Конспект открытого занятия на тему: «Психологическая подготовка детей к школе. Путешествие с цветиком -семицветиком»


Открытый урок педагога — психолога в начальной школе. Конспект

План-конспект открытого урока, мастер-класса по психологии «Гимнастика для ума»
Подготовила: педагог-психолог Нестерова Ю.М. Цель: Развитие мелкой и крупной моторики, концентрации и устойчивости внимания, логического мышления, памяти, межполушарного взаимодействия. Задачи: Образовательные:
1. Научить выполнять упражнения на межполушарное взаимодействие; 2. Научить координировать свои действия в соответствии с эталоном.
Развивающие:
1. Развивать крупную и мелкую моторику, межполушарное взаимодействие; 2. Развивать высшие психические процессы (речь, внимание, мышление); 3. Развивать познавательный интерес; 4. Развивать творческие способности.
Воспитательные:
1. Формировать умение работать в команде.
Структура занятия: Организационная часть; Основная часть (практическая); Рефлексия.
Ход занятия

1. Организационная часть.

Мы с вами знаем, насколько важны для «школьной судьбы» ребенка успехи или неудачи первых лет обучения. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки. Главное – он еще «учится учиться», взаимодействовать с педагогами и одноклассниками. Именно в этот период в нем закладывается отношение к себе как к ученику. В последние годы идет усложнение школьных программ. Программа начальной школы уплотняется за счет дополнительных предметов. И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям «массового» общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой «ориентации на неуспех». Очень много невнимательных и неорганизованных детей, неспособных сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. Такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют «нелепыми». Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Психологический анализ причин стойкой школьной неуспешности показывает, что у достаточно большого числа детей трудности связаны с недоформированностью до необходимого уровня целого ряда психофизиологических функций, связанных с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. Мозг можно назвать компьютером, ведь его возможности безграничны. На протяжении всего отрезка жизни, человек познает что-то новое, в его голове может храниться много информации. Он запоминает только то, что ему нужно, а то, что никогда не пригодится, «убирается» навсегда. Мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Каждой стороне отведены свои функциональные особенности — все анализируется в строгом порядке, запоминается или удаляется. Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга. Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».
Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее: • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела Важно: Старайтесь не зацикливаться на развитии одной из половинок мозга. Ценным является именно работа обеих половинок нашего мозгового «компьютера». Развивайте одновременно левое и правое полушарие мозга. Мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления. Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее: • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга Совет: Настройтесь на творчество, поверьте в свои возможности, и результат не заставит себя долго ждать. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Мне бы хотелось обратить особое внимание учителей на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспевающих детей с целью организации и проведения коррекционных занятий. Я предлагаю вашему вниманию авторскую программу «Гимнастика для ума», состоящую из занятий тренировочного характера, воздействующих на память, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, которая достаточно эффективно может быть использована и при подготовке ребенка к школе, и в коррекционных целях у младших школьников. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития памяти, внимания, творческого воображения, познавательной активности. Игра помогает ребятам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие интеллекта и на личностно-мотивационную сферу. Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, дальновидным, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества.
2. Практическая часть.
1. Упражнение на развитие моторики и внимания. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Если не получается сразу двумя руками, то начинать с ведущей руки. Задача:
научиться делать с высокой скоростью. В серии упражнений научиться быстро переключаться с одного на другое. • Колечки • Я капитан-у меня есть план • Кулак-ладошка • Контакт-есть контакт • Рожки-ножки • Большой и мизинчик • Кулак–ребро-ладошка
2. Рисование двумя руками В основе этого кинезиологического упражнения лежат три основных принципа укрепления межполушарных связей. • Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног. • Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую, левое отвечает за речь, а правое – за координацию движений. • Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора. Рисование двумя руками одновременно полезно и детям, и взрослым. Упражнение помогает развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, развития речи.


3. Таблицы Шульте Таблицы Шульте — таблицы со случайно расположенными объектами,служащие для развития внимания и быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие.


