Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении
Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).
Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.
В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:
- Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
- Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
- Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
- Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.
Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения
Действительно, зрительная гимнастика очень важна в работе с современными дошкольниками. Работая воспитателем в детском саду, по понедельникам я часто беседовала с детьми о том, чем они занимались в выходные. Многие с восторгом начинали пересказывать содержание просмотренного мультика или компьютерной игры. В подготовительной же группе некоторые ребята даже приносили с собой в детский сад мобильные телефоны и планшеты, собирая вокруг себя кучку ровесников. Все вместе они принимались разглядывать экран с мелькающим изображением. Конечно же, я пресекала такие «игры». Кстати, интересно, что и родители по рассказам многих детей дома много времени проводят, напрягая своё зрение: телевизор, социальные сети и пр. («Мама весь день сидела в телефоне»).
Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников
Тренажёры для глаз
Глазные тренажёры широко применяются в офтальмологической практике, как у взрослых, так и у детей. В настоящее время существуют специальные программы, разработанные для лечения и предупреждения падения зрения:
- Очки-тренажёры Фёдорова. Такие устройства представляют собой пластиковую основу с перфорированными линзами. Во время взгляда через отверстия свет попадает на сетчатку через центральную ось, усиливая чёткость рассматриваемого предмета. Систематическое использование очков (по 10-15 минут трижды в день) поможет снять мышечное напряжение, расслабить мышцы, улучшить кровоток и обменные процессы в тканях глаз.
- Тренажёр Базарного. Профессор В.Ф. Базарный разработал специальный тренажёр, позволяющий снять зрительное переутомление и расслабить мышцы. Тренажёр представляет собой нарисованные на бумаге цветные кольца и линии с указателями. Его можно изготовить самостоятельно, повесить на стену и водить по траектории глазами, 5-6 раз в сутки по 20 движений.
- Пальминг. Американский офтальмолог У. Бейтс предложил собственный вариант тренировки для глаз – пальминг, расслабление глазных мышц. Веки закрывают ладонями, стараясь к ним не прикасаться, на 1 минуту. Цель упражнения – максимальное расслабление глазных яблок.
- Компьютерные тренажёры. Для людей, длительное время проводящих за компьютером, разработаны специальные программы, которые через определённое время предлагают сделать перерыв и дать отдых глазам. Среди самых известных программ — «Eye-Corrector», «Доска», «Eyes Relaxing and Focusing», «Цветок», «Light», «Крестики», «Super sirds».
Виды зрительной гимнастики в ДОУ
В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:
- Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
- Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
- Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).
Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.
Свеженарезанный лук – способ, проверенный годами
Технически слезы являются не чем иным, как одной из физиологических жидкостей организма. Они служат для смазки глаз и очистки их от внешних воздействий. Слезоотделение может быть и никак не связано с проявлением эмоций. Поэтому средства, вызывающие слезы, банальны до предела.
Вот действующие приемы, которые может повторить абсолютно каждый человек:
- Если смотреть в одну точку длительное время, не мигая, глаз пересохнет из-за недостатка увлажненности. Поэтому на глазах естественным образом появятся слезы. Например, попробуйте такое упражнение. Поднимите указательный палец на расстояние около 15 см от глаз и сконцентрируйте на нем взгляд. Одновременно медленно выдыхайте. Через несколько повторений в глазах должно появиться чувство жжения, а затем и слезы.
- Можно просто прикоснуться пальцем к глазному яблоку. Такое раздражение глаз вам «не простит», и буквально через секунду вопрос о том, как вызвать слезы, уже не будет вас волновать. Не забывайте об элементарных правилах гигиены и делайте это только чистыми руками.
- Попробуйте зевнуть, широко раскрыв рот и напрягая мышцы горла. Глубокое зевание способствует естественному появлению слезинок.
- Сильный ветер тоже способен раздражать глаза и вызывать слезы. Можно воспользоваться вентилятором или просто попросить кого-то сильно подуть на вас.
- Наконец, действенный способ – болезненные ощущения. Попробуйте выдернуть волосинку из брови. Или ущипнуть себя за чувствительный участок тела, например кончик носа. Тем самым вы вызовете раздражение нервного центра у себя в мозгу, который отвечает за процесс слезоотделения.
