НОД экспериментальная деятельность «Снег.Лед.»опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему


Картотека опытов «Снег и лёд»


Цель:

Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе

исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  • Формировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения, а потом на

основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой

деятельности.

  • Обогащать словарный запас детей.
  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение, кругозор).
  • Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.
  • Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и

ответственность за выполняемую работу.

  • Воспитывать активность, желание участвовать в исследовательской деятельности.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Задача:

уточнить представления о снеге и льде.

Содержание опыта:

Приготовить 2 стакана. В один – положить снег,

в другой – лёд. Выяснить, какого цвета снег? Лёд?

Если дети называют: белый, голубой, серый, то показать им эти цвета и сравнить их со льдом.

Результат:

Определили и сравнили цвет снега и льда.

Вывод:

Снег – белый, лёд – прозрачный.

Задача:

подвести детей к понятию «прозрачный».

Содержание опыта:

Приготовить кусок льда и комочек снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Подложить цветную картинку под кусок льда и под комок снега. Сравнить, где видно картинку, а где нет. Результат:

Подо льдом цветную картинку видно, а под снегом – нет.

Вывод:

Лёд – прозрачный, а снег – непрозрачный.

Задача:

подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Содержание опыта:

Налить в формочки прозрачную воду. Добавить в них гуашь. В каждой формочке – разная гуашь. Перемешать. Вынести формочки с цветной водой на мороз.

Результат:

Получаются красивые цветные льдинки (скользкие, холодные, твёрдые.) Согреть в руках формочку, чтобы льдинка легче выскочила.

Вывод:

Вода превращается в лёд при низких температурах.

Задача:

подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Содержание опыта:

Принести в ведёрке снег в помещение. Понаблюдать за его таянием. Взять немножко снега на ладошку. Также понаблюдать процесс таяния.

Результат:

Со временем снег тает и превращается в воду.

Вывод:

От любого источника тепла снег тает и превращается в воду.

Задача:

подвести детей к пониманию того, что сосулька тает от любого источника тепла (тёплое помещение, яркие лучи солнца, ладошка.)

Содержание опыта:

Внести сосульку в тёплое помещение. Положить на поднос или ладошку. Понаблюдать, как она тает.

Результат:

Со временем сосулька тает всё больше и больше, превращаясь в воду.

Вывод:

Сосулька тает от любого источника тепла, постепенно превращаясь в воду.

Задача:

подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха.

Содержание опыта:

Предложить детям в морозный день вылепить снежки.

Результат:

Снег легко рассыпается, лепка не получается.

Вывод:

В морозную погоду из снега ничего не лепится, потому что он лёгкий, пушистый, сухой, рассыпчатый.

Задача:

уточнить свойства влажного снега.

Содержание опыта:

Во время оттепели предложить детям слепить из снега снежки.

Результат:

Снег лепится, получаются прекрасные круглые снежки.

Вывод:

Снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой.

Задача:

определить свойства снега и льда.

Содержание опыта:

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить сосульку или постучать по ней. Что с ней произошло?

Результат:

Снег рассыпался, а лёд раскололся.

Вывод:

Снег – сыпучий, рыхлый. Лёд – хрупкий.

Используемый интернет ресурс: https://vostochnsad.ucoz.ru/index/0-25

Лед в кипятке

Итак, приступим. В первом из наших экспериментов участвуют и огонь, и вода, и лед. Точнее, мы с вами попробуем совместить лед и кипящую воду. Несложное оборудование, которое потребуется нам для этого, состоит из пробирки, спиртовой горелки, грузика, а также холодной воды и нескольких льдинок. В целом опыты со льдом в старшей группе (или подготовительной — малышам их понять пока трудновато) не требуют большого количества сложных инструментов и приборов.

Что знает ребенок на момент начала эксперимента? Дошкольникам обычно уже известно, что в горячей (не говоря уже о кипящей) воде лед имеет свойство быстро таять. Попробуем выяснить (это и будет целью нашего опыта) — а возможно ли такое: вода кипит, а лед остается твердым.

Как проводится эксперимент: берем пробирку и наполняем водой, затем бросаем туда кусочек льда. А так как он легче, чем вода, и имеет свойство всплывать, сверху придавливаем его медным грузиком, но при этом льдинки должны со всех сторон быть окружены водой.

Как Дед Мороз расписывает нам окошки

Эксперимент номер 8. Все видели морозные узоры на оконных стеклах. Попробуем воспроизвести их в «лабораторных» условиях. Вместо оконного стекла возьмем кусок пластика или сухую стеклянную пластину, которая заменит нам окно. Еще потребуется чашка горячей воды и различной толщины кисточки. Погода в день проведения эксперимента должна быть достаточно морозной.

Выводя детей на прогулку, предупредите их, что предстоит перевоплотиться в Деда Мороза. Если дети уже достаточно большие, можно заранее обсудить сюжет будущего рисунка, и даже создать на бумаге эскиз.

Выйдя на улицу, на сухую предварительно протертую поверхность стекла с помощью кисточки аккуратно нанесите узор горячей водой. Работать нужно быстро, пока вода не застыла. Повторно проводить кисточкой по тому же месту не следует, а вот после замерзания картинки можно повторить процедуру и сделать все линии толще и заметнее.

Несомненно, существуют и другие опыты со льдом. Кое-что вы можете придумать и сами. Главное — пробудить и поддержать интерес малышей к таким необычным и разнообразным природным явлениям!

Получаем чистый лед

Эксперимент номер 6. Запаситесь водой (обычной, соленой и сладкой). Для начала сообщите детям о том, что хотя, как им известно, океанская вода соленая, но лед на поверхности Северного Ледовитого океана пресный. В ходе эксперимента вместе с детьми мы выясним, как происходит освобождение замерзающей воды от примесей в виде сахара и соли.

Для проведения опыта приготовьте заранее несколько ледяных кубиков. Каждый из них, полученный из сладкой, соленой, а также самой обычной пресной воды, аккуратно расколите пополам. Поинтересуйтесь у детей — как они считают, заморозив сладкую либо соленую воду, мы получим такой же лед?

Скорее всего, ответ будет положительным. Но это неправильно — на самом деле кристаллизующаяся в процессе образования льда вода избавляется от чужеродных молекул и примесей. Для подтверждения ваших слов разрешите детям лизнуть ледяные кусочки и убедиться в вашей правоте.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]