Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста

Цели и основы физического воспитания детей раннего возраста заключаются в укреплении здоровья, физическом развитии, совершенствовании функций организма малыша. Крайне важно именно в столь юном возрасте вызвать у ребенка интерес к различным видам двигательной деятельности (тренировки, утренняя зарядка и так далее). Это поможет сформировать в будущем положительные качества личности, которые сильно пригодятся во взрослой жизни.

Особенности физического воспитания и развития детей раннего возраста

Вырастить здорового ментально и физически ребенка помогают занятия физкультурой. Упражнения должны быть полезными, доступными и не очень сложными. Физические нагрузки для малыша следует увеличивать постепенно, чтобы не перегрузить растущий организм. Занятия не должны быть скучными, иначе малыш быстро потеряет к ним интерес. А если вы будете заставлять его заниматься против воли, то ни к чему хорошему это не приведет и при первой же возможности ребенок прекратит тренировки.

Важно понимать, что несмотря на быстрый рост всех систем и органов ребенка они все равно не развиты так, как у взрослых людей. К тому же у детского организма не до конца сформирован иммунитет, поэтому при слишком высоких нагрузках может наступить перенапряжение, что приводит к снижению иммунной защиты и развитию различных заболеваний.

Поэтому крайне важно правильно разработать программу занятий, чтобы, с одной стороны, способствовать развитию костно-мышечной системы, формированию правильного изгиба позвоночника, не допустить развития плоскостопия, а с другой – не навредить здоровью малыша чрезмерными нагрузками и повышенной двигательной активностью.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Значение и роль физического воспитания детей раннего возраста.

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.

Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Поднимаясь вначале главным образом через посредство двигательной деятельности по ступеням самосознания, ребенок крепнет и развивается не как отдельное, изолированное существо, но как будущая социальная личность, так как именно познание своих сил и степень веры в них, приобретаемые в процессе действования, в большой степени определяют социальные черты личности и положение ее в окружающей среде. При той роли, которую в жизни ребенка играет двигательная деятельность, культура правильных движений составляет одну из основных задач физического воспитания. Твердая, правильная походка, стройное и устойчивое положение тела, сильный и смелый прыжок, правильный размах руки, быстрый бег и т. п.- все это моменты, которые играют чрезвычайно важную роль в возникновении и укреплении того чувства здоровья, бодрости и веры в свои силы, которою, является чрезвычайно важным и ценным в формирующейся личности ребенка Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют не только его физическое развитие, но и социальное положение, т. е. то место, которое он способен занять во время игр и занятий в зарождающемся детском коллективе (Е. А. Аркин, 1967).

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.

Правильно организованное физическое воспитание детей раннего дошкольного возраста способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов систем детского организма. Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.

В физическом воспитании детей данного возраста должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.

С этой целью, предусмотренные в ДОУ занятия по физической культуре следует строить в соответствии с психологическими особенностями данного возраста, доступности и целесообразности упражнений.

Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений общеразвивающие и игровые упражнения, подвижные игры, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Поэтому велика роль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, так как с ними дети проводят большую часть дня. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Таким образом, физическое воспитания детей раннего возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А цель воспитателя правильно организовать работу в этом направлении, т.е. планирование и проведение занятий по физической культуре с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей развития ребенка, создание условий для нормального физического развития детей.

Все эти вышесказанные обстоятельства и послужили выбором темы данной статьи. Они обращены к проблеме проведения работы по физическому воспитанию детей раннего возраста и роли в ней воспитателя.

В данной статье также рассмотрены особенности развития движений детей 3-го года жизни и формы организации по физическому воспитанию детей данного возраста.

Ранний возраст некоторые авторы называют преддошкольный. Ранний возраст — период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения.

Умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года, больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их несовершенна.

Двигательная активность детей раннего возраста является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.

К 3-му году жизни формируются основные переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами происходят рост скелета, увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела, к 2—3 годам масса мозга утраивается (Б. Н. Клосовский). Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного (преимущественно игрового) содержания.

Недопустимы нагрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большим силовым напряжением и утомлением.

На третьем году жизни у ребенка совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего он становится физически более выносливым, у него повышается работоспособность нервной системы. Однако дети этого возраста по-прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.

Организм ребенка 3-го года жизни очень пластичен. Систематически проводимые оздоровительные мероприятия оказывают положительное влияние на его развитие.

В то же время самые ничтожные ошибки легко могут вызвать различные нарушения в здоровье ребенка и в состоянии его нервной системы. Поэтому правильная организация физического воспитания является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребенка раннего возраста.

