Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста


Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Ольга Александровна Рябцева

Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.

Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. При написании программы детского сада необходимо учитывать специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. (Приложение 1)

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Социокультурное развитие тесно связано с воспроизводством общепринятых норм и правил, с помощью которых обеспечивается сохранения традиция народов. Ведь традиция — это «ценностная социокультурная коммуникация между поколения ми людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Известны работы многих исследователей по социокультурныму развитию (Н. Я. Большунова, Т. В. Соколова, К. И. Чижова, С. В, Каганович и др.). Они отмечают, что Социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтении и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др., которые должны быть в системе дошкольного образования. (Приложение 2,3)

Ведь проведение праздников, чтение народных сказок и т. д. — это коммуникативное событие, он обеспечивает дошкольникам познание культурных ценностей своего народа.

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. При приобщении детей дошкольного возраста к русской культуре, необходимо обозначить содержание, которое будет доступно дошкольнику.

На начальном этапе важно определить уровень социокультурного развития детей с помощью различным методик (например: Н. И. Попомнящая «Предметные картинки»

,
«3 вопроса»
; О. А. Орехова
«Домики»
и т. д.). Они позволяют понять те духовные
ценности, личностные отношения (пища, сон, отдых; мир вещей, животные; игра; родные, друзья; явления окружающего мира, путешествия; учеба, труд, досуг; профессия; искусство, наука; чувства человека и др., которыми дошкольник уже обладает, и, соответственно, построить свою работа в правильном ключе.
В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, Главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.

В образовательной деятельности детского сада важно определить проблему,которую в дальнейшем необходимо решить: это во-первых восприятие общечеловеческих нравственных ценностей (добро, зло, дружба, вежливость, совесть, любовь и мн. др.)

.

У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада.

При соблюдении вышеперечисленных требований дошкольники без проблем освоят систему социокультурных ценностей, у них будут развиты коммуникативные умения (слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться и мн. др., у детей будут развиты: речевое взаимодействие; мотивация к общению, самоконтроль, самостоятельность и т. д.

Список использованной литературы

1. Захарова Л. М., Пурскалова Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] /https://www.teoria-practica.ru

2. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69 – 74.3.

3. Кутырева С. И. Методическая разработка проектной деятельности по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Живем вместе»

[Электронный ресурс]/ https://nsportal.ru/detskii-sad

4. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] / https://www.maam.ru/detskijsad

5. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания [Электронный ресурс] / https://www.dissercat.com

Приобщение к социокультурным ценностям.

Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 АрхитектураБиологияГеографияДругоеИностранные языки
ИнформатикаИсторияКультураЛитератураМатематика
МедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогика
ПолитикаПравоПрограммированиеПсихологияРелигия
СоциологияСпортСтроительствоФизикаФилософия
ФинансыХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Характеристика возрастных особенностей воспитанников группы. | Организация режима пребывания детей в ДОУ. | Система закаливающих мероприятий | Формирование основ безопасности. | Расписание непосредственно образовательной деятельности | Ребенок в семье и сообществе. | Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. | Формирование основ безопасности. | Ознакомление с миром природы. | Региональный компонент. |

Понятие «Социокультурные ценности» в соответствии ФГОС в ДОУ Воспитатель: Чикличеева Г.Ш.

Слайд 1

МБДОУ Детский сад « Теремок » Понятие «социокультурные ценности» в соответствии ФГОС Воспитатель : Чикличеева Г.Ш.

Слайд 2

В ФГОС ДО: 1.4 . Основные принципы дошкольного образования: 6 ) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Слайд 3

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 8) формирования социокультурной среды , соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Слайд 4

В образовательных областях: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Познавательное развитие представления о социокультурных ценностях нашего народа

Слайд 5

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:  специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;  выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;  сложившиеся традиции Организации или Группы.

Слайд 6

Культура (лат. – возделывание) – это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, которые используются людьми для совершенствования и развития общества.

Слайд 7

КУЛЬТУРА материальная социальная духовная

Слайд 8

Социальная культура – это элемент всей духовной жизни общества. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, защищает социум.

