ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 104 г. Владивосток»
группа общеразвивающей направленности, полного дня, старшего возраста (5-6 лет)
Авторы:
- воспитатель вышей категории Дульнева Т. Е.
- воспитатель вышей категории Хрюкина Г. Я.
- музыкальный руководитель, высшей категории Счастливцева А. М.
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (Музыка)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование интереса к истории своей страны через знакомство с русским народным музыкальным инструментом — балалайкой
Предполагаемый результат:
У детей усовершенствуется тембровый слух, смогут определять звучание балалайки, дудочки, бубенцов, ложек; закрепят навыки правильного пения и певческого дыхания.
У дошкольников будет сформировано умение выразительно согласовывать свои танцевальные движениями с характером русских хороводов и плясок, развита отчетливость и координация движений кистей рук и корпуса.
Дети продолжат совершенствовать чувство ритма и навыки исполнительства, закрепят правильные приёмы игры на детских музыкальных инструментах.
Сформируется представление о народных инструментах и о народных умельцах (музыкант — ложкари, дударь, балалаечник).
У детей усовершенствовать умение свободно и чётко выражать свои мысли, обогатиться словарь.
Дети закрепят знания о государственных символах России (герб, гимн, флаг).
Сформируются навыки уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа, навыки работы в коллективе.
Образовательные технологии:
личностно-ориентированные, игровые.
Предварительная работа:
Дети: знакомство с официальными символами России — гимн, герб, флаг; совершенствование навыков выполнения музыкально-ритмических движений — поскоки, дробный шаг, галоп, танцевальных движений ( «ковырялочка», «пружинка», «полочка»); разучивание песен: «Дудочка» музыка А. Лепина слова Н. Френкель (сб. «Старшая группа», стр. 42); русской народной попевки «Бай, качи-качи, качи» (№ 12 СД 1 старшая группа «Ладушки), ри; знакомство с правилами игры на ложках, бубенцах; р.н. м. «Во саду ли в огороде»; народной игрой «Гори, гори, ясно» р.н. м. обр. Рустамова (сб. «Старшая группа», стр. 123); разучивание стихотворения о маме; чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и просмотр мультфильма (отрывок «Белка), знакомство с народным костюмом, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов; дидактическая игра «Узнай инструмент?»; настольно-печатная игра «Наша Родина».
Оборудование для детей: небольшие картинки флагов и гербов РФ и других стран ложки, бубенцы, платочки.
Оборудование для педагога: изображение герба, флага, запись гимна РФ, балалайка, сундук, кокошник и костюм русский народный, картуз, сарафан русский детский, рубаха; аудио записи звучания дудочки, ложек, балалайки, оркестра народных инструментов, колонка, ноутбук (компьютер), магнитная доска.
Словарная работа: картуз, кокошник, сарафан, рубаха, балалаечник, дударь, ложкарь.
Методы и приёмы: беседа, пояснение, уточнение, указания, объяснения, наводящие вопросы; игровая ситуация «А что в сундуке?»
Форма организации: путешествие
Ход деятельности:
Мотивационно-проблемный этап:
Дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель:
— Ребята, я рада вас всех видеть, здравствуйте! (исполнение ритмического рисунка ложками)
— Что сейчас вы, ребята, услышали? (предполагаемые ответы детей — звуки, музыкальный инструмент, ложки). Правильно, звучали ложки. А какой ритм они простучали, кто может его повторить? (дети прохлопывают ритм ладошками).
— Знаком ли вам этот ритм? (да, это песенка-приветствие, «здравствуйте — доброе утро»)
Музыкальное приветствие – «Здравствуйте» (приём «Эхо»).
— Из какого материала получаются ложки? А какие бывают ложки? (простые и расписные)
— Ложки изготавливали из дерева и украшали по желанию резьбой, росписью или просто покрывали лаком. Пока взрослые их расписывали, давали детям поиграть. Они стучали ложку об ложку. Это звучание очень понравилось людям. Так и пошла игра на ложках. (Рассказ педагога, ответы детей). А музыканта — умельца, который мог на ложках хорошо играть, называли в народе – ложкарь.
