Математические занятия во вторых младших группах ДОУ


Значение занятий по математике в младшей группе

Такие занятия еще называют ФЭМП. Аббревиатура получена по первым буквам полного названия процесса. Полностью это звучит, как формирование элементарных математических представлений.

Занятие в детском саду

По ФГОС, первый раз в саду получает занятие ФЭМП 2 младшая группа. С возрастом количество и длительность занятий увеличиваются. Математические занятия стимулируют мозговую деятельность и интеллект ребенка. Также они способствуют развитию мышления и памяти, развивают склонность познавать предмет, например, почему транспорт движется.

С помощью ним можно получить основные несложные знания по математике. Например, фигура и форма, свойства и время, длина, ширина и высота. Чтобы дошкольнику было интересно, занятия проводятся в игровой форме, принимают дидактический уклон, грамотно вплетаясь в досуг.

К сведению! В качестве сопутствующих успехов, ребенок учится усидчивости при занятиях, воспитывается терпеливость, задействуются процессы, формирующие воображение и внимательность.

Изучение предмета в младших группах дает большие гарантии, что ребенок будет хорошо учиться в школе, разумеется, при условии, что действительно заинтересуется занятиями. Положительные успехи дают мотивацию на дальнейшее изучение предмета в школе. Отсутствие выраженного давления при изучении предмета помогает ребенку развиваться, получая удовольствие.

Игровая форма занятия

Просит детей быть аккуратными, внимательными и выполнять все действия по инструкции

— Путь наш не близкий,

путешествовать мы будем на поезде. Каждый из вас будет машинистом своего поезда. Вы сами выбираете маршрут и передвигаетесь под музыку. Как только музыка остановится и вы услышите название станции, вам нужно сразу поспешить к названной станции.

Просит детей взять в руки картинку поезда. Звучит музыка.

— Станция Красный квадрат.

Предлагает детям занять свои места (все располагаются на стульчиках), обращает внимание на осанку.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю.

Вперёд – назад,

вверх – вниз,

далеко – близко,

высоко – низко,

большой – маленький,

громко – тихо.

— Вы справились с этим заданием, хотя оно было сложным.

Предлагает сделать разминку.

— Я вижу, что ваши ручки, ножки, глазки устали. Давайте сделаем разминку.

Рот, нос, голова,

Уши, щёки, лоб, глаза, (просто показываем на себе своими руками)

Плечи, плечи, шея, грудь (хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)

Не забыть чего-нибудь (разводим руки в стороны)

Руки-руки — хлоп-хлоп, (хлопнуть в ладоши ручками)

Ноги-ноги — топ-топ, (так же ножками топнуть)

Раз сюда и раз туда, (повороты головы вправо-влево)

Это — нет, а это — да. (жесты головой «нет» и «да»)

Просит детей взять в руки картинку поезда и отправиться в путь.

— Садимся в поезд и отправляемся в путь.

Звучит музыка.

— Станция Зеленый треугольник.

— Посмотрите, ребята, здесь кто-то есть. Кто это? (два игрушечных медвежонка разного размера).

— Медвежата одинаковые по размеру?

— Покажите большого медведя.

— Какого размера второй медведь?

Предлагает сесть рядом с медвежатами на ковер.

— Ребята, посмотрите, как медвежата задумались. Мама медведица попросила большого Мишку сложить большие кубики в коробку, а маленького Мишутку сложить маленькие кубики в другую коробку, но это задание оказалось сложным для медвежат. Давайте поможем им.

Просит детей взять в руки картинку поезда и отправиться в путь.

— Садимся в поезд и отправляемся в путь.

Звучит музыка.

— Станция Синий круг.

Мы много путешествовали и не заметили как настал вечер. А какое время суток наступает после вечера? Каждому из нас предстоит занять какой-то домик. А они все разные. Чтобы вы знали, в какой заселиться, я вам дам документ такого же цвета. (раздает квадраты разных цветов) На стулья наклеивает «крыши» разных цветов.

— Когда день и светит солнышко, дети выходят и гуляют. А когда ночь, скорее бегут к своему домику.

По сигналу «ночь» дети занимают «домики». Воспитатель проверяет документы. Игра проводится несколько раз, воспитатель меняет расположение домиков.

— Быстро прошла ночь. Нам снова пора в путь.

Просит детей взять в руки картинку поезда и отправиться в путь.