Но слезы могут появляться и на фоне различных эмоциональных и психологических событий (радостных или грустных).
Физиологические и эмоциональные слезы отличаются по составу: во втором случае в них содержатся вещества, приводящие в нормальное состояние нервную систему.
Такие соединения вырабатываются как раз в моменты чрезмерной печали или счастья и способствуют восстановлению эмоционального баланса.
В некоторых случаях слезы требуется вызвать намеренно.
Если нужно вызвать слезы незаметно, нарежьте лук очень мелко, а лучше – потолките его до состояния кашицы. Полученную массу спрячьте в небольшой пузырек. Спрячьте его в ладони, а когда нужно, поднесите к глазам и носу.
Только помните — сильный запах может учуять и собеседник.
Выполняйте дыхательные техники. Ущипните себя, чтобы отвлечься. Напрягите мышечные ткани, так вы будете чувствовать себя увереннее. Выпейте охлаждающий напиток или холодную воду. Избегайте неприятных моментов. Обращайте внимание на свои мысли и концентрируйтесь только на позитивных. Отводите взгляд и разглядывайте какой-либо предмет, пока не станете спокойными. Избавьтесь от кома в горле, выпив воды. Читайте позитивные книги. Слушайте музыку, которая подходит под ваше настроение. Составляйте планы на будущее. Разговаривайте с собой. Позвольте себе поплакать, если вас никто не увидит.
Теперь уделите особое внимание печали. Подумайте о том, что вызывает у вас грусть
Вспомните момент из собственной жизни, когда вам хотелось плакать. Сколько лет вам тогда было? Погрузитесь в этот момент. Вспоминайте. Станьте ребенком. Может быть, тогда вы не заплакали, но теперь можно… Теперь можно все. Поначалу достаточно просто почувствовать увлажнение глаз.
Играйте в этот театр каждый день хотя бы по 20 минут. В любом случае это не будет пустой тратой времени! Постепенно вы осознаете связь между своим телом и эмоциями. Это и есть саморазвитие, путь к мастерству.
Методика проведения зрительной гимнастики
Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
- Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
- Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
- Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
- Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
- Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.
Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать
Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.
Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:
- По городу мчатся с утра и до ночи
- Машины всех марок, красивые очень.
- Поедут налево, направо, кругом –
- Свободны машины и ночью и днём.
При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.
Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.
Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки
Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.
Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков
Особенности работы с дошкольниками разного возраста
При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. К примеру, двухлетние малыши вряд ли поймут словесную команду «вращаем глазками»: педагог должен использовать предмет, за которым дети будут следить взглядом. Причём, это должен быть не обычный карандаш, а «волшебная палочка» или указка с закреплённой на ней картинкой или игрушкой. Интересная идея — надеть пальчиковую куклу.
Ещё один действенный способ заинтересовать младшего дошкольника — фразы типа «А ты так умеешь? А я вот умею!» после таких слов любознательные крохи готовы всё повторять за воспитателем.
Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.
Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.
Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).
Схема нанесения «СУС» на потолке учебной комнаты
Способ нанесения и размеры схемы на потолке в каждом случае определяется индивидуально с учётом разных размеров учебных комнат и расположения на потолке светильников. При этом желательно предварительно проконсультироваться с сотрудниками нашей организации. Исследования выявили: наибольшую эффективность несёт в себе «СУС» если он изображён на потолке в максимально возможных размерах.
Цвета каждой траектории должны быть строго соблюдены.
Самый простой способ
- Сначала мелом на полу наносятся контуры схемы «СУС» таких же размеров, которые будут нанесены и на потолок.
- Далее кто-либо из сотрудников берёт в руки длинную указку и, обходя контуры схемы на полу, наносит предварительные метки на потолке.
- После этого по готовым меткам на потолок наносятся окончательные цветовые траектории.
Примеры упражнений
При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:
- «Кискины глазки». Воспитатель просит малышей представить себя котятами. Дети широко открывают глаза, а затем зажмуривают. После этого смотрят вверх, вниз, в сторону.
