Методы и приемы организации исследовательской деятельности
Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:
- Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.
- Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.
- Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.
Правила выбора темы исследовательской деятельности дошкольников:
- тема должна быть интересна детям;
- тема должна быть понятна и доступна детям для понимания и изучения;
- тема должна нести в себе реальную пользу для участников исследования, в плане их развития, воспитания и обучения;
- в теме необходим элемент необычности и неожиданности;
- тема предполагает относительно быстрое выполнение и получение конечного результата.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:
- эвристическая беседа;
- постановка и последующее решение определенного проблемного вопроса или ситуации;
- разные виды и типы наблюдений;
- моделирование ситуаций;
- разнообразные опыты;
- фиксация полученных в ходе опытов, наблюдений, экспериментов и иной деятельности, результатов;
- погружение в проблемную ситуацию;
- художественное слово;
- игровая деятельность: разные виды игр, творческие ситуации и т.д.;
- трудовые поручения и действия.
Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно — экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.
В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте, помимо игры, ведущим видом деятельности является и экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
- Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)
- Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
- Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
- Формирование способов познания путем сенсорного анализа
- Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Классификация детского экспериментирования
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
- По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15 мин.)
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Особенности организации детского экспериментирования вДОУ
- Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
- Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
- Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
- Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
- В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
- Необходимо также учитывать возрастные особенности детей
Создание условий для детского экспериментирования
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
‒ место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
‒ место для приборов
‒ место для хранения материалов (природного, «бросового»)
‒ место для проведения опытов
‒ место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
‒ схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
‒ серии картин с изображением природных сообществ
‒ книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы
‒ простейшие приборы
‒ коллекции
‒ мини-музей (тематика различна, например, «Часы»)
‒ материалы, распределенные по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»
‒ природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
‒ бросовые материалы: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
‒ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
‒ медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
‒ прочие материалы: сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда, увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа, личные блокноты детей для фиксации результатов опыта
‒ меры веса: разнообразные весы, набор гирь; протяженности: метр, линейки, условные мерки; объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.; времени: песочные часы, секундомер; количества: разнообразные счеты; направления: компас.
‒ для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы
‒ для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча
‒ для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности сдетьми дошкольного возраста
- Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
- Организация исследования.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Методы и приемы
- Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
- Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
- Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
- Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
- Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
- Экспериментальные игры.
- Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
- Наблюдение природных явлений.
- Использование энциклопедий.
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:
‒ Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
‒ События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
‒ Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
‒ Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
‒ Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
‒ Анкетирование родителей
‒ Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами
‒ Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
‒ Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
‒ Открытые мероприятия для родителей.
‒ Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.
‒ Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
‒ Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
‒ Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Таким образом, в работе по экспериментально — исследовательской деятельности детей дошкольного необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Эффективность решения задач экспериментально — исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
- Куликовская И.Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л. Н. Прохорововй М., 2004
- Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.