Музыкальное занятие в подготовительной группе «Слушание музыки»
Вводная часть
Тема: Слушание музыки. Изобразительный характер музыки.
Задачи:
- Знакомить детей с инструментальными пьесами.
- Учить определять двухчастную форму музыки.
- Закреплять умение в движениях передавать характер произведения.
Ход занятия
Под маршевую музыку дети входят в зал, затем выполняют упражнения, закрепляющие навыки выразительного движения (пружинка, кружение, притоптывание двумя ногами) в парах.
Музыкальный руководитель поет: Здравствуйте, детки! Ответ: Вам привет!
Музыкальный руководитель: Мы присядем, посидим, на картинки поглядим! (На магнитной доске прикреплены картинки с изображением: воробьёв и машин)
Музыкальный руководитель: А сейчас глазки закроем, ушки откроем, слушаем внимательно, представляем старательно!
(Слушание музыкального произведения Г. Фрида «Воробьи и автомобиль»)
Музыкальный руководитель:
- Ребята, какой характер у нашей музыки?
- На кого похожа музыка?
Посмотрите на картинки и выберите нужную.
А теперь еще раз послушайте музыку и покажите нужную картинку, которая подходит к первой части произведения и нужную картинку, которая подходит ко второй части произведения. (дети слушают и показывают)
Музыкальный руководитель: Как можно назвать нашу музыку? Ответ детей…
Музыкальный руководитель: А сейчас мы посмотрим, как вы умеете перевоплощаться. Когда звучит первая часть вы изобразите в движениях образ маленьких птичек, во второй части – образ автомобилей. (Дети выполняют соответствующие движения) Музыкальный руководитель хвалит детей.
Музыкальный руководитель: А теперь вспомним какая по характеру пьеса «Бабочка», которую мы слушали на прошлом занятии? Ответ детей…
Музыкальный руководитель: А теперь скажите, наша музыка похожа на пьесу «Бабочка»? Ответ детей…
Также интересное музыкальное занятие: НОД по музыкальной деятельности (слушанию музыки). Тема: Антошка.
Проводится игра «Бабочки»
Выставляются бутафорские цветы в рост детей (василек — синий, ромашка — белая, одуванчик — желтый, мак — красный), под песенку бабочки летают по полянке, на слова:
- Прилетели бабочки на цветик-василек, синенький цветок (музыка останавливается, бабочки собираются в круг вокруг нужного цветка, в данном случае это – василек. Снова звучит песенка про бабочек, на текст…);
- Встретила ромашка, бабочек милашек, ромашечка цветок, белый лепесток (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг нужного цветка, ромашки);
- Бабочки прилетели и на одуванчик сели, одуванчик — солнышко, золотое донышко (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг цветка – одуванчика);
- Бабочки летали, и цветок узнали, это красный мак – дружок, он как праздничный флажок (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг цветка – одуванчика).
Музыкальный руководитель: Бабочки прилетели на полянку и услышали чудесные звуки.
Звучит «Весенняя песня».
Музыкальный руководитель: Прозвучала песня в которой передается весеннее настроение и по характеру похожа на наших воробушек и бабочку.
Повторите за мной слова этой веселой песенки:
Ласковое солнышко, солнышко весны Разбудило солнышко листик от зимы И проснулось поле, и проснулся лес И под теплым солнышком, много чудес. (разучивание первого куплета)
Музыкальный руководитель: А теперь под легкую, изящную музыку попробуем выразить весеннее настроение в свободной пляске. (Дети изображают оттаявших бабочек, растущих и тянущихся вверх травинок, летающих птиц, проснувшихся медвежат, веселых зайчат , светящее солнышко…)
Музыкальное прощание: До свиданья детки. Дети: Вам пока.
Автор: Киреева Светлана Борисовна Должность: музыкальный руководитель Место работы: МБДОУ № 299 Месторасположение: г. Красноярск
Характеристика
Музыкально-дидактические игры – это одно из эффективных средств развития музыкальной культуры детей подготовительной группы. С их помощью удается развить у детей музыкальный слух, чувство ритма и творческих способностей.
Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы имеют много развивающих факторов для детей.
Именно благодаря такой программе с помощью игры можно провести обучение детей, которое позволит усвоить, закрепить и систематизировать знания.
Многочисленные наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста доказали, что дети могут без помощи взрослых играть в дидактические игры со сверстниками, самостоятельно составлять и придумывать последовательность игр.
Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы помогают детям быть активными, использовать навыки, полученные в повседневной жизни.
Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы — картотека
У данной методики есть масса плюсов:
- она помогает развивать музыкальные способности;
- обогащает эмоциональный мир детей;
- развивает познавательные способности;
- воспитывает активность, дисциплинированность, а также чувство коллективизма.
Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы используют все воспитатели групп, которые готовят детей в школу и выбирают они приемы, которые помогут решить поставленные задачи:
- Наглядный: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. За основу этого приема берутся музыкальные композиции, которые ребенок прослушивает, сравнивает и сопоставляет. Слуховое восприятие подкрепляется зрительным, например, в ход идут яркие карточки, музыкальные игрушки и инструменты.
