Конспект НОД по лепке в средней группе «Веселые человечки»


Вводная часть

Цель: формирование представлений детей о пропорциях тела.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей видеть пропорции тела человека, сравнивать части тела.

Развивающие:

  • Развивать навыки последовательности лепки, приемам лепки: скатывания, прищипывания;
  • сравнивать пропорции частей тела; развивать коммуникативные качества.

Воспитательные:

Формировать инициативность, навыки сотрудничества, продолжать учить украшать свою поделку.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

Коробка с разными частями тела от человека с разными пропорциями и цветами, коробка пластилина на каждого ребенка, доска для пластилина, стеки, макеты комнат для человечков.

Танк

К наступающему Дню Победы можно предложить ребенку слепить танк из пластилина. Для этой работы, кроме обычных материалов, потребуется спичечный коробок и спичка.

— Сначала нужно сделать колеса танка. Для этого нужно скатать шарики и сплюснуть их до формы шайбы. Эти колеса приклеить к боковым сторонам коробка.

— Слепить кубик, из пластилина другого цвета (один цвет с колесами) сделать люки.

— Спичечный коробок обмазать тонким слоем пластилина. Приклеить кабину.

— На один конец спички наклеить небольшой кусочек пластилина, чтобы был прицел и дуло. Другой конец спички вставить в кабину.

Этот танк из пластилина смогут сделать совсем маленькие дети. Ребята постарше вполне могут усовершенствовать конструкцию, делая танк более реалистичным.

Ход НОД

Образовательные областиЗадачиПоследовательность деятельностиПредполагаемые ответы и действия детей
Социально-коммуникативное развитиеСоздать положительный эмоциональный настрой, использование сюрпризного моментаПедагог входит с красивой коробкой в группу. — Ребята, посмотрите, что мне подарили наши школьники! Посмотрим, что там такое? Коробка у воспитателя случайно падает на пол. — Ребята, кажется, что-то я разбила. Педагог открывает коробку и показывает детям. — Что же это интересно такое?Дети подходят к воспитателю и рассматривают коробку. Дети выдвигают свои версии.
Речевое развитиеАктивизировать детский словарь, продолжать учить вести диалог и отвечать на вопросы, предполагая свои версии.— Руки разного цвета и размера; — ноги тоже не все одинаковые; — Я сейчас попробую их собрать. Воспитатель прикладывает туловище человечка большое к маленькой голове и спрашивает: Правильно ли соединила части? Что не так? Голова есть, туловище есть, руки, ноги присоединили?Дети наблюдают за действиями педагога и отвечают на вопросы.
Познавательное развитиеУчить детей видеть пропорции тела человека, сравнивать части тела.Так перебирает из коробки части человечка, пока дети не соглашаются, что человек собран правильно и пропорции тела у него совпадают. Педагог предлагает детям попробовать слепить похожего человечка. Выбрать себе кусок пластилина, взять стеку, разделить кусок пластилина пополам, а потом в одной половине отделить 2 равные части на туловище и голову, а вторую половину на ноги и руки человека.Дети соглашаются или не соглашаются с воспитателем.
Художественно-эстетическое развитиеРазвивать навыки последовательности лепки, приемам лепки: скатывания, прищипывания.Педагог помогает детям в лепке и украшении человечков. Предлагает на выбор макеты комнат для человечков, приготовленные заранее детьми с родителями.Дети лепят своих человечков, украшают
Социально-коммуникативное развитиеРазвивать коммуникативные качества.Игровая деятельность педагога с детьми.Самостоятельная игровая деятельность детей.

Автор: Сычева Оксана Яковлевна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории Место работы: МАОУ «Комсомольская СОШ» (Комсомольский детский сад) Месторасположение: Поселок Комсомольский, Пермский край

Дата изменения: 23 января, 2022 Дата публикации: 23 июня, 2018

Подготовительный этап

Дети подросли, и для них доступны новые техники работы с пластилином. От лепки на плоскости, подразумевающей создание своего рода картин, пластилиновых барельефов на листе картона или бумаги, и от простых форм (шарики, комочки, фигуры без сложных деталей) ребята переходят к объёмным стоящим и идущим фигурам, требующим учёта пропорций и законов равновесия.

