Планирование задач непосредственно образовательной деятельности

Воспитание детей дошкольного возраста – это общая цель всех работников детских образовательных учреждений. Она достигается путем решения множество более мелких взаимосвязанных задач. Поскольку перед педагогами ставится приоритет непрерывности образовательного и воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях и школах, решение этих задач одинаково важно и для сотрудников ДОУ, и для преподавателей начальных классов школы.

Главной целью воспитания в детском дошкольном учебном заведении ставится получение всесторонне развитой, свободной, социализированной и успешной личности. Для этого необходимо объединить усилия многих представителей педагогической профессии, работающих в детском образовательном учреждении. Результатом такой работы должно быть получение желаемого, то есть выпуск из детского сада детей, полностью подготовленных к школе, самостоятельных, социализированных, оформившихся как творческие, свободные личности. Для этого необходимо грамотно определить основные задачи воспитателя и успешно решить их.

Что входит в основные задачи работы воспитателя

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении достаточно сухо сформулированные следующие основные задачи деятельности воспитателя ДОУ:

  • Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного, художественного и физического развития воспитанников.
  • Воспитание любви к Родине, семье, окружающей природе, уважение свобод и прав личности с учетом возраста воспитанника.
  • Коррекция имеющихся недостатков в воспитании и поведении детей дошкольного возраста.
  • Охрана жизни, обеспечение безопасности, укрепление физического и психического здоровья.
  • Взаимодействие с родителями или опекунами воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.
  • Оказание методической помощи, проведение консультаций с родителями или опекунами воспитанников по различным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В этом документе основные воспитательные задачи сформулированы предельно кратко, в сжатой форме. На самом деле в каждом пункте содержится очень много дополнительных задач, успешно решать которые жизненно важно для достижения основного результата.

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните!материал по теме

ПАМЯТКА

для воспитателей ДОУ

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните:

  • Цель всегда одна.
  • Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
  • Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о …»

«Создать условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о …»

«Расширить знания детей0 … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

  • Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
  • Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
  • — если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.

— если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.

  • Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
  • Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

— если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.

— если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.

При планировании хода непосредственно образовательной деятельности помните:

  • НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

— организационный момент;

— актуализацию имеющихся знаний;

— сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;

— сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);

— итог НОД.

  • Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.

В ходе НОД помните:

  • В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
  • Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
  • Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
  • Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»

При подведении итога НОД помните:

  • Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
  • Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
  • Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.

Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно получится!!!

Особенности выполнения основных задач воспитателя

Четко сформулированные задачи, стоящие перед воспитателями детского сада, облегчают выполнение их сложной и ответственной работы. Однако их грамотное решение невозможно без главного условия – любви к детям. Каждый воспитатель должен быть в первую очередь человеком, полностью преданным своей работе, тогда для него не станут препятствиями трудности, которые часто встречаются в воспитательной и образовательной деятельности.

В своей работе каждый педагог фактически решает одну основную задачу – сформировать и воспитать полноценную, самодостаточную творческую личность. Дошкольный возраст – самое благоприятное для этого время. Малыши, приходящие в детский сад, прекрасно воспринимают любую информацию, а взрослый человек, обладающий авторитетом, служит для них образцом для подражания. Именно поэтому для воспитателей важно стать таким образцом вместе с родителями и другими ближайшими родственниками воспитанника.

А это указывает на тот факт, что в достижении основных задач воспитания педагогу и воспитателю ДОУ приходится много времени и сил уделять не только работе непосредственно с детьми, но и заниматься собственным развитием. Воспитатель не может остановиться на каком-то этапе самообразования и самообучения, иначе он безнадежно отстанет от постоянно развивающейся и прогрессирующей педагогической науки. Решение важнейших задач воспитания и образования напрямую связано с профессиональной грамотностью, педагогическим опытом и умением применять полученные прогрессивные навыки и умения на практике.