- «Качели». Педагог предлагает ребятам поиграть глазками в качели: взлететь высоко, а затем опуститься (движения глазами вверх-вниз).
- «Карусель». Круговые движения глазками.
- «День и ночь». Ребёнок на расстоянии вытянутой руки держит перед собой палец. Вначале он смотрит на него двумя глазами, потом только правым при закрытом левом и наоборот.
- «Прятки». Ребятам нужно крепко зажмурить глазки на пару секунд, а затем на такое же время открыть их (мотивация «вы спрятались, и вас никто не видит»).
- «Прищепочка». Большими и указательными пальчиками обеих рук необходимо сдавливать кожу между бровями (как будто скреплять её прищепкой).
- «Бабочка». Воспитатель предлагает дошкольникам поморгать ресничками, как бабочка машет крыльями.
Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:
- «Что изменилось?» На прогулке предложить ребятам посмотреть вдаль на детей с соседней площадки или на прохожих из окна группы и запомнить их расположение. Затем малыши закрывают глазки примерно на 10 секунд, а после говорят, как изменилось местоположение людей.
- «Геометрические фигуры». Педагог просит дошкольников представить круг большого размера, а затем обвести его глазками по часовой стрелке и против. Аналогично можно «нарисовать» квадрат, а потом перевести взгляд из правого верхнего угла в левый верхний и т. д.
- «Корчим рожицы». Воспитатель предлагает ребятам изобразить какое-либо животное, например, ёжика. При этом оговаривается, что он вытягивает губки вперёд, а глазки «бегают» вправо-влево, затем вверх-вниз.
- «Расширение полей зрения». Ребёнок размещает прямо перед собой указательные пальцы обеих рук. За каждым пальцем следит свой глаз. Затем пальцы медленно разводятся в стороны, а глаза продолжают за ними следить.
- «Буратино». Ребята смотрят на кончик своего носа. Затем воспитатель считает до 5 (в старшей группе — до 10, в подготовительной — до 20) и просит детей представить, что их нос растёт. Они должны следить глазами за его кончиком — он как будто удаляется от них. После этого дошкольники также наблюдают за его уменьшением.
- «Стрельба глазами». Ребёнок резко переводит взгляд в любую сторону и произносит «пиф-паф».
Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:
Таблица: «Шишка»
Как-то осенью в лесу Висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела И тихонечко висела. | Смотреть на указательный палец вытянутой руки |
Лось сказал, что низко, | Движения глазами вниз |
А зайчонок — высоко, | Движения глазами вверх |
Белочка, сказала — близко, | Движения глазами на кончик носа. |
А ежонок — далеко. | Движения глазами вдаль. |
Таблица: «Овощи»
Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. | Обвести глазами круг |
Наверху созрела слива, | Посмотреть вверх |
А внизу растёт крапива, | Посмотреть вниз |
Слева — свёкла, справа — брюква, | Посмотреть влево- вправо |
Слева — тыква, справа — клюква, | Влево — вправо |
Снизу — свежая трава, | Посмотреть вниз |
Сверху — сочная ботва. | Посмотреть вверх |
Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | Закрыть глаза |
Таблица: «Ёлка»
Вот стоит большая ёлка, Вот такой высоты. | Посмотреть снизу вверх |
У неё большие ветки Вот такой ширины. | Посмотреть слева направо |
Есть на ёлке даже шишки, | Посмотреть вверх |
А внизу — берлога мишки. | Посмотреть вниз |
Зиму спит там косолапый И сосёт в берлоге лапу. | Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз |
Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.