Игры с пластилином — важная часть подготовки к школе

Какие способы лепки из пластилина можно применять

Ребята 6–7 лет уже знакомы с конструктивным (композиция создаётся из отдельных деталей, наподобие конструктора), скульптурным (все части фигурки делаются из одного куска) и комбинированным способами (совмещение конструктивного и комбинированного). Для лепки фигуры в движении удобнее использовать конструктивный способ — так легче передать мелкие детали, такие как, например, ладони, рельефность лица и т. д.

Приёмы лепки

В этой группе дети закрепляют уже освоенные ранее способы лепки, среди которых:

  • раскатывание элементов (создание «шарика»);
  • скатывание (перекатывание «колбасок»);
  • вдавливание, то есть создание пальцами углублений на форме;
  • сплющивание (изготовление «блинчиков» из шариков);
  • прищипывание (зажим кусочка и сплющивание его двумя пальцами);
  • оттягивание (вытягивание элемента из куска);
  • присоединение;
  • примазывание (наращивание элементов на основу и размазывание границ соединения);
  • защипывание (зажим детали, но без сплющивания);
  • вытягивание (растягивание элементов при сохранении общей формы);
  • сглаживание (плавный переход элементов поделки друг в друга).

Практически все эти способы пригодятся при работе с фигурой человека.

Варианты композиции на тему «Человек в движении»

Лепка нестатичной фигуры может быть представлена в следующих вариантах тем для композиции, которые можно приурочить к определённому образовательному блоку:

  • «Девочка играет в мяч» (при изучении тем, касающихся летних забав);
  • «Лыжник» (в процессе изучения материалов, касающихся зимних видов спорта);
  • «Девочка и мальчик пляшут» (например, в преддверии Нового года);
  • «Солдат» (эта композиция может быть посвящена 23 февраля или 9 Мая) и т. д.

Как видно из этих примеров, большинство вариантов такой лепки в календарно-тематическом планировании соотносится с зимней темой. Это объясняется просто: ко 2 семестру ребята повторяют и закрепляют все основные приёмы и способы лепки, что позволяет создавать усложнённые конструкции, к которым относится и фигура человека.

Предварительная работа с группой

Хотя методика лепки фигуры человека относительно несложна, воспитатель на занятиях по развитию речи и на физкультурных разминках предварительно разбирает с детьми особенности позы человека, обращая их внимание на такие нюансы, как:

  • угол наклона тела;
  • поворот головы;
  • сгиб рук и ног и пр.

Кроме того, ещё до начала работы с пластичным материалом взрослый максимально индивидуализирует процесс. То есть

  • делит обязанности по подготовке рабочего места и необходимого инструментария между ребятами;
  • позволяет выбрать цветовую гамму пластилина для поделки;
  • помогает определиться с положением конечностей (если дети выполняют композицию, где поза фигурки может варьироваться) и т. д.

Желательно, чтобы выбор цветовой гаммы костюма человечка оставался за ребёнком

Мотивация

Уже на этапе индивидуализации (то есть подготовки к занятию) начинается мотивация карапузов. Однако и первая часть занятия должна быть спланирована так, чтобы малыши заинтересовались и результатом работы, и — что очень важно — самим процессом лепки. Для этого воспитатель может использовать ряд приёмов.

Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист конца XIX — начала XX века Мария Монтессори говорила: «Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например, карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах».

Одним из вариантов мотивации может быть предварительный рисунок-образец человечка в движении

Беседа и наглядность

Если составлять рейтинг самых действенных способов настроить детей на работу, то, безусловно, у беседы будет первое место. Главное только правильно её выстроить. Обычно это вопросы взрослого, на которые малыши отвечают по одному или хором. Например, перед созданием фигуры танцующих детей вопросы могут быть такие:

  • Когда танцуют люди?
  • Вы любите танцевать?
  • Как располагаются ноги и руки танцующих в движении?
  • Во что должен быть одет человек, занимающийся танцами?

