Родительские собрания в детском саду в старшей группе


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Конспект мастер-класса для детей и родителей по изготовлению новогоднего шара из ниток (старшая группа) Цель: 1) привлечь родителей к совместному творчеству с детьми; 2) познакомить родителей и детей с технологией изготовления новогоднего шара из ниток; 3) создать предновогоднее настроение в процессе изготовления игрушек. Ход мастер-класса: Этапы Деятельность педагога Деятельность…

Конспект родительского собрания в старшей группе «Академия здоровья» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Задачи: 1.Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в группе и детском саду. 2.Повысить уровень знаний родителей в…

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Родительское собрание в подготовительной группе

Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Цель:

раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:
— познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, методами и приемами ее развития;

— познакомить с технологией интеллект – карт и речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;

— вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели, учитель-логопед. Место проведения: групповое помещение.

Ход собрания:

— Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады всех вас видеть. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Итак, тема нашей встречи «Готовность речи ребёнка к школе»

Известно, что хорошо развитая речь открывает большие возможности для психического и интеллектуального развития ребенка. Если ребёнок владеет речью в соответствии с возрастными нормами, у него расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире. Он может связно излагать свои мысли, что позволяет полноценно общаться с окружающими. Современные родители понимают, что в век технологий живое общение часто заменяют гаджеты. Поэтому их волнуют вопрос, как обеспечить полноценное развитие своему малышу? Какие причины влияют на появление речевых проблем?

Психологи заявляют, что у дошколят, поступающих в школу, часто обнаруживаются речевые проблемы, которые мешают им успешно обучаться. Наиболее серьезными из них считаются:

— односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений;

— скупость словарного запаса;

— применение жаргонных словечек, нелитературных фраз;

— неумение передать своими словами содержание текста;

— невнятная дикция;

— низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных).

Если у дошкольника нет речевой патологии, то причиной появления таких проблем, по мнению специалистов, становится поведение взрослых, окружающих ребенка, которые:

— мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом;

— вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне некогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»;

— в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг;

— не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми;

— мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное;

— дома не принято обсуждать семейные события;

скудная детская библиотечка;

— ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками;

— взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно.

Можно найти еще много причин такого рода, которые тормозят развитие речи дошкольника. О них необходимо знать родителям, так как они должны понимать, что речь взрослых, манера общения в семье служат образцом для подражания детям. Во многом от них зависит, как будет их малыш разговаривать. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Навыки правильной речи приобретаются в семье, однако большую часть времени ребёнок проводит в иной среде – в детском саду. И мы глубоко убеждены, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его.

Как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс? И чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста?

Формирование звуковой культуры речи.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.

К 6-7 годам ребёнок должен уметь:

— различать звуки на слух и в произношении;

— слышать и выделять первый и последний звук в слове;

— определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

— определять количество и последовательность звуков в слове;

— называть слова с заданным звуком;

— определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;

— уметь составлять слова из звуков.

Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Обогащение словарного запаса.

Словарный запас ребенка интенсивно увеличивается при речевой деятельности и ознакомлении с окружающим миром. Словарный запас может быть активным и пассивным. Активный запас слов включает используемые в устной речи и письме слова, а пассивный — слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не применяет в речи или письме. Как правило, пассивный запас слов превышает активный в несколько раз. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас до 3500 слов.

— Активно использовать все части речи (существительные, прилагательные,

глаголы, наречия).

— Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.

— Понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты).

— Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

— Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Формирование грамматического строя речи.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен иметь грамматически правильно оформленную речь:

— пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер — коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый);

— образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо — уши, лист — листья много карандашей, пней лис)

;

— согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), числительные с существительными (одно яйцо, двое сапог), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо)

,

— уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева)

.

Развитие связной речи.

Связная речь ребенка—это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.К 7 годам ребёнок должен уметь:

— пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;

— составлять рассказ по сюжетной картинке, из личного опыта;

— составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;

— отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

— на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);

— на лексику (полнота и точность использования слов);

— на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения);

— на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен,

инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. При чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи, объяснять ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Речевая коммуникация

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

2. Выступление учителя – логопеда

Упражнения для развития
фонематического анализа и синтеза
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР — рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р У Ч К А

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

Упражнения для развития
слогового анализа и синтеза
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).

10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).

11. Записать гласные данного слова.

12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.

13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.

14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

Упражнения для развития
языкового анализа и синтеза
1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).

2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.

3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.

4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)

5. Распространение предложений путём увеличения количество слов.

Дети 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

«Вспомни случай».

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному».

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий».

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой».

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг».

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам».

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни».

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж».

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу».

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?» и т. д.

«Измени песню».

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

3. Мастер-класс по составлению интеллект-карт.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольномобразовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.

Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.

Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию переваривать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря к.п.н. В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллект-карта — это уникальный и простой метод запоминания информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Существуют правила составления интеллект-карт:

· При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.

· Лист располагается горизонтально.

· Главная идея обводится в центре страницы (для ее изображения можно использовать рисунки, картинки).

· Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении)

· Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

· Над каждой линией –ветвью пишется одно ключевое слово.

· Писать надо разборчиво, печатными буквами.

· Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Практическая часть мастер-класса

А сейчас мы вместе составим интеллект-карту.

-Предлагаю Вам ключевую идею «Звуки». Нарисуем по середине листа овал и напишите в нем название нашей идеи.

-От неё рисуем толстую линию красного цвета. Звуки бывают гласные, а они в свою очередь: ударные и безударные. От слова гласные отводим в разные стороны две тонкие красные линии и подписываем их.

-Звуки бываю согласные. От ключевой идеи отводим толстую черную линию и подписываем её.

-Согласные звуки бывают мягкие и твердые. От слова «согласные» отводим линии зеленого и синего цвета и подписываем их.

— Согласные звуки бывают глухие и звонкие. От слова «согласные» отводим линии тонкие черные линии и подписываем их.

-Если составляете такую карту вместе с ребёнком, можно использовать вместо слов символы, рисунки.

— Уважаемые родители, сейчас мы разделимся на 2 группы, каждая группа получает лист бумаги, фломастеры, картинки и карту- инструкцию. Мы попробуем с вами составить интеллект – карту.

Первая группа раскрывает тему «Одежда», а вторая –«Животные»

Все команды выполняют задания.

Далее каждая группа представляют работы.

Вот такие интересные интеллект-карты у нас с вами получились.

Главное достоинство метода – его универсальность, и то, что методика очень проста и может быть использована любым из вас. И мы видим, что карта поможет ребенку легче запомнить всю информацию.

Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

И напоследок хочется вам пожелать: «Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть!».

Большое спасибо за то, что Вы сегодня приняли участие в нашей беседе. Пожалуйста,оставьте отзыв о нашей сегодняшней встрече.

Благодарим за внимание, до свидания!

Решение родительского собрания:

1. Использовать в развитии речи детей знания, полученные на родительском собрании.

2. Продолжать повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам особенностей развития речи ребёнка.

3. Уделить внимание вопросам домашнего чтения художественной литературы с детьми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]