Содержание программы «Я – ты – мы»
Темы первого раздела «Уверенность в себе»
предполагают оказание каждому ребёнку необходимой помощи для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Всё это поможет ребёнку лучше понять других людей и самого себя.
Становление индивидуальности ребёнка, его «Я», начинаются очень рано и происходит постепенно, в том, числе — в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогу важно обсуждать с детьми тот или иной выбор ребёнка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные желания и мечты. Важно также помочь своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть и понять, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом дети должны понять, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.
Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего детства. Педагог должен помочь ребёнку постепенно осознать, что он во многом похож на других людей, но в то же время чем – то от них отличается. Начать можно с особенностей внешности, рассматривая вместе с ребёнком его отражение в зеркале, постепенно помогая малышу узнать его предпочтения в цвете глаз и волос, одежде, еде, погоде, времени года, играх, занятиях и пр.
Организуя экспериментирование с масками, гримом, головными уборами, педагог создает условия для понимания детьми того, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера. Уверенность в себе связана с представлениями человека о его внешних и внутренних особенностях. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста важно формировать достаточно точные представления о своей внешности и семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей – детей и взрослых.
Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они позволяют не только выяснить, как дети относятся к своей внешности и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим людям независимо от внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что – то приятное. Рассказывая о своих друзьях и о том, что именно нравится в друге, каждый ребёнок начинает понимать, как важно самому быть хорошим другом и что для этого нужно.
Второй раздел программы — «Чувства, желания, взгляды»
поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других. Дети должны постепенно сознать, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызвать разные настроения; что своё внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.
Специальные темы раздела предоставляют возможность побеседовать с детьми о чувстве одиночества и страха; о необходимости доверия к близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.
В старшем дошкольном возрасте предполагается учить детей не только распознавать по внешним признакам различные эмоциональные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.
Этот раздел предусматривает знакомство детей со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, ярко, лучисто). Порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, так как у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.
Одновременно содержание этого раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребёнку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами. Таким образом педагог может установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.
Третий раздел «Социальные навыки»
— предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими детьми. Для этого необходимо формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагог обучает детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогает понять, как легко может возникнуть ссора; способствует осознанию причин конфликтов; обучает способам и приёмам их самостоятельного разрешения.
Темы данного раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления – драки и т.д. предполагается также обучение детей нормам и правилам общения и поведения. При этом педагог должен помочь детям понять, что делать что – то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
В разделе содержаться темы, которые помогут педагогу побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере того, насколько коллективные игры богаче и разнообразнее индивидуальных. Ряд тем знакомит детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе: лживость – правдивость; внимательность – равнодушие; смелость – трусость; щедрость – жадность.