Активные методы обучения в детском саду Семинар для педагогов. — презентация


Активные методы обучения в детском саду Семинар для педагогов. — презентация


Активные методы обучения в детском саду Семинар для педагогов

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.

Таким образом, активные методы обучения — это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС — сиди и слушай» к активному: «ДИД — думай и делай! »

К активным методам обучения относятся: — проблемные ситуации, -обучение через деятельность, -групповая и парная работа, -деловые игры, -драматизация, театрализация, -творческая игра «Диалог», -«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, -метод проектов, -методы удивления, любования, уверенности, успеха, -метод эвристических вопросов, -игровое проектирование и другие.

Метод проектов — это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность

Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

. Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Моделирование — метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях — реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.

Метод любования — это эмоциональная форма усвоения нового. Под музыку П.И. Чайковского прочитать стихотворение Зимняя дорога А.С. Пушкина, затем любовались с детьми зимними пейзажами, восхищались красотой русской природы.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: -групповая форма организации работы участников образовательного процесса; -использование деятельностного подхода к обучению; -практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; -игровой и творческий характер обучения; -интерактивность образовательного процесса; -включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; -использование знаний и опыта обучающихся; -активизация в процессе обучения всех органов чувств; -рефлексия процесса обучения его участниками.

АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: -активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;

— развивают партнерские отношения; — повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; — обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся

Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Методы строго упорядоченного выполнения упражнений

К данной разновидности методов относятся следующие:

  1. Метод обучения выполнению двигательного действия в целом. Он предполагает, что двигательное действие осваивается в его полном виде, ориентируясь на достижение конкретной образовательной задачи. Сюда можно отнести имитационные методы обучения, основанные на подражании действий животного мира. Это особенно актуально при освоение общеразвивающих упражнений, а также обучении различным видам ходьбы и бега;
  2. Метод обучения выполнения упражнения по частям. Он предполагает обучение выполнению любого двигательного действия при предварительном разделении его на отдельные компоненты, их полноценном освоение и компоновке в единое двигательное действие. Эти методы используются при необходимости разделение движения на части, чтобы облегчить освоение его выполнения дошкольниками;
  3. Метод принудительно-облегчающего выполнения двигательного действия. Он предполагает создание для ребенка внешних ориентиров, которые оказывают ему поддержку при совершении движения с конкретными параметрами, а также создание всех условий, которые помогут ребенку исполнить действие. В качестве внешних ориентиров, могут быть применены тренажеры, слуховые и визуальные ориентиры. Они помогают в освоении дошкольниками ритма, темпа, динамики выполнения упражнения, а также дают детям наглядное представление о том движении, которое необходимо выполнить;
  4. Равномерные метод. Он предполагает непрерывное выполнение одного упражнения в течение конкретного временного промежутка в едином темпе, ритме, с одинаковой интенсивностью и амплитудой движений. Применение этого метода актуально при совершении бега, обучения плаванью или катанию на лыжах. В таких упражнениях присутствует кардио-нагрузка, что помогает в развитии выносливости у ребенка;
  5. Переменный метод. Он предполагает выполнение одного упражнения в течение конкретного временного промежутка с изменением его интенсивности, темпа, ритма, скорости совершения тех или иных движений, изменение техники совершения движений. Актуально применение этого метода при беге с ускорением, выполнении упражнений в разном темпе.

Методы неупорядоченного выполнения упражнений

К данной группе методов относятся такие методы и приемы обучения, которые помогают не только в развитии физической силы и выносливости ребенка, но и формировании соревновательного духа. К ним относятся:

  1. Игровые методы. Они предполагают обучение детей выполнению физического упражнения или отдельного двигательного действия в игровой форме. Такая форма обучения характеризуется наличием яркого эмоционального окраса и творческого компонента деятельности. Выполнение упражнений имеет изменчивый характер и неупорядоченный характер движений и действий. При этом, игровые методы предполагаю применение комплексного подхода к обучению т.е. дети осваивают разнообразные двигательные навыки и формируют различные физические свойства. Игровая форма обучения физическому упражнению имеет сюжетное содержание;
  2. Соревновательные методы. Они предполагают обучение выполнению физического упражнения путем использования приемов соревновательного действия. Физические действия и их выполнение в течение учебного занятия полностью отражает его целевое назначение и содержание. Учебное занятие строится в виде соревновательного действия. Дети стремятся максимально использовать свои физические навыки и способности, чтобы одержать победу в соревновании. Применение метода характеризуется возможностью контроля за нагрузкой детей и развитие высокого уровня спортивной подготовки ребенка.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]