Цель: знакомство с методом мнемотехники.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с мнемодорожками, как элементом мнемотехники;
- упражнять составлять предложения из 3-5 слов с опорой на символы.
Развивающие:
- развивать воображение, творческую активность;
- формировать ассоциативное мышление;
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
- совершенствовать зрительное восприятие и внимание.
Воспитательные:
— воспитывать желание общаться и дружить со сверстниками.
Материалы и оборудование: модуль или стулья для имитации корабля, указка, бутылка с письмом, мнемодорожка, мнемоквадраты, воздушные шарики, гавайки (бусы из цветов), аудиозапись с песней «Чунга-Чанга» и звуками реки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Лето
Воспитатель: А какая сегодня погода?
Дети: Жаркая, теплая, солнечная и т. д.
Воспитатель: В такую жаркую погоду приятно провести время на реке, и я вас приглашаю на речную прогулку на корабле. Проходите на палубу.
Дети под шум прибоя проходят по ребристой доске-«трапу» и располагаются на импровизированной палубе.
2. Введение в тему
Воспитатель: Вдохните прохладный речной воздух. Посмотрите на голубую гладь реки, послушайте, как плещутся волны. Смотрите, там вдали что-то плывёт (воспитатель за верёвку вытягивает бутылку, облепленную водорослями и ракушками) Давайте посмотрим, что внутри (достает письмо)
3. Рассматривание мнемотаблицы
Воспитатель: Как вы думает, что это? (вытаскивает свиток и разворачивает) Дети: послание, карта и т.п.
Воспитатель: Может быть это письмо? Но оно необычное, состоит из картинок. Давайте попробуем расшифровать картинки и прочитать письмо.
Воспитатель: Посмотрите на первую картинку-символ. Как вы думаете, кто прислал нам письмо?
Дети: Это дети: мальчик и девочка.
Воспитатель: Что они нам хотят рассказать о себе? Рассмотрите картинки одну за другой.
Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя составляют рассказ по опорным картинкам.
Дети: Они живут на необитаемом острове. У них теплая погода, жарко, светит яркое солнце. На острове живут крабы, рыбы и черепахи, растут разные фрукты: ананасы, бананы. Дети на острове любят играть в мяч, бадминтон и купаться в море.
Воспитатель: Посмотрите, как дети закончили своё послание. Что они этим нам говорят? Что обычно пишут в конце письма?
Дети: Давайте дружить! Напишите нам ответ. До свидания!
4. Физкультурная пауза
Воспитатель: А мне кажется, я знаю этих ребят. Они с острова Чунга-Чанга. Хотите вы станцевать их любимый танец? Вот вам украшения островитян (дети надевают на шею бусы из цветов, гавайки). Выходите на палубу.
Разучить веселый танец нам помогут вот такие сигнальные карточки (воспитатель показывает карточку и объясняет движение).
круговые движения руками, «моторчик» |
поднять руки вверх в правую, затем в левую сторону |
шагнуть вправо-влево, руки подняты вверх под прямым углом |
Давайте сначала выполним эти движения без музыки, а теперь с музыкой. Будьте очень внимательны, следите за сменой символов.
Воспитатель произвольно показывает карточки-символы, а дети в соответствии с ним выполняют танцевальное движение. На последнем припеве символы убираются, и дети танцуют в свободной форме.
4. Работа по составлению предложений.
Воспитатель: Ну что ж, я думаю, малышам с острова Чунга-Чанга очень понравится, как мы танцуем.
Но ведь они предложили нам дружить, и ждут ответ. Вы готовы написать им письмо?
Дети: Да
Воспитатель: Для этого разбейтесь на пары и вместе подумайте, о чём бы вы хотели рассказать своим новым друзьям? Выберите картинку, которая поможет об этом рассказать.
Дети, работая в парах, выбирают на столе любую картинку-символ и составляют с ее помощью предложение.
Воспитатель: Давайте начнем наше письмо. Я предлагаю сделать это так же, как наши друзья (прикрепляет на доске картинку с изображением мальчика и девочки). Что мы сказали?
Дети: Здравствуйте, мы тоже дети — мальчики и девочки.
Воспитатель: А теперь вы продолжайте, что еще можно рассказать нашим новым друзьям.
(Дети говорят свои предложения, опираясь на символы. Воспитатель выкладывает их на доске: Мы живём в городе. Мы любим заниматься спортом, кататься на велосипеде с горок, рисовать. У нас есть домашние любимцы: кошки, собаки, птички и т. д.)
Воспитатель: Чем мы закончим своё письмо-послание. Как попрощаемся, какими символами-рисунками это обозначим?
Дети: Давайте дружить! Ждём ответа. До свидания!
Воспитатель добавляет изображение конверта и руки.
5.Окончание занятия
Воспитатель: Наше письмо готово, теперь его можно отправлять, но как это сделать?
Дети: На самолете, бросить в бутылку и отправить по реке и т. д.
Воспитатель: Все предложенные варианты замечательные, но я хочу предложить вот такой способ.
У меня есть друзья чудесные,
Лёгкие, шустрые, полезные.
