Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3 7 лет. Сборник игр и упражнений (5 стр.)


«Мы по Африке гуляли» (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.) И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.) Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.) И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.) Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.) Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.) Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.) И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Картотека малоподвижных игр в детском саду

С младшими воспитанниками проводятся игры на основе фольклорного материала. Рекомендуется использовать музыкальное сопровождение для малоподвижных игр: инструментальные мелодии в медленном темпе, народные песни, записи звуков природы.

Старшие дошкольники часто проводят подвижные игры во время самостоятельных занятий. Сориентировать их в необходимости перехода от игры с высокой интесивностью к малоподвижной также помогает музыкальный фон. Звучит музыка в быстром темпе — игры соответствующие, музыка медленная — пора играть спокойнее.

Представленная ниже подборка игр составлена на основе программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» и методического пособия О. Е. Громовой «Подвижные игры для детей ФГОС ДО».

Игра должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Игры для детей 1,5–4 лет

В первой и второй младших группах рекомендуются к проведению следующие малоподвижные игры:

  • «Все котятки мыли лапки»;
  • «Где же ручки»;
  • «Жили-были зайчики»;
  • «Зайка»;
  • «Карусели»;
  • «Котик к печке подошёл»;
  • «Кошка выпускает коготки»;
  • «Ладушки»;
  • «Летает — не летает»;
  • «Мыши и кот»/«Цапки» (вариант, где мышки — это пальчики детей);
  • «Найди игрушку»;
  • «Найди свой цвет»;
  • «Повстречались два…»;
  • «Раздувайся, пузырь»;
  • «Солнышко и дождик»;
  • «Тишина»;
  • «Ты медведя не буди!»;
  • «Холодно — тепло»;
  • «Шалтай-Болтай»;
  • «Шёл король по лесу»;
  • «Это глазки, вот, вот!».

Примеры подборок игр с подробным описанием для воспитанников младших групп:

  • Картотека малоподвижных игр в первой младшей группе (Сорокина Т. С.);
  • Игры малой подвижности с детьми второй младшей группы (Тарарухина Т. В.).

Фотогалерея: примеры карточек с описаниями игр


Игра «Где же ручки?» предназначена для самых маленьких детей, рекомендуется играть в неё сначала подгруппами по 2–3 человека


Игра «Зайчик» развивает крупную моторику малышей


«Ладушки» разучивают в паре: ребёнок и воспитатель


Игра «Вышел дождик погулять» развивает скорость реакции и мелкую моторику


Игра «Найди свой цвет» развивает внимание малышей


«Раздувайся, пузырь!» — популярная игра в ДОУ, её проводят на занятиях, праздниках, прогулках


В игре «Солнышко и дождик» дети ритмично двигаются и учатся играть с атрибутом (зонтиком)


Дети тренируются ходить колонной в игре «Тишина»


Игры с поиском игрушек развивают внимание детей


Ри проводится в форме хоровода с движениями по тексту


Игра по стихотворению «Шалтай-Болтай» направлена на снятие мышечного напряжения

Игры для детей 4–7 лет

С воспитанниками средней, старшей и подготовительной групп можно проводить разнообразные малоподвижные игры, среди которых:

  • «Верёвочка»;
  • «Воздушный шар»;
  • «Где постучали?»;
  • «Запрещённое движение»;
  • «Зеркало»;
  • «Как живёшь?»;
  • «Карлики и великаны»;
  • «Кого не стало?»;
  • «Колечко»;
  • «Кто я в семье?»;
  • «Лён»;
  • «Медленная черепаха»;
  • «Море волнуется, раз!»;
  • «Найди себе пару»;
  • «Найди и промолчи»;
  • «Ни зги не видно»;
  • «Нос-ухо-нос»;
  • «По дорожке»;
  • «Путешествие в Москву»;
  • «Съедобное-несъедобное»;
  • «Три движения»;
  • «Флюгер»/«Четыре стихии»;
  • «Шарик».

Пример картотеки игр для старших дошкольников можно посмотреть здесь (автор — Сяпкаева О. С.).

Фотогалерея: карточки с описаниями игр


Игра «Верёвочка» способствует выработке красивой осанки и развитию чувства равновесия


Игра «Удочка» развивает внимательность и скорость реакции, тренирует в прыжках на месте


Игра «Воздушный шар» развивает одновременно речевые и двигательные умения


Играя в «Зеркало», ребята развивают внимательность


Игра «Запрещённое движение» развивает слуховое внимание и память


В игре «Как живёшь?» детям предоставляется свобода в изображении движений по тексту


«Карлики и великаны» — ещё одна забавная игра на внимательность и скорость реакции


Существуют разные варианты игры «Колечко», в малоподвижной версии получившему колечко не нужно убегать


«Море волнуется» — одна из самых популярных игр малой подвижности


В спокойном варианте игры «Найди себе пару» бег заменён на ходьбу


В игре «По ровненькой дорожке» дети совершенствуют умение согласовывать движения с текстом


Наверное, нет такого ребёнка, который бы не знал игру «Съедобное-несъедобное»


В игре «Четыре стихии» используется замена слов на цифры, что активизирует мыслительную деятельность детей


«Кто я в семье?» — пример сочетания в подвижной игре познавательного элемента


Игра «Найди и промолчи» часто проводится на завершающем этапе физкультурного занятия

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один. (Хлопают.) Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.) Играть хотим. Только надо Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.) Мяч кто будет (Топают на каждое слово.) Догонять. (Приседают.)