4. Найди ошибки и отличия


Найдите отличия


5. Разминка для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. • Направления • Восьмерку + язык • Фамилию имя отчество


6. Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. • Вдох через нос-задержка-выдох через рот. • 7 свечей.+музыка релакс 7. Разноцветный тест. Вниманием называют процесс урегулирования поступающей информации с точки зрения приоритетности для субъекта и исполнения назначенных задач. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Так же как и Таблицы Шульте.


8. Анаграмма и ребус Анаграмма — прием, состоящий в перестановке букв определенного слова (или словосочетания), что в результате дает другое слово или словосочетание. Пример пары слов, составленные из одного набора букв: мука — кума. Добавлять и убирать буквы нельзя.


Ребусы


9. Скороговорки + грецкие орехи 10. Алфавит


На листе бумаги напишите буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних — выполняются руками (Л — левая рука поднимается вверх, П — правая рука поднимается вверх, В — обе руки поднимаются вверх). Сделать это все одновременно сложно, хотя кажется на первый взгляд просто.
Скачать Конспект открытого урока по психологии «Гимнастика для ума»

Рекомендуем посмотреть:

Беседа педагога-психолога с учащимися 6-7 класса Анонс методического пособия: Феноменология детской тревожности при нарушениях слуховой функции: теор Программа психологического сопровождения семьи детей с нарушениями слуха Работа с педагогическим коллективом школы

Похожие статьи:

Конспект урока психологии в 4-5 классе

Открытое занятие педагога-психолога «Место под Солнцем»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

«Место под Солнцем»

Разработчик:

педагог-психолог МОУ «СОШ с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
Калёнова Ксения Андреевна
Актуальность:

В настоящее время подросткам очень важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью. Важно помочь подросткам увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в ней, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперёд. Данная тема занятия актуальна потому, что в подростковом возрасте у обучающихся возрастает интерес к себе, к своим возможностям, способностям, подростки достаточно открыты к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Аудитория:

подростки в возрасте от 12 до 18 лет. Количественный состав группы от 6 до 10 человек.

Цель:

профилактика суицидального поведения, формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Задачи:

создание условий эмоционального комфорта;

профилактика суицидального поведения без обозначения слова «суицид» в процессе занятия;

развитие самосознания у подростков;

повышение коммуникативных навыков и уверенности;

актуализация жизненных целей и повышение мотивации к их достижению;

содействие групповому сплочению;

развитие рефлексии.

Ожидаемый результат:

подростки приобретут стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, познакомятся со своим внутренним миром, получат опыт общения, умения слушать, поразмышляют о своих жизненных ценностях и ориентирах.

Структурные компоненты занятия:

1.Вводная часть направлена на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника.

2.Основная часть направлена на формирование новых знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром.

3.Заключительная часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию.

Содержание занятия

Вводная часть – 15 минут

Педагог-психолог приветствует обучающихся:

«Здравствуйте! Рада вас снова видеть сегодня. За окном весна, расцветают первые цветы, теплее светит солнце. Это отражается в моём хорошем, приятном и свежем настроении, которое похоже на поляну первых жёлтых подснежников.

У каждого из вас сегодня какое-то своё настроение. Возможно, оно каким-то интересным цветом, формы, запахом. Подумайте о своём настроении сейчас.

Перед собой вы видите много разноцветных мохнатых проволок. С помощью них изобразите, пожалуйста, образ своего настроения. Можете использовать несколько таких проволок, дополнять образ своего настроения дополнительными деталями: лентами, бусинками».

Обсуждение:

«Вижу вы закончили создавать образ своего настроения сегодня. Расскажите, почему образ настроения сегодня выглядит именно так, как это связано с вашим настроением?

* Доп. вопросы. Представь, что твоё на­строение начало портиться (улучшаться). Из-за чего это может произойти? Каким становится твое настроение? Что в первую очередь изменится в образе настроения?

Вопросы:

Как тебе работалось?

Какие эмоции вызывает получившийся образ твоего настроения сегодня?

Какое твоё настроение сегодня?