Однако эти вопросы не могут носить умозрительный характер. Дети воспринимают мир образно, так что без наглядности не обойтись. Это могут быть картинки с изображением спортсменов, кадры из известных мультфильмов (например, «Ну, погоди!») или же фотографии самих детей. Если же малыши лепят композицию «Девочка играет в мяч», то для мотивации можно предложить всем ребятам повторить 2–3 упражнения с мячом, а потом обсудить, какие движения были одинаковые, какие различались, а также — какие позы принимало тело.

Игра

Особую заинтересованную рабочую атмосферу занятию придаёт сюжетная игра. Если говорить о работе над пластилиновыми фигурками, то таким персонажем, включающим ребят в работу-игру, может стать герой мультфильма или книги. Например, на занятие по теме фигуры лыжника в гости может прийти символ прошедшей в Сочи Олимпиады — Чебурашка, который предложит малышам создать собственную команду лыжников.

Дети с особым удовольствием работают на занятии, если к ним в гости «приходит» любимый герой

Стихотворения

Ритм и динамика рифмованных строк также хорошо организует ребят и настраивает на рабочий лад.

  • Однажды природа и люди О первенстве спор завели. Примчались тут бури и вьюги, Снега всё до крыш замели. «Ура! — ликовала природа, — В снегах не пройти им, не выжить!..» Смекалка не зря у народа… И люди придумали ЛЫЖИ!
  • Если вам с утра не спится, Сон куда-то убежал, Так и тянет в пляс пуститься — Значит, танца день настал!
  • Я военный капитан! Мне не страшен ураган! Вся команда на подбор, Мы ведём корабль в шторм. На посту стоим не зря! Защитим тебя, страна!

Лепим девочку

Первый мастер класс будет посвящен процессу лепки фигурки девочки. Для того чтобы слепить девочку из пластилина, понадобится пластилин нескольких цветов, а именно: красного, розового, желтого, бежевого, белого, коричневого и спички.

Начинать процесс лепки необходимо с моделирования платья, для этого из кусочка пластилина красного цвета надо сформировать конусовидную деталь, затем вытянуть пластилин по кругу таким образом, чтобы получилась юбочка. Потом при помощи другого цвета можно нанести на юбку узор, например, можно сделать юбку в горох, используя пластилин желтого цвета. Далее из желтого цвета следует сделать лепешку, потом надо сделать надрезы на ней и прикрепить на вершину конусовидной детали. Затем из красного цвета надо сделать рукава и прикрепить их к платью.

Для того чтобы сделать голову, необходимо из пластилина бежевого цвета сформировать шарик, потом на лицевую часть надо прикрепить брови, глаза, нос, губы и щеки. Для того чтобы сделать волосы, достаточно из коричневого цвета сформировать тонкие колбаски, собрать по несколько колбасок, чтобы получились хвостики, и прикрепить их к голове. Также из красного цвета можно сделать заколки. После этого две получившиеся детали надо соединить при помощи спички. Далее надо облепить две спички пластилином желтого цвета, сделать обувь, прикрепить детали к основным деталям, и поделку можно считать готовой.

Варианты композиций на основе темы

Согласно программе по изобразительной деятельности занятие по лепке «Девочка играет в мяч» предлагается ребятам в октябре. Программа предполагает вариативное задание — просто создание образа человека в движении (как он бежит, пляшет, работает и пр.).

Помимо этого, в рамках данной темы (создание образа человека в динамике) можно предлагать дошкольникам следующие темы:

  1. «Спортсмены зимой». Задача — передать в лепке характерные движения человека, занимающегося разными видами зимнего спорта (катание на коньках, лыжах, санках, игра в хоккей), а также вылепить атрибуты для каждого вида спорта.
  2. «Солдат с автоматом» (занятие можно приурочить к 23 Февраля).
  3. «Как мы занимаемся физкультурой». Это можно оформить как коллективную композицию.
  4. «Весёлые танцоры» (или «Как мы танцуем на музыкальном занятии»).
    Одни и те же фигурки опять-таки можно располагать совершенно по-разному
  5. «Балерина».
    Интересная тема для лепки — танцующий человек, например, балерина

Виды материалов для лепки

Пластилин будет отличаться составом. Для лепки фигурок и кукол лучше выбирать восковые составы. Они держат форму, но тверды и упруги, что не требует много времени и усилий для создания шедевра.

