала сказка.
Также меня выручали приготовленные заранее сюрпризы. Я говорила деткам, что тот, кто первый заснёт, получит подарок. Это могли быть небольшие наклейки, картинки. Когда все засыпали, я тихо клала сюрприз на стульчик того, кто заснул первым. Каждый стремился как можно быстрее заснуть, чтобы получить сюрприз. После пробуждения восторгу детей не было предела.
Все мы знаем, сколько усилий нужно для того, чтобы накормить детей. Здесь мне помогала моя домашняя кошка Мурка. Конечно, не сама кошка, а её фотография. Я показывала её деткам и рассказывала, что Мурка кушает так, что её тарелка после еды блестит, даже мыть не нужно. И дети старались съесть всё, что давали на завтрак, обед и полдник.
Для самых непослушных и капризных детишек у меня был «волшебный» стул. Тот, кто провинился, отправлялся на этот стул, и должен был сидеть там, пока не успокоится и не извинится за своё поведение. Очень грустно и одиноко сидеть на стуле, когда друзья играют и занимаются интересными делами. Конечно, никто в группе не хотел оказаться на этом стуле. Со временем достаточно было просто упомянуть о стуле, и непослушный малыш сразу исправлялся.
Ещё один секрет позволит раскрепоститься новичкам. К малышу, который приходит в группу впервые, лучше обращаться сразу по имени, не спрашивая, как его зовут. Когда ребёнок слышит свое имя в незнакомой обстановке, то ему спокойнее – здесь его уже знают. Этот, кажется, незначительный приём, помогает наладить доверительные отношения с самых первых минут знакомства.
Я поделилась с вами своими маленькими секретами-помощниками, которые не раз меня выручали. Успехов в поиске своих секретов!
Консультация для воспитателей. Реализация ФГОС в ДОУ.
Консультация для воспитателей. Реализация ФГОС в ДОУ. «Федеральные государственные образовательные стандарты»– нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.«Основные 4 направления развития ребенка» :
социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
10 образовательных областей«Образовательная область»– структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.Образовательные области, выделенные в ФГОС:здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.Наряду с традиционными областями, в ФГОС представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.Например, область«Безопасность»уже в течение многих лет реализуется в детских садах.«Художественное творчество»объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область«Коммуникация»– это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.Скоролупова и Федина, разработчики ФГОС, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:Двигательная · Подвижные дидактические игры· Подвижные игры с правилами· Игровые упражнения· СоревнованияИгровая · Сюжетные игры· Игры с правиламиПродуктивная · Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества· Реализация проектовКоммуникативная · Беседа ситуативный разговор· Речевая ситуация· Составление отгадывание загадок· Сюжетные игры· Игры с правиламиТрудовая · Совместные действия· Дежурство· Поручение· Реализация проектаПознавательно-исследовательская · Наблюдение· Экскурсии· Решение проблемных ситуаций· Экспериментирование· Коллекционирование· Моделирование· Реализация проекта· Игры с правиламиМузыкально-художественная · Слушание· Исполнение· Импровизация· Экспериментирование· Музыкально-дидактические игрыЧтение художественной литературы · Чтение· Обсуждение· РазучиваниеМалоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.«Самостоятельная деятельность детей»-одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:1)свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;2)организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).«Совместная деятельность взрослого и детей»–основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.Различают:- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Учить или играть?
Проводить занятие с детьми дошкольниками очень увлекательно и интересно. Чтобы подготовиться к занятию, иногда приходится выдумывать, сочинять и разыгрывать для детей маленький спектакль. Поэтому очень важны подготовка и планирование. Нужно учесть место темы в программе, продумать, что уже дети знают, а с чем их только предстоит познакомить.
Каждому воспитателю приходится составлять план работы на год, планировать занятия на месяц и на неделю, продумывать каждое занятие. Но у меня никогда не получалось предугадать, как пройдет занятие. Как бы ни был хорош план, дети всё равно в процессе занятия диктовали свои правила. Первое время я расстраивалась, но позже стала понимать, почему это происходит. Так случается не из-за того, что я плохой педагог. Просто главное в обучении — дети, а не материал. Проводить занятия с детьми в детском саду, как со школьниками, усаживая их за парты и выдавая задания, как показал мой опыт, неэффективно. Дошкольник учится каждую минуту, когда интересуется чем-то новым.
В институте нас учили предметным занятиям, но для ребёнка мир не делится на математику и развитие речи, ему интересен мир в целом. Важно идти за интересом и желаниями детей. Иногда стоит отложить освоение какого-либо материала и поиграть в подвижные игры. После того как дети выплеснут свои эмоции, им гораздо проще услышать воспитателя.
