Методика организации слушания музыки
— в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно;
— необходимо, чтобы во время восприятия в классе была полная тишина, и учащиеся, готовые к ответу, не поднимали бы рук, пока музыка не закончится;
— учитель должен внимательно слушать музыку вместе с детьми, недопустимо заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей музыке.
3. Анализ-разбор прослушанного
:
— сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед слушанием;
— в ходе анализа-разбора педагог вводит новую информацию, задает дополнительные вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения и центральное понятие урока;
— педагог должен руководить анализом-разбором, не давая готовых ответов, стимулируя творческую инициативу учащихся, самостоятельность их мышления;
— если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно прослушать соответствующие фрагменты произведения;
— следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться содержательной, выразительной стороне музыки;
— данный этап слушания не должен быть излишне затянут, не должен превращаться в «околомузыкальные» разговоры;
— по завершению разбора педагог подводит ему итог при помощи постановки перед учениками 2-3 вопросов;
— далее перед школьниками ставится новая задача к повторному слушанию, которая выступает как задание, которое необходимо выполнить в процессе музыкального восприятия.
4. Повторное слушание
:
— проводится с дополнительным видом музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, вокализация мелодии, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) или с творческим заданием (рисование музыки, ее цветовое моделирование, создание сочинения и т.п.), с музыкально-дидактическими играми, могут быть использованы также музыкально-исследовательские задания;
— произведение может быть прослушано несколько раз, пока дети не выполнят свое творческое задание или не поучаствуют в достаточной степени в игре, вместе с тем следует придерживаться запланированного на данную часть урока времени;
— при необходимости повторное слушание может быть перенесено в одну из следующих частей урока или даже на другой урок (если произведение крупное).
5. Подведение итога слушания
: представляет собой ряд вопросов педагога к школьникам, которые позволяют акцентировать основные понятия, введенные в процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили содержание слушания. По времени слушание музыки не должно занимать более половины урока, хотя могут быть и педагогически обоснованные исключения.
Слушание музыки у дошкольников
Оксана Семухина
Слушание музыки у дошкольников
Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки»
имеет конкретные задачи:
знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки;
развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
различать музыкальные образы, особенности их развития;
дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания,
характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.
В дошкольном возрасте, закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать крайне ограниченные возрастные возможности детей.
На первом-втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.
В младших группах детского сада в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего особенно их захватывают. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций — жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают.
Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы.
Дети 5—7 лет имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интерес осознанны и проявляются в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные,самостоятельные определения: «Какая музыка медленная, тяжелая»
(о пьесе В. Ребикова
«Медведь»
). Дети в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия
музыки. Например, прослушав «Кавалерийскую»
Д. Кабалевского,мальчик заметил: «Я видел кавалеристов, они быстро едут, такие смелые, храбрые.
Музыка правильно о них рассказывает. Я тоже буду смелым».
Содержание программы включает в себя три основных элемента:
ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
привитие навыков культуры слушания музыки;
формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке.
Рассмотрим эти направления более подробно.
Программа по слушанию музыки строится на основе четко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке. Усложняются и выразительные средства. Известно, что Д. Б. Кабалевский применил тематическое построение своей программы. Этот принцип можно использовать и при составлении программы музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Темы организуют процесс формирования музыкального восприятия детей. Последовательность тем вводит ребенка в мир музыки, обогащает его эмоциональное переживание, и, кроме того, ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления и они могут быть выражены средствами музыкальной выразительности.
В основе программы лежат три основные темы.
Первая тема: «Какие чувства передает музыка?»
Детей знакомят с жанрами, различным характером произведений, расширяют словарный запас
(праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая)
. Так эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание
музыки.
Вторая тема: «О чем рассказывает музыка?»
Детей знакомят с программностью и изобразительностью
музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.
Третья тема: «Как рассказывает музыка?»
Детей знакомят с развитием художественных образов и средствами выразительности —
музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения)
. Постепенно дети приобщаются к
музыкальной речи. Конечно, разделение тем очень условно, так как, привлекая внимание детей к одной из них, педагог затрагивает и другие темы.
К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение. Имея запас знакомых музыкальных произведений, он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная)
. У него формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес, их форме (вступление, заключение, запев, припев, часть, наиболее ярких средствах выразительности.
Последовательное выполнение требований программы слушания музыки ведет к гармоничному музыкальному развитию дошкольника.
Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». В нашей жизни музыка звучит повсюду — на радио, телевидении, в грамзаписи, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития музыкальной восприимчивости необходимо последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.
В начале XX в. многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, Ц. Кюи, С.М. Майкапар и другие) уделяли этому вопросу большое внимание. В.Н. Шацкая — известный педагог-музыкант — начала работу по развитию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время и продолжила ее в организованной в 1919 г. первой опытной станции Наркомпроса — научно-методическом центре дошкольного воспитания. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в начале века также занимались: Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Е.А. Димогло, В.Н. Заколпская, Е.М. Дубянская, Т.А. Вилькорейская, Л.Н. Михайлова. В своих работах они убедительно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическим словом песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танце. В дальнейшем вопросы слушания — восприятия музыки -рассматривали музыканты-психологи Б.М. Теплов, К.В. Тарасова; научные работники-педагоги Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, С. Шоломович, О.П. Радынова; педагоги-практики С.И. Бекина, Е. Соковнина, Н. Френкель, Т. Ломова, Е. Дубянская и многие другие.
Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально-сенсорное воспитание ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности.
Известно, что по сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем. Композиторы М. Красев, В. Герчик, М. Старокадомский, М. Филиппенко, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, Т. Попатенко, М. Иорданский, В. Витлин, Ю. Островский и другие создали много детских песен разнообразной тематики. Охотно слушают дети также выразительные народные мелодии.
