Литературная викторина «Сказки А.С. Пушкина» ставит своей целью пробудить в детях желание познакомиться с творчеством великого писателя. Читая сказки, ребенок не только погружается в их волшебный мир. Развивается его речевая активность.
Вопросы составлены, как для каждой сказки в отдельности, так и по общей тематике, охватывающей все изученные сказки. К каждому вопросу добавлен в скобках ответ.
Многообразные задания вовлекут школьников в сказочную атмосферу. Дух соревнования не даст скучать никому из участников этого мероприятия.
Викторина, составленная для учеников начальной школы на основе пяти сказок, состоит из вопросов с ответами. Она организована как игра, в которой соревнуются несколько команд.
Соревнуясь между собой, ребята, дают ответы на вопросы, решают тестовые задания. Победителем становится тот, у кого наберется больше всего баллов за правильные ответы.
Викторина составлена для начальной школы (правильные ответы приведены в скобках). Ее можно успешно провести в 1-2 классах, а также и в 3-4 классах, добавив к основным вопросам более сложные. Вопросы, которые рекомендуется использовать только в викторинах для 3-4 классов приведены отдельно.
Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»
- Где жили старик со старухой? (на берегу моря).
- Каким был их дом? (землянка).
- Что забрасывал старик в воду, чтоб поймать рыбу? (невод).
- Какую рыбку выловил старик? (золотую).
- Старик отпустил золотую рыбку. Верно ли это утверждение? (да).
- Могла ли золотая рыбка разговаривать? (могла).
- Что просила рыбка, попав в невод? (отпустить ее).
- Что потребовала старуха в первый раз? (новое корыто).
- Какой самый большой выкуп захотела старуха? (стать владычицей морей).
- Как смогла рыбка наказать старуху? (оставила ее со старым корытом).
- Кто это говорит? «Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу». (старуха).
Дополнительные вопросы, заставляющие детей анализировать и делать выводы.
- Тебе жалко старуху? (нет.Она получила наказание за жадность).
- Чему научила нас сказка? (злой и жадный человек остается в результате ни с чем).
Кроссворды и литературные игры по сказкам Пушкина для 4 — 7 классов
Кроссворды и литературные игры по сказкам А.С. Пушкина с ответами
Для учащихся младшего и среднего звена. Автор: Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы. КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области. Анонс. Подборка игр и кроссвордов по любимым сказкам А.С. Пушкина. Данный материал может быть использован как в классно-урочной, так и в дистанционной системе обучения; поможет разнообразить урок при объяснении нового материала, а также на этапе закрепления или проверке знаний. Сборник игр заинтересует всех, кто любит разгадывать кроссворды, ведь это всегда интересно и увлекательно, а разгадывать в кругу семьи или с друзьями – это самые счастливые минуты нашей жизни. Те, кто ищет легкого пути, попытаются заглянуть в ответы, а вдумчивые и рассудительные читатели попытаются проверить все по первоисточникам — любимым сказкам А.С. Пушкина, а затем создать свои игры, кроссворды. Интересной будет коллективная игра в викторины, когда в соревновании многих знатоков выявляется самый знающий. Учащиеся, решив все кроссворды, ответив на поставленные вопросы, смогут лучше узнать и ещё больше полюбить гениального русского поэта, писателя, драматурга, сказочника. Уважаемые коллеги! В данной работе предлагаю Вашему вниманию кроме кроссвордов, один из вариантов вступления и рефлексию, для того, чтобы, создав свою подборку кроссвордов и игр, Вы могли логично завершить любое мероприятие. Желательно подводить итоги на протяжении всего мероприятия, для поддержания интереса к игре. Всем приятного отдыха в неповторимом мире сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Цель. Формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды и интереса учащихся к сказкам А.С. Пушкина. Задачи: — повысить уровень мотивации к изучению литературы; — способствовать развитию мыслительных операций; — тренировать память и внимательность, изучая и повторяя сказки Александра Пушкина; — учить учащихся самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы; — вырабатывать новые привычки: решая кроссворды и другие интеллектуальные задачи, приятным и полезным образом проводить свободные минуты; — укреплять семейные традиции проведения вечеров в кругу семьи, решая кроссворды, читая сказки А.С. Пушкина. Приобретаемые навыки детей: отработка самостоятельной и коллективной работы, самооценка, создание кроссвордов, филвордов, чайнвордов по прочитанным сказкам. Технологические особенности: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к занятию, фотоаппарат. Организация работы: работа над основным материалом: разгадывание кроссвордов, саморефлексия, рефлексия мероприятия. Оформление класса: книжная и видео выставки; кроссворды и плакаты, подготовленные учащимися к сказкам А.С. Пушкина. Оборудование: медали для деления на группы, палатки с названиями групп, сундучок с заданиями, конверты с разрезанными иллюстрациями по сказкам Пушкина, формы рыбок для рефлексии, плакат с изображением моря для организации рефлексии, маркеры, плакат с изображением волн.