«Пять имен» (игра для детей 5–7 лет)

Дети делятся на две команды.

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями.

По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто.

Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

«Три, тринадцать, тридцать» (игра для детей 5–7 лет)

Выбирают водящего. Играющие становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий стоит в центре круга. При первом проведении игры желательно, чтобы водящим был воспитатель.

Педагог объясняет, что если он скажет: «Три» – все играющие ставят руки в стороны; если он скажет: «Тринадцать» – все ставят руки на пояс; если он скажет: «Тридцать» – все поднимают руки вверх (можно выбрать любые движения).

Воспитатель быстро называет то одно, то другое движение. Игрок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда в кругу останутся 1–2 игрока, игра заканчивается; объявляются победители.

Проведение малоподвижных игр в детском саду

Игры малой подвижности в ДОУ организуются несколько раз в течение дня:

  • в заключительной части физкультурного занятия или досуга, чтобы привести в относительно спокойное состояние воспитанников;
  • на прогулке после помощи в уборке или облагораживании участка, после игры высокой подвижности;
  • в середине занятия познавательной и художественной направленности для снятия умственного и мышечного напряжения;
  • вне режимных моментов: после прогулки, после уборки группового помещения, во время спокойных занятий во второй половине дня;
  • на утренниках и праздниках.

Игры малой подвижности проводятся во время тематического досуга

Педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия). Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно обязан выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения. Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Разрешается показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты), предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.

Воспитатель передаёт детям собственный игровой опыт, учит ребят тому, что умеет сам

Таблица: этапы проведения малоподвижной игры

Этап проведения игрыМладшие группыСредняя, старшая, подготовительная группы
Сбор на игру
  • Звуковой сигнал: колокольчик — для младших, свисток — для старших.
  • Сюрпризный момент: письмо или видеопослание от вымышленного персонажа,
  • посылка,
  • появление сказочного героя.
Вводный этап, мотивирующее начало
  • Знакомство с содержанием «сюрприза» (если сбор был по сюрпризному моменту): просмотр видеопослания,
  • зачитывание письма,
  • изучение содержимого посылки, беседа со сказочным персонажем.
  • Рассматривание фотографий или просмотр ролика, где другие дети играют в конкретную игру; проведение беседы.
  • Выразительное исполнение песни или стихотворения педагогом по теме игры (кратко).
  • Угадывание названия игры по картинкам (если дети будут участвовать в знакомой игре).
ОбъяснениеВоспитатель объясняет игру во время её проведения: показывает движения, даёт сигнал к смене действий.
  • Педагог сообщает название игры: «Как сеют мак».
  • Излагает содержание: весной крестьяне готовили поля и засевали на них мак.
  • Объясняет правила: дети встают в круг, ведут хоровод «по солнцу» (по часовой стрелке) и выполняют движения-имитации, которые звучат в песне.
  • Задаёт несколько вопросов на закрепление правил: В какую сторону будет двигаться хоровод? (По солнцу).
  • Какие движения будут показывать ребята? (Посев).
  • Если игра знакомая, то после сообщения названия задаются вопросы на знание правил.
Игра
  • Роль ведущего выполняет педагог.
  • Он же поёт песню, проговаривает текст (если есть в содержании игры), дети вторят.
  • Во второй младшей группе, когда дети несколько раз повторили игру, ведущим назначается кто-то из детей.
  • Воспитатель является участником игры и одновременно наблюдателем.
  • Во время знакомства с игрой воспитатель выполняет роль ведущего.
  • В повторных играх дети выбирают ведущего самостоятельно при помощи считалки.
  • Педагог активно наблюдает за ходом игры: даёт подсказки, подбадривает, направляет ход игры, помогает избежать ссор.
Завершение
  • Отклик на сюрпризный момент: ответ на письмо, например.
  • Воспитатель благодарит ребят за участие в игре.
  • Отклик на сюрпризный момент.
  • Подведение итогов игры: была ли она интересна, какие эмоции возникали у участников, каким образом можно разнообразить игру (добавить персонажные маски или музыкальное сопровождение).