В работе с детьми в основном используется программная
инструментальная музыка — т. е. снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения. Слушают дети и
непрограммную
музыку, выражающую только определенное настроение. В основном это произведения для упражнений, несюжетных игр, плясок, которые дети в дальнейшем будут исполнять, или колыбельные мелодии, танцевальные пьесы, которые дети хорошо воспринимают, но воплощать в движении не будут.
Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыкальное развитие — это результат, к которому необходимо стремиться в процессе воспитания и обучения.
В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстетическими осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха. Слушание — углубляет представления детей об окружающем. В процессе необходимой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность дошкольников. «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка», — писал выдающийся педагог В. Сухомлинский. При помощи бесед, вопросов, музыкальных загадок дети учатся замечать сходство между произведениями или их частями, своеобразие каждой из них; соотносить содержание произведений с окружающей жизнью; овладевают специальной музыкальной терминологией. При травильной организации процесса слушания музыки у детей формируются произвольное внимание, волевые качества. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания углубляют содержание поэтического текста песни. Поэтому так сильно воздействует музыка на чувство любви к родной стране, ее природе, возбуждает интерес к жизни других народов.
Таким образом, занимаясь с детьми слушанием музыки, педагог знакомит их с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями, углубляет и расширяет круг их представлений, воспитывает чувства, музыкальное восприятие и музыкальный вкус.
При определении задач по слушанию музыки необходимо учитывать возрастные возможности детей.
Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание.
В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость — они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам. Эмоциональнее они откликаются на вокальную музыку. Выразительные интонации певческого голоса, передающего чувства, мимика лица педагога особенно захватывают детей. Для этого возраста характерны внешние проявления чувств при слушании — жесты удивления, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши. Часто после прослушивания музыки, которая им понравилась, у детей возникают воспоминания о приятном — новом платье, игрушке, о празднике. Чувства, вызываемые музыкой, быстро возникают и быстро исчезают. Хотя у детей 4-5 лет уже заметная некоторая устойчивость в музыкальных переживаниях. Вызываемые музыкой/ чувства носят более дифференцированный характер. Они очень живо, бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии у них возникает большая, чем у малышей, заинтересованность в содержании музыки. Дети часто хотят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательности.
У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкального восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения.
Дети отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно. При повторном слушании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построения музыкального произведения. Они способны уловить и установить не только общее настроение, характер произведения, но и смену их на протяжении развития музыкальных образов. Дети называют, перечисляют отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и самостоятельно находят для этого своеобразные определения. Они в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с теми впечатлениями, которые получают от музыки.
Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями и целенаправленное руководство в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей.
Программа по слушанию музыки в детском саду определяется преимущественно воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при слушании музыки, еще очень ограниченны. Основная цель этого вида деятельности — приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.
В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:
♦ знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;
♦ формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
♦ развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;
♦ воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;
♦ формирование навыка слушания музыки;
♦ создание фонда любимых детских произведений.
В содержании программы по слушанию музыки можно выделить три основных направления:
Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
Знакомство с музыкальными произведениями происходит по определенной системе. Последовательно усложняется семантический музыкальный ряд — музыкальные образы в их развитии, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке. В памяти детей создается «фонд» любимых произведений, которые они слушают неоднократно, узнают и различают. Постепенно развивается музыкальная память. Многие первые музыкальные впечатления человек помнит всю жизнь.
Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню или инструментальную . пьесу до конца, а затем прослушать ее вторично, обращая внимание на определенные ее стороны. У них вырабатываются навыки устойчивого слухового внимания. А это означает, что ребенок способен эмоциональнее и сознательнее воспринимать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки.
Формирование способностей дифференциации, оценки музыкальных явлений и первоначальных знаний о них происходит при постоянном живом общении с самой музыкой. Дети в процессе слушания музыки получают от педагога необходимые сведения, направленные на то, чтобы разъяснить им содержание воспринимаемого, чтобы побудить их к активному восприятию.
Вначале от детей не требуется кратких и точных формулировок, запоминания сложных терминов. Лишь к концу своего пребывания в детском саду ребенок начинает узнавать произведения не только в целом, но и по отдельным частям. Имея запас знакомых музыкальных произведений, дети могут различать по характеру и незнакомые им произведения (такие, как марш, пляска, колыбельная). У них формируются первоначальные представления о содержании песен, инструментальных пьес, об их форме, средствах музыкальной выразительности.
Дети старших групп получают сведения о том, что музыку создает народ, творят композиторы. Им объясняют, что музыкальные произведения могут исполняться на различных музыкальных инструментах как солистами, так и ансамблем музыкантов, оркестром.
Сравнения, ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, «о чем рассказывает музыка», заставляет детей прислушиваться к звучанию, различать некоторые музыкальные формы, выразительные средства. Постепенно они приучаются сопоставлять с ними характер музыки. Так бодрым, веселым, плясовым мелодиям чаще соответствует быстрый темп, громкое звучание, активный ритм, а грустным, спокойным — более тихое звучание, медленное движение. Дети связывают содержание литературного текста песни с его музыкальным отображением, название программной инструментальной пьесы с характером музыки. Перед ними можно ставить задачу: сравнить после прослушивания похожие и непохожие музыкальные фразы, части произведения. Эти сравнения даются сначала на ярко контрастных сопоставлениях, а затем, постепенно, — на менее контрастных.
Первые проявления оценочного отношения к музыке можно наблюдать уже у детей средней группы. Дети старшего дошкольного возраста владеют более разнообразным запасом слов, они уже оценивают не только музыкальные произведения, но и их исполнение.