Подготовительная работа. — Вспомнить и перечитать сказки А.С. Пушкина. — Подготовить кроссворды, чайнворды, филворды по изученным сказкам в программе Microsoft PowerPoint. — Распечатать кроссворды и игры для каждого участника или команды. — Подготовить медали на атласной ленточке для всех участников игры. Для того чтобы играть было интересно, можно разделить участников на группы. Предлагаю приготовить медали, на которых с обратной стороны написать номер группы. Для интеллектуального развития учащихся можно написать одну или несколько цитат, характеризующих А.Пушкина. При входе в кабинет, учащиеся выбирают медали, узнают, в какой группе будут работать, занимают рабочее место для работы в группе.
Для жюри готовим свитки с цитатой и пожеланием.
Палатки для столов с номерами: 1 стол — «Лукоморье»; 2 стол — «Любимые герои»; 3 стол — «Любимые страницы»; 4 стол — «Памятные места».
Дипломы 1,2,3 степени победителям игры. Конфеты и шоколадки «Сказки Пушкина» для вручения всем участникам и победителям.
Эпиграф. Чтение – вот лучшее учение. А.С. Пушкин. Учитель.
Говорят, что прообразом современных кроссвордов считают античные «магические квадраты», это были таблицы, которые можно было читать как в одну, так и обратную сторону. Сегодня эти фразы и слова мы часто используем в наших играх. Кто скажет, как переводится слово кроссворд? А можно, не зная перевода, попробовать самим написать словарную статью к этому слову или ассоциативную карту? Создадим ассоциативную карту.
Ассоциативная карта
Кросс+Word
– бег документа, соревнования, длинная и короткая дистанция, пересечение, слово.
Учитель.
Спасибо. Все слова, которые вы назвали, ярко отражают смысл слова «кроссворд». Сегодня мы с вами попытаемся найти ответы на поставленные вопросы в кроссвордах и зашифрованных письмах. Победители будут награждены Дипломами 1,2,3 степени. Для того чтобы стать победителем, вы должны соблюдать правила участников.
1.Слушать внимательно ответы одноклассников. 2.Соблюдать отведенное время для каждого задания. 3.Решать быстро, самостоятельно или группой. 4.Ответы вписывать аккуратно в подготовленные листы для ответов. 5.Тот, кто нарушит пункты 1-2, то из вашего общего числа набранных баллов во время игры-состязания будут вычитаться по одному баллу за каждое нарушение. Итак, уважаемые участники, в путь!
Ошибка художника
Учитель.
Ребята, перед вами картина художника «Лукоморье». Внимательно посмотрите и найдите ошибки, которые допустил художник, изобразив не только героев из сказок А.С. Пушкина, но и героев других сказочников.
Ответ.
Русские народные сказки: «Колобок», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка»; арабская народная сказка «Алладин»; литературные сказки: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Шарль Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; Эдуард Успенский «Трое из Простоквашено».
Секрет волшебного сундучка
Задание. Достав карточку из сундучка, вспомните сюжет изображенной сказки, назовите её точное название и год написания.
Ответ.
Карточка № 1. Сказка о попе и работнике его Балде. 13.09.1830г. Карточка № 2. Сказка о рыбаке и рыбке. 04.10.1833г. Карточка № 3. Сказка о золотом петушке. 20.09.1834г. Карточка № 4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князя Гвидона Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Август-сентябрь, 1831г. Карточка № 5. Поэма «Руслан и Людмила». 1818 – 1820гг.
Всевидящее око
Задание. На ваших мониторах вы видите файл, на котором изображены памятники сказочным героям А.Пушкина. Изучите фотографии и определите, где установлены эти памятники. Чтобы выполнить это задание воспользуйтесь материалами Интернета.