На что похоже твоё настроение?

Давай немного пофантазируем, где живёт образ твоего настроения?

Каким образом он получает энергию, заряжается?

Какое его назначение?

Какие в нём есть функции?

Кто за ним ухаживает?

Как образ твоего настроения сегодня похож на тебя в жизни?

Основная часть – 25 минут

Педагог-психолог:

«Человеческая жизнь насыщена множеством красок. И насколько хорошей получится эта картина жизни зависит от желания, целей, убеждений и действий самого человека. Кто-то посвящает себя творчеству, а кто-то научно исследует закономерности и взаимосвязи. Каждый из нас свободен в выборе своих жизненных ориентиров. По мере того, как мы осознанно отвечаем для себя на вопросы «что я хочу», «что я могу», «что мне нужно сейчас», «к кому я могу обратиться за поддержкой», «кому я могу дать свою поддержку», мы делаем первые самостоятельные шаги к обретению своего «места под солнцем».

Как вы понимаете выражение «Место под солнцем»? Ответы подростков

.

Вы дали верные, достаточно точные и интересные ответы. Фразеологический словарь русского языка определяет выражение «место под солнцем» как возможность полноценного и полноправного существования. Как вы считаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие? Ответы подростков.

Педагог-психолог:

«На столе разложены части тела различных роботов.

Голова – это мысли;

Тело – это чувства;

Ноги — это действия;

Представьте, что вы – создатели роботов. Каждому из вас нужно создать своего робота, который был бы похож на вас. Придумайте, пожалуйста, своему роботу конкретное предназначение, для чего он создан, какие цели и функции есть у этого робота, что у него лучше всего получается делать, чем он может быть полезен окружающим. Раскрасьте робота, как вам хочется, используя цветные карандаши, фломастеры, пастель и пластилин». Обучающиеся создают своего робота, склеивают его части тела, раскрашивают.

В кругу:

«Теперь, когда ваши роботы готовы, вам нужно представить их. Сделать это нужно следующим образом: необходимо представить себя в образе вашего робота, его интонацию, жесты, мимику. Затем самопрезентовать себя, от его лица, другими словами, побыть в роли вашего робота и рассказать кто он такой, что он умеет, какие функции у него есть, что ему нравится, почему он получился именно таким, чем он занимается, с кем он общается, чем он полезен окружающим, какое его предназначение.».
Обучающиеся рассказывают про своего робота и его предназначение.
Педагог-психолог:

Расскажите, как вам работалось?

Выбор какой части тела робота для вас был самым сложным? Почему?

Какое предназначение в жизни у ваших роботов?

Какие эмоции вызывает получившийся образ?

Скажите, пожалуйста, как вам работалось в парах?

Чем похож робот у каждого из вас на вас самих?

Заключительная часть – 20 минут

Педагог-психолог:

«Посмотрите, насколько разными вы создали своих роботов. Как вы думаете, от чего это могло зависеть?».
Ответы подростков.
Действительно, у каждого человека есть своё мировоззрение, свои цели, способности, свой круг общения, свои интересы и увлечения. Они могут быть полезными не только для нас самих, но и для окружающих нас людей, другими словами, когда мы общаемся друг с другом, у нас есть возможность не только узнать что-то новое от кого-то, но и передать свой личный опыт, который для окружающих будет важным, необходимым и интересным.

В нашем кабинете светит яркое солнце. Предлагаю найти вашим роботам место под ним. Обозначить это место цветными мелками. Обучающиеся приклеивают своих робот под солнце.

Рефлексия

Педагог-психолог:

«Тем временем, наше занятие завершается.

Расскажите пожалуйста, как вам сегодня работалось?

Какие эмоции вызвала наша сегодняшняя встреча?

О чём для вас была сегодняшняя тема занятия?

Что нового о себе сегодня узнали?

Обозначь одним словом своё впечатление о занятии.

В заключение хочу пожелать вам легких и интересных дорог, страстного желания в достижении ваших целей и устойчивой мотивации. Помните, что дорогу осилит идущий».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]