Слайд 9

Социокультурное развитие связано с воспроизводством общественных норм и правил, способов деятельности, которые обеспечивают непрерывность функционирования человеческого общества, то есть воспроизводства его культуры.

Слайд 10

Классификация ценностей . Витальные Социальные Политические Моральные Религиозные Эстетические

Слайд 11

ВИТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНЬ ЗДОРОВЬЕ ТЕЛЕСНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ БЛАГОСОСТОЯНИЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА (СЫТОСТЬ, ПОКОЙ, БОДРОСТЬ) СИЛА ВЫНОСЛИВОСТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПРИРОДНАЯ СРЕДА ПРАКТИЧНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Слайд 12

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДОЛЮБИЕ БОГАТСТВО РАБОТА СЕМЬЯ ЕДИНСТВО ПАТРИОТИЗМ ТЕРПИМОСТЬ ДИСЦИПЛИНА ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ СКЛОННОСТЬ К РИСКУ РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО ПОЛОВ СПОСОБНОСТЬ К ДОСТИЖЕНИЯМ ЛИЧНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 13

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СВОБОДА СЛОВА ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ ЗАКОННОСТЬ ПОРЯДОК ХОРОШИЙ ПРАВИТЕЛЬ КОНСТИТУЦИЯ ГРАЖДАНСКИЙ МИР

Слайд 14

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ДОБРО ЛЮБОВЬ ДРУЖБА ЧЕСНОСТЬ ВЕРНОСТЬ БЛАГО ДОЛГ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ БЕСКОРЫСТИЕ УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ ПОРЯДОЧНОСТЬ ЧЕСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Слайд 15

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ Бог СПАСЕНИЕ ВЕРА БЛАГОДАТЬ Священное писание и Предание РИТУАЛ БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН

Слайд 16

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КРАСОТА ПОДРАЖАНИЕ СЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ СТИЛЬ ГАРМОНИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Опубликовано в 2022, Выпуск № 2(56) Февраль 2022, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Губанова Н.Ф.

Кандидат педагогических наук, Государственный социально-гуманитарный университет

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы социокультурного развития дошкольников в театрализованной игре. Художественно-творческое начало подобных видов игр позволяет ребенку получить подлинное общение с искусством, войти в ситуацию творчества и преобразования, овладеть умениями и способами построения игры и ее составляющих компонентов (сюжета, игровых действий, игрового поведения). В статье представлена педагогическая технология социокультурного развития дошкольников средствами художественно-творческой игры, даны задачи развития, описаны этапы и результаты работы, отражена образовательная деятельность с детьми.

Ключевые слова: социокультурное развитие, художественно-творческая (театрализованная) игра, педагогическая (игровая) технология, дошкольники.

Gubanova N.F.

PhD in Pedagogy, Associate professor, State University of Social Studies and Humanities

SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH PLAY TECHNIQUES

Abstract

The issues of preschool children’s sociocultural development within the theatricalized play are viewed in the article. Artistic and creative origins of such plays help the child to learn the art authentically, to enter the situation of creativity and transformation, to master the methods of building the play and its components (the plot, the play action, the play behaviour). The article shows pedagogical technique of sociocultural development by means of artistic and creative play, provides the goals of development, describes stages and results of work, covers educational actvity with children.

Keywords: sociocultural development, an artistic and creative play (a theatricalized play), a pedagogical technique (a play technique), preschool children.

В современном обществе воспитание и обучение личности можно рассматривать как положительное и успешное только на основе приобщения ее к ценностям окружающего мира, формирования доверительного отношения к жизни, к людям, проявления интереса к социальным и культурным достижениям, развития жизнетворческого сознания и поведения, гражданской позиции. Необходимо специально проектировать положительное социокультурное развитие детей, заботясь об органичном введении дошкольников в сложный мир человеческих взаимоотношений.

Вопросы социокультурного развития дошкольников изучали ученые Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.С. Собкин и др., в трудах которых раскрыты механизмы социализации личности, привития культурных норм, творчества как социокультурной деятельности. В процессе социокультурного воспитания ребенок наблюдает поведение взрослых в условиях нормативных ситуаций и считывает тип поведения; в дальнейшем он поступает так, как требует ситуация; столкновение форм поведения (наблюдаемого и реального) способствует продвижению личности в культурном направлении.