Не стоит забывать и о «физкуль, — рассуждала я, пока не начала работать. Удержать внимание дошкольников очень сложно, у них огромная потребность в движении, тактильных и сенсорных ощущениях — в этом я убедилась на собственном опыте. В моей группе был мальчик Петя, 3,5 лет. На одном из занятий, где я увлеченно рассказывала о грибах, он, качаясь, грохнулся со стула. Когда я его поднимала, он сказал, что так хотел пойти за грибами, что не смог сдержать себя.
Конечно, большей частью процесс обучения дошкольников происходит в игре. Задача воспитателя, по моему мнению, организовать игровую ситуацию и донести до детей правила игры. Дети очень любят примерять на себя роли, погружаться в предложенные взрослым ситуации. Так, по моим наблюдениям, им очень интересна игра «в семью». Это то, с чем они очень хорошо знакомы. Играя с дошкольниками в эту игру, можно познакомить их со многими понятиями. Например, с различными видами овощей и фруктов. Можно попросить «маму» сходить в магазин за фруктами, а «папу» — за овощами. «Продавец»-воспитатель расскажет, что называют фруктами, а что овощами. В такой форме дети легко запоминают названия фруктов и овощей, их внешний вид и классификацию.
Чтобы начать занятие, нужно привлечь внимание детей к определённой теме. «Завлекалочкой» может стать игрушка, которая «пришла в гости», стихотворение, ситуация «мы едем на поезде». Вначале интерес проявляют не все дети, остальные обычно включаются попозже, наблюдая за тем, что происходит.
Конечно, можно заставить ребёнка-дошкольника делать что-либо насильно, но в этом нет никакой пользы. Дети запоминают только то, что им интересно, и именно в тот момент, когда они к этому готовы. Дети по своей сути – исследователи, и всё, что их окружает, является развивающей и обучающей средой. Важно, чтобы в тот момент, когда ребёнок заинтересовался и готов принять какую-либо информацию, рядом оказался материал, который малыш может изучить, и взрослый, который всё объяснит.
В ходе занятия я старалась применять различные виды деятельности, чтобы каждый мог выбрать для себя то, чем бы он хотел заниматься. Для организации деятельности в группе необходимо подготовить наглядный материал, раздаточный материал, игры. По одной теме я стараюсь собирать как можно больше материала, чтобы каждый мог выбрать что-то интересное.
Самые увлекательные и тихие занятия в группе — это лепка и рисование. Даже заведующая, проходя мимо группы во время этих занятий, не могла поверить, что так тихо. Дети самозабвенно, с огромным увлечением работают с пластилином, красками, эта деятельность их просто завораживает. На этих занятиях в полной мере восполняется потребность в тактильных ощущениях.
Обучение происходит очень эффективно, когда воспитатель отвечает на вопросы детей. Например, дети задают очень много вопросов на прогулке. Я использовала эти вопросы для организации обучающей ситуации. Например, осенью предлагала детям собирать каштаны, что детишки всегда выполняют с огромным удовольствием. При этом, конечно же, я удовлетворяла любопытство группы, рассказывая, откуда каштаны берутся, как называются деревья. Затем из собранных трофеев мы с детьми делали поделки. Эти поделки были особенно дороги малышам, так как они не только сами собирали природный материал, но и узнавали о нём много нового и интересного.
Я надеюсь, что мой опыт, окажется полезным молодым воспитателям.
Консультации для воспитателейконсультация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС»
Подготовила: воспитатель
Журавлева М.В.
2017г.
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности.
В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Мы рассмотрим вопрос «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»
Хочется начать со слов Л. С. Выгодского:
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой , Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова и др.) показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой »
Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.
Игра — это отражение ребенком окружающей реальности, и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.
Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.
Игра — это школа воспитания чувств дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Знания, представления, умения, навыки, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и практическое применение в детских играх.
Игра – действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей, радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.
Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.
Игра – это работа ребенка над самим собой. Это, не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т.д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.
Через игру осуществляется социализация ребенка дошкольника.
Социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С. Кон)
Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, его превращение в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Социализация – это двусторонний процесс включающий в себя:
-Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
-Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.
Для успешной социализации по Н. Смелзеру необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
- Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых.
- Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
- Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным. Но что же именно в окружающей действительности стимулирует игру дошкольника? И всякие ли яркие впечатления ребенка дают материал для ролевой игры?
Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б. Элькониным:
Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Тогда она повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру «в зоопарк», в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, «звериная кухня» с поваром, «звериная больница» с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время, обогащаясь и усложняясь.
Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?
Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия, т.к. деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр очень многообразны и изменчивы.
В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.
Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая—читать детям книжки и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.
Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия.
Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя — создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.
Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Закончу выступление словами Шмакова С.А
«Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения».
«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».
Праздник к нам приходит
Организация праздника – процесс хлопотный, но при этом увлекательный и интересный. Проведение детского праздника можно условно разделить на несколько этапов.
