Основные виды бодрящей гимнастики и правила проведения
На сегодняшний день специалисты изобрели множество методов бодрящей гимнастики, чтобы пробуждать детей. Среди всего этого разнообразия выделяют несколько наиболее часто применяемых и эффективных. Речь идет про словесную, наглядную, игровую и практическую зарядку. Словесная гимнастика пробуждения состоит из элементов логоритмики, которые объединены в одну систему физических упражнений, чтобы скорректировать речь ребенка.
Все движения должны сопровождаться стихами или фразами для развития рече-двигательного и слухового анализаторов. Также во время словесной гимнастики регулируется дыхание, закрепляются двигательные навыки и нормализуется правильное произношение звуков. Первая часть такой зарядки включает бег и ходьбу, а вторая — движения, которые сопровождаются игровыми самомассажами и стихами.
Методы физического воспитания
Обратите внимание! Что касается наглядной гимнастики, то она содержит в себе элементы корригирующих упражнений. Такой вид зарядки предназначен для того, чтобы предотвратить развитие плоскостопия и устранить нарушения осанки.
Основными составляющими являются:
- упражнения, которые формируют и закрепляют навыки правильной осанки;
- занятия, формирующие стереотип и правильное дыхание.
Взаимоположение частей тела улучшается за счет дыхательной мускулатуры, поэтому наглядная зарядка особенно важна.
Игровая гимнастика
Игровая форма зарядки помогает детям сконцентрироваться на выполнении таких упражнений, как перелезания через препятствия, бег, прыжки или ловля мяча. Игра — это незаменимый инструмент, помогающий совершенствовать движения, координацию, быстроту, силу и выносливость. В ходе игры активизируется память, воображение и мышление.
Важно! Игровая бодрящая гимнастика должна сопровождаться музыкой, стихами или считалками. Таким образом, дети не только укрепляют свою физическую форму, но и пополняют словарный запас.
Игровые упражнения
Игровая зарядка состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть представляет собой легкий бег или различные виды ходьбы, а также игру на концентрацию внимания и упражнения для дыхательной системы. Основная часть включает игру высокого уровня подвижности, а заключительная предназначена для того, чтобы проводить с детьми оздоровительные развлечения и ходьбу с дыхательными упражнениями.
Практическая бодрящая гимнастика
Практическая форма занятий с детьми в большинстве случаев представлена бегом, который предназначен для регуляции нагрузки, укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также для координации работы суставов, мышц и связок.
Обратите внимание! Бег должен быть медленным или средним, во время которого воспитателю нужно внимательно следить за каждым ребенком, чтобы он не переборщил с нагрузкой, не травмировал себя и своевременно отдыхал.
Увеличивать нагрузку нужно постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника и его физическую подготовку. Малышам, которые только поступили в детский сад или долго не ходили на занятия, нагрузка во время бега более чем на 50 % противопоказана.
Методика проведения бодрящей гимнастики: временной план и пример конспекта
Чтобы поддерживать интерес и сохранять эмоциональный настрой ребенка, на протяжении всего выполнения зарядки нужно следовать четким временным рамкам. Упражнения в кроватях сразу после пробуждения должны длиться не менее 2,5-3 мин, активный блок — 3-4 мин, а дыхательная зарядка — 2-3 мин.
Активная зарядка в саду
Обратите внимание! На протяжении 1 мин дети должны ходить по массажным коврикам. Задания следует комбинировать таким образом, чтобы все занятие длилось не более 10 мин.
В стандартном конспекте воспитателя должна быть указана образовательная область, место проведения, пояснительная записка и цели занятия. В строке «образовательная область» нужно вписать физическое развитие, в «месте проведения» — игровую комнату или спальню группы детского сада. Что касается основных целей, то подойдут следующие:
- развитие мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;
- устранение сонливости и вялости у детей с помощью физической нагрузки;
- формирование правильной осанки и предотвращение развития плоскостопия.
Также в конспекте стоит упомянуть о социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии. Социально-коммуникативное подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между всеми воспитанниками группы, чтобы они учились быть взаимовежливыми и шли на уступки. В процессе познавательного развития у детей закрепляются уже имеющиеся знания про окружающий мир и его составляющие.