В дошкольном детстве большое значение имеет учет сензитивных периодов как времени особой чувствительности ребенка к определенным воздействиям; для социокультурного развития дошкольная пора является временем проб и экспериментов, когда у малыша появляется стремление к самостоятельности, используя это, взрослый может помочь в пробуждении детской инициативы.

Социокультурное развитие ребенка происходит в наиболее приемлемых для них деятельностях через игру, коммуникацию, учение, труд, эстетические занятия. Игра и коммуникация являются ведущими в этом процессе, так как обеспечивают появление основных новообразований, удовлетворяют потребности и возможности ребенка, представляют доминирующий тип отношений ребенка с окружающими.

Игровая деятельность служит способом познания мира, способствует становлению самостоятельности в оценке происходящего; в игре ребенок по-своему воссоздает фрагмент действительности, создает игровую ситуацию «как будто» и делает это, соотносясь с собственными желаниями, видением, умениями. Игровое общение позволяет участникам координировать свои действия, соизмерять желания, считаться с мнением другого.

Общение позволяет ребенку решать множество коммуникативных задач (управлять действиями партнеров, контролировать их поведение, оценивать качество процесса и его результат и т.д.); именно через коммуникацию формируются разнообразные формы поведения (дети могут высказывать свое мнение, говорить о том, что их волнует, быть выразительными, отвечать утвердительно или не соглашаться и пр.). Коммуникативные связи помогают ребенку взаимодействовать с другими людьми (сверстниками, взрослыми), и в этом плане речевое общение ведет развитие ребенка за собой. При этом он усваивает родной язык, его нормы, а также выразительные средства, может их использовать при общении.

Ситуация игры и общения как целостная педагогическая ситуация помогает педагогу определить обстановку взаимодействия взрослого и ребенка, поставить круг учебно-воспитательных задач, добиться их решения, проанализировать результативность воспитательных влияний и учесть это в последующих ситуациях.

Рассмотрим пример технологии.

Педагогическая технология социокультурного развития дошкольников средствами художественно-творческой игры.

Содержание.

Цель использования: Социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой игры.

Алгоритм применения:

1 этап. Организация условий для полноценного восприятия детьми художественно-творческого действа (спектакля).

2 этап. Обогащение детского опыта музыкально-художественными впечатлениями от небольших театральных постановок.

3 этап. Формирование элементарных игровых умений в художественно-творческом действе (игре).

В процессе взаимодействия происходит групповая и индивидуальная работа с детьми, осуществляется культурно-просветительская деятельность с педагогами и родителями.

Результат:

1 этап. Воспитатель организует работу по восприятию детьми 5-6 лет театрализованной игры: создает мотивирующее пространство и инициирует общение, побуждающее к восприятию.

2 этап. У детей обогащается опыт восприятия художественных произведений: эмоционально положительно относиться к показу инсценировки, адекватно отзываться на события сюжета.

3 этап. У детей формируются элементарные игровые умения в художественно-творческой игре: следить за ходом сюжета, слушать и слышать обращенную к ним речь героев, реагировать на средства художественной выразительности (интонация, темп, тембр, динамика и др.).

Во время работы со взрослыми и дошкольниками средствами художественно-творческой игры у них формируются представления, знания и умения об окружающей действительности.

Образовательная деятельность по социокультурному развитию дошкольников.

  1. Формирование музыкально-образных представлений с помощью театрализованной игры, проводимой педагогами (импровизаций, сценок, кукольных концертов и др.).
  2. Воспитание культуры восприятия художественного представления на фольклорную тематику, внимательного отношения к русскому народному творчеству.
  3. Создание эмоционально-положительной атмосферы взаимодействия с детьми.
  4. Формирование социокультурных умений и навыков в художественно-творческой деятельности: быть активно-избирательным (в разработке замысла, в выборе средств игры, взаимоотношений), входить в роли, изменять сюжет по ходу игры.

Особенности возрастного развития.

Дети 5-6 лет достаточно самостоятельны, могут создавать замысел, распределять роли и договариваться о сюжетных линиях до начала игры.