— Садимся в поезд и отправляемся в путь.

Звучит музыка.

— Станция Желтый овал.

Просит встать вокруг стола, на котором стоят две тарелочки. На них лежат картинки.

Они делятся на две части: геометрические формы, изображения разных предметов. Подобрать предметы к геометрической фигуре, объясняя свой выбор: — — Ёлочка похожа на треугольник, она треугольной формы.

Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

— Ребята, давайте посмотрим вокруг и найдем предметы похожие на квадрат, треугольник, круг.

Обращает внимание на большой белый шар.

— Ребята, посмотрите, мне кажется, что это не просто шар, а шар с сюрпризом. Как же нам это узнать? Давайте закроем глаза и сосчитаем вслух до 5.

Шар лопается и из него сыпится конфети и маленькие шарики. Среди них подсказка, где лежат подарки Феи Математики

Просит детей взять в руки картинку поезда и отправиться в путь.

— Садимся в поезд и отправляемся в наш детский сад..

Методика проведения НОД по математике в младшем дошкольном возрасте

Важным правилом, гарантирующим результат, является проведение занятий не только в группе детского сад. Дома ребенок должен также развиваться и заниматься с родителями.

Важно! После домашних уроков ребенок, возможно, захочет похвалиться своими успехами перед родными. В таком случае малыш должен получать порцию восхищения от похвалы.

Когда проводят первое занятие по математике во второй младшей группе, ребят делят на небольшие команды. Длится такое деление только месяц, затем они занимаются все вместе. Связано это с тем, что такая точная наука пока еще довольно сложна для малышей.

Старшие группы сразу приступают к общим занятиям, начиная с сентября. Продолжительность занятий зависит от группы. В младших группах уроки длятся по 15 мин. Время постепенно увеличивается до получаса в более старших группах. Слишком длительное по времени мероприятие, даже в самой легкой форме, утомит даже старших ребят.

Сами уроки проводятся до обеда, когда концентрация не сильно снижена. Для расслабления предмет, требующий умственного напряжения, чередуется с активными играми или физминутками.

К сведению! Программа ФЭМП выполняется с сентября по май, затем знания поддерживаются в игровой дидактической форме. В летнее время занятия отсутствуют.

Объем изучения — не более 1 темы на 1 занятие. Мозг ребенка не должен перегружаться. Например, на одном занятии ребенок знакомится с формой квадрат, на следующем с кругом и только потом изучается треугольник. Занятия проводятся на еженедельной основе.

Занятие дома с родителями

Конспект занятия по ФЭМП в 1 младшей группе «Поиграем с матрешками»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

607060, г. Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177)3-55-11,

Электронная почта

Конспект занятия

по Формированию элементарных математических представлений

в 1 младшей группе

«Поиграем с матрешками»

Выполнила:

Горчицына Валерия Эдуардовна

Занятие№3, стр.19 И.А. Помораева, В.А. Позина

Цели:

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много- один.

Материалы и оборудование

: большая матрешка, маленькие матрешки по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель вносит коробку с одинаковыми матрешками, накрытую салфеткой. Затем снимает салфетку со словами:

«Мы веселые матрешки

Любим бегать по дорожке.

Любим петь и танцевать

И с ребятками играть»

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости. Кто это ребятки?

Хоровой ответ детей

:

Матрешки.

Воспитатель:

Сколько их?

(Воспитатель предлагает поочередно повторить ответ на вопрос детям. Например, Аня, сколько матрешек? Тимофей, сколько матрешек пришли к нам в гости? и т.д.)

Дети:

Много.

Воспитатель:

Матрешки хотят поиграть с нами в прятки. Посмотрите, я в ладонях спрятала одну матрешку. Ребята, сколько матрешек я спрятала?

(Воспитатель предлагает всем детям ответить на этот вопрос. Например, Максим, сколько я спрятала матрешек? Ариша, скажи, сколько я спрятала матрешек? и т.д.)

Дети:

Одну.

Воспитатель

:

А теперь, Антон, ты спрячь одну матрешку у себя в ладонях.

Ребенок берет со стола одну матрешку и прячет у себя в ладошках.

Ребята, сколько матрешек спрятал Антон?

Дети:

Одну.

Воспитатель:

Настя, спрячь одну матрешку. Сколько матрешек спрятала Настя?

Дети:

Одну.