Ответы.
Памятники литературным героям, установленные в городах:
1 фотография.
Памятник установлен в Туле.
2 фотография.
Памятник установлен в Воронеже.
3 фотография.
Памятник установлен в Крыму.
4 фотография.
Памятник установлен в Ялте. Поляна сказок.
5 фотография.
Памятник установлен в Донецке.
6 фотография.
Памятник установлен в Москве, на Манежной.
7 фотография.
Памятник установлен в Оренбурге.
8 фотография.
Памятник установлен в Ялте, народным умельцем П.Безруковым.
Лото. Крылатые выражения
Лото с крылатыми выражениями имеет в комплекте 44 карточки. 22 карточки, на которых написаны крылатые выражения из сказок А.С. Пушкина, 22 карточки с ответом: название сказки, из которой цитируется выражение. Необходимо внимательно подсчитать, сколько вам потребуется карточек-ответов. Игра «Лото» для учащихся с крылатыми выражениями прекрасное упражнение для развития речи и тренировки памяти. Данное лото рекомендую как для игр дома с ребенком, так и на уроках русского языка и литературы.
Учитель.
Со многими крылатыми выражения А. Пушкина мы познакомились еще в раннем детстве. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». А вы знаете, что существует словарь «Крылатых выражений Пушкина», в котором содержится1900 крылатых слов Пушкина. Предлагаю сыграть в лото.
Правило игры. Каждый из вас получает карточку с названиями сказок. Ведущий читает выражение. Ученик, который быстрее других назовет из какой сказки взято выражение, получает карточку с ответом (на карточке написано название сказки). Победителем считается тот, кто больше других соберет правильных ответов. Условия можно изменить. Если учащиеся со второй попытки не могут дать правильный ответ, то читается новое выражение. После окончания игры учитель зачитывает крылатые выражения с ответами, которые учащиеся не смогли назвать. Ниже приведены крылатые выражения из сказок А.С. Пушкина, которые могут служить карточкой-ответом для учителя или того, кто организует лото по сказкам Пушкина (дополнительный материал для подготовки карточек с ответами: название сказки и крылатые выражения). Сказка о попе и работнике его Балде. — Где мне найти такого/ Служителя не слишком дорогого. — Жил был поп, /Толоконный лоб. — Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. Сказка о рыбаке и рыбке. — Разбитое корыто. — Не хочу быть черною крестьянкой. — Хочу быть владычицей морскою. — Чего тебе надобно, старче? Сказка о золотом петушке. — Добрым молодцам урок. — Сказка ложь, да в ней намек. — Царствуй, лежа на боку. — Шамаханская царица. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. — Ветер, ветер! Ты могуч. — Свет мой, зеркальце! Скажи. — Ты румяна, спору нет. — Я ль на свете всех милее? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князя Гвидона Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. — Говорит одна девица. — За морем житье не худо. — И растет ребенок там / Не по дням, а по часам. — Здравствуй, князь ты мой прекрасный! — Я там был: мед, пиво пил. — Близок уж час торжества моего. — Скажи, кто ты? Мокиенко В.М., Сидоренко К.П. Словарь крылатых выражений Пушкина. – СПб.: Из-во СПбГУ; Фолио-Пресс, 1999, — 752с.
Кто быстрее
Задание. Вскрыв конверт, соберите иллюстрацию одной из сказки А.Пушкина. Собрав иллюстрацию, назовите, как называется эта сказка, в каком году была написана.
Ответ.
А.С. Пушкин. Сказка о рыбке и рыбке. 04.10.1833г.
Зоркий глаз
Задание. Вставив правильно пропущенные буквы, вы узнаете, как называется произведение, которое было написано 26 марта 1820г., после написания которого, В.А. Жуковский подарил Пушкину портрет с дарственной надписью:
«Победителю – ученику от побежденного учителя»
. Это день, когда была завершена…
Ответ.
Поэма «Руслан и Людмила».
Перед вами примерный вид, если учащиеся не все слова напишут грамотно. Конечно, если ответы даны верные, то картинка с названием поэмы будет открыта полностью.
В гостях у сказки
Задание. Расставив цифры по порядку, запишите выделенные буквы. Назовите имя автора этих сказок.
Ответ.
Александр Сергеевич Пушкин.