Для картин выбирают более вязкие сорта. Чем больше цветов, тем интереснее работать ребенку, можно комбинировать.

Виды пластилина:

  • Классический обычный – разноцветный материал, достаточно пластичен. Он позволяет смешивать цвета, переделывать фигурки. В большинстве случаев продается в форме прямоугольных брусков.
  • Восковый – разновидность классического. С ним легче работать, так как он лучше лепится и мягче своего предшественника.
  • Шариковый пластилин – специальный материал, который состоит из очень маленьких шариков пенопласта. Работа с ним очень приятная, совершенно безопасена для детей. Во время лепки шарики выполняют массаж ладоням. Подделки хорошо держат форму. Шарики не сминаются, так как соединены тончайшими клеевыми нитями.
  • Застывающий пластилин. Масса имеет яркие цвета и в течение суток высыхает. Кукла из такого пластилина станет хорошей игрушкой и украшением для детской комнаты надолго. Многие создают целые коллекции.
  • Скульптурный – профессиональный материал для лепки. Его используют скульпторы, ученики художественных школ. Масса выполнена на основе воска и держит форму.
  • Ар-пластик подойдет для детей школьного возраста. Мягкий вид используют для аппликаций, а с твердого — создают объемные фигуры.
  • Соленое тесто – специальная масса для самых маленьких. Ее недостаток – на открытом воздухе быстро высыхает.
  • Плавающий пластилин – кукла из этого пластилина не будет тонуть в воде. Масса не высыхает и может многократно использоваться.
  • Паста для моделирования приятная на ощупь, а сделанную куклу можно разукрашивать красками.
  • Прыгающий пластилин – слепленные шарики хорошо прыгают.

Лепка из пластилина «Девочка с мячиком»

Алена Бабешко

Лепка из пластилина «Девочка с мячиком»

Лепка из пластилина

«Девочка с мячиком»

Поэтапная инструкция (человечек)

: Берёмпластилин красного цвета, скатываем в шарик, потом формируем цилиндр. По нижнему краю прищипываем «юбочку»

.

Скатываем 2 небольших шарика того же цвета, фиксируем их в виде плеч. Из пластилина бежевого цвета делаем 2 «колбаски»

— ручкидевочки, стекой делаем надрезы-пальцы. Крепим руки к плечикам. Делаем ещё 2 колбаски — ножки, крепим снизу под платьем. Из кусочков жёлтого пластилина делаем два овала, вдавливаем углубление, вставляем ножки.

Приступаем к голове. Из светлого пластилина формируем шарик. На него примазываем 2 кусочка для ушей и 1 для носа. Располагаем эти детали на голове.

По обе сторону от верхней части носа накладываем по кусочку белого пластилина, на него примазываем белый кружок, на белый — чёрный. Так мы сделали нашей девочке глаза.

Из материала розового цвета примазываем по кусочку румянца на щёки, а также кусочек для губ, которые стекой делим пополам. Из бежевого пластилина делаем нетолстую короткую колбаску — шею — и крепим её на голове. Чёрный пластилин крепим на голове, стекой показываем локоны чёлки. Ещё кусочек чёрного делим пополам — это хвостики.

Из жёлтого делаем бантик. Для этого колбаску слегка сплющиваем, делаем перетяжку и стекой наносим складочки. Накладываем бантик на голову, крепим также хвостики. Шею примазываем к туловищу. Из красного пластилина делаем шарфик, стекой формируем бахрому.

Поэтапная инструкция (мяч)

: Скатываем шарик синего цвета. Формируем 2 колбаски жёлтого и 2 колбаски красного цвета. Каждую колбаску приплющиваем и растягиваем в форму овала.

Накладываем на шарик, немного примазываем. Из 2 кусочков белого пластилина делаем блинчики, которыми скрываем места, где сошлись цветные полосочки.

Конспект НОД по художественному творчеству. Лепка из пластилина и природного материала «Колючие ежики» Задачи. Вызвать интерес к лепке из пластилина и природного материала для передачи особенностей покрытия тела животного. Совершенствовать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]