Изучение «состояния здоровья» у детей раннего возраста предусматривает два направления:

  1. Своевременную диагностику донозологических отклонений здоровья с учетом показателей обуславливающих и характеризующих здоровье ребенка:
  2. Обоснованность назначений медико-педагогических корригирующих мероприятий для обеспечения гармоничного развития и оптимального здоровья.

Задача укрепления здоровья детей раннего возраста является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Единое информационное пространство поможет родителям и педагогам в решении вопросов, связанных со здоровьем детей. Существует три линии «обороны» здоровья: режим; питание; физическое воспитание.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной активности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй — с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других она выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни.

На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр. Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев.

Развитию движений служат занятия детей с различными предметами которыми пользуются взрослые, а также с игрушками. Игры с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), сюжетными игрушками. Действия с использованием предметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки и лопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием, лепкой также включают в себя самые разнообразные движения, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Физическое здоровье детей 3-го года жизни является одной из первооснов его полноценного развития. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов.

На третьем году жизни у детей возрастает целенаправленность движений. В этом возрасте еще более совершенствуется ходьба. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и направление, движения; по сигналу останавливаются, возобновляют движение, ускоряют ходьбу и бегают. Увеличивается длина шага, но движения рук и ног не всегда согласованы.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более

автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мячом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.; может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под что-то, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

На третьем году ребенок в ряде случаев производит движения руками и ногами одновременно: может кататься на трехколесном велосипеде, на ходу манипулируя предметами, во время пляски согласовывает свои движения с движениями других детей (ходят парами, в общем круге), топает ногами и одновременно хлопает в ладоши. У детей третьего года жизни бег еще не ри (бегут опираясь на всю ступню), но руки работают интенсивно и свободно.

Развивается умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные движения к овладению навыком замаха. К трем годам ребенок умеет отбрасывать мяч от груди двумя руками вперед, забрасывать мяч в сетку, бросать и ловить большой мяч на расстоянии 70—1 00 см.

Совершенствуется ползание и лазанье. До 2,5 лет дети залезают на лестницу-стремянку высотой 1,5 м, а старше — на вертикальную гимнастическую стенку той же высоты. К трем годам дети умеют уже подлезать под веревку, подпрыгивать на месте на двух ногах. Учитывая своеобразное строение стопы у детей этого возраста, их нельзя учить спрыгивать с высоты. К трем годам ребенок умеет ходить вверх по наклонной доске (шириной 15 см и длиной 2 м), приподнятой одним концом на 30—35 см, и сходить по ней вниз до конца доски; подниматься на табурет (площадью 40×40 см) высотой 25 см и сходить с него; перешагивать через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоте 30—35 см.

Совершенствуются движения рук: ребенок почти самостоятельно может одеваться, раздеваться и умываться, начинает владеть карандашом, завязывать шнурки на узелок, застегивать пуговицы, пускать волчок и т. д.

Итак, к 3 годам дети могут:

  • бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;
  • кружиться на месте;
  • ходить на четвереньках по дорожке;
  • подниматься по лестнице и спускаться по ней;
  • влезать на стул, скамейку, спускаться с них;
  • бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;
  • подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,
  • спрыгивать с невысоких предметов (10-15 см);
  • перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

Утренняя гимнастика — обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.

Продолжительность утренней гимнастики колеблется от 5 до 10 мин.

При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должны соответствовать требованиям программы гимнастике для детей данного возраста; 2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение комплекс в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним).

Подвижные игры являются важным средством физического воспитания. Подвижные игры включаются в физкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей.

При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребенка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других. Подвижные игры при правильном проведении вызывают много радости, смеха, положительно влияют на физическое развитие детей.

Особенно широко используются подвижные игры в теплое время года не прогулке, где детям должны быть предоставлены большой простор и различные пособия. При проведении подвижных игр необходимо следить, чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как все это быстро утомляет их. Необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.

Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Особенности физического развития детей раннего возраста требуют от воспитателя строгой регламентации двигательной деятельности детей в организации подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики.

Одним из необходимых условий успешного проведения физкультурных занятий является правильное планирование и правильная организация. Дети должны по возможности заниматься в физкультурном зале (если его нет, то в групповой комнате). Это необходимо для развития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в большей мере проявить двигательную активность. С детьми 3-го года жизни воспитатель организовывает занятие со всей подгруппой; при этом используются поточный и фронтальный методы.

Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию.