Золотой петушок
Задание. Расставьте слоги, согласно их порядку, запишите и прочитайте, что кричал петушок, когда видел опасность, в «Сказке о Золотом петушке».
Ответ.
Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!
Прочитай-ка «свет мой, зеркальце…»
Задание. Расставляя цифры по порядку, запишите соответствующие им слоги в клеточки и прочтите, что говорила царевна, обращаясь к зеркалу, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Ответ.
Свет мой, зеркальце, скажи,/ Да всю правду доложи:/ Я ль на свете всех милее,/ Вех румяней и белее?
Золотая рыбка
Задание. Прочитайте слова в порядке возрастания цифр. Какую сказку А.С. Пушкина начинают эти строчки.
Ответ.
«Сказка о рыбаке и рыбке». Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке тридцать лет и три года.
Тайнопись Пушкина
Задание. Прочтите зашифрованные строки из сказки А.С. Пушкина.
Ответ.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился. И царица у окна Села ждать его одна.
Жил-был славный царь…
Задание. Соедините и запишите слова в порядке возрастания цифр. Прочитайте. Какая сказка так начинается?
Ответ.
«Сказка о золотом петушке». В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Жил-был славный царь Дадон.
Шифровальщики
Задание. Из какой сказки А.С. Пушкина здесь зашифрованы строки? Обратите внимание на то, что каждой цифре соответствует определенная буква.
Ответ.
«Сказка о попе и о работнике его Балде». Жил-был поп,/ Толоконный лоб./ Пошел поп базару/ Посмотреть кой-какого товару.
Мудрые сестрицы
Задание. Перед вами зашифрованные строки из сказки А.С. Пушкина. Из какой сказки эти строки? Обратите внимание на то, что каждой цифре соответствует определенная буква.
Ответ.
«Сказка о царе Салтане…» Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.
Сказка о мертвой царевне…
Задание. Закончи стихотворные строчки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Впишите пропущенные слова в кроссворд.
1. Вот в сочельник в самый, в ночь,/ Родила царица … Дочь. 2. Кушай яблочко, мой свет./ Благодарствуй за … Обед. 3. И жених сыскался ей,/ Королевич … Елисей. 4. Правду молвить, молодица/ Уж и впрямь была… Царица. 5. Коли красная девица,/ Будь нам милая… Сестрица. 6. Есть высокая гора,/ В ней глубокая… Нора. 7. Месяц, месяц, мой дружок,/ Позолоченный… Рожок.
Разбросанный сюжет.
Задание. Вспомнив «Сказку о попе и работнике его Балде» А. Пушкина, расставьте сюжетные картинке в порядке следования сюжета.
Контрольный лист
к «Сказке о попе и работнике его Балде».
Сказка о рыбаке и рыбке
Задание. Что ответила Золотая рыбка старику в сказке А.С. Пушкина? Расшифруйте запись, используя условные обозначения.
Ответ.
Чего тебе надобно, старче?/Не печалься, ступай себе с богом.
Сказка – ложь, да в ней намёк.
1. Место встречи Балды со своим работодателем? Базар.2. Кто убил царя Бендокира Слабоумного? Дадон.3. Что искал поп на базаре? Товар.4. Какая профессия Балде позволяла жить сытно. Повар.5. Кто обещал за своё спасение дорогой откуп. Рыбка.6. Кем был мужик сварливой старухи. Рыбак.7. Кто чахнет над златом. Кащей.8. Был ли брат у Балды? Зайка.9. Куда попала золотая рыбка? Невод.10. Кто указал королевичу Елисею дорогу? Ветер.11. Кого из лука убил князь Гвидон. Коршун.12. Советник царя Дадона. Полкан.13. Кто погубил медведиху. Мужик.14. Что помогло Салтану? Труба.15. Высок ли был Гвидон? Аршин.16. О чем мечтал царь Дадон, достигнув преклонного возраста? Покой.17. Что ел Балда в поповом доме согласно договору? Полба.18. Что получали соседи от царя Дадона? Обиды.19. Что должен был получить Балда от чертей? Оброк.20. Что увидел Дадон промеж высоких гор? Шатёр.21. Кого боялся поп? Балда.22. Что стало уроком для молодых людей? Намёк.Ответы
к кроссворду «Сказка – ложь, да в ней намёк».