Подготовка. Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения. В первую очередь я рассказываю детям о самом празднике, для кого он организуется и зачем к нему нужно готовиться. Дети любят петь и танцевать, но не все могут выступать на публике. Чтобы помочь стеснительным детям, я устраивала в группе небольшие выступлении-репетиции, на которых зрителями были сами дети. В такой ситуации каждый ребёнок мог почувствовать себя и зрителем, и артистом. Следующий этап – разучивание стихотворений и сценок. Лучше всего повторять стихи и сценки один раз в день. Если делать это чаще, дети начинают капризничать, так как им надоедает повторять одно и то же много раз. Также можно подключить родителей и попросить повторять стихи дома. Я раздавала мамам и папам листочки со стихотворениями, чтобы они могли разучивать их с детьми в выходные.
Проведение праздника. Стихи выучены, сценки, танцы и песни отрепетированы. Все ребята – в праздничной одежде, волнуются перед выходом на «сцену». В зале заворожено ждут родители – самые важные зрители. Все дети хотят показать, чему они научились. Но иногда, от переизбытка чувств и переживаний, кто-то из детей может отказаться от выступления и уйти к маме или папе. Что же делать в этой ситуации? В начале работы я терялась и очень переживала – ведь мы всей группой так долго готовились. Со временем я поняла и приняла как должное, что дети спонтанны в проявлении своих чувств и желаний, и нужно быть готовой к любой ситуации. И если на празднике что-то пошло не по плану – ничего страшного. Родители поймут, что воспитатели приложили максимум усилий, чтобы выступление было успешным. У меня была одна девочка, которая очень боялась ряженых. Когда на Новый год приходил Дед Мороз, она пряталась у мамы на коленках, закрывала глаза, и упросить её рассказать стихотворение было невозможно, так как у неё начиналась истерика. Зная такую её особенность, я старалась организовать праздник так, чтобы ряженые или ростовые куклы появлялись после выступления детей.
Подведение итогов. Подводить итоги можно как сразу после праздника, так и на следующий день, но не позже, чтобы впечатления были ещё свежи. Я всегда обсуждаю с детками, что им понравилось на празднике, что лучше всего запомнилось. Каждый может высказаться о том, чьё выступление понравилось ему больше и почему. В конце я обязательно старалась отметить успехи детей, закрепив тем самым желание выступать в дальнейшем. Проведение детского праздника — ответственное и волнительное мероприятие. Но все старания с лихвой окупаются, когда видишь достижения и рост своих воспитанников, видишь улыбки, а иногда и слёзы счастья на лицах родителей.
Цель: Повысить профессиональную компетентность молодых специалистов в вопросах организации режимных моментов с дошкольниками.
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, — писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
- рационально организованная обстановка,
- четкий режим дня,
- руководство взрослых.
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование культурно — гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.
Чистка зубов: набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.
Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.
Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.
Чистка и мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.
Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.
Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.
Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.
Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.
В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.
Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.
Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.
Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.
Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.
Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
- личный пример взрослых
- непосредственно образовательная деятельность
- показ
- объяснение
- пояснение
- поощрение
- беседы
- упражнения в действиях
- дидактические игры
- потешки
- стихотворения
- пословицы, поговорки
- игровые приемы
- викторины, развлечения
прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)
КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
- Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
- Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить;
- Пользоваться только своим прибором.
- МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
- Мыть лицо, уши, руки
- Закатать рукава;
- Смочить руки;
- Взять мыло, намыливать до появления пены;
- Смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
- Пользоваться расческой.
СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
- Расстегнуть пуговицы;
- Снять платье (брюки);
- Аккуратно повесить;
- Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
- Снять обувь;
- Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
- Надеть в обратной последовательности.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
- организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы — разные;
- индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
- организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
ПОМНИТЕ!
- Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
- Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
- Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Верный помощник или Дневник воспитателя
Дневник воспитателя. Для чего он нужен? Ставить оценки детям, как в школе? Конечно же, нет. Это, скорее, помощник в делах на каждый день.
Я очень жалею, что не вела такой дневник с первых дней работы. Во-первых, всё сразу обо всех детях запомнить невозможно – у кого-то аллергия, кого-то нужно отвести к врачу и т. д. Во-вторых, в течение рабочего дня воспитатель решает множество задач, получает большой объём важной информации, планирует работу на следующие дни. Кроме того, что-то нужно передать второму воспитателю или администрации, что-то родителям.
Первое время я записывала необходимую информацию на листочках, но они постоянно терялись. Поэтому я завела тетрадь, в которой выделила несколько разделов: 1. Информация о родителях: фамилия, имя, отчество обоих родителей (возможно, ближайших родственников или няни – тех, кто водит ребёнка в сад), адрес, номера телефонов. 2. Информация о детях: особенности здоровья, особенности поведения, навыки самообслуживания. 3. Страничка для записей на каждый день: что передать родителям, воспитателям, список дел.