Дети осознают и выделяют реальные и игровые взаимоотношения. В игре выделяется главное игровое пространство. Дети проявляют подлинные интерес к перипетиям сюжета и к выбранным ролям. У дошкольников развивается образное мышление, позволяющее преобразовывать имеющееся пространство, первоначальный замысел, ролевое поведение. Для формирования полноценной ролевой игры детям необходимы дополнительные данные об интересующем объекте, явлениях и отношениях. У них возникает потребность к сочинительству сюжетов.

Задачи развития ребенка с помощью театрализованной игры.

  1. Продолжать воспитывать внимательное отношение детей к художественному образу. Вовлекать в игровые действия, учить проявлять активность в интерпретации действий знакомых персонажей.
  2. Побуждать к исполнению более сложных ролей. Учить игровым умениям (созданию замысла, использованию многообразия интонаций, сюжетных линий).
  3. Вовлекать детей в показ собственных инсценировок, спектаклей, небольших сценок.
  4. Создавать творческий настрой в выполнении заданий, пробуждать интерес к смене игровых позиций (инициативная – мало инициативная роль).
  5. Учить использовать оборудование для игры в новой ситуации, изменять роли, оборудование и атрибуты по ходу игры.
  6. Вовлекать детей в деятельность по изготовлению костюмов и поделок.
  7. Воспитывать творческое отношение к проигрываемым ролям, инсценировкам.
  8. Побуждать к адресной подготовке спектакля (для родителей, для сверстников).

Результаты реализации педагогической технологии.

  1. Дошкольники приобщаются к художественному действу, зрелищу как к культурному процессу.
  2. Дети учатся понимать социокультурную сторону содержания литературных источников (сказки, потешки, песенки и т.д.) за счет выразительных средств (мелодика, ритм, темп и др.).
  3. Дети учатся элементарно выразительно действовать в игровой ситуации (следить за своими движениями, мимикой лица).

В целом игра выполняет социально-культурную роль: в ней формируется эстетическое видение окружающего; её разновидность – театрализованная игра – является творческой деятельностью, позволяет сформировать не только артистизм детей, их игровые умения, но и создаёт особую, эстетическую социокультурную ситуацию, формирующую ценностно-ориентированное поведение.

Список литературы / References

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Пособие для работы с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 с.
  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности детей от рождения до школы / Н.Ф. Губанова // Подготовка студентов к овладению профессиональными компетенциями по обучению, воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников: монография / под ред. Г.С. Вяликовой; Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2015. – С. 124 – 155.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Московского университета, 1981. – 584 с.
  4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Gubanova N.F. Igrovaya deyatel’nost’ v detskom sadu. Posobie dlya raboty s det’mi 2-7 let. / N.F. Gubanova. – M. – Mozaika-Sintez:, 2015. – 128 p.
  2. Gubanova N.F. Razvitiye igrovoj deyatel’nosti detej ot rozhdeniya do shkoly / N.F. Gubanova // Podgotovka studentov k ovladeniyu professional’nymi kompetentsiyami po obucheniyu, vospitaniyu i razvitiyu doshkol’nikov i mladshikh shkol’nikov: monografiya / pod red. G.S. Vyalikovoj ; Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj sotsial’no-gumanitarnyj institut . – Kolomna, MGOSGI, 2015. – p. 124 – 155.
  3. Leontiyev A.N. Problemy razvitiya psikhiki / A.N. Leontiyev. – M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta , 1981. – 584 p.
  4. Ot rozhdeniya do shkoly. Osnovnaya obrazovatel’naya programma doshkol’nogo obrazovaniya / Pod red. N.E. Veraksy, T.S. Komarovoj, M.A. Vasil’yevoj. – 3-ye izd. ispr. i dop. – [Under the editorship of N.E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasil’yeva. – 3rd edition, revised and enlarged] M.: Mozaika-Sintez, 2016. – 368 p.
  5. El’konin D.B. Psikhologiya igry / D.B. El’konin. – 2ye izd [2nd edition]. – M.: Gumanitarny tsentr VLADOS, 1999. – 360 p.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]