Там на неведомых дорожках…
1. Там царь…над златом чахнет. 2. Лазурный пышный… Одел Людмилы стройный стан. 3. На курьих ножках стоит без окон, без дверей. 4. И в мире старцу утешенье Природа, мудрость и… 5. Покрыла кудри золотые Людмилы. 6. К земле приникнем ухом оба,/И кто услышит первый …,/Тот и владей мечом до гроба. 7. И мрачно…повторила:/«Погибнет он! Погибнет он!» 8. Молчи, пустая…!/Слыхал я истину бывало:/Хоть лоб широк, да мозгу мало! 9. Но вдруг пред витязем… 10. Черномор предлагал Руслану. 11. И окружил венец перловый Людмилы бледное … 12. В темнице там царевна тужит,/А бурый … ей верно служит. 13. И… в тёмной высоте,/Как тени ходят, развеваясь. 14. А к девушке в семнадцать лет/Какая … не пристанет! 15. Но между тем какой/… Являет Киев осаждённый? 16. Там на неведомых дорожках/… невиданных зверей. 17. Тебе мы с утренней зарёй/ Наполним …на прощанье. 18. К ногам красавицы надменной/Принёс я меч окровавленный,/…, злато и жемчуг. 19. На ветвях сидит. 20. Гром грянул, свет блеснул в тумане,/…гаснет, дым бежит. 21. Ревнивец: бойся, близок час:/…с Досадой своенравной/Вступили в смелый заговор. 22. Разряжен карлик бородатый/Опять идет в её… 23. В неё положен Карла побеждённый. 24. Но светлый терем не …,/Когда не видим друга в нём. 25. Одно из деревьев в саду Черномора. 26. Вперёд! Мечом и грудью смелой/Свой путь на …пробивай. 27. Пир в гриднице высокой. 28. На них играл Баян на свадьбе. 29. И вскоре с вестью роковой …по граду полетела. 30. Изменник, ведьмой одобренный,/герою в … рукой презренной/Вонзает трижды хладну сталь. 31. В саду волшебном Черномора/Она для мостика опора. 32. Судьба того хотела: меж нами… закипела. 33. Из него пил мёд Владимир-солнце. 34. Глядит, и руки опустились;/…изумленье, гнев/В его чертах изобразились. 35. Источник животворных вод. 36. Уж витязь под горой стоит,/Призывный рог, как … воет. Ответы
к кроссворду «Там на неведомых дорожках».
Рефлексия. Учитель.
Ребята, сколько желаний пообещала выполнить золотая рыбка в обмен на свою свободу?
Ответы.
Три.
Учитель.
На наше мероприятие тоже заплыли рыбки. Чтобы выпустить их на простор в синее море, мы должны вдохнуть в них жизнь, вписав на рыбьи чешуйки три (можно больше/меньше) слова, которыми вы можете охарактеризовать свою деятельность на занятии. Все слова должны начинаться с той буквы, которая написана на обратной стороне золотой рыбки. Можно использовать слова различных частей речи. Учащиеся получают формы рыбок для рефлексии. Вписав слова, которыми они характеризуют свою деятельность, прикрепляют на магнитную доску рыбку к заранее подготовленному рефлексивному морю.
Примеры ответов: я работал:А – азартно, активно Б – быстро, блестяще, безыдейно, буксовал Г – группой, генерировал, группировал Д – думал, догадывался, дискутировал, дирижировал З – заинтересованно, задумался, зачитался, запоминал И – искал ответы, интересовался, играл К – качественно, конкретно, коллективно, координировал работу в группе Л – логично, лидировал М – много, мало, молниеносно, мгновенно давал ответы Н – нормально, неохотно, наблюдал О – отгадывал, открывал, объединял, оценивал П – предлагал, писал, повторил, победил, подписывал Р – решал, разгадывал, работал, реализовался С – спрашивал, советовался, соревновался, соображал Т – трудился, тренировался, «тупил» У – узнавал, учился, увлекся Прикрепив свою золотую рыбку к рефлексивному морю, учащиеся проходят к плакату с волнами, куда надо вписать слово, которым можно оценить занятие. Плакат с изображением кругов вывешивается только во время проведения рефлексии, чтобы не отвлекать внимание учащихся, и чтобы рефлексия была сиюминутной, а не обдумывалась во время всего мероприятия.