Первые два раздела удобнее оформить в виде таблиц – так будет легче находить необходимую информацию.
Данные из первого раздела необходимы для связи с родителями. Как показывает практика, такая связь очень важна. Лучше заранее предупредить родителей о каких-либо нестандартных ситуациях, обсудить, а затем принять меры. Однажды в моей группе у девочки случилось небольшое расстройство желудка. Пришлось в течение дня несколько раз её подмывать и менять бельё. Закрутились, родителям не сообщили. Перед сборами домой оказалось, что чистое бельё закончилось. Одели девочке только колготки – единственное, что осталось у неё из чистого белья. Когда пришла мама, ей рассказали о случившемся. Она была крайне недовольна тем, что ей не позвонили – ведь она могла взять бельё из дома. Тогда я поняла, что родителям необходимо сообщать о любых происшествиях.
Информация из второго раздела – данные о самом ребёнке, его особенности, которые нужно учитывать при общении с малышом. Эта информация помогает чувствовать себя уверенно – знаешь, чего ожидать от ребёнка. Всю информацию можно собрать из личных бесед с родителями или предложить им заполнить опросник.
Третий раздел – органайзер – большая часть тетради. Первое время я записывала всё: что кому, когда, от кого нужно передать, составляла планы, формировала списки материалов для работы. Эти записи не раз меня выручали.
На учебный год вполне хватает тетради в 48 листов. Удобно использовать тетрадь на пружине, так как её всегда можно оставить открытой на нужной странице, а также легко вырвать листочек со списком каких-либо дел и взять его с собой.
Я очень рекомендую завести такую тетрадь – органайзер. Много времени это не займёт, зато польза от неё велика. Надеюсь, что и вам она станет таким хорошим помощником.
Методическая консультация для начинающего педагога: структура и содержание
Методическая консультация для начинающего педагога:
структура и содержание
Егорова Алла Владимировна,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
МАОУ гимназии №29 г.Томска
Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного процесса.
Методическая культура учителя состоит из двух компонентов.
Первый — это умение разработать практически значимый, конкретный урок, занятие, мероприятие и т. д. Второй — это умение видеть за конкретными материалами, действиями, закономерности. Эти закономерности и составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных материалов, которые другой учитель может взять себе на вооружение, остаются пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет.
К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта. Вот эта мысль, обобщающая конкретику, и должна составить суть методики, методических рекомендаций и методических консультаций.
Почему именно «методическая консультация»?
Проблема профессионализма и компетенции работников образовательных учреждений приобретает сегодня все бо՛льшую значимость. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их обучения и воспитания. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности начинающего учителя или молодого специалиста, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.
В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из таких распространенных малых форм методической работы является консультация.
Консультация (латин. consultatio — совещание) — обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание специалистов; совет, даваемый специалистом.
Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия.
Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.
Прежде всего, хочется напомнить, что любая консультация требует от проводящего ее особой подготовки и профессиональной компетентности. Цель консультации – оказание методического и психологического содействия и практической помощи в решении профессиональных проблем начинающего/молодого педагога, содействие в повышении их профессионального уровня и развитии творческого потенциала. Другими словами, консультация должна учить применять теоретические знания на практике, совершенствовать, расширять и углублять их, вскрывать имеющиеся недостатки, помогать их устранению и способствовать преодолению возникающих затруднений.
Во многих образовательных учреждениях консультации проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации записываются в годовой план работы учреждения, план деятельности педагога-наставника и в план-маршрут индивидуальной программы развития профессиональных компетенций начинающего/молодого педагога, т.е. методические консультации являются заранее запланированными. Важно отметить, при этом, обязательно отводится время на внеплановые (эпизодические и/или спонтанные) консультации, необходимость в которых возникает довольно часто. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Несомненно, по мере необходимости в план вносятся изменения и дополнения.
При составлении годового плана образовательного учреждения каждая задача решается через консультацию, как самую известную, распространенную и доступную форму методической работы, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при его подготовке или при подготовке к участию начинающих/молодых педагогов в образовательных или методических событиях, конкурсах профессионального мастерства различных уровней.
Плановые консультации, как правило, являются групповыми и длительными по времени. На групповой плановой консультации, как правило, одна целевая установка познакомить с какими-то новейшими достижениями. Если цель консультации уточнение, закрепление знаний педагогов, то возможно рассмотрение несколько вопросов.
После проведения консультаций важно проконтролировать качество усвоения ее содержания, наблюдая и анализируя работу ее участников, а также опираясь на данные карт педагогического мастерства, анкетирование и пр. Контроль выступает средством определения и планирования дальнейшей деятельности.