В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких-либо отклонений от норм, а так же дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее, застенчивые.

На основе учета типологических особенностей и состояния здоровья каждого ребенка задачи воспитателя при индивидуальной работе по физическому воспитанию заключаются в обучении детей не усваивающих программный материал в общем со всеми темпе; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.

Индивидуальную работу педагог планирует в течение всего дня в часы игр и прогулок.

Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, воспитатель должен несколько раз позаниматься с ним индивидуально. Кроме того, в режиме дня в часы бодрствования педагогу следует проводить отдельные физические упражнения с отстающими детьми, а также с небольшой группой детей ежедневно в виде игры (например, бросание мелких мячей в обруч, бросание и ловля мячей и др.). С детьми, значительно отстающими в развитии двигательных умений, проводятся специальные занятия по индивидуальным комплексам.

Наряду с организованными формами двигательной деятельности большое значение имеет и самостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты.

У ребенка раннего возраста сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя.

На 3-м году жизни важно закрепить правильный автоматизм ходьбы, чувство равновесия, воспитывать координацию движений, правильную осанку, способствовать формированию нормального свода стопы.

С этой целью важно создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной активности детей. Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. В групповой комнате должно быть просторно, что достигается правильной расстановкой мебели, подобранной в соответствии с ростом детей.

В группе детей 3-го года жизни целесообразны игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия, побуждающие детей к различным движениям: различные каталки (кони, петушки и т.д.), коляски, автомобили, мячи и шары, а также специальное физкультурное оборудование для развития движений: горка с лесенкой и скатом, ворота, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики, корзины, на которых дети упражняются в лазании, подлезании, ползании, перешагивании и т.д. под руководством воспитателя. Время от времени следует вносить в группу доски, гимнастические скамейки и др.

Участок и игровую площадку также оборудуют специальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно и др.). Детей надо учить ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимулировал у детей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал к самостоятельным действиям, обучая при этом правильным движениям (как правильно влезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детей движения, используя имитационные упражнения ( «прыгает, как зайчик», «летает, как птичка» и т. д.).

Все указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.

Таким образом, изучив особенности периода раннего возраста, следует сделать вывод о том, что физическое воспитание детей данного возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель его — это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Список литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.
  2. Абросимова Л. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей. — М, 1989г.
  3. Воспитание детей раннего возраста / Э.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л Н Галигузова и др. -М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
  4. Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие программе «Кроха» / под ред. Г.Г. Григорьевой. — Н.Новгород. 1997.
  5. Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет», Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. г
Следующая >

Средства физического воспитания

Основными средствами физического воспитания являются:

  • правильное питание — сбалансированный рацион является основой здоровья и нормального развития детского организма, в еде должны содержаться все необходимые питательные вещества (белки, углеводы, витамины, жиры, макро и микроэлементы);
  • правильный режим дня — малыш должен жить по расписанию, вовремя вставать по утрам и ложиться спать по вечерам, спать нужно 10 — 12часов;
  • соблюдение правил гигиены;
  • проведение оздоровительно-закаливающих процедур;
  • создание условий для достаточной двигательной активности.

Возрастные особенности двигательной активности у малышей

5-6 месяцев. Уже с рождения ребенку нужно создавать все условия, располагающие его к произвольным движениям и игровой деятельности. Так как физическая активность очень тесно связана с развитием центральной нервной системы у детей. Поэтому необходимо поощрять и стимулировать моторные движения уже с первого года жизни малыша. Например, давать в руки погремушку, чтобы ребеночек сам учился удерживать и сознательно отпускать ее пальчиками.

6-7 месяцев. К этому моменту детки уже подобны маленькому моторчику и у них начинается самостоятельная активная деятельность, они начинают ползать. Но не стоит пугаться, если ваш малыш ленится и самостоятельное передвижение на четвереньках ему не по душе. Даже те дети, которые пропускают стадию ползания и сразу переходят к стадии ходьбы к году или чуть позже, тоже оказываются очень физически подвижными и достаточно быстро догоняют своих ползающих собратьев.

От 1 года до 2 лет. В этот период дети совершенствуют свое развитие основных движений и от ходьбы постепенно переходят к бегу. Так же в этот промежуток времени формируется правильная осанка, приобретает более четкие очертания свод стопы, и начинают проявятся навыки координации движений и чувство равновесия.


От 2 лет до 3 лет. В этот период у малышей совершенствуются такие навыки бросания, лазания и ползания. Поэтому очень занимательными и полезными являются различные игры с мячом для такого возраста. Например, чтобы развить меткость и навык попадания в цель поставьте небольшую корзину перед малышом и попросите его закинуть туда мячик.