- Словесный: во время занятия педагог поясняет, рассказывает, беседует, задает вопросы. Воспитатель посредством диалога передает детям знания о музыке. Речь в этом случае эмоционально-образное содержание.
- Практический. Педагог играет на музыкальных инструментах, поет, выполняет ритмичные движения, а после за ним повторяют и дети.
Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы принесут пользу и помогут правильно развить ребенка, если эти три метода будут применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия до закрепления, выполнение уже знакомых упражнение и создание новых ситуаций.
Картотека
Музыкально-дидактические игры для подготовительной группы помогают только тогда, когда четко поставлены цели и задачи, которых бы хотелось достичь. У каждого педагога есть свои цели, но в основным они опираются на общие правила.
К ним относятся:
- приобщить ребенка к музыке;
- найти творческий потенциал и развить его;
- сформировать слух и вкус;
- развить музыкально-сенсорные способности;
- привить ребенка любовь к самостоятельной деятельности в искусстве.
Прогулка
Цель: развить у ребенка чувство ритма. Материал для игры: музыкальные молоточки, кубики и палочки в количестве участников.
Ход игры:
Воспитатель предупреждает детей, принимающих участие в игре, что они сейчас идут на прогулку.
— Помощниками в прогулке станут музыкальные молоточки. Вот мы спускаемся по лестнице, и в этот момент воспитатель ударяет молоточками по ладони.
Дети повторяют за педагогом точный ритмический рисунок.
— А вот теперь мы вышли на улицу, где светит яркое солнце, все очень рады и побежали. Вот так!
Частыми ударами молоточка педагог передает бег. Дети следом за ним повторяют.
— Настя взяла в руки мяч и стала медленно бросать его об землю, — аккуратно бьет молоточком по ладони.
Дети снова повторяют все движения.
— Остальные дети быстро начинают прыгать, — одновременно ударяют в быстром темпе молоточками по ладошкам.
Все повторяют движения.
— А тут откуда не возьмись тучка и дождик. Сначала он медленный, — удары молоточком медленные и монотонные.
— После начался сильный ливень, — удары по ладошкам уже более сильные и быстрые.
— Дети испугались и побежали прятаться от дождя в детский сад, — быстро молоточки ударяют по ладошкам.
В этой игре может принимать участие любое количество детей. Лучше проводить занятие в вечернее время.
Солнышко и дождик
Цель: помочь ребенку развить слуховое внимание. Ребенок сможет различать долгие и короткие звуки.
Материал для игры: круги насыщенного желтого цвета, символизирующие солнце, а такие синие – тучки. Потребуется барабан или бубен. Ход игры: есть два варианта данной игры, и они оба описаны в таблице ниже.
Вариант | Описание |
Первый. Детей делят на 2 группы. | Дети садятся перед воспитателем. Одной группе детей выдают желтые круги – солнышки, а второй тучки. Педагог с барабаном или бубном издает звук. При долгом звуке руки вверх поднимают дети с солнышками, а на коротком – тучки. Педагог чередует звуки и следит, чтобы дети выполняли движения правильно. В конце определяется команда победитель, которая дает задание проигравшей. |
Второй. Дети также делятся на 2 группы. | Дети становятся в шеренгу у противоположных стен комнаты. Команда, которая должны различать долгий звук при нем ходит в разных направлениях. А вот дети, различающие короткий звук должны бегать. Когда исполняется противоположный заданному звук, то дети остаются в том месте, где их застало звучание, а после окончания звучания все дети должны построиться в шеренгу. Победителем становится та команда, которая быстрее построится. |
Внимательные зверушки
Цель: развить у детей тембровый слух, а также слуховое внимание. Инвентарь для игры: плоские изображения зайца, медведя и лисицы – каждому ребенку, детские музыкальные инструменты: погремушка, молоточек и бубен.
Ход игры:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежат изображения зверей.
— Дети, сейчас ваши звери отправятся на прогулку по лесу, но не все сразу, а по очереди. Для этого слушаем инструмент, если зазвучит бубен, то на прогулку отправится медведь, если погремушка – лисичка, погремушка – зайчик.
Педагог играет на разных инструментах, дети выбирают соответствующего зверя и имитируют его движения.
Учитесь танцевать
Цель: развить чувство ритма. Инвентарь для игры: большая матрешка и маленькие в количестве, соответствующем количество участников.
Ход игры:
Игра проводится с небольшой группой детей. Они сидят за столом. У педагога большая матрешка, а у детей – маленькие. Педагог матрешкой по столу отстукивает несложный ритмичный рисунок, а после дети должны его повторить. Постукивая своими матрешками. Дальше главным в игре может стать ребенок, который правильно выполнил задание.
Музыкальные лесенки
Цель: развить у детей чувство ритма.
Инвентарь для игры: нужно будет приготовить несколько отдельных стопок карточек разного цвета. В каждом из комплектов должно быть по 6 пар и того 12 карточек и 4 отдельных стопки.