Примеры ответов: сегодня на занятии было:А – азартно Б– блестяще, В – весело, великолепно, важно, вдохновляюще Г – грамотно (ответы, вопросы), гениально, гармонично Е/Ё — ещё Д – дружно Ж – живо З – заинтересованно, зажигательно И – интересно, интригующе К – красиво (оформление), круто, клёво, классно, креативно, колоссально Л – любопытно, логично, лаконично М – многогранно, монотонно, много Н – ново, необычно, нужно, неожиданно О – оригинально, организованно, объективно, ослепительно П – познавательно, поучительно, поразительно, позитивно, побудительно, полезно Р – результативно, решаемо, разумно С – сказочно, состязательно, серьезно Учитель.
Ребята, пока вы смотрите мультфильмы по сказкам Пушкина. Жюри подведет итоги, мы узнаем, кто стал знатоком сказок А.С. Пушкина 2015 года.
Просмотр мультипликационных фильмов.
1 вариант. Можно сразу организовать вручение дипломов и сладостей всем участником мероприятия. Всё зависит от времени, которым Вы располагаете. 2 вариант. Вручение дипломов можно перенести на другой день.
Учитель.
Ребята, жюри готово объявить итоги, назвав победителей 2015 года, вручить памятные дипломы и памятные подарки. Тихо звучит музыка «Приходи, сказка» Владимира Дашкевича, всем известной детской телепередачи «В гостях у сказки».
Подведение итогов. Вручение дипломов. Фотографирование. Обмен эмоциями, впечатлениями.
Всем спасибо, до новых удивительных встреч. Примечание. Это сборник, поэтому данная работа может быть использована на разных занятиях и мероприятиях, на уроках и дома. Литература 1.Борисов. А.С. Занимательное Пушкиноведение: Викторины, литературные игры, кроссворды. – М.: Научно-технический , 1999. – 192с. 2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов по любимым сказкам/ художники В.Н. Куров, В.Х. Янаев. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998. – 112с., ил. – (Серия: «Потехе час»). 3.Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьева А.В. А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. – Смоленск: Русичи. 1999. – 624с. – (Для школьников и студентов). 4.Мокиенко В.М., Сидоренко К.П. Словарь крылатых выражений Пушкина. – СПб.: Из-во СПбГУ; Фолио-Пресс, 1999, — 752с.
Рекомендуем посмотреть:
Досуг для детей 5-9 лет на тему: Сказки. Сценарий Викторина с ответами по сказкам Пушкина для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников Внеклассное мероприятие в начальной школе ко дню рождения Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Литературная викторина с ответами для 2 класса. Сказки Пушкина
Похожие статьи:
Александр Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Театрализованная викторина для младших школьников. Сказки Пушкина
Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе
Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Викторина по сказке «О царе Салтане»
- Сколько девушек увидел царь вечером под окном? (троих).
- Почему царь выбрал в жены третью сестру? (обещала родить наследника).
- Зачем сестры вредили жене царя? (от зависти).
- Кто был посажен в бочку и пущен в океан? (царевна и ее ребенок).
- Как царевна с сыном вышли из бочки? (сын вышиб дно).
- От кого спас Гвидон царевну лебедь? (от коршуна).
- Грызла ли орешки белочка во дворце князя Гвидона? (грызла).
- Куда укусил комар Бабариху? (в глаз).
- Что сияло во лбу у царевны, луна или звезда? (звезда).
- Кто это говорит? «Чем вы, гости, торг ведете? И куда теперь плывете?» (Гвидон).
Дополнительные вопросы, стимулирующие к анализу и выводам.
- Добрые или злые герои победили в сказке? (добрые).
- Является ли зависть хорошим чувством? (нет).