Что касается речевого развития, то с его помощью артикуляционный аппарат готовится к тому, чтобы правильно произносить звуки, а также обогащается словарный запас ребенка.
Обратите внимание! В процессе художественно-эстетического развития у малыша формируется интерес к искусству, музыке и чувство ритма.
Также в конспект нужно записать вид деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная или познавательная) и оборудование, которое может понадобиться в процессе занятия гимнастикой. Можно использовать ребристые дорожки, цветные листы, гимнастические обручи или массажные мячи.
Проведение побудки в зависимости от поры года и месяца
Побудка подразумевает пробуждение детей под спокойную мелодичную музыку, после чего малыши должны выполнить несколько физических упражнений прямо в постели. В зависимости от того, какая на улице стоит пора года, мелодия может быть разная: тихая и классическая, если идет дождь или снег зимой, заводная и веселая, если на улице солнечная погода и тепло.
Процесс побудки детей
Детки должны пробуждаться и поворачиваться в разные стороны в такт музыке, поглаживать ноги, разводить руки, сжимать и разжимать кисти, а также сгибать ноги в коленях. Все выполняется строго по очереди, после чего все малыши должны встать на массажный ковер и выполнить несколько дыхательных упражнений.
Гимнастика после пробуждения помогает ребенку сконцентрировать свое внимание на последующих уроках, укрепляет физическое здоровье детей и улучшает их настроение. Именно по этим причинам воспитатель должен заниматься со своими воспитанниками регулярно, чередуя игры между собой, чтобы они не надоели детям.
Прием детей
Именно с него начинается конспект проведения режимных моментов. С детьми старшей группы воспитатель работает над решением следующих задач:
- Получение информации о состоянии здоровья воспитанников.
- Создание хорошего настроения.
- Закрепление гигиенических навыков у ребятишек, включающих в себя опрятный внешний вид, аккуратность.
- Формирование вежливого поведения по отношению к сверстникам и взрослым.
Старшие дошкольники обычно радостно бегут в группу, делятся новостями с товарищами. Особое внимание стоит уделить новым воспитанникам, а также застенчивым ребятишкам. Если у малыша плохое настроение, педагог должен отвлечь его интересным занятием, трудовым поручением (поливание цветов, протирание листьев).
Летом встреча воспитанников происходит на улице. Ребятишкам можно предложить игры с мыльными пузырями, вертушками. В этом возрасте рекомендуется проводить психогимнастику, когда дети встают в круг, вместе радуются утру, улыбаются друг другу, говорят добрые слова.
Картотека
Подготовительный курс упражнений обязательно должен проводиться в виде игры. В первый год жизни малыша не стоит обходиться без гимнастики. Подойдут упражнения на речь, мелкую моторику.
Важно, чтобы сюжет занятий ребёнок понимал, ему нескучно было выполнять упражнения. Для этого в интернете существует картотека гимнастики. Такие картотеки содержат комплексы упражнений, которые интересно будет выполнять каждому ребёнку. Подбираются упражнения для детей любого возраста. Родители могут составить конспект занятий. Можно также подобрать видео. В этом поможет специальный сайт (как вариант, ютуб).
Существуют также книги по детской гимнастике, что подходит для малышей 2-3, 3-4 лет и старше.
Сколько времени необходимо ребёнку на сон?
Сон — это особое физиологическое состояние нашего организма. Во время сна идёт восстановление физических сил, вырабатываются важные гормоны, а мозг усваивает всю информацию, полученную в течение дня.
В каждом возрасте существует своя суточная норма сна:
- малышам до года необходимо спать от 12 до 17 часов в сутки;
- детям от года до трёх лет рекомендуется посвящать сну 11-14 часов;
- дошкольники (3-7 лет) должны спать 10-13 часов;
- школьникам (7-14 лет) необходимо 9-11 часов сна в сутки;
- подростки (14-17 лет) должны посвящать сну не менее 8-10 часов.
Чем старше ребёнок, тем меньшее количество часов ему необходимо для восстановления физических и умственных сил.
Но детям сложно понять всю важность и необходимость этого процесса. Поэтому вечером они стараются как можно дольше оттянуть время отхода ко сну, а дневной отдых чаще всего просто игнорируют.