Для решения основных задач, стоящих перед каждым воспитателем детских дошкольных учреждений, потребуется следующее:

  • Отличная профессиональная подготовка. Государство позаботилось о том, чтобы наших детей воспитывали люди со средним или высшим педагогическим образованием, что уже обеспечивает необходимую профессиональную базу.
  • Постоянное повышение уровня квалификации. Для этих целей используется аттестация как способ проверки профессионального соответствия педагога, а также прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки, обеспечивающее современный уровень профессионального педагогического мастерства.
  • Участие во всевозможных состязаниях, мастер-классах и конкурсах также служит для роста профессионального таланта воспитателя и развития его новаторских возможностей.
  • Работа с родителями. Это важный пункт в свете достижения основных задач воспитателя детского сада, так как и семья, и ДОУ должны действовать единым фронтом, следовать общим методикам воспитания и поддерживать друг друга для получения максимального эффекта. Зачастую этот пункт является одной из самых труднодостижимых задач, потому что семьи все разные, и далеко не во всех хотят прислушиваться к рекомендациям и советам работников детского образовательного учреждения.

От воспитателя детского сада требуется множество различных знаний и умений. Например, для решения задачи сохранения здоровья и безопасности детей он должен отлично знать все требования инструкции по охране жизни воспитанников. Для собственной безопасности и защиты других взрослых необходимо точно следовать инструкции по охране труда воспитателей. Кроме этого, ему необходимо иметь основы знаний других профессий, например, уметь выявить заболевшего ребенка, чтобы изолировать его и предотвратить вспышку заболевания во всем коллективе, понимать, как оказать первую помощь пострадавшему и многое другое. Все это требует постоянной работы над собой.

Решение основных задач воспитания детей в ДОУ для воспитателя означает постоянное совершенствование своих знаний, достижение значительного педагогического успеха, развитие личных качеств и талантов.

Задачи обучения дошкольников.

3

1. Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем.

2. Развитие общего кругозора детей.

3. Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности (двигательную, художественно-эстетическую, познавательную, игровую, трудовую, конструктивную и др.).

4. Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.

5. Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (готовить место для занятий, планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты деятельности, работать совместно и индивидуально).

6. Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу.

7. Развитие любознательности и познавательных интересов детей.

8. Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки.

9. Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно- познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к взаимодействию с педагогом в процессе обучения.

10. Формирование общей и специальной готовности детей к школьному

обучению.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка – основа современного обучения дошкольников.

Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослого и ребенка

Цель:вооружить детей ЗУНами, привить послушание.

Задача:реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.

Лозунг– «Делай, как я».

Способы взаимодействия:наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Активность детей подавляется.

Тактика –диктат и опека.

Результат:взаимное отчуждение взрослых и детей.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей – основа обучения дошкольников (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)

Цель: содействовать становлению ребенка как личности.

Задачи: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности).

Принцип взаимодействия: «Не рядом и не над, а вместе».

Способы взаимодействияпредполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера.

Тактика –сотрудничество.

Ожидаемые результаты:расширение прав ребенка; преодоление возможного эгоцентризма детей, формирование коллектива; развитие познавательных и творческих способностей, раскрепощение воображения и мышления.

Основные принципы обучения детей дошкольного возраста:

1. Принцип воспитывающего обучения. В основе единства воспитания и обучения – идея обогащения духовного мира ребенка.

2. Принцип развивающего обучения. Предполагает обучение на высоком уровне трудности, с опорой на зону ближайшего развития с использованием приемов активного обучения.

3. Научности.

Согласно исследованиям А. П. Усовой, в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знаниями о внешних качествах и свойствах предметов и явлений без выделения их существенных признаков; следует давать теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями.

4. Наглядности.

Соответствует основным формам мышления дошкольников (наглядно-действенное, наглядно-образное).

5. Активности и сознательности.

Использование занимательного и игрового материала, включение в ход обучения разнообразных действий ребенка (обследование, игровые действия, упражнения с материалом), чередование обучения детей рациональным способам решения задач с выполнением заданий творческого характера.

6. Систематичности и последовательности.

Последовательность обучения заложена в программе по каждому разделу (постепенный переход от одних знаний к другим, их расширение, усложнение).

7. Прочности.

Необходимо постоянное повторение с целью лучшего запоминания, использование разнообразных методов.

8. Доступности.

Соотнесение содержания, объема знаний с уровнем развития, подготовленности детей.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]