Групповые консультации требуют тщательной подготовки, продумывания, отбора необходимого материала. Они организуются по общей тематике для определённых категорий. Поэтому их не рекомендуется проводить часто. Количество их определяется составом педагогических работников, состоянием педагогической деятельности.
Содержание методических консультаций зависит от годовых задач, стоящих перед образовательным учреждением, от интересов педагогов, от трудностей, которые испытывают начинающие/молодые педагоги в работе.
Вопросы содержания консультаций касаются знакомства педагогов с последними достижениями науки, с различными инновационными материалами, литературой, новыми методами и приемами работы и т.д.
Индивидуальные консультации не планируются. Они осуществляются по мере необходимости, т.е. являются внеплановыми (эпизодическими и/или спонтанные). Эта форма методической работы является наиболее трудной, сложно предугадать, в какой момент и с какими трудностями и вопросами может обратиться начинающий/молодой педагог. Поэтому важно хорошо знать сильные и слабые стороны, затруднения, личностные качества начинающего/молодого педагога, а также уметь анализировать ход и результаты его деятельности, формировать на основе знаний конкретные рекомендации и советы. Эта форма помощи может носить кратковременный характер, но лучше перспективный.
Любая консультация требует подготовки и профессиональной компетентности. Проведение консультаций осуществляют опытные и компетентные педагоги, обладающих высоким уровнем психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, способных поделится своим опытом работы с коллегами. В связи с этим нелишним будет напомнить, что в отличие от «чистого знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Кроме того, проведение консультаций требует от педагога-наставника умений придерживаться личностно-индивидуального подхода к каждому педагогу. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.
Каждой консультации предшествует качественная подготовка.
Следовательно, информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:
- Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
- Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться. Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
- Обеспечение дифференцированного подхода в изложении материала с учетом опыта педагогов, класса и/или возрастной группы детей, их особенностей.
- В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
- Использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации. Несмотря на то, что для консультаций характерна монологическая форма изложения информации, активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
- Осуществление подбора методической литературы по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться и др. источников.
Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива (группы).
Соответствуя перечисленным требованиям, консультирование дает возможность начинающим/молодым педагогам:
— получить научную информацию четко, доходчиво;
— является наиболее оперативной формой взаимодействия с наставником;
— ориентируется на дифференцированный подход к личности педагога;
— затрагивает вопросы актуальные для конкретного человека;
— в групповых формах дает возможность педагогу почувствовать себя психологически комфортно;
— активизирует и развивает поисковую деятельность педагога;
— деловые игры, брифинг, дискуссии, проигрывание и решение педагогических ситуаций, кроссвордов помогает усвоить технологию проведения уроков, занятий и воспитательных мероприятий.
Конечный результат любого методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу. Они создают условия мышления обучаемого, повышают степень мотивации, эмоциональности и творчества, способствуют установлению сотрудничества, содействуют приобретению опыта.
Методы проведения консультаций. Смена приоритетов в сфере образования, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу, внесли свои коррективы в условия работы педагога, в частности, в методику проведения консультаций.
Сегодня используются различные методы проведения консультаций.
Так, при проблемном изложении материала
формируется проблема и показывается путь ее решения.
При использовании поискового метода
педагоги активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется
метод объяснения.
Он обладает целым рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание начинающих/молодых педагогов и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к ним. Они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать выводы.
В зависимости от уровня квалификации педагогов наставник определяет, в какой мере можно привлекать их к участию или ограничиваться собственным объяснением.
При обмене опытом целесообразен метод эвристической беседы
. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по темам, вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий:
— Предметом беседы лучше избрать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.
— Необходимо, чтобы начинающие/молодые педагоги располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом.
— Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания они получат и к каким выводам придут.
— Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих педагогов. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.
В ходе консультаций используются метод дискуссий
. По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов, вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее.
Поэтому использование дискуссии как метода требует от ведущего педагога-наставника высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссии нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроения участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность. В заключительном слове кратко анализируется выступления участников и разъясняются принципиальные вопросы.
Еще одним вариантом проведения консультации может быть деловая игра
. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки, совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению различных педагогических и организационных проблем. Для проведения деловой игры требуется серьезная подготовка, необходимо предусмотреть определенные условия, отражение в содержании игры обучающего материала, выделение игровых целей и задач, соблюдение выработанных правил, активность и самостоятельность участников игры. Учитывая педагогические принципы последовательности и доступности, лучше начинать с простых эпизодов, постепенно усложняя задание.
Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:
- Создание проекта деловой игры.
- Описание последовательности действий.
- Описание организации проведения игры.
- Составление заданий для участников.
- Подготовка оборудования.
Изучение проблем воспитательно-образовательной работы через деловую игру помогает, как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения уроков, занятий и воспитательных мероприятий.