Музыкальный руководитель:
— Хотелось бы вам сейчас поиграть на ложках? (да). Тогда можем поиграть вместе! На столе сундучок с ложками, выбирайте себе ложки (воспитатель открывает сундучок, но в нем нет ложек – реакция детей)
Проблемная ситуация
Музыкальный руководитель:
— Что такое? Ложки потерялись? И что делать? (дети: искать) А коробка совсем пустая? (нет).
Воспитатель:
— Вот что есть в коробке (картинки). Что это такое, ребята вы знаете? (изображение флагов и гербов разных стран)
— У всех стран есть особые самые главные символы, какие? (герб, флаг, гимн). У России тоже есть? (да) Предлагаю вам самим во всём разобраться, а для этого девочки и мальчики собирают свои команды (командное задание) Объясните, что вы будете искать? (ответы детей)
Дидактическая игра «Найди герб и флаг России»
(девочки – выбирают карточку — флаг России; мальчики – герб России)
Воспитатель:
— Девочки, что у вас в руках? (Флаг России) Мальчики, что вы выбрали? (герб России) а что это? (государственные символы России) Да это символы нашей Родины. А что такое Родина? (ответы детей – мама, дом, улица город, где живёшь и т.п.) Украсим нашими картинками магнитную доску.
Деятельностный этап
Музыкальный руководитель:
— Чтобы любить Родину свою её нужно хорошо знать. У нашей Родины много разных музыкальных голосов — это голоса народных инструментов.
— Какие народные инструменты вы уже знаете? (ответы детей)
— Их голоса с нами и в радости, и в горести. Они звучат также как и в старые времена. Звучание этого инструмента кому-то будет знакомо, а кому-то – нет. Давайте вслушаемся в лёгкое, звонкое, звучание этого инструмента, который подарит нам русскую народную мелодию «Светит месяц»
Восприятие музыки
Музыкальный отрывок «Светит месяц» (балалайка)
Музыкальный руководитель:
— Может кто- то из вас назвать музыкальный инструмент, который играл эту мелодию? (ответы детей, если есть затруднение вариант с загадкой)
-Может быть вам загадка поможет:
А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Всех игрою веселит! Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка… Это наша… (балалайка). Три струны, а звук какой. С переливами, живой.
Узнают его в момент – Самый русский инструмент … (балалайка)
Рассказ воспитателя (показ – балалайки)
Балалайка – символ музыкального творчества русского народа, самый распространенный народный инструмент на Руси. Это струнный инструмент, изготовленный из дерева. Корпус напоминает юбочку, есть гриф, на котором расположены всего три струны и ушки, которые помогают настраивать инструмент, чтобы он правильно и мелодично звучал.
(Дополнительная информация:
Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного. Балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.)
— Как же звали тогда умельца играющего на балалайке? Балалаечник (проговаривание детьми, индивидуально по желанию, закрепить)
Музыкальный руководитель:
-У тех, кто балалайку слушал, моментально поднималось настроение, появлялись улыбки на лицах и легкость во всем теле.
-Давайте ещё раз вслушаемся в струнные переливы балалайки и запомним их звучание.
Музыкальный отрывок «Светит месяц» (балалайка)
Музыкальный руководитель:
— Ребята, а вы хотите заглянуть в историю, в прошлое нашей страны? (показать сундук — реакция детей)
— Вот и чудеса! Ребята, как вы думаете, что это такое? (сундук)
— Он же не простой сундук, а волшебный. Он поможет нам совершить путешествие в прошлое.
Воспитатель:
— А для чего вообще сундук нужен был? (для хранения вещей и разных предметов)
— Да, в сундуках обычно хранили вещи, которые передавали из поколения в поколение, от бабушке к маме, а мамы своим дочкам и сыночкам.
— Это что такое? (показывает головной убор – кокошник, картуз, одежда – рубаха, сарафан) – ответы детей, кто носил мальчики или девочки, закрепление слов.
Воспитатель достаёт народный костюм — рассматривание и краткое комментирование с пояснением).
Музыкальный руководитель:
— Наверно нашим девочкам он великоват, он нужен кому то взрослому. Я даже думаю, что он подойдёт вам (обращается к воспитателю).
— Пока вы сами, ребята, можете примерить кокошники и картузы (дети самостоятельно выбирают кокошники и картузы).
