Конспект НОД в старшей группе на тему «Весна, приметы весны. Перелетные птицы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Весна, приметы весны. Перелетные птицы»
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна, приметы весны. Перелетные птицы» Образовательные задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, о перелетных и зимующих птицах; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении. Развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко – слогового анализа; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, мелкую моторику и тактильную чувствительность. Развивать логическое мышление, упражнять в порядковом и прямом счете, в увеличении, уменьшении числа на единицу. Развивать умение группировать птиц по разным признакам, закрепить пространственные отношения. Воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ. Оборудование: иллюстрации по темам «весна, приметы весны, птицы, мячи разных размеров и изготовленные из разных материалов, тазик с «каплями» — декоративные стеклянные камни, шкатулка, фонограмма «Пение птиц», конверт с письмом, посылка. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек о весне, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций. Вводная часть: Цель: сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели. -Дети, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними! Здравствуйте, дети! Наша беседа, совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. Обращаю внимание на письмо на окошке — Кто- то бросил нам в окошко Посмотрите письмецо. Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо. Или это воробьишко, пролетая обронил. Или это кот письмо, как мышку На окошко заманил! — Ребята! Нам пришло письмо от жителей сказочного города. А называется он «город красивой речи». Они просят о помощи и надеются только на нас. Из – за долгой «Зимы», город становится бесцветным и может исчезнуть совсем. Помочь несчастью может только «Весна», т.к. с ее приходом вся природа оживает и город становится разноцветным. Но она почему – то задерживается. Надеемся на вашу смекалку и сообразительность (на письме изображен город, не разукрашенный) — Ну что, ребята, поможем жителям сказочного города? С настоящей ЗИМОЙ справиться будет сложно, но сказочную мы с вами точно одолеем, т.к. Мы ребята смелые, ловкие, умелые. Мы друг другу помогаем, И друзей в беде не бросаем. Основная часть: — Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти. У меня в волшебной бабушкиной шкатулке, такая закличка тоже есть (дети произносят ее вместе с воспитателем) Звонко с крыши капли скачут. Над окном сосульки плачут. Скачут капли мне в ладошку. И на бабушкину кошку. Игра «Вопрос – ответ» — проводится с использованием резинового мяча. Цель: Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов) — Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель); — Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли); — Как можно назвать маленькую каплю? (капелька); — Если капли капают, какие они? (капающие); — Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ. — Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Дыхательная гимнастика «Ветерок» — Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май) — А сейчас какой месяц? (март) — А какая погода у нас на улице? (Холодная) — А какой ветер дует весной? (теплый, весенний, холодный, ласковый и т. д.) — Давайте и мы изобразим весенний ветерок. — Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку. Чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза) — Молодцы! Замерзли ладошки от холодного ветра, разогреем их, поиграем в игру «Весна» Пальчиковая игра «Весна» Весна пришла по снежному, По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке) Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга) Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук) Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты) Гусей, стрижей и аистов Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке) Игра «Приметы Весны» — проводится с использованием тканевого мяча. Цель: Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках. — А какие приметы весны вы еще знаете? — небо стало высокое и голубое. — солнце светит ярко и пригревает. — на солнце снег начинает таять. — появились первые проталинки вокруг деревьев. — ночи стали короче, а дни длиннее. — побежали веселые ручейки. -мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую — весеннюю. — вся природа просыпается от зимнего сна. — прилетают перелетные птицы с юга. — птицы строят гнезда и выводят птенцов. — Молодцы, ваши ответы радуют меня. Игра «Капельки или раздели на слоги» — проводится с использование