Как правильно уложить ребёнка спать: советы для родителей
Для того чтобы ребёнок вставал по утрам бодрым, отдохнувшим и полным сил, необходимо, чтобы он как следует отдохнул ночью.
Как правило, дети неохотно идут в кровать, предпочитая посмотреть ещё один мультик или поиграть ещё в одну интересную игру. Поэтому родителям важно знать, как правильно подготовить малыша ко сну:
- Старайтесь укладывать сына или дочь в одно и то же время, ориентируясь на суточную норму сна. Например, если вам нужно поднять дошкольника в 7 часов, то лечь он должен не позднее 9 часов вечера. Детей до 8-9 лет рекомендуется укладывать одним из родителей. В кровать ребёнок может лечь сам, вам достаточно лишь подоткнуть одеяло или пожелать спокойной ночи.
- Если вам предстоит смена режима в связи с переездом или посещением детского сада, корректируйте время отхода ко сну постепенно в течение 2-3 месяцев.
- В выходные дни важно не нарушать график сна и бодрствования ребёнка. Допускается отклонение на час-полтора, но не больше.
- Сбалансируйте физическую и психическую нагрузку в течение дня. Если ребёнок после школы весь вечер просидел за уроками, перед сном ему необходима прогулка или небольшая физическая активность.
- За несколько часов до сна исключите все шумные игры, а также пользование гаджетами. Настройте ребёнка на «спокойную волну». В этом вам может помочь расслабляющая ванна, лёгкий массаж или добрая сказка. Хорошо, если это станет вашим маленьким ритуалом перед отходом ко сну.
- Постарайтесь не ругать и не наказывать ребёнка перед сном.
- Также важным фактором для спокойного засыпания ребёнка является общий распорядок дня в семье. Необязательно ложиться в одно и то же время вместе с сыном или дочерью. Достаточно выключить телевизор, приглушить свет в комнатах и исключить громкие разговоры.
- Мягкая игрушка поможет малышу быстрее заснуть и не бояться темноты.
- Объятия или поцелуй на ночь создают ощущение безопасности, что способствует благоприятному сну.
- Приучите ребёнка собираться на завтрашний день с вечера. Подготовить одежду, сложить рюкзак, выучить уроки. Так у него появится возможность подольше поспать с утра и не суетиться в попытке всё успеть.
Соблюдая эти несложные правила, вы научите ребёнка полноценному отдыху после насыщенного дня.
10 условий комфортного сна
- Отход ко сну в одно и то же время.
- Температура воздуха в спальне не выше 20 градусов.
- Влажность в пределах 60%.
- Ужин за 1,5-2 часа до сна.
- Мягкая спальная одежда, позволяющая коже дышать.
- Свежее постельное бельё из натуральных тканей.
- Ночник с приглушенным светом, если ребёнок боится засыпать в темноте.
- Удобная, просторная и безопасная кровать.
- Отсутствие громких звуков и посторонних шумов.
- Ритуал отхода ко сну (сказка, расслабляющая ванная, тёплый душ или массаж).
Распорядок дня в ДОУ
Одна из основных задач детского сада — удовлетворение всех потребностей организма дошкольников, укрепление их здоровье, а также формирование полезных культурно-гигиенических навыков. При составлении конспекта режимных моментов в старшей группе можно ориентироваться на следующую таблицу.
Деятельность | Временные рамки (согласно программе «Истоки») |
Прием детей, их осмотр, свободные игры | 7.00 — 8.20 |
Зарядка | 8.20 — 8.30 |
Завтрак | 8.30 — 9.00 |
Образовательная деятельность вместе с подготовкой и перерывами | 9.00 — 10.30 |
Прогулка | 10.30 — 12.20 |
Возвращение в группу, раздевание | 12.20 — 12.35 |
Обед | 12.35 — 13.00 |
Тихий час | 13.00 — 15.00 |
Подъем и закаливание | 15.00 — 15.30 |
Полдник | 15.30 — 15.50 |
Свободные игры | 15.50 — 17.00 |
Прогулка, уход ребятишек по домам | 17.00 — 19.00 |
Педагог должен поощрять активность и самостоятельность воспитанников, организуя их деятельность в режимных моментах. В старшей группе ребятишки уже умеют умываться и одеваться, аккуратно принимать пищу. Необходимо закрепить достигнутые результаты, а также постепенно усложнять задачи.