Письмецо мы к ним привяжем,
Нужный путь мы им укажем.
(Дети привязывают письмо к воздушным шарикам и отпускают в небо)
В небо, шарики, летите,
Весточку друзьям несите!
6.Подведение итогов
Воспитатель: Я надеюсь, что новые друзья получат письмо и обязательно ответят или приедут в гости, а наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться на берег.
Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Чему новому вы научились? А что показалось трудным?
На память о нашей прогулке я хочу подарить вам необычные бусы из цветов, чтобы вы рассказали о новых друзьях дома и научили танцу с острова Чунга-Чанга своих родителей и друзей.
Конспект НОД для по речевому развитию в детском саду. Старшая группа
НОД для детей старшей группы по речевому развитию «К нам гости пришли»
Цель: Стимулирование речевой активности детей. Программные задачи: • Обогащать словарный запас детей с помощью словесно – речевых игр. • Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников. • Уметь строить свое высказывание, ориентируясь на задачу общения, используя элементы доказательства, обобщения по признакам, анонимы. • Воспитывать стремление к новым достижениям. /Педагог вместе с детьми встречает гостей у входа/. Педагог: Ребята, я вам говорила, что к нам скоро придут гости. Вот они и пришли. Мы очень рады вас видеть. Мы много говорили о встрече и решили начать общение с игры – приветствия. Вы готовы с нами поиграть? У игры есть правило, а мы с ребятами знаем, что если есть правила, то их (Нужно выполнять, соблюдать, действовать). А правило такое: внимательно слушать текст и выполнять действия в соответствии с ним. Скажем, здравствуйте руками. Скажем, здравствуйте ногами. Скажем, здравствуйте глазами. Скажем, здравствуйте мы ртом. Стало радостно кругом! Педагог: Ребята, но и гости пришли к нам не просто так, они принесли вот такую коробку. Как вы думаете, что в ней может быть? ( Предположения детей). А как можно узнать? (Открыть). Ребята, у наших гостей тоже есть правило. Открыть коробку только тогда, когда выполните задания и тогда вас ждет сюрприз. А что такое сюрприз? (Неожиданность, радость). Какое принимаем решение? (Дети решают приступить к выполнению заданий). /Педагог предлагает сесть на стулья. Обращает внимание на осанку детей, на то, что нужно быть очень внимательными, не перебивать при ответе друг друга и помогать/. ЗАДАНИЕ № 1 «Послушай рассказ и ответь на вопросы». Н. Сазонова «Теплая кормушка». Была зима. Ваня шел из детского сада. Он нес в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришел Ваня домой – нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: «Вот какая теплая кормушка для птиц получилась». • Как называется рассказ? • Откуда шел Ваня? • Что он нес? • Чего не заметил Ваня? • Кто клевал пряник? • Что подумал Ваня? С первым заданием мы справились, переходим к следующему. ЗАДАНИЕ № 2 «Скажи слово противоположное по значению». Педагог: Для выполнения этого задания встанем в круг. Каждому из вас я буду называть слово, а вы говорите противоположное по значению. (Добро – зло, хорошо – плохо, друг – враг, день – ночь, мир – война, правда – ложь, богатый – бедный, тяжелый – легкий, толстый – тонкий, высокий – низкий, мокрый – сухой, большой – маленький, смеется – плачет, говорить – молчать, храбрый – трусливый, белый – черный). Педагог: Очень хорошо и мы выполняем следующее задание. ЗАДАНИЕ № 3 «Образование словосочетаний». Ребята, Давайте пройдем и сядем на стулья. Ребята для чего мы выполняем задания? Что такое сюрприз? Я хочу напомнить вам, что с места кричать не нужно, а говорим только после того, как поднимем руку. Следующее задание такое – нужно из заданных слов составить новое выражение. Например: «Дом из снега – снежный дом». • Варежка из шерсти. • Ложка из дерева. • Тропинка из леса. • Перчатки из кожи. • Дом из кирпича. • Горка изо льда. • Машина из пластмассы. Педагог: Молодцы. Осталось последнее задание. ЗАДАНИЕ № 4 «Назови общий признак предметов?». Ребята, на полу находятся карточки, на которых нарисованы круги разного цвета – это «дома». Если она разного цвета, значить они какие? (Разноцветные). У вас в руках круги таких же цветов, пройдите каждый в свой дом. А теперь задание. Нужно взять карточку внимательно рассмотреть ее и сказать, что нарисовано на карточке и что общего у этих предметов. /На карточках нарисовано: • Сапоги, соска, мяч (резиновые). • Горка, снеговик, снежинка (снег). • Нора, дом, дупло (жилища). • Яблоко, пуговица, помидор (форма). Педагог: Ну что, с заданиями мы справились. Скажите, сложно было выполнять задания? Какое задание было самое интересное? А что же нас сейчас ожидает? (Сюрприз) А что это такое? (Радость, неожиданность). Идем все открывать коробку. /Дети находят сладкие призы/.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект подгрупповой НОД по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Мой Севастополь Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с презентацией. Бажов «Серебряное копытце» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Пересказ рассказа Толстого «Умная галка»
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Толстой «Два товарища»