В каждой паре карточка с нарисованной лесенкой, а карточки с кружками соответствуют ступенькам лесенки. У двух пар карточки с изображением ступенек, которые направляются вверх и вниз, также две пары по 4 ступеньк и еще две пары с 5. Также потребуется музыкальный инструмент металлофон.
Ход игры:
В игре могут принимать участие до 7 детей. Обязательно нужно выбрать ведущего. Именно ведущий должен все карточки поделить между присутствующими поровну: карточки с кружками ведущий кладет перед собой, а с лесенками раздает поровну игрокам.
После ведущий показывает карточку с кружком, дети после того поют звуки в определенном порядке вниз или вверх. Когда ведущий спросит у кого есть такая карта, отвечает ребенок у кого она в руках. Выиграет тот, у кого соберутся первыми парные карточки.
Громко-тихо запоем
Цель: помочь ребенку развить к него диатонический слух. Инвентарь для игры: любая игрушка.
Ход игры:
Дети должны выбрать того, кто будет водить. Он должен выйти и комнаты, а все оставшиеся договариваются, где спрятать игрушку. Водящий должен ее найти, но ориентируется он на громкость звучания звука.
Например, это может быть песня, которую поют все дети вместе и ее звучание усиливается, когда водящий приближается к игрушке и затихает, когда отдаляется. Если водящий справился с задачей успешно, то он прячет в следующий раз игрушку.
Музыкальные загадки
Цель: развить у детей чувство ритма. Материал для игры: детские музыкальные инструменты: погремушка, бубен, металлофон, молоточек, барабан, треугольник, колокольчик.
Ход игры:
Дети садятся полукругом перед ширмой, а за ней на столе сложены музыкальные инструменты. Выбирается ведущий, который должен за ширмой проиграть ритмичный рисунок на любом из инструментов. Дети же должны угадать. Ребенку, который угадал дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Музыкальный магазин
Цель: развить у ребенка творческие способности, чувство ритма. Материал для игры: детские музыкальные инструменты: бубен, молоточек, ложки, погремушки, металлофон и другие.
Ход игры:
Покупатель просит продавца послушать, как звучит выбранный ним инструмент. Ребенок, выступает продавцом и играет несложный ритмический рисунок, а после предлагает покупателю попробовать самому. Эта игра помогает развить у ребенка самостоятельную деятельность.
Веселые матрешки
Цель: развить у ребенка звуковысотный слух. Материал для работы: матрешки трех отдельных величин, металлофон.
Ход игры:
Дети делятся на три отдельные группы: одна получает большие матрешки, вторая – средние, третья – маленькие.
— Дети сейчас ваши матрешки пустятся в пляс. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук зазвучит. Если он низкий, то в пляс пускаются маленькие матрешки, если средний – средние, а высокий – большие.
Пляска представляет собой легкое покачивание матрешки в поднятой руке. Воспитатель исполняет звук, постоянно меня последовательность звучания. В конце отмечается команда победитель. Песню для игры дети могут выбрать сами. Матрешки можно легко заменить любыми другими игрушками.
Музыкальная шкатулка
Цель: развить у ребенка творчество, повторить весь пройденный материал. Материал для игры: потребуется красивая и яркая шкатулка (подойдет и коробка), карточки с яркими рисунками, на которых изображены герои знакомых песен, игр, танцев.
Ход игры:
В шкатулку кладут около 6 карточек. Каждый ребенок подходит, берет карту и передает ее ведущему, при этом он должен назвать песню, игру или танец, изображенные на карте. Песни после исполняются всеми детьми, но без музыкального сопровождения. А вот после уже игра проходит в формате концерта.
Определи инструмент
Цель: развить у ребенка тембровый слух, чувство ритма. Материал для игры: потребуются два набора музыкальных инструментов и игрушек: ложки, молоточки, металлофоны, кубики, бубны и другое.
Ход игры:
Двое детей садятся спиной друг к другу. Перед ними разложены одинаковые музыкальные инструменты. Один ребенок берет любой инструмент и исполняет на нем ритмичный рисунок. Другой должен повторить. Если он сделал все правильно, то другие дети аплодируют ему. После ребенок, угадавший мелодию задает свою задачу, а если ошибся, то ему задают другую.
Музыкальное лото
Цель: помочь ребенку развить творческие способности, память, повторить весь пройденный этап. Материал для игры: нужны 3-4 карточки, на которых изображены до 4 картинок, которые соответствуют содержанию песни, а еще потребуется второй набор таких же карточек, но маленьких.
Ход игры:
2-4 ребенка получают в руки большие карточки и только один весь набор маленьких. Он показывает одну из карт, а ребенок, у которого есть такая же карта должен вспомнить и пропеть 1 куплет песни. После он получает маленькую карточку и закрывает картинку на большой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет карту.
Дидактические игры с музыкальным сопровождением разрабатываются для детей любого возраста. Именно благодаря ним ребенок лучше понимает то, что вокруг него происходит.
Также они помогают выявить у каждого ребенка творческий потенциал, привить любовь к музыке и решить массу проблем со слухом, речью. Особенно они важны для подготовительных групп, ведь детям нужно быть готовыми к школе.