Описание технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ


Методы и приемы организации исследовательской деятельности

Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.
  2. Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.
  3. Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.

Правила выбора темы исследовательской деятельности дошкольников:

  • тема должна быть интересна детям;
  • тема должна быть понятна и доступна детям для понимания и изучения;
  • тема должна нести в себе реальную пользу для участников исследования, в плане их развития, воспитания и обучения;
  • в теме необходим элемент необычности и неожиданности;
  • тема предполагает относительно быстрое выполнение и получение конечного результата.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:

  • эвристическая беседа;
  • постановка и последующее решение определенного проблемного вопроса или ситуации;
  • разные виды и типы наблюдений;
  • моделирование ситуаций;
  • разнообразные опыты;
  • фиксация полученных в ходе опытов, наблюдений, экспериментов и иной деятельности, результатов;
  • погружение в проблемную ситуацию;
  • художественное слово;
  • игровая деятельность: разные виды игр, творческие ситуации и т.д.;
  • трудовые поручения и действия.

Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях

 Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно — экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте, помимо игры, ведущим видом деятельности является и экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

  1. Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)
  2. Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
  3. Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  4. Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  5. Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Классификация детского экспериментирования

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
  2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
  3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
  5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
  7. По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15 мин.)
  8. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
  9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  10. По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
  11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Особенности организации детского экспериментирования вДОУ

  1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
  2. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
  3. Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
  4. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
  5. В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
  6. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей

Создание условий для детского экспериментирования

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

‒ место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

‒ место для приборов

‒ место для хранения материалов (природного, «бросового»)

‒ место для проведения опытов

‒ место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

‒ схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

‒ серии картин с изображением природных сообществ

‒ книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы

‒ простейшие приборы

‒ коллекции

‒ мини-музей (тематика различна, например, «Часы»)

‒ материалы, распределенные по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»

‒ природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

‒ бросовые материалы: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

‒ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

‒ медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

‒ прочие материалы: сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда, увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа, личные блокноты детей для фиксации результатов опыта

‒ меры веса: разнообразные весы, набор гирь; протяженности: метр, линейки, условные мерки; объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.; времени: песочные часы, секундомер; количества: разнообразные счеты; направления: компас.

‒ для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы

‒ для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча

‒ для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности сдетьми дошкольного возраста

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Уточнение плана исследования.
  3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
  4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  5. Организация исследования.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

  1. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  2. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
  3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
  4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
  5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
  6. Экспериментальные игры.
  7. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
  8. Наблюдение природных явлений.
  9. Использование энциклопедий.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

‒ Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

‒ События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

‒ Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

‒ Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

‒ Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

‒ Анкетирование родителей

‒ Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

‒ Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

‒ Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

‒ Открытые мероприятия для родителей.

‒ Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

‒ Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

‒ Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

‒ Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Таким образом, в работе по экспериментально — исследовательской деятельности детей дошкольного необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач экспериментально — исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
  2. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л. Н. Прохорововй М., 2004
  5. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006.
  6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]