Таблица: «Дождик»
Капля первая упала: кап-кап И вторая побежала: кап-кап | Постучать пальцем по ладони |
Мы на небо посмотрели | Посмотреть вверх |
Капельки кап-кап запели | Постучать по голове |
Намочились лица, Мы их вытираем | Тереть аккуратно лицо и глаза |
Туфли — посмотрите | Посмотреть вниз на ноги |
Мокрыми стали | Показать на ноги руками |
Плечами дружно поведём И все капельки стряхнём | Потрясти плечами |
От дождя убежим | Бег на месте |
Под кусточком посидим | Присесть на корточки |
Таблица: «Весна»
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. | Потягивание |
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! | Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук в стороны |
Справа — первые цветочки появились на лужочке. | Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом |
Слева — быстрый ручеёк с бугорка к потёк. | Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взглядом |
Мы кораблик смастерили, | Соединить ладони перед грудью |
В ручеёк пустить решили. | Удаление сложенных ладоней вперёд от себя |
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! | Машем ладонями, прощаясь с корабликом |
Вот как весело играть и в весенний день гулять! Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я! | Лёгкие подпрыгивания на месте |
Таблица: «Кошка»
Вот окошко распахнулось, | Разводят руки в стороны |
Кошка вышла на карниз. | Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. |
Посмотрела кошка вверх. | Смотрят вверх |
Посмотрела кошка вниз. | Смотрят вниз |
Вот налево повернулась. | Смотрят влево |
Проводила взглядом мух. | Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому |
Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. | Дети приседают. |
Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. | Смотрят прямо |
И закрыла их руками. | Закрывают глаза руками |
Видео: воспитатель проводит с дошкольниками зрительную гимнастику
Видео: девочка делает гимнастику для глаз (7 упражнений)
Тренажеры для глаз при амблиопии
Лечение необходимо начинать в детстве, пока глаз растет. При амблиопии (ленивые глазки) основное лечение направлено на тренировку глазных мышц. Дополнительно офтальмологи назначают коррекцию специальными линзами.
Диагностируется амблиопия на специальном приборе рефрактометре, доктор определяет степень искаженности линий и назначает физиотерапию и очки. Проблема амблиопии в том, что каждый глаз видит картинку по-разному, один из распространенных вариантов – правый не видит параллельные полосы, левый вертикальные.
Компьютерная программа «ЕУЕ»
Компьютерная программа «ЕУЕ» предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. Разделения полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков. На экране появляются изображения, мышкой выполняются задания, глазки работают.
Офтальмолог назначает 10-15 сеансов, которые рекомендуется повторять каждые полгода. Программу можно установить на домашний компьютер, но тут главное не переусердствовать, при длительных занятиях можно навредить.
Методика Гончаровой-Кюпперса
Если дома компьютера нет, а клинику посетить не всегда удобно, можно ознакомиться с методикой Гончаровой-Кюпперса
. Потребуется темная комната и электрическая лампочка мощностью 60 ватт. и светонепроницаемая бумага. Вырезается кружок, немного меньше 1см., наклеивается на лампу. Можно сделать каплю строительной краской красного цвета.
Человек садится в темной комнате, один глаз плотно закрывается повязкой. На расстояние 50-60 см. смотрит на кружочек светонепроницаемой бумаги включенной лампы в течение 20-30 сек, далее взгляд переносится на белый лист бумаги. Каждая процедура выполняется по 3 подхода на каждый глаз. Делать упражнения рекомендовано 1 раз в день, в течении 1-3 месяцев или каждый месяц по 12-14 дней.
Засветы
Еще один похожий метод, офтальмологи называют «засветы». Лампа мощностью 100 ватт. помещается в мешок или колпак черного цвета из плотной ткани. Саму лампу можно покрасить в красный цвет или надеть пленку. В центре вырезается кружок диаметром 3-5см.
Расстояние между пациентом и лампой 40 см. Человек смотрит на лампу 20-30 сек, затем выключает свет на 3-5 сек, и вновь засвет. Выполняется 1 раз в день, в течение 3 месяцев.
Использование наглядности во время зрительной гимнастики
При выполнении зрительной гимнастики большое значение имеет наглядность. Она помогает заинтересовать детей и сделать упражнения более эффективными. Ведь у дошкольников (особенно в младшем возрасте) преобладает наглядно-образное мышление, и многие упражнения, особенно такие как вращение глазами, повороты глаз, им гораздо легче выполнять, имея перед собой зрительный ориентир.