От 3 до 4 лет. Как правило, в этот период у малышей появляются движения, напоминающие прыжки. После совершенствования этого навыка, они переходят к прыжкам по направлению вперед. Так же трех летние дети любят активно взбираться на всяческие ступеньки. Поэтому нужно обеспечить условия для свободного лазания, влезания через препятствия.

Для того чтобы ребенок с успехом закрепил все свои двигательные навыки, рекомендуется проводить занятия в коллективе таких же сверстников. Например, в детском развлекательном комплексе, где присутствуют горки, спортивные стенки с перекладинами, мячики и т.д. Это обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений.

Актуальные задачи спортивной работы с младшими школьниками

Во всем мире наблюдается интерес к спорту, общество культивирует радость и искусство быть здоровым. Идеально, когда эти цели становятся также смыслом государственной политики. Но важно воспитать подрастающее поколение в таком ключе, чтобы никакие внешние препоны не могли поколебать его твердых моральных принципов, желания заботиться о своей нравственной чистоте и здоровье. Читайте: Задачи физического воспитания детей школьного возраста.


В школе регулярные занятия спортом, кроме здорового тела, формируют у детей духовно-нравственные качества:

  • сознательное стремление вести здоровый образ жизни;
  • чувство коллективизма, необходимость товарищеской взаимопомощи;
  • понятия честности и справедливости;
  • потребность физической активности;
  • происходит закладка основных волевых качеств: смелости, стойкости, самоконтроля;
  • дети учатся самостоятельно контролировать состояние своего здоровья, двигательную подготовленность, корректировать, в зависимости от них, свою спортивную нагрузку.

Здоровый человек формируется многообразием общественной жизни: в процессе учебы, общения во время занятий и отдыха, последующей работе. Занятия физкультурой – это один из «кирпичиков» в построении разносторонне развитой личности.

Комплексы утренней гимнастики для старшей группы

Нравственные качества

Во время тренировок, особенно состязательных спортивных мероприятий, детям приходится испытывать немалые физические и психологические нагрузки: непредсказуемая обстановка, дух противостояния, осознание персональной ответственности за результат соревнований. В такие моменты происходит воспитание тех самых смелости, выдержки и силы воли. Ребята учатся взаимодействовать с коллективом, подчиняться правилам, поддерживать товарищей по команде, уважать соперников.

Умственное развитие

Спорт повышает не только психологическую устойчивость, он учит наблюдательности, вниманию. Дети, у которых есть регулярные физические нагрузки, становятся более работоспособными, усидчивыми. Спортивная дисциплина становится полезной, когда приобретенные навыки закалки, гигиены переносятся на учебный процесс. Ребятам не потребуется вмешательства взрослых, чтобы правильно организовать подготовку уроков, отреагировать на первые признаки переутомления, экзамены не станут причиной нервного срыва. Формирование двигательной памяти взаимосвязано с развитием органов чувств, избирательности зрения, слуха.

Желание трудиться

Качественная физическая нагрузка в школе важна для развития трудолюбия. Уроки физкультуры, во время которых ставится цель достигнуть определенного результата, заставляют детей преодолевать усталость, повторять многократно определенные действия. Это подготавливает школьников к общественно полезному труду, необходимости достигать целей и в определенной трудовой деятельности. Работать в коллективе школьники тренируются во время совместной подготовки оборудования и инвентаря, усилий по благоустройству спортивной площадки, объединяющей деятельности в спортивно-трудовых лагерях.

Развитие культуры и чувства прекрасного

Занятия физкультурой содержат определенный потенциал для развития у детей эстетического чувства. Спорт учит находить прекрасное в форме тела атлета, доведенных до совершенства движениях гимнаста, природе, окружающей туриста и альпиниста. Спорт увлекателен не только возможностью укрепить здоровье. Дети учатся получать эстетическое удовольствие от окружающего красивого ландшафта, развитого тела, отточенных до совершенства движений.

Интернациональное воспитание

В ходе спортивных состязаний ребятам приходится посещать соседние регионы, выезжать за пределы республики, страны. Контакты спортсменов разных народностей и стран закрепляют привычку уважительно относиться к сопернику, оценивать человека не по внешним отличительным признакам. Впечатления от знакомства с различным бытом людей, культурой разных народов, историческими местами прививают почтение к обычаям, традициям, не дают укореняться расовым предрассудкам, развивают стремление к общению и сотрудничеству.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]