стеклянных декоративных камней. Цель: Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности. -Ребята, пока мы играли в мяч, посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в тазик руки и найдите предметы, связанные с весной. Дети находят в тазике по одному предмету. И название предметов делят на слоги. (Сосулька, солнышко, подснежник, скворец, дерево, капля, туча, ручей, муравей и др.) Будем мы сейчас водить Будем вслух произносить Слово нужно повторить И на слоги разделить — Чтобы дальше выполнять задания, а теперь я предлагаю поиграть в игру «Веснянка» Солнышко, солнышко Золотое донышко Гори, гори ясно Чтобы не погасло (идут по кругу) Побежал в саду ручей (бегут по кругу) Прилетело сто грачей (летят по кругу) А сугробы тают, тают (медленно приседают) А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх) Звучит музыкальное сопровождение «Пение птиц». Детям предлагается сесть на ковер и прислушаться. — Что вы слышите? (пение птиц) — Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами? — Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран? Игра «Выбери» Цель: уточнение и расширение знаний о зимующих и перелетных птицах. Дети выбирают себе птиц, называют ее. — На столах лежат два кружочка – синий и зеленый — Синий кружочек – зимующие птицы — Зеленый – перелетные птицы. — Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично! Игра «Посчитаем птиц» — Перед вами целая улица с домами. Рассмотрите и ответьте на вопросы. — Кто живет в этих домах? На какие группы можно разделить их (на зимующие и перелетные) — Кто соседи у ласточки? — Кто живет слева от клеста? — Кто живет справа от клеста? — Внимательно рассмотрите номера домов, какие числа соседи числа 2(1 и 3) — Какое число стоит перед числом 5(4) — Какое число стоит после числа 7(8) — Между 5 и 7? — Какое число меньше, чем 5 на 1(4) — Молодцы! Заключительная часть. -Стук в дверь и в группу заносят коробочку и письмо от жителей сказочного города. Посмотрите, ребята, наши старания были не напрасны. В городе «Красивой речи» наступила волшебная «ВЕСНА» (показываю обратную сторону письма уже с раскрашенным изображением города) Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным. — А вот подарки вам, ребята! Чупа – чупсики для вас! Вы ребята, молодцы, Через все прошли преграды Получайте леденцы! И с гостями попрощайтесь На прогулку собирайтесь! Итог: — Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие? — Что больше всего запомнилось из нашего путешествия? — Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания? А теперь поздравьте гостей с наступающим праздником 8 марта (дети дарят подарки,изготовленные своими руками)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий весеннего развлечения в старшей группе Беседа на тему: Весна для детей с ОНР в старшей группе Сценарий народного весеннего праздника для старшей — подготовительной группы детского сада Конспект НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы
Похожие статьи:
Конкурс чтецов весной в детском саду. Старшая – подготовительная группа
Развлечение инсценировка на тему: Весна в детском саду. Средняя – старшая группа. Сценарий
Сценарий весенней игровой программы для детей старшей группы в детском саду
Весенняя эстафета в старшей группе
Весеннее театрализованное развлечение для детей старшей группы в детском саду
Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: Птицы весной
Занятие в старшей группе на тему: Весна
Автор: Юмшанова Ирина Филипповна, воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района. Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Птицы весной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект ННОД направлен на содействие познавательному развитию детей.
Цель: Содействовать познавательному развитию детей Задачи: 1) Расширить знания о жизнедеятельности перелетных птиц; 2) Обучить умению составлять небольшой рассказ о птицах; 3) Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам; 4) Развивать воображение; Ход занятия Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня очутиться в весеннем лесу и послушать звуки весеннего леса. Что вы услышали? Дети: Птицы поют, весело… Воспитатель: Конечно, птицы весело и громко поют свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой, откуда же прилетело столько птиц? Дети: из теплых стран, с юга. Воспитатель: Это главное чудо весны – именно весной к нам прилетают наши пернатые – друзья, приносят весну на своих крыльях. А как, дети, называют птиц, которые прилетают к нам весной обратно? Дети: перелетные. Воспитатель: обратите внимание на чудо – дерево, но птиц на нем не видно. Я предлагаю вам спеть закличку, чтобы позвать птиц. Закличка «Пташечки, щебетушечки Прилетайте к нам Весну ясную, весну красную Принесите нам»В это время на дереве оказались перелетные птицы.