Многие упражнения проще выполнять, когда перед глазами есть ориентир
Для проведения гимнастики в детском саду используются следующие виды наглядности:
- Предметы-ориентиры. Они раздаются всем детям либо воспитатель показывает предмет группе детей. В первом случае каждый дошкольник держит перед собой небольшой предмет (например, резинку для волос с бабочкой, её удобно надеть на палец) и перемещает его согласно указаниям воспитателя. При этом взгляд следует за ним. Подбираются такие вещи опять-таки согласно тематике занятия (упомянутая резинка-бабочка пригодится, например, при изучении темы «Насекомые»). В любом случае предмет должен быть достаточно крупным и ярким, не сливающимся по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Самый просто вариант такого зрительного ориентира — красочная волшебная палочка (указка). Также можно использовать пальчиковых кукол. На её конце можно прикрепить картинку. Когда ориентир показывает воспитатель, то к себе поближе он размещает малышей с более низкой остротой зрения, остальные же сидят или стоят сзади.
- Схемы. Такие пособия предназначены для старших дошкольников, ведь у них уже развивается абстрактное мышление. Они показывают различные виды упражнений для глаз. Глядя на картинку, ребёнок может понять, как именно нужно выполнять действия.
- Сигнальные метки. Они предназначены для упражнений, когда взгляд переключается с ближней точки в дальнюю. Метка диаметром около 0,5 см крепится к оконному стеклу на уровне глаз дошкольника. Ребёнок стоит от неё совсем близко (расстояние — примерно 20 см). Он должен смотреть на ориентир пару секунд, а потом переводить взгляд на удалённую точку на улице. Воспитатель при этом просит рассказать дошкольника, что он там видит интересного.
- Настенные и потолочные офтальмотренажёры. Этот своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке. При этом у ребёнка может двигаться голова и туловище. Каждая дорожка имеет свой цвет. Упражнения, как правило, выполняются коллективно.
- Индивидуальные офтальмотренажёры. Они представляют собой контурные картинки из множества отдельных мелких элементов — бабочек, листиков, ёлочек и пр. (в старшем возрасте это могут буквы или цифры). Ребёнок зрительно должен обвести контур, также можно помогать пальчиком. При этом картинку дошкольник держит перед собой на расстоянии вытянутой руки.
Фотогалерея: наглядные пособия для выполнения зрительной гимнастики
Сигнальная метка нужна для переключения взгляда с ближней точки на дальнюю
Тренажёры предназначены для индивидуальной работы
Ребёнок перемещает предмет согласно указаняим воспитателя, и следит за ним глазами
Схемы предназначены для работы со старшими дошкольниками Дети должны зрительно проследить путь от одного персонажа к другому
Видео: дошкольники выполняют гимнастику для глаз (упражнение со зрительным ориентиром — самодельным цветком)
Почти все атрибуты для зрительной гимнастики воспитатель легко может сделать своими руками. Так, несложное, но оригинальное пособие — Чебурашка с движущимися глазками (это может быть и любой другой персонаж). Он вырезается из цветного картона. С помощью такой игрушки можно не только укреплять зрение, но и повторять математические понятия («в какую сторону смотрит персонаж?»).
За счёт прорезей у Чебурашки двигаются глаза
Даже воспитанники младшей группы могут повторять движения глазами за таким Чебурашкой — он заменяет показ воспитателя.
При работе с малышами действия Чебурашки заменяют показ воспитателя
Ещё один пример самодельного пособия — вырезанные также из цветного картона геометрические фигуры (все они разных цветов). Они крепятся на стену на достаточном удалении друг от друга. Воспитатель хаотично называет фигуры либо их цвет, а дети должны переводить взгляд от одного объекта к другому, не поворачивая при этом голову.
Интересно пособие – «Фруктовый сад». На плакате нарисованы различные фрукты: они образуют круги (маленькие внутри более больших). Педагог называет определённый фрукт, а дошкольники должны обвести глазами соответствующий круг.
Фрукты расположены в виде кругов разного размера
Использовать наглядность следует и для работы с родителями. Специальные плакаты, показывающие, как правильно выполнять зрительную гимнастику, следует периодически помещать в уголке здоровья в раздевалке. Там их могут рассмотреть мамы и папы, также они обязательно привлекут и детское внимание.
