Статья на тему «Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС»
3) сделать выводы по результатам реализации проекта.
Содержание работы
направлено на изучение и внедрение проектного метода в ДОУ.
ГлаваI. Проектный метод в деятельности ДОУ
§1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС
, образовательное учреждение обязано:
— обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
— обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
— реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и
рассуждений;
— помнить, что ребенок — активный участник педагогического процесса;
— привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь
на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их
социальный опыт;
— обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие
ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии — кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность
. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектов
– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В основу метода проектов
заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
«Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»
«Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»
Актуальность метода
проектов
В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
●обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
●обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
●реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
●помнить, что ребенок — активный участник педагогического процесса;
●привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
●обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС).
В этой связи, перед нами, воспитателями становится задача — воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Ведь современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии — изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов
.
Что такое проект?
Термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект
— это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.
Что такое метод проектов?
Метод проектов
– педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.
Проектная деятельность
индивидуального и коллективного субъекта – это (соответственно) индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов
– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Суть метода проектов
в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Проект — это модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать это?
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Иными словами в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Ведь с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги, родители.
Для чего нужен метод проектов?
Является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных интересов детей.
Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша.
Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия участников проекта.
Проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.
Происходит формирование субъективной позиции ребенка, раскрывается его индивидуальность, творческие способности, логическое мышление
Повышается компетентность педагога.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:
а) по составу участников:
групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.
в) доминирующему в проекте виду деятельности:
—информационно-социальные
. В ходе реализации этого проекта, дети собирают и изучают информацию из книг, интернета, журналов и других источников. Оформляется в виде видеофильма, газеты, папки-раскладушки. Например «Мой домашний питомец»
—практико-ориентированные
или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые используются в деятельности. Результаты оформляются в виде альбома, памятки, рисунков, модели. Например, «Дорожная азбука».
—творческие проекты
. Дети овладевают различными видами творческой деятельности. Оформление происходит в виде праздника, концерта, дизайна, альбома, выставки, драматизации. Например, «Осенние фантазии»
—исследовательские проекты
. Дети получают ответ на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей. Например, «Какая бывает вода»
—игровые проекты
. Дети входят в образ персонажа, и в игровой форме решают поставленные проблемы.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Пример, сюжетно-ролевая игра.
г) по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
д) по срокам реализации:
— краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);
— средней продолжительности (2-3 месяца);
— долгосрочные (на учебный год).
Этапы работы над проектом:
I этап — целеполагание, проблема
Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт».
На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.
I I этап — разработка совместного плана по достижению цели
(гипотеза-это и есть цель проекта)
Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов, планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.
I I I этап — поиск и накопление материала
Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.
I V этап — практический, реализация проекта
Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.
Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.
V этап – презентация
Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над проектом.
Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть видимыми:
выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы и пр.
Легко запомнить этапы проекта это пять П, пять пальцев на руке:
1.Проблема
2.Планирование
3.Поиск материала
4.Практическая реализация
5.Презентация
Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое «П» проекта — это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.
Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками:
Необходимо о имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать.
Дошкольник не может самостоятельно определить цель или замысел, определить проблему, поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети, педагоги и даже родители, которые могут стать полноценными участниками проекта. В большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях – прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в совместный проект, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.
Дети 3-5 лет:
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Дети 5-6 лет:
К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Дети 6–7 лет:
Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Виды деятельности педагога в рамках технологии «Метод проектов»:
В рамках технологии «Метод проектов» возможны следующие виды деятельности педагога:
●педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);
●вовлекает дошкольников в решение проблемы;
●намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);
●обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);
●обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
●вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;
●собирает информацию, материал;
●организует занятия, игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта),
●предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;
●поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
●организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
●подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);
●консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.
Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ
Титульный лист — название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.
Тема проекта и ее происхождение, актуальность.
Цель и задачи проекта.
Системная паутинка по проекту.
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.
Краткое содержание проекта: по всем пройденным этапам.
Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для родителей.
Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (уместно поместить фотографии продукта проекта).
Рефлексия педагога, использующего технологию «Метод проектов»
Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее:
«Метод проектов — один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей».
«В процессе проектной деятельности у детей повысилась самостоятельная активность».
«Действуя самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях использовали свои знания для создания новых объектов деятельности».
«Проектная деятельность способствовала у детей к формированию самостоятельности, глубоко мотивированной познавательной деятельности».
«Проектная деятельность является одной из ведущих в достижении образовательных результатов».
«Дети становятся более эмоциональными, активизируется их словарный запас, развивается фантазия».
«От результата выполненной работы дети получают удовольствие».
Выводы:
Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать всем свою индивидуальность.
Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сторону развития, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Дети могут свободно мыслить и выражать свое мнение, а, главное, действовать. А активная деятельность — наиболее эффективный вид восприятия информации.
Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки, идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению и к жизни в целом.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной, ретрансляционной, передачи знаний к активным методам обучения.
Китайская пословица гласит:
«
Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Эти слова очень ёмко отражают суть метода проекта.
Информационные ресурсы:
Литература
Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера, -2010.
Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2004, №4.
Интернет-источники
https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
8