Литературная викторина с ответами по сказкам Пушкина для школьников начальных классов
Викторина по сказкам А.С.Пушкина для школьников 1-4 классов с ответами
Автор: Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область. Особенности сказок Пушкина — это динамичный сюжет, необычные ситуации и события, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребёнка, то читать и понимать их очень просто. Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать, тем самым помогают воспитывать в детях уважение к труду. Сказки Пушкина написаны в стихах, но дети всегда «на ура» воспринимают их, так как изложены они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать ребёнок после прочтения. И, главное, абсолютно все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства. Предлагаю литературную викторину по сказкам А.С.Пушкина, адресованную школьникам начальных классов. Материал может быть полезен родителям, учителям начальных классов, педагогам-организаторам при подготовке и проведении внеклассных часов, литературных праздников, Дня семьи, а также воспитателям летних лагерных смен. Цель: Активизация знаний детей о сказках великого русского поэта А.С.Пушкина. Задачи: Обучающие. Расширять знания детей о сказках А.С.Пушкина. Продолжать учить детей извлекать мудрость из прочитанных сказок. Развивающие. Развивать мышление, память, умение цитировать строки из литературных произведений, умение концентрировать внимание для поиска ответа. Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению и чувство гордости за великого русского поэта А.С.Пушкина.
Вопросы викторины:
1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина: а) «Сказка о рыбаке и рыбке» б) «Конёк-Горбунок» в) «Сказка о попе и о работнике его Балде» г) «Сказка о золотом петушке» («Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов)2. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? «Жил старик со своею старухой У самого синего моря…»
3. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей? (первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…», вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…», третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)
4. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (царь Дадон)5. В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке»)6. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», каких работников искал поп на базаре? (конюха, повара и плотника)7. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)«Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года»8. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? «Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?..»
9. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону? (указывал с какой стороны есть угроза нападения на владения царя)
10. Из ветки какого дерева князь Гвидон сделал себе лук? (из ветки дуба)«Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зелёный над холмом. Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен. Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук…»11. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка? (Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому)12. Как старуха бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!»13. В каких насекомых превращала князя Гвидона царевна Лебедь? (в комара, муху, шмеля)14. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны? (Елисей)«Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей…»
15. Назовите оптический прибор, с помощью которого князь Гвидон рассматривал приближающиеся к острову корабли? (подзорная труба)16. В «Сказке о золотом петушке», что кричал петушок, сидя на спице» («Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку!»)17. В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)«Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут…»
* «Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря…»
* «А у князя жёнка есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает; Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит…»
18. Что это были за изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету? (золотые монеты)19. Какие желания были у старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»? — новое корыто — новая изба — быть столбовою дворянкой — быть вольною царицей — быть владычицей морскою20. Кто дал царю Дадону золотого петушка? (мудрец-звездочёт)
21. В «Сказке о рыбаке и рыбке», из какого меха была на старухе душегрейка, когда она стала столбовою дворянкой? (Из меха соболя)«Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке…»)22. Кто вскружил голову царю Дадону в «Сказке о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)
23. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты, и кто ему подсказал, где её искать? (к солнцу, месяцу и ветру; подсказал ветер)24. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
25. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин оставил старуху у разбитого корыта? (за непомерную жадность)
******************************************************************************
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.» (А.С.Пушкин)
Краткая биографическая информация. Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений. В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими, дружба с которыми продлится всю его жизнь. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила». В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет.
************************************************************************
Рекомендуем посмотреть:
Литературная викторина для начальных классов с ответами «Как хорошо уметь читать» Литературная викторина с ответами для школьников 3-6 классов «Своя игра» Литературная викторина для начальной школы с ответами Литературная викторина с ответами для учащихся 8 — 11 классов
Похожие статьи:
Литературная викторина для 1-4 класса по сказкам
Игра «Крестики-нолики» по сказкам А.С. Пушкина для 3 — 4 класса
Литературная игра по сказкам Андерсена для 3 класса
Литературная гостиная в начальной школе. Пушкин
Сценарий игры – викторины по сказкам Пушкина для старших дошкольников
Викторина по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях»
- Какое волшебное свойство зеркальца ? говорить).
- Почему злая царица рассердилась на зеркальце? (оно сообщило, что падчерица ее красивее).
- Где оставила Чернавка царевну? (в лесу).
- Отправился ли королевич искать невесту? (отправился).
- В чьем лесном доме, стала жить девушка? (у семи богатырей).
- Чем отравила царевну мачеха? (яблоком).
- Куда поместили богатыри царевну, когда она уснула? (в гроб из хрусталя).
- Кому удалось пробудить царевну? (королевичу Елисею).
- Что случилось с мачехой в конце сказки? (умерла).
- Чьи это слова? «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло» (злая царица).
Дополнительные вопросы, стимулирующие детей к анализу и выводам.
- Хорошо ли живется злым и завистливым людям? (плохо).