Воспитатель: Каких вы птиц узнали? Дети: соловей, скворец, ласточка, грач Воспитатель: еще кукушка, иволга, жаворонок. Отгадайте загадку про одну из этих птиц: «Прилетела к нам с теплом Путь проделав длинный Лепит домик под окном Из травы и глины» О ком эта загадка?Дети: Ласточка Воспитатель: Посмотрите, у ласточки крылья, голова, спинка – черные, грудка белая, носик маленький, острый. Хвост как две косички. Отгадайте следующую загадку: «Его трели любой узнает, Он же песни чужие поет Удивительный певец Всеми любимый наш…»Дети: скворец Воспитатель: Посмотрите, как выглядит скворец: он черный, клюв острый, грудка в белую блестящую крапинку. А вот и красавица иволга, у нее желтое оперение, крылья и кончик хвоста – черные. Дети вместе с воспитателем рассматривают и сравнивают остальных птиц.Воспитатель: Чем нас радуют птицы? Дети: песнями, красотой Воспитатель: Да, птицы радуют нас своим оперение, чудной окраской, своим пением, как вы думаете, ребята, о чем поют птицы весной? Дети: радуются, наверное, что вернулись домой. Воспитатель: Конечно, они рады, что вернулись на свою родину, поют о том, какие чудесные страны они повидали, о том как труден был их путь домой, рады встрече с вами. Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Волшебные превращения» (Превращаемся в перелетную птицу и составляем небольшой рассказ об этой птице) Ребята, а что произойдет, если птицы не вернуться к нам весной? Дети: нам будет грустно без них, некому будет петь песни Воспитатель: Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай овощей и фруктов. Некому будет разносить семена ягод, трав, цветов. Мы не услышим их песен. Поэтому мы должны беречь птиц, помогать им. Воспитатель читает стихотворение«Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря Всегда в любое время года Берегите птиц друзья»
Весной у птиц много забот, они строят гнезда, высиживают птенцов. А знаете ли вы, из чего строят гнезда птицы?
Дети: из травы, веток, листьев Воспитатель демонстрирует изображения различных гнезд и рассказывает о них.
1. Ласточка гнездо лепит под коньком крыши, носиком глину приминает, в речке ее купает, носиком носит. 2. Гнездо певчего дрозда просто загляденье, снаружи все зеленым мхом украшено, внутри оно как чашечка гладкое: из древесной трухи со слюной. 3. Птичка ремез — пух с ивы собирает, делает себе гнездышко, оно у нее пуховое, мягкое, что варежка, вьет его над водой, на тростинке молодой. 4. Птица козодой не вьет гнезд, он делает ямку между кочек и высиживает в ямке яйца, в гнезде-ямке три красивых мраморных яйца, сначала вылупились два птенца, сколько еще не вылупилось? 5. Гнездо иволги похоже на корзиночку, она его устраивает на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек. 6. А соловей поселяется в зарослях черемухи, гнездо прямо на земле делает.
Проводится физкультминутка «Прилетели журавли Танцевать они пошли Долги ноги выставлять Плавно крыльями махать»Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на чудо-дерево прилетела еще одна птица. «К нам сорока-белобока Прилетела издалека Не сказала где была, Интересные факты вам принесла»Воспитатель зачитывает факты:
1. Знаете ли вы, что скворец мастер подражания голосам разных птиц. 2. Есть птицы, которые любят говорить. 3. Аисты стучат одной половинкой клюва. 4. Бекасы – стремительно спускаясь вниз, распускают перья на хвосте и крыльях, и воздух, проходя через них, гудит.
Воспитатель: Ребята, а какая еще забота у птиц? Дети: отложить яйца, вывести птенцов Воспитатель: а то заботится, высиживает, согревает, бережет яйца Дети: мама – птица Воспитатель: самка, а кто кормит маму? Дети: папа – птица самец Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам выложить из игры «волшебный квадрат» птицу и рассказать, какая это птица и где она строит себе гнездо, что интересного вы запомнили о птице. Дети выкладывают птиц, воспитатель подходит к каждому и спрашивает, что это за птицаВоспитатель: Молодцы ребята, у вас получились прекрасные птицы, я думаю, что вы будете хорошими друзьями для птиц.
Рекомендуем посмотреть:
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ Рисование на тему Весна в 1 классе пошагово Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Мониторинг детей старщего возраста по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»
Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа
Праздник весенних именинников в детском саду. Старшая группа
Хороводная игра на тему «Весна» в старшей группе
Интегрированное развлечение в старшей группе весной