Воспитатель:

Ребята, каждый из вас спрятал у себя в ладошках по одной матрешке. Посмотрите сколько матрешек осталось на столе?

Дети:

Ни одной.

Стук в дверь (тук-тук-тук).

Воспитатель:

Кто там пришел? (показывает детям большую матрешку). Это мама — матрешка, она потеряла своих деток. Не беспокойся , мама – матрешка, вот одна твоя матрешка ( выставляет рядом с большой матрешкой маленькую, которая находилась у нее в руке).Саша, сколько у тебя матрешек?

Саша

:

Одна (ставит ее рядом с большой матрешкой).

Подобное действие выполняют все дети поочередно.

Физкультминутка:

Воспитатель читает слова, дети повторяют и выполняют движения за воспитателем:

Приемы формирования математических представлений

Для формирования представлений проводится специальная подготовка. Основной прием, который используется практически во всех занятиях — игровой. Для дошкольника это важно. Кроме этого, воспитатель может использовать дополнительные методы:

  • устно-словесный;
  • наглядный;
  • практику.

Когда ребенок начинает понимать, что ему говорят

Методы выбираются в зависимости от конечной цели или задачи. Также при подборе учитываются особенности группы ребят. От темы также зависит выбираемая методика. Для одних тем подойдут одни методы, для других — другие. Методы принято миксовать. Игровые методы могут иметь предметную, сюжетную направленность или следовать сценарию.

Важно! Наилучшие результаты приносят практика и игровая форма обучения. Для этого используются предметы и действия с ними. Развивается визуальная память.

Форма подачи заданий может быть любой. При необходимости преподаватель может выбрать и индивидуальную форму. Упражнение для закрепления знаний выбирается, исходя из изучаемой тематики. В большинстве случаев используется коллективная работа, так как это экономит время преподавателя, учит малышей сплоченности и умению работать в команде, что является положительным моментом.

При применении метода игры задания должны развивать математическое мышление и учить ребенка владеть данными, полученными в предыдущих играх. С играми легко объяснять пространство и величину, цвета, размеры.

Наглядный метод рекомендуется оставить для тех случаев, когда нужно объяснить тему, которая легко демонстрируется. Например, урок посвящен длине и высоте. Визуально ребенок сразу сможет отличить длинный или короткий, высокий или низкий. Такие понятия как «лево», «право» и «центр» требуют обязательной демонстрации.

Деление на группы

Из устных способов самые популярные — объяснения или указания. Задание выдается устно. Ребенок учится слушать воспитателя. Развиваются слуховая память и воображение. В то же время информация должна подаваться порциями. Если устно ее будет высказано слишком много, малыш не запомнит и потеряет интерес к процессу.

Для закрепления используется одна из словесных форм — вопросы. Только спрашивая малыша и слушая его ответ, можно сделать вывод, понял он тему или нет. Такой метод помогает развивать речевые и коммуникативные навыки. С каждым разом дошкольник будет отвечать быстрее и правильнее.

Обратите внимание! Маленький блиц-опрос проводится в конце каждого занятия. Если ребенок не понял, следует провести беседу, донести до малыша нужную информацию.

Математика в младшей группе. Конспекты занятий по ФЭМП во 2 младшей группе

Программное содержание:

  • учить детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник;
  • обучать обследовать форму фигур, используя осязание и зрение; группировать предметы по форме;
  • закреплять умение выделять предметы и группы предметов;
  • различать понятия много, по-одному, ни одного;
  • учить слушать указания и пояснения воспитателя, воспроизводить показываемое и делать то, что ему предлагают.

Демонстрационный материал:

  • веселые фигурки — человечки,
  • круг,
  • квадрат,
  • треугольник,
  • фланелеграф,
  • игрушка-мишка,
  • квадрат,
  • треугольник.

Раздаточный материал:

  • у каждого из детей круг,
  • квадрат,
  • треугольник разного цвета и ягодки по количеству детей.

Ход занятия

Ребята, мне приятно видеть вас улыбающимися, радостными, послушайте: Ты на меня, ты на меня, ты на него, На всех нас посмотри. Все в нашем городе — друзья Дружнее не сыскать, И каждый должен нас знать.

К нам сегодня пришли веселые фигурки — человечки. Посмотрите какие они необычные. С двумя фигурками — человечками мы с вами знакомы. Вы их узнали? Как называется фигура? (Квадрат).

