опыт работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.»опыты и эксперименты (старшая группа)


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Из опыта работы старшего воспитателя

Автор: Чуманова Елена Борисовна, старший воспитатель МАДОУ «Центра развития ребенка — детский сад №17» г. Сыктывкара.

Совместные проекты педагогов и воспитателей Дизайн-проект «Театр и дети».

Описание.

Цель проекта:

Создание оптимальных условий для развития театральной деятельности через организацию творческой, продуктивной, художественно- эстетической деятельности.

Исполнители: воспитатели и родители средней группы №7

Задачи:

Дети:

  1. Обучение детей умению планировать, ставить цель.
  2. Формировать умение использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствовать решить поставленные задачи.
  3. Формировать творческое воображение, фантазию.

Родители:

  1. Создать в семье благоприятные условия для развития ребёнка, с учётом опыта, приобретённого детьми в детском саду.
  2. Повышение самооценки родителей.
  3. Привлечь родителей к модернизации предметно-развивающей среды.

Педагоги:

1. Развитие педагогической компетентности по освоению технологии проектной деятельности совместно с родителями.

Предполагаемый результат:

  1. Развивать интерес детей и родителей к творческой деятельности.
  2. Создать разные центры для обогащения предметно-развивающей среды в группах по театральной деятельности.
  3. Провести праздник «Неделю театра».

Участники проекта:

  • воспитатели 1 и 2 младших, средних, старших, подготовительных групп
  • дети старших, подготовительных групп
  • родители

Длительность проекта:

  • долгосрочный.

Реализация проекта:

Совместный проект, выполненный вместе с педагогами, родителями и детьми, проходил в 3 этапа:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап, в ходе, которого детей вводили в мир театральной деятельности, побуждали интерес, рассказывали о необходимости обязательного присутствия разных костюмов, масок, разных видов театров, осознания цели театральной деятельности. Родители обсуждали ход проекта, выясняли возможности, средства, определяли задачи, которые будут решать совместно с детьми, определяли предполагаемый результат.
  2. Оперативно-деятельный этап:

а). с детьми проводились беседы, «Что такое театр», «Что такое костюмы», «Как вести себя в театре», «Кто играет в театре?», «Кто такие актёры».

б). педагоги организовали тематические центры для детей:

  • — создание моделей костюмов по любимым сказкам
  • — фигурки животных из папье-маше к сказкам «Колобок», «Репка» и другим сказкам
  • — рисование фигур животных для настольных театров, теневого театра, фланелеграфа
  • — вырезывание контуров фигур животных, вырезывание контуров масок для разных видов театра

в). с родителями проводились:

  • консультации по организации разных видов театров в ДОУ
  • подбор практического материала по изучению разновидностей театров
  • мастер-класс по изготовлению фигур из папье-маше
  • изготовление масок
  • изготовление пальчикового театра (вязание фигур, шитьё из ткани)
  • изготовление кукол для театра и кукол-марионеток.

3. Заключительный этап:

  • защита проекта – презентация.

Предоставление детям и родителям возможность продемонстрировать результаты совместного творчества в «Неделе театра».

Оформление фотоальбома.

Следующая >

Педагогический опыт воспитателя ДОУ. Повышение познавательной активности дошкольников

Обобщение педагогического опыта на тему: «Повышение познавательной активности детей через творческие задания»
Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка и включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний. Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом. Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу. Процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества. Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации. Ситуативная мотивация- это интерес к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу. Ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания. Но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников. Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создавать для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала). Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Хочу представить некоторые творческие задания для повышения познавательной активности. Ознакомление с художественной литературой. Один из методов развития мышления, воображения и речи — объединение два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. С детьми также можно изобретать и делать это нужно разнопланово: • придумывать старые предметы в новых вариантах; • превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы; • составлять фантастические сказки о себе. • театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок; • «перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию; • «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу. Одним из методов развития познавательной активности является постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера. Почему? Зачем? Каким образом? Приведу примеры использованных мною проблемных ситуаций:
Знакомство с окружающим миром. Экология.
Игра «Что будет, если?» Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий: Что будет, если… … человек перестанет есть? … не выключить кипящий чайник? … оставить холодильник открытым? … носить тесную обувь? … не чистить зубы? … забить мяч в окно? … съесть десять порций мороженого сразу? … дразнить соседскую собаку? … ходить задом? … не спать? … посадить цветы в песке? … сесть на ежика? … человек научится летать? … Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой? — С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему? — Как хлеб на стол «пришёл»? — Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать? — Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И т.п.
Математика

— Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества? — Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5? — Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя? — Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать? — Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку). — Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве). — Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить. И т.п.

Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.

— Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки? — Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно? — Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»? — Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит. — При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию. — Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль. — Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.

Художественная литература, развитие речи

— После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа. — Предложить придумать свой конец сказки. — Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами. — Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения. — Предложить внимательно рассмотреть картину, запомнить и рассказать по памяти младшему брату, что видел. — Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно. — Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор. Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например, можно использовать следующие:

Ситуации на транспорте.

— Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? — Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?

Ситуации с огнём.

— В квартире пожар. Что ты будешь делать? — Дым в квартире. Твои действия.