В рамках данной формы работы можно доверить проведение определенного практического занятия кому-либо из слушателей. Следующей формой консультирования является психологическая консультация —
специально организованный процесс общения, посредством которого у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности для преодоления возникших проблем и трудностей.
Психологическое консультирование предполагает обсуждение проблем, с которыми сталкивается начинающий/молодой педагог в процессе воспитания и обучения ребенка. Ведется поиск решений обозначенных вопросов с опорой на теоретические знания и практический опыт. Правильная организация консультаций требует от педагога-наставника не только знаний и умений, но, прежде всего, быть хорошим психологом расположить к себе людей, вызвать их доверие.
Сложность работы консультанта состоит в том, что он должен успешно соединять в своей деятельности научные и обыденные знания понятия, закономерности, механизмы. Вместе с тем существует опасность упрощения языка и сведения всех психологических понятий до уровня обыденного знания, что не соответствует теоретическим и экспериментальным достижениям науки. В просветительской и консультативной работе, консультант должен точно дифференцировать адресата, с которым ведет общение.
Здесь учитывается возраст, образование, профессиональная специальность. Важнейшим принципом взаимодействие консультанта с консультируемым является обязательная доступность, доходчивость. Научные и обыденные понятия должны быть либо максимально сближены, либо ясно объяснено их соответствие. Во время консультирования педагог-наставник разъясняет значение различных специальных терминов, уточняет их понимание.
Наиважнейшим условием является уверенность консультанта в истинности, конечности результатов, фактов, сообщаемых ему. Все сомнения должны быть сняты, подавлены в момент беседы, консультирования. Это продиктовано спецификой решаемых задач — исследовательских, просветительских, консультационных.
На согласие или не согласие консультируемого с консультантом влияет межличностная дистанция, ее мера устанавливается в процессе общения. При более дистантном холодном взаимодействии скрываемые слабости консультируемого могут прикрывать больше, чем при близком теплом взаимодействии. Но дистантное взаимодействие может помочь осознать внешние наблюдаемые проблемы: конфликтность поведения, напряженность в отношениях и т. д. Главным условием взаимодействия является взаимопонимание, на основе которого возникает готовность субъектов к сотрудничеству, к личному контакту, к прогрессивному движению в направлении разрешения актуальной для субъектов общей проблемы.
Таким образом, взаимодействие между наставником и начинающим/молодым педагогом может быть охарактеризовано, как форма их совместной деятельности, основанная на взаимопонимании и личном общении. Профессионально необходимыми качествами контакта при организации методического консультирования выступают:
общительность;
контактность;
динамичность;
гибкость поведения;
умение избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и в поведении;
терпимость по отношению к другим;
умение понять общую культуру поведения;
профессиональный такт;
деликатность;
умение до конца построить и выдержать свою линию поведения;
умение проанализировать с консультируемым ситуацию затруднений.
При соблюдении всех условий основой эффективной педагогической деятельности станет непрерывный процесс образования и развития начинающего /молодого педагога.
Давайте жить дружно, или Как найти общий язык с родителями
До работы в детском саду я совсем не задумывалась о том, как буду общаться с родителями малышей. В институте нам рассказывали об этом, но тогда эта тема не казалась мне важной. Уже с опытом я поняла, что большая часть моей работы – это именно взаимоотношения с родителями. Конечно, можно свести общение к минимуму – просто принять ребенка утром и отдать вечером. Но без взаимодействия с родителями сделать воспитательный процесс гармоничным невозможно.
Я думала, что наладить контакт с родителями очень сложно. Больше всего я боялась не упасть лицом в грязь. Как показать, что ты – специалист, что готова сотрудничать? Мне было сложно поверить в свои силы – в то, что я, такая молоденькая, смогу чему-то научить взрослых, состоявшихся людей, в чём-то помочь им. Но, преодолевая страх, я старалась проявлять инициативу в разговоре. Я поняла, что общение будет успешным, если оно основано на общих и значимых для обеих сторон интересах, если общения взаимно обогатит каждую из них, поняла, что родители – это союзники, а не враги.
Родители были разные. Кто-то сразу был готов сотрудничать, видел во мне специалиста, и наше общение было продуктивным. Но встречались и такие, которым приходилось доказывать, что я чего-то стою и могу дать дельный совет. При общении с такими родителями было очень тяжело, но всегда меня выручала уверенность в моих знаниях, а также научная информация, с помощью которой я подтверждала свои слова.
Однажды папа одного мальчика заявил, что сам в три года решал уравнения и хочет, чтобы его сын тоже этому научился. На мой вопрос: «А зачем это нужно трехлетнему ребенку?», он ничего не ответил. Я подготовила материал по возрастным особенностям трехлетних детей, поговорила с отцом, он понял меня и признал мою правоту.
