Обобщение опыта работы на тему «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДОУ»


Выбор тематики с учетом опыта педагогического состава

При определении пути собственного развития воспитатель должен ориентироваться на свой опыт и полученные знания. Исходя из этого, специалисты с разным уровнем подготовки должны выбирать те направления, с которыми они могут справиться. Например, тема педагогического совета близка и доступна старшему воспитателю детского дошкольного учреждения. Это человек не просто с отличной профильной подготовкой, но и со значительным опытом практической работы, в частности, методической. Следовательно, по выбранной тематике он может дать своим коллегам много полезной и важной информации, поделиться собственными знаниями и опытом, грамотно организовать методическую работу ДОУ.

Молодой специалист, недавно окончивший учебное заведение, имеет отличные теоретические знания и очень мало практического опыта. Поэтому для него логично выбрать направление, связанное с его уровнем подготовки, например, написать микро сочинение на тему педагогическая профессия воспитатель. Его опыта вполне достаточно для выполнения такого задания на очень высоком уровне.

Также для начинающих воспитателей предлагается ориентироваться на следующие направления:

  • Воспитание личности в каждом ребенке как приоритет воспитания.
  • Развитие своего педагогического мастерства, умений и навыков работы с детьми разных возрастов.
  • Закрепление ранее полученных теоретических познаний.

Воспитатель с опытом работы свыше 5 лет уже может выбирать для себя более сложные цели и задачи, например, брать темами курсовых работ педагогическую деятельность воспитателя в различных ее аспектах. Ему доступно проектирование учебно-воспитательного процесса в ДОУ, творческий подход к воспитанию и обучению дошкольников, умение анализировать и использовать в своей работе учебную и методическую литературу и источники.

Тема педагогического опыта воспитателя по развитию речи у воспитанников детского сада может быть выбрана как профильным специалистом – логопедом или дефектологом, так и другим педагогическим работником, уделяющим внимание именно этой проблеме.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Важно подойти к вопросу креативно, проявить фантазию — только тогда занятие будет эффективным и интересным для малышей

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

  • информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;
  • знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;
  • осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;
  • изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
  • качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

  • работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;
  • плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;
  • обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;
  • сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

  • периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;
  • каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, чтобы воспитать поколение, которое отвечает современным требованиям общества

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

  • определить тему, конкретизировать цели и задачи;
  • распланировать работу по самообразованию;
  • грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);
  • подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Периоды деятельностиДействия воспитателяОбласть компетенции старшего воспитателя/методиста
Подготовительно- диагностическийОсознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач.Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
ПланированиеВыбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы.Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
Учебная деятельностьЗнакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме.Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
Практическая деятельностьПодготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий.Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
Подведение итоговЗаполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом.Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

Советы по организации самообразования:

  • целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;
  • желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;
  • самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;
  • чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)


Обложка


Обязательно указывается тема


Обоснование актуальности темы, постановка цели


План работы на сентябрь


План работы на октябрь


План работы на ноябрь


План работы на декабрь


План работы на январь


План работы на февраль


План работы на март


План работы на апрель


План работы на май


Список литературы

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Обобщение опыта работы. Речевое творчество детей (старший дошкольный возраст) Речь детей дошкольного возраста развивается постоянно. В раннем возрасте малыши только осваивают речь, запоминают слова и постигают их смысл, присваивают и начинают использовать речевые модели, которые слышат от окружающих. В старшем дошкольном возрасте уже можно говорить о…

Обобщение опыта работы «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, Милова Алена Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47»

. Тема моего доклада «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]