Саша, поздоровайся с этим человечком-фигурой. Какого она цвета? Покажите свои квадраты. Леня, какого цвета твой квадрат? А у Иры — какого цвета? (Дети отвечают)

Давайте пальчиками обведем квадрат! Прямо ведем палец: вот это уголок, поворачиваем палец, еще уголок, опять поворачиваем… Дима, что ты обвел? — Квадрат Теперь рисуем квадрат в воздухе. Дети, скажите, а квадрат катиться? (Квадрат не катиться, ему мешают уголочки).

Наш круглый человечек заждался и хочет чтобы мы с ним поиграли. Скажите, какого цвета круг? Возьмите свои круги, положите пред собой. Маша, какого цвета у тебя круг? А у Ани? Обведем круг пальчиком. Пальчик бежит, бежит по кругу, откуда ушел, туда и вернулся. В воздухе рисуем круг. А круг может катиться? — Круг катиться, у него нет уголочков.

Этого человечка мы не знаем и сейчас познакомимся. Это треугольник.

Давайте все вместе скажем: треугольник. Какого он цвета? Покажите мне все свои треугольники. У Валеры какого цвета треугольник? А у Максима? Обведем пальчиком треугольник.

Покатился пальчик с горки, уголочек, ведем пальчик, ведем, снова уголочек, и вверх в горку пальчик поднялся. В воздухе нарисуем треугольник. Какую фигуры мы обвели? Скажем вместе: треугольник. На что похож треугольник? (На крышу, на косынку, на горку).

Дети, попробуйте катиться треугольник или нет? Правильно, не катиться, ему мешают углы. Веселые фигурки — человечки хотят, чтобы у них было много друзей, каждый человечек берет себе друга, как и он сам, т.е. круг берет в друзья только круг, квадрат квадраты, треугольник треугольники.

Физминутка

Мишка с вами ребятки хочет поиграть. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет, Вот упала шишка прямо Мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою топ.

Мне ребята Мишка сказал, что хочет построить для себя дом, да не знает с чего начать. Перед ним разные фигуры, поможем ему. Стену из чего построим? — Из квадрата. Крышу? — Из треугольника. (Медведь пристраивает ее то с боку, то с низу). Да разве здесь у домика крыша? Крыша у домика находится не сбоку, ни внизу, а наверху.

Вот теперь Мишке не страшен не дождь, ни холод в таком домике. Дети, посмотрите, у мишке в корзине ягоды и он вас ими хочет угостить. Сколько ягод у Мишки? — Много. А у вас дети сколько? — Много. Подойдите и возьмите по одной ягодке. Маша, сколько ягод ты взяла? — Одну. Валера, сколько ягод ты взял? — Одну. У Мишке остается все меньше и меньше ягод. Сколько сейчас осталось ягод в корзине? — Ни одной.

Поблагодарите дети Мишку. Ребята, а мы мишке давайте тоже сделаем подарок. Это бочонка любимого меда.

Ход занятия

На подготовительном этапе составляется конспект занятия, заготавливаются необходимые материалы. При необходимости используются муляжи. Заранее осуществляется подбор загадок, сказок и музыкального сопровождения.

Необходимо выбрать форму и методику проведения урока. Для важных тем можно использовать открытый урок, который посетит какой-либо гость. Если в качестве гостей будут приглашены родители дошколят, то ребята будут активнее.

В качестве основы выбирается сказка или мультфильм, по которому будет проходить игра. Выбранный персонаж должен быть для детей любимым и мотивировать их.

Мини блиц-опрос на закрепление знаний

Воспитатель объявляет суть и условия игры, выдавая персонажа за инициатора игры. Раздает нужные предметы или карточки и весь реквизит. Например, если дошкольники учатся считать, то даются счетные палочки или другие предметы для счета. Помочь облегчить задачу призваны загадки, рассказы и стихи. Благодаря им дети лучше поймут задачу.

«Повторяй за мной» — танцы-игры под музыку для детей от года до 5 лет

Важно! После основной части можно сделать физминутку под музыку. После нее дети расслабятся и выплеснут скопившееся напряжение.

В заключение закрепляется усвоенное, обязательно подводятся итоги. Ребятам нужно сказать слова похвалы и сделать акцент на том, что они молодцы. Закрыть тему можно с помощью сказки, стихов, музыки и песен.