- С кого не надо брать пример? (с царицы).
Дидактические игры по сказкам Пушкина
1. «Золотая рыбка» Цель: совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложений. Изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова: золотая, рыбка, живет, в океане. – Это золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из которых нужно составить предложение.
2. «Шифровки» Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. На наборном полотне картинки с изображениями старика, старухи, слуг. – Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картинки.
3. «Скажи наоборот» Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением. Игра с мячом. – Старик добрый, а старуха … (злая). – Старуха строптивая, а старик … (покорный). – Сначала море спокойное, а потом … (бурное). – Землянка была старая, а терем … (новый). – Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой). – Землянка была низкой, а терем … (высоким).
4. «В синем море-океане» Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции). На наборном полотне выставлены плоскостные изображения камней, водорослей, раковин и золотой рыбки. – Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расскажите, что она делает? (Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.)
5. «Семейка слов» Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершенствование навыков словообразования. Игра с мячом. – Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка. – Как назвать очень большую рыбу? (рыбища) – Как называют пирог с рыбой? (рыбник) – Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка) – Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов) – А по-другому? (рыбак) – Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка) – Что делал старик на море? (рыбачил) – Как называют суп из рыбы? (рыбный)
6. «Кого не стало?» Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков. На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою. – Кого не стало?
7. «Звуковая чехарда» Цель: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. Игра с мячом. – Имена кого из героев «Сказки о царе Салтане…» заканчиваются твердым согласным звуком Н? (Салтан, Гвидон) – В названиях кого из героев сказки есть твердый согласный звук Х? (ткачиха, повариха, Бабариха) – Имя кого из героев содержит два звонких твердых согласных Р? (Черномор) – Название кого из героев сказки начинается с мягкого согласного звука Ль? (Лебедь)
8. «Подбери схему» Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов. На столе карточками со схемами, на наборном полотне картинки с изображениями героев сказок Пушкина. Определить, какая схема подойдет к имени героя. – Кого вы видите на картинках? – Какая звуковая схема подойдет? Почему?
9. «Вспомни сказку» Цель: развитие памяти, ловкости. Игра с мячом. – Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне. – Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»? – У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»? – В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку? – В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?
10. «Составь подписи к картинкам» Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, совершенствование навыков чтения, синтаксической стороны речи. На столе иллюстрации к сказкам Пушкина и карточки со словами. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения. – Посмотрите на иллюстрации и слова. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.
11. «Кто скорее?» Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти. Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят. – Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.
12. «Составь и прочитай слова» Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов. На столе перед детьми карточки со слогами. Нужно составить и прочитать имена героев сказок Пушкина. – Составьте и прочитайте имена героев сказок Пушкина.
Викторина по сказке «О золотом петушке»
- Кто беспокоил царя Додона? (соседи).
- Кто принес во дворец петушка? ( мудрец).
- Какую пользу приносил петушок? (сторожил границу).
- Какую награду хотел мудрец? (исполнить его первую волю).
- Кто прятался в шатре? (шамаханская царица).
- Какая просьба мудреца не понравилась царю? (подарить ему девицу).
- Как петушку удалось наказать царя? (клюнул в темя).
- Кто это сказал? «Петушок мой золотой Будет верный сторож твой» (мудрец).
Дополнительные вопросы, стимулирующие детей к анализу и выводам.
- Надо ли выполнять свои обещания? (надо).
- Последует ли расплата за обман? (да).
Викторина по сказке «О попе и его работнике Балде»
- Где встретились поп и Балда? (на базаре).
- С какой целью пришел поп на базар? (искать работника).
- Сумел ли поп нанять Балду в работники? (сумел).
- На какую оплату за труд договорились поп с Балдой? (три щелбана в лоб попа).
- Хорошо ли работал Балда? (хорошо).
- В каком месте находились черти? (в море).
- Получил ли Балда оброк? (получил).
- Расплатился ли поп с работником? (расплатился).
- Выжил ли поп после щелбанов? (нет).
- Чьи это слова? «Здравствуй, Балда-мужичок; Какой тебе надобен оброк?» (бесенок).
Вопросы к тексту, заставляющие анализировать и делать выводы.
- Считается жадность отрицательной чертой характера? (считается).
- Помогут ли смекалка и ум в любой трудной ситуации? (помогут).