С помощью плаката родители смогут ознакомиться с правилами выполнения зрительной гимнастики
Мультимедийные пособия
Дошкольникам всегда очень нравятся мультимедийные пособия для зрительной гимнастики. Они представляют собой видеоролики, где на экране появляются различные объекты: рыбки в аквариуме, бабочки на лугу, звёздочки в небе и пр. Задача малышей — следить за ними глазами. Всё это происходит под приятную музыку, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.
Видео: солнышко
https://youtube.com/watch?v=LzbmJRaD4s8
Видео: бабочка
Видео: звёздное небо
Видео: шарики воздушные
Видео: геометрические фигуры
Видео: в пучине морской
Видео: следим за фигурами
Видео: радуга
Методика выполнения
Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.
- Движения глаз производятся вправо и влево, по кругу, в стороны по горизонтали. В качестве вспомогательного элемента можно использовать карандаш. Ребенок смотрит за его кончиком и следит за движением.
- Упражнение с точкой. На оконном стекле рисуем красную точку. Она должна быть на уровне глаз ребенка. Предлагаем дошкольнику 5 секунд смотреть на точку, затем перевести взгляд вдаль за окно, на какой-нибудь отдаленный предмет.
- Моргание. Расслабляет зрение, снимает усталость быстрое моргание в течение нескольких секунд.
- Закрыть глаза ладонями. Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.
- Следим за предметом. Помимо карандаша можно предложить следить за любым ярким предметом. Лучше, если он будет простой формы: кубик, шар, свеча.
Методика В. Ф. Базарного
Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы. Все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого, выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарнов назвал “синдромом низко склоненной головы”. Для снятия зрительной утомляемости на уроках были использованы тренажеры разработанные В. Ф. Базарным:
1. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий . На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет
Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении
2. Тренажер со зрительными метками
В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки
Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.
Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течении урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.
Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. В работе используется коврик из геометрических фигур. Дети получают задание: – Из каких геометрических фигур состоит коврик? – Сколько треугольников? (квадратов, кружков) – Какие фигуры одинакового цвета?
На уроках математики часто используют карточки: – Зачитать числа, записанные синим, красным цветом.
– Найти все четные числа.
Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц. Через каждые 10-15 минут работы проводятся физминутки для профилактики нарушения зрения. Схема их проведения такова.
- Дыхательные упражнения.
- Упражнения, влияющие на кровообращение глаз.
- Упражнения для наружных мышц глаза.
- Общеразвивающие и корректирующие упражнения.
- Упражнения для внутренних мышц глаза.
- Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.
Наиболее простое и доступное всем упражнение – это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею. Ежемесячно пересаживать учащихся с ряда на ряд.
Комплекс1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.
1.сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
2.крепко зажмурим, глаза, потом открыть ( 4 раза);
3.руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 – 5 раз_;
4.смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
5.руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 – 6 раз);
6.держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 – 5 раз) (“маятник”).
Использование методики Базарного – основа воспитания здорового дошкольника
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по использованию технологий В.Ф.Базарного. Методика направлена на укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
Цель: формирование физически здоровой личности. Задачи: • совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей; • пропагандировать здоровый образ жизни; • обеспечить благоприятные условия для развития физического и психического здоровья дошкольника.
Одним из приоритетных направлений моей деятельности является воспитание здорового дошкольника, так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось. Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому придать оздоровительную направленность УВП в группе своих воспитанников стало моей первоочередной задачей.
Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают. Из всех компонентов здоровьесбережения ребенка я отдала приоритет оздоровительной методике В.Ф. Базарного «Здоровое духовное, физическое и интеллектуальное развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания». Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы — сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка. Здоровьеохранительные и здоровьесберегающие принципы, конструирование учебно-познавательной деятельности в детском саду предусматривают: С того момента как детские сады были превращены в чисто образовательные учреждения, в которых занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти дети, как правило, с нарушенной осанкой. Внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение», осуществляется посредством конторок.
Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло.
Экологический букварь — это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения. Положительные результаты оздоровительной методики налицо: дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению элементарных математических представлений, художественному творчеству. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.