— Вот и нарядились мы как в старину наши предки и собирались мы в большой горнице — себя показать и на других посмотреть да и повеселить всех вокруг можем песенками-потешками.
Русская народная потешка «Бай, качи-качи, качи»
Ритмическая игра «Барашеньки»
Музыкальный руководитель:
Входит под музыку (№ 2 СД 1) воспитатель в костюме с поклоном обращается к детям
Воспитатель:
— Ребята, вам нравится этот костюм? Такие костюмы носили в старину женщины и девушки. Сейчас такие костюмы есть у артистов, музыкантов и танцоров, которые исполняют русские народные песни и танцы. Мне так захотелось в пляс пуститься и вас позвать.
Удержаться не могу хоровод я заведу,
Хоровод я заведу, за собою поведу.
Музыкально-ритмическое упражнение «Змейка» и повторение знакомого движения – дробный шаг.
Воспитатель выводит детей по залу и заводит в общий круг (музыкальный отрывок №6)
Воспитатель:
— А на Руси в старину танцевать очень любили. Ну-ка смотрите, (показывает танцевальное движение «ковырялочка») как называется такое движение? А вот такое? (показ «полочка»)
Дети показывают и называют ( «ковырялочка», «полочка», «пружинка»)
Воспитатель: Кто платочек свой найдёт танцевать быстрей идёт!
(дети выбирают для себе платочки в сундуке)
Приглашаю скорей — поплясать веселей!
Танцевальное упражнение «Ковырялочка» (№23 СД № 1 старшая группа «Ладушки») с платочками
Музыкальный руководитель:
— Пусть снова музыка играет, что звучит, кто угадает?
Фрагменты муз. отрывков (дудочка — запись); ложки (фрагмент)
Дети отвечают, после прослушивания каждого отрывка.
Музыкальный руководитель:
— Да, дудочка. Играл на дудочке музыкант, его называли – дударь. Запомнили, кто повторить может? (ответы детей по желанию)
— Русские люди очень любили петь. Современные композиторы тоже сочиняют весёлые песни для детей. Вот, например: исполнение фрагмента мелодии песни «Дудочка» (ответы детей).
— Кто хочет подарить эту песню своим друзьям? (варианты исполнения по выбору детей — поют с солистами; мальчики девочки; «цепочкой»)
Песня «Дудочка»
Музыкальный руководитель:
— Как хорошо вы спели весёлую песню про дудочку.
— А я вам сыграю во такую мелодию (исполняется фрагмент р.н. п. «Во саду ли, в огороде)
— Как называется мелодия? (ответы детей) Под эту мелодию к нам гость спешит какой-то?
Воспитатель:
— В каком литературном произведении А. С. Пушкина происходят чудеса? (Сказка о царе Салтане…)
Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Ребёнок, в костюме белочки читает фрагмент.
Музыкальный руководитель:
- Белочка из сказки к нам пришла, ложек много принесла
А ещё и бубенцы.
Выходите поскорей, музыканты-удальцы!
Игра на детских музыкальных инструментах (шумовой оркестр):
Оркестр с солистом «Во саду ли, в огороде» (ложки, бубенцы)
Музыкальная игра:
Игра «Гори ясно»
Дети встают парами. Выбирают водящего считалкой «Бегал заяц по болоту» или по выбору воспитателя. Игра повторяется, пока все дети не поучаствуют в игре.
Рефлексия:
Музыкальный руководитель:
— Наигрались? Славно и весело получилось. А узнали ли вы что-нибудь интересное? Кто играет на балалайке — …балалаечник. На ложках играет — …ложкарь. На дудочке играет ……- дударь.
Воспитатель:
— Ребята, звучание какого инструмента тебе больше всего понравилось? (экспресс опрос детей) Почему же эти инструменты называются русскими народными? (ответы).
Музыкальный руководитель:
Пора возвращаться в наше время и вам в свою группу – вернём в наш сундучок вещи из прошлого — какие? (дети перечисляют и складывают атрибуты в сундук – кокошники и картузы, платочки)
Всем друзьям мы на прощанье споём все вместе «До свиданья».
Варианты карточек для дидактической игры «Найди герб и флаг России»
Следующая > |