Длительность малоподвижных игр

Длительность игры от момента сбора участников определяется с учётом возраста детей:

  • в младших группах — не более 10 минут;
  • в средней — 12 минут;
  • в старшей и подготовительной — 15 минут.

Таблица: временной план игры «Солнышко и дождик» в первой младшей группе

Этап игрыСбор и вводный этап: получение посылки с зонтикомОбъяснение правилИграЗавершение: воспитатель делает фото ребят с зонтиком, чтобы отправить в конверте сказочному отправителю посылки
Длительность1 минута1 минута4 минуты1 минута

Ребята изучают новый атрибут и учатся с ним играть во время первого знакомства с игрой «Солнышко и дождик»

Таблица: временной план игры «Море волнуется, раз!» в средней группе

Этап игрыСбор и вводный этап: в гости к ребятам приходит царь НептунОбъяснение правилИграЗавершение: Нептун беседует с ребятами, понравилась ли им морская игра
Длительность1 минута2 минуты6–7 минут2 минуты

В игре «Море волнуется, раз» дети не просто принимают позы, а фантазируют — как можно представить морское животное

Таблица: временной план игры «Летает — не летает» в старшей группе

Этап игрыСбор и вводный этап: письмо от насекомых из сказочного леса (картинки всех животных и объектов, которые считают себя летающими)Объяснение: беседа по вопросам о правилах знакомой игрыИграЗавершение: ребята составляют ответ насекомым, прилагая карточки летающих объектов
Длительность2 минуты2 минуты7–8 минут2 минуты

Игра «Летает — не летает» закрепляет знания детей об объектах окружающего мира

Таблица: пример конспекта игры малой подвижности для детей 5–6 лет

АвторНутикова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №198, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Название«Мухомор»
Цель игры
  • Развитие основных видов движения (ходьба);
  • развитие музыкального слуха, восприятия.
Подготовка к игре
  • Изготавливаются атрибуты (шляпа мухомора, которая может быть изготовлена как самостоятельно воспитателем, так и совместно с детьми).
  • На этапе предварительной подготовки к игре с воспитанниками может быть разучено стихотворение.
МатериалКонус из пластмассы или картона высотой 40–50 см, к верхней части которого прикреплён кружок из красного картона с нарисованными на нём белой гуашью крапинами (диаметр кружка 10–15 см).
Ход игры
  1. Вводный этап. В.: Дети, я хочу вам рассказать удивительную историю. Однажды я шла по лесу и собирала разные грибы. Какие грибы вы знаете? (Ответы детей). Вот так однажды я бродила по лесу, и мне попался один удивительный гриб. Отгадайте, дети, о каком грибочке я говорю? Воспитатель загадывает загадку. <�…> В.: Верно, это мухомор. Далее воспитатель рассказывает стихотворение о мухоморе. <�…> В.: Вот такой мухомор мне повстречался по дорожке. (Показывает объёмный мухомор). Дети, почему мы не собираем в лукошко мухоморы? (Ответы детей).
  2. Объяснение содержания и правил игры. В.: Посмотрите, на нашем участке вырос мухомор. Давайте встанем вокруг него в круг и возьмёмся за руки. Мы вместе будем произносить стихотворение и водить хоровод. Как только стихотворение закончится, вы начнёте двигаться, приплясывать, вокруг «мухомора». Но не просто так. Ваша задача — стараться подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встаёт около меня. Нельзя толкать друг друга, специально поддаваться. Игра продолжается до тех, пока не останется 3 игрока. А стихотворение такое:
      Перед нами бор, А в бору мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмёт, Тот из круга уйдёт. Вариант усложнения игры: движения детей ограничиваются сигналом бубна.
  3. Проведение игры с 3–4 повторениями по желанию детей.
  4. Подведение итогов игры. В.: Какие вы все сильные, ловкие, умелые! Отдельно воспитателем выделяются дети, строго следовавшие правилам игры, которые были вежливы в игре. В.: Давайте нарисуем целую полянку грибов. Вот вам мелки.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnaja-igra-maloi-podvizhnosti-muhomor.html

Приведённый план-конспект описывает основные этапы организации и проведения подвижной игры с дошкольниками.

Плюсы разработки:

  • описание изготовления игрового материала (мухомора);
  • добавление усложнённого варианта игры;
  • указание в завершающем этапе игры перехода к самостоятельной творческой деятельности (рисование мелками).

Недочёт конспекта усматривается в одной из поставленных к игре целей: «развитие музыкального слуха, восприятия». Непонятно, каким образом во время описываемой игры развивается музыкальный слух. Дети произносят стихотворный текст, песни не поются. О привлечении музыкального сопровождения автором не говорится. Использование бубна нельзя считать за музыкальных элемент, так подаётся запрещающий сигнал по правилам игры.

Для хороводной игры «Мухомор» может быть использована песня Г. Вихарёвой «Мухоморчики-грибы».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]