Нужно обязательно объяснить родителям (хотя порой это трудно), что читать и писать малышам ещё рано, что главная задача дошкольного воспитания – развитие мышления, мелкой моторики, общая физическая подготовка, знакомство с окружающим миром. Общее развитие – залог успешной учёбы в школе.
Первое время меня очень удивляло, что дети совершенно по-разному ведут себя в течение дня в саду и при родителях. Иногда было сложно доказать родителям, что без них малыши совсем другие. Обычно при родителях они непослушны и отказываются что-либо делать самостоятельно, хотя давно в саду делают всё сами. Но если рассказывать родителям при малышах об их успехах в самообслуживании, то в большинстве своём дети стараются проявить самостоятельность. Поэтому я старалась каждый день пару минут уделять каждому взрослому и сообщать об успехах ребёнка. Постепенно дети и сами начинали рассказывать о том, чему научились.
Продуктивное общение с родителями, настрой на хороший результат, уверенность в себе и своих знаниях – всё это помогло мне преодолеть опасения и создать благоприятную атмосферу в группе.
Как стать любимым воспитателем?
Дошкольные педагоги, которые имеют близкие и доверительные отношения со своими ребятами, уверены, что их воспитанники быстрее учатся и лучше ладят с окружающими. «Заставить» любить нельзя, равно как нельзя добиться детской любви, разрешая ходить по потолку на голове. Главное, по мнению психологов, обеспечить гостеприимную атмосферу в детском саду и относиться уважительно к малышам. Комфортная обстановка и окружение — основа продуктивной деятельности, здорового развития ребят и вашего душевного спокойствия.
Развивайте тесные отношения
1. Будьте искренним человеком
Важно быть абсолютно искренним в своем желании иметь хорошие отношения со своими учениками. Воспитанники детского сада, как и все малыши, очень тонко чувствуют неискренность и притворство. Нет, они не обижаются, как взрослые, но это заставляет их чувствовать себя неуверенно.
- Вы ведь правда рады своего работе? Если это так, не стесняйтесь поделиться своим искренним волнением и ожиданиями со своими воспитанниками. Когда вы говорите с ними один на один, обязательно расскажите, как рады их видеть. Например, когда утром ребенок входит в раздевалку, улыбнитесь и скажите: «Как же здорово снова тебя видеть! Подарим друг другу улыбки?». Можете попробовать наши педагогические игры для создания комфортной и открытой атмосферы.
- Этот же механизм работает в обратной ситуации. Не бойтесь говорить своим ученикам, что у вас плохой день. Дети все равно поймут и прочувствуют ваше отношение, а потому четко сообщите им, почему вы не можете быть такой, как обычно, именно сегодня. Дети оценят вашу искренность, а диалог поможет им осознать важность помощи и сочувствия. Например, если вы недавно потеряли любимого человека, не скрывайте это за фальшивой улыбкой или отмашкой. Все вокруг говорят об эмоциональном интеллекте, но никто не хочет начать с себя. Поверьте, прямой ответ на вопрос «Мария Викторовна, что у вас случилось?», не нанесет никому травму, а вот вечно скрывающие все взрослые, приучающие и детей прятать свои эмоции — да.
2. Проявляйте интерес к творчеству и деятельности ребят
Неважно, что это — работа на занятиях или внеклассные увлечения, о котором малыш рассказывает после выходных, проявите интерес к жизни своих воспитанников. Задавайте вопросы, реагируйте эмоционально и искреннее.
- Если ребята знают, что вы волнуетесь (в хорошем смысле) и интересуетесь их жизнью, они будут делиться с вами подробностями чаще и чаще, что способствует установлению близких отношений.
- Чаще спрашивайте о планах на выходные или каникулы. Каждый понедельник смело устраивайте маленький «классный час», на котором попросите ребят рассказать, какие приключения они пережили за эти выходные. Помимо доверия, подобные беседы помогут ребенку научиться формулировать свои мысли, рассказывать и слушать.
- Постарайтесь узнать хотя бы об одном увлечении ребенка. Регулярно спрашивайте их о том, что им нравится делать. Можете даже провести свое небольшое исследование, а потом поделиться с ребятами результатами. Им будет приятно сыграть в игру-угадайку, подобный формат может стимулировать маленьких детей рассказать о себе больше.
- Узнайте больше о том, что нравится детям. Гриша любит динозавров, а вы не знаете никого, кроме Тиранозавра? Юля увлекается бабочками, но вы не понимаете, о какой такой Морфе Пелеиде она ведет речь? Современные дети уникальны, они знают о мире так много интересного и готовы с огромной радостью поделиться рассказом.
3. Будьте увлеченным воспитателем
Мало того, что ученики и воспитанники учатся лучше, если их педагог страстно увлечен своим делом, они также просто больше любят таких воспитателей и учителей. Если вы увлечены и взволнованы темой, о которой говорите, ваши дети также будут испытывать приятное волнение и интерес.