Советы и приемы

Некоторые приемы оказывают существенную помощь при любой выбранной методике. Они довольно часто используются в процессе обучения. А именно:

  • сравнительный прием. Сравнение дает максимально быстрый результат (один, два или много?). Любой дошкольник, едва взглянув, способен дать ответ;
  • анализирующий прием. Существенно развивает мышление и познание;
  • обобщение. Дети учатся формировать группы в процессе обучения;
  • создание моделей. Моделирование полезно, если необходимо развивать определенные представления. Метод полезен и поможет объяснить многие вещи, начиная от форм и фигур, заканчивая солнышком и звездами;
  • метод геометрического проектирования Помораева;
  • метод счета палочек Кюизенера.

К сведению! Лучше создавать комбинации приемов и методов для эффективного результата.

Задания и темы самообразования воспитателя по ФЭМП во второй младшей группе

Воспитатель должен в полной мере владеть приемами и методами ФЭМП. В копилке должны быть как игровые, так и наглядные, словесные и прочие методики. Итоговый конспект должен включать в себя разные формы занятий. Информация не должна быть простой, сложной или однообразной.

В качестве основных тем подойдут:

  • навыки использования игровых и практических приемов при обучении детей;
  • ориентировка на повышение уровня развития дошкольников;
  • проверка и закрепление пройденного ранее;
  • анализ выполненной работы. Подготовка конспектов, изучение литературы.

К сведению! Воспитатель должен уметь составить картотеку, подготовить конспекты и базу для проведения занятия. Требуется быть в курсе всей современной литературы в данной области. Используется как научная, так и психологическая, педагогическая.

Так или иначе полноценное формирование элементарных математических представлений невозможно без участия родителей. Только совместная работа персонала детского сада и мамы с папой даст эффект и будет служить залогом будущих успехов ребенка.

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Волшебные листочки»

Автор занятия: воспитатель Долгая О. М., МБДОУ «Детский сад №80 «Реченька» г. Набережные Челны.

Цель:

Развитие умственных способностей детей.

Программное содержание:

Задачи:

1. Закреплять числа от 1 до 5, обратный счёт от 5 до 1, формировать навыки счёта в пределах 5, закреплять знания о частях суток, о цветах, развивать навык группирования фигур по цвету и форме. 2. Развивать творческие способности детей.

3. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Словарная работа:

Части суток.

Демонстрационный материал:

Карточки для зарядки, игрушки для счёта, фланелеграф, схема человека.

Раздаточный материал:

Бусинки по 5 штук, шнурок, блоки Дьёнеша, простые карандаши, счётные палочки.

Структура занятия:

1. Игра «Бусинки». 2. Упрямые дети. 3. Что лишне? 4. Зарядка по карточкам. 5. Найди свой цвет. 6. Выложи человечка. 7. Собери бабочку.

8. Части суток.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята! Я сегодня пришла в детский сад и увидела листочки, которые лежали на столе. Я удивилась! Ещё вчера тут ничего не было. Кто же принёс листочки? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Правильно! Эти листочки принесла осень. Но листочки не простые, а с заданиями. Наверно осень хочет знать чему мы научились. Выполним задания? Не боитесь трудностей? Тогда приступаем!

Игра «Бусинки»

На шнурок нанизываем столько бусинок, сколько я хлопну. Сосчитайте сколько игрушек, называем столько же бусинок. Убрать 2 бусинки, сколько осталось? Счёт до 5, обратный счёт.

Игра «Упрямые дети»

Воспитатель ставит ноги узко, а дети – широко. Воспитатель — близко, а дети – далеко, Воспитатель делает шаг назад, а дети – вперёд, Поднимает левую руку, а дети — правую, Ленточка длинная, а дети говорят – короткая, Воспитатель шагает, а дети – бегают.

Я говорю «тихо», а дети – «громко».

Игра «Что лишнее»

Раздать каждому листок с заданием, пока дети думают, разложить блоки Дьенеша.

Зарядка по карточкам

Воспитатель показывает карточки, дети повторяют движения.

Найди свой цвет

Проводится игра с блоками Дьенеша на классификацию предметов по определённому цвету.

Счётные палочки

Детям нужно из счётных палочек выложить фигуру человечка.

Игра «Собери бабочку»

На стульях тела бабочек с разными фигурами. У детей крылья с фигурами. Собрать бабочку так, чтобы фигуры совпадали.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]