Ситуации с водой

— Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? — В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?
Еще один метод — исследовательский. К нему относятся: наблюдение, эксперимент, опыт.
Наблюдение

Для развития наблюдательности и внимания можно проводить следующие упражнения:
«Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит) «Найди отличия» (имеется набор парных картинок) «Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур) «Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы. Наблюдение за этапами развития растения. Организовывать наблюдения на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира); в живом уголке (развитие комнатных растений, огород на окне), труд людей разных профессий (экскурсии).
Эксперимент

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных можно использовать, например, такого вида: -Что можно сделать из куска бумаги? -Что будет, если все станут выше ростом? -На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п. Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Можно провести с детьми следующие эксперименты:
1.Наши органы чувств
: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.
2.Свойства воды
: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.
3.Свойства песка и глины.4.Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.5.Свойства бумаги, её виды.6.Один или вместе
(предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)
7.Умение владеть собой
(способы улучшения настроения себе и другим). Для повышения познавательной активности можно также использовать следующие виды заданий:
«Совместный рисунок», «Придумай сказку», «Придумай название», «Ласковые шаги» (делая шаг, говорим своему товарищу ласковое слово), «Волшебный стул» (севшему на волшебный стул все говорят комплименты), «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?» (элементы пантомимы), «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах), «Сочиняем небылицы» (о сказочных персонажах)и мн.др. При проведении игр обязательно использовать положительную оценку, что способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ — игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Информационно — аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

 Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель;

Костина Светлана Борисовна, воспитатель

МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма организации воспитательно-образовательной работы, компетентность педагога.

Вопрос о развитии познавательной деятельности дошкольников в теории и практике педагогики стоит особенно актуально. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [1, с.24].

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребёнка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.). Задача может быть сложной, она имеет много действий, конченый результат значительно удалён от начального этапа решения. И, наоборот, совсем простая задача может представлять определённую трудность, если способ её решения неизвестен, то нужно искать. Трудность (а не сложность), которую преодолевает человек в процессе поиска решений, является важной отличительной чертой проблемной задачи [2].

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенности личности, которые называют признаками творческой личности:

— способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;

— умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

— умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

— способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);

— готовность памяти (овладение достаточно большим объёмом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;

— креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс [4,с. 47].

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетенции по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Посмотрим особенности организации проектного метода как вариант познавательной деятельности детей дошкольного возраста:

— в основе метода — активная познавательная деятельность ребёнка;

— исходный пункт познавательной деятельности ребёнка внутри проекта;

— детские интересы;

— содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей;

— дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

— познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер, мероприятие (показ костюмов сшитых совместно с родителями) как заключительный этап проекта.

Типы проектов в ДОУ (творческие, игровые, практико-ориентированные, информационно-исследовательский).

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической, сюжетно-дидактической, подвижной, режиссёрской.

Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития дошкольников является информационно-исследовательский проект.

Структура и примерное содержание информационно-исследовательских проектов.

Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.

Задачи:

1. Развитие у детей потребностей в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).

2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определённой области знаний).

3. Формирование у детей познавательных умений.

4. Получение, углубление и систематизация представлений в определённой области.

Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.

Организация проекта включает в себя три основных этапа.

Этап 1. Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Проблема исследования выявляется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.

В качестве примера можно предложить следующую проблему, небрежное отношение детей к одежде и причина этого: на протяжении одного месяца в детском саду изучали, откуда берётся материал, какой он бывает, где, кто и как шьёт одежду. Дети с помощью воспитателя и родителей узнали, сколько труда надо для того, чтобы получилась одежда. Устраивали выставки аппликаций «Я модельер», изготавливали с помощью родителей «Книжки-малышки», итоговым мероприятием был показ костюмов. После подробного изучения проблемы дети стали обращать внимание на свойства материала, а узнав, сколько труда вкладывается в каждое платье, рубашку и т. д. стали аккуратнее и бережней относится к одежде.

Гипотеза исследования выдвигается на основе определённой и хорошо осознанной детьми проблемы в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы, экскурсий, экспериментирования. Она окончательно формулируется воспитателем в доступном для детского понимания варианте и обсуждается. Например, исходя из рассмотренной выше проблемы, можно выдвинуть следующую гипотезу: одежда — проходит очень длинный путь преобразования. Например, льняная: сначала лён растёт, потом из нитей ткут ткань, затем красят и только после этого длительного процесса, швея из него шьёт одежду. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования). На этом этапе организации проекта определяются результаты исследования. В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:

— коллекция;

— альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

— выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта;

— придуманные и созданные детьми игры и пособия.

Этап 2. Организация исследования в рамках проекта.

На этом этапе предполагаются организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

1. Сбор, анализ информации.

2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена, как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр.

Этап 3. Презентация результатов исследовательской деятельности детей. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии вашего ребёнка. С. Л. Рубинштейн, исходя из конкретных представлений о механизмах развития человека, сформулировал ряд положений: для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения.

От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Исследования показывают, что с помощью воспитателя дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умения слышать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности.

Ребёнок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения с взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребёнка, его познавательной активности [5].

Следовательно, педагог должен, увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольника. А так же иметь такие личностные качества воспитателя, как стремление к саморазвитию, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий воспитатель может сформировать у дошкольников познавательную активность.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Булычёва А. И. Развитие умственной одарённости в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 2000. № 7. С.24.
  2. Денисенкова Н. С., Клопотова Е. Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормальной ситуации. Ребёнок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно-практическая конференция, посвящённая 70-летию памяти Л. С. Выготского. Москва — Бирск, 2004. С. 80- 89.
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
  4. Новопавловская, Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 8. — С. 47.
  5. Литвиненко, С. В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С. В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации (Электронный ресурс). — 2010. — 4. — Режим доступа: https://www.paedagogia.ru/2010/41–04/208-litvinenko
  6. Игровое обучение детей 5–7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Ивановой. — М.:ТЦ Сфера,2008. — 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]