- Пусть работа будет веселой! Некоторые педагоги надевают костюмы, рассказывая об определенной теме или сказочном персонаже. Для того, чтобы заинтересовать детей, не нужно брать в прокат профессиональный костюм, иногда хватает элементов: шляпы, корзинки с яблоками и мантии из одеяла.
- Креативный и увлеченный подход особо важен на занятиях, которые требуют большой концентрации. Например, во время подготовки к школе. Используйте приложения на смартфоне, яркие карточки или реальные предметы, чтобы объяснить математику. Чередуйте задания с играми и обязательно — смешными разминками.
Что ещё почитать?
Ступеньки к школе. Как помочь ребенку стать успешным первоклассником
Диагностические карты: как оценить развитие дошкольника?
Профориентация в раннем возрасте: за и против
Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО
4. Смейтесь вместе со своими воспитанниками
Детсадовцы любят смеяться. И, поверьте, они будут чувствовать себя ближе к вам, если вы заставите их улыбаться и смеяться чаще. Попробуйте включить юмор в каждое занятие (нет, это не превратит процесс в клоунаду).
- Улыбайтесь чаще. Когда вы общаетесь со своими учениками. Дошкольники подражают выражению лиц, которые они видят, поэтому, если вы улыбаетесь и смеетесь, они обязательно будут делать это с вами.
- Разыгрывайте сценки из книг, добавляйте туда свои шутки или создавайте собственные раздаточные и наглядные материалы, в которых герои мультиков — пусть даже Фиксики — шутят и смеются над чем-то.
- Смех — хорошая возможность для обучения. Дошкольники могут смеяться над чем угодно, и иногда даже над вещами, над которыми не следует. Объясните ребятам границы смешного, чтобы в будущем сформировать сознательных и культурных людей. Смешная форма тучки, которую заметил Медведь из мультика «Маша и Медведь» — это повод для сценки, а вот чья-то внешность — нет.
Поддерживайте своих воспитанников
1. Создайте гостеприимную обстановку
Если ребята не чувствуют себя комфортно в комнате, они не будут чувствовать себя комфортно рядом с вами. Вам необходимо создать атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя как дома.
- Пусть утром, когда ребята только приходят в садик, играет веселая музыка. Это позволит им чувствовать себя в безопасности и комфорте.
- Если есть возможность завести животное — используйте ее, детсадовцам будет полезно ухаживать за питомцем вместе с вами. Попугайчики — оптимальный вариант, так как кролик или хомяк могут просто не перенести шума и стресса. Если такой возможности нет — пусть у всей группы будет одна большая общая мягкая игрушка. Пусть дети знают, что именно ее можно обнять, если у них плохой день.
- Создайте доску объявлений и настроений, чтобы ребята смогли делиться своими идеями и значимыми событиями: фото из дома, рисунками, даже сердечками на стикерах. Детсадовцы любят делиться своим опытом с другими, но для этого им нужен выход. Педагогические игры, которые помогут развить самоуважение и умение любить и уважать окружающих, вы найдете здесь.
- Храните все материалы в порядке, чтобы дети могли легко их найти. Все участники занятий будут чувствовать себя в большей безопасности, зная, где находится все необходимое. Пишите и рисуйте на всех папочках и баночках, чтобы издалека было понятно, где лежат бумага, маркеры, поделки и карандаши.
- Хвалите ребят за яркие работы, правильно выполненное упражнение или просто за хорошую историю, рассказанную утром в группе. Похвала очень многое значит для малышей! А для того, чтобы сэкономить время, воспользуйтесь нашими шаблонами дипломов для детского сада: вас ждут яркие картинки и авторские стихи.
2. Будьте последовательны
Если дети могут на вас положиться, им будет проще вас полюбить. Для этого вам необходимо создать стабильную обстановку и спокойную коммуникацию.
- Если вы говорите, что собираетесь что-то сделать, — сделайте это. Если вы скажете ребятам, что завтра будет особенный день рисования, не забудьте все организовать. Дети все очень хорошо запоминают.
- Поддерживайте своих воспитанников последовательно. Если в один день вы тепло и приветливо общаетесь с Катей, а на завтра холодны с ней, как Снежная Королева, ребенок просто не поймет, что происходит, и, скорее всего, потеряет всяческое доверие.
- У вас есть расписание? Лучше его придерживаться. Дошкольники чувствуют себя более комфортно и безопасно, когда знают, что будет дальше. Дайте ребятам понять с самого утра, как будет выглядеть день, и придерживайтесь плана.
Мы начали наш материал с того, что сказали: «Любви к своей работе и детям — мало», но на самом деле этого достаточно. Просто любовь эта должна быть деятельной.