Что такое Гендер
Это понятие обозначает принадлежность человека к определенному социальному полу, который формируется в процессе воспитания личностных качеств, включающих в себя психологическое, социальное и культурное воздействие, как на мальчика, так и на девочку.
- Гендер в переводе с английского языка означает род, который в свою очередь относится к социальному полу, как к продукту культуры.
- Гендерный подход в образовательной и воспитательной системе необходим прежде всего для того чтобы каждый ребенок смог проявить свою идентичность.
- В дальнейшей будущей жизни, это может определиться с выбором профессии и полностью самореализоваться.
В то же время такой подход к воспитанию, поможет обойти <<�острые углы>> во взрослой жизни с минимальными потерями, благодаря проявленной гибкости в своем поведении.
Гендерное воспитание
Каждый человек рождается личностью со своими индивидуальными установками, которые больше не найдешь ни в ком. Люди могут быть похожи между собой в чем-то, но именно одинаковых личностей не бывает.
- Разделение людей на две группы по принадлежности к полу (мальчик и девочка) является центральной установкой по различию между собой всех окружающих индивидов.
- По исследованиям специалистов все психологические различия между мужчиной и женщиной связаны с особенностями генетики и физиологии.
- Сама природа требует от прекрасной половины человечества быть любящими и заботливыми женами и матерями.
А от мужчин быть смелыми, сильными и уважительными по отношению ко всем окружающим людям. Также оберегать свою семью и чтить семейные ценности. В этом и заключаются главные задачи гендерного воспитания.
Воспитание мальчика
При гендерном воспитании мальчика нужно учитывать тот факт, что в будущем он должен стать мужественным человеком — защитником семьи. Кроме того, в нем должны быть сформированы и другие качества, которые не позволят сделать из малыша грубого и невоспитанного человека, поэтому только одевать и кормить ребенка недостаточно.
Чтобы из маленького человека вырос настоящий мужчина, в вопросах воспитания следует делать акцент на таких моментах:
- Давать специальные «важные» задания и после их выполнения обязательно хвалить кроху. Нужно акцентировать внимание на том, что ребенок ответственно отнесся к поставленной ему задаче.
- Предоставлять крохе возможность самостоятельно решать некоторые бытовые проблемы, а также просить мальчика объяснить свой выбор.
- Не следует подавлять все стремления ребенка. Его инициативность нужно поддерживать.
- Ребенок должен регулярно общаться с детьми своего возраста. Хорошим занятием станет посещение какой-либо спортивной секции.
В вопросе гендерного воспитания мальчика нужно знать меру. Нельзя переусердствовать. Прежде всего, не следует взваливать на ребенка все домашние дела и требовать от него беспрекословного подчинения, мотивируя тем, что малыш должен быть сильным во всем. Такие действия лишат мальчика детства. Несмотря на особенность воспитания, не следует забывать, что малыш — это обычный ребенок, который имеет право на проявление слабости.
Влияние на воспитание мальчика должны оказывать оба родителя. Чтобы малыш не вырос эгоистичным, без чувства сострадания и оказания помощи другим, мальчик должен видеть, как его отец помогает матери выполнять домашние дела.
Существуют также нормы поведения, которые нужно соблюдать независимо от пола. Это терпимость, уважение чужого и своего мнения. Такие понятия сделают детей не слабыми, а социально адаптированными.
Что такое гендерная роль
Каждый ребенок ближе к 2-3 годам начинает понимать к какому полу он относится. Это видно прежде всего по выбору детских игрушек. Многие исследования показали, что мальчики из предложенных предметов выбирают машинки, роботов, игрушечное оружие и т.п.
А девочки останавливают свой выбор на куклах, детской бижутерии, сказочных замках и других предметах, относящихся к данной половой категории игр.
- Ближе к возрасту 4-7 лет дети понимают, что принадлежность к полу уже не поменяется и начинают себя вести соответственно, принимая во внимание поведение окружающих их женщин и мужчин.
- В этом и заключается гендерная роль каждого человека в этой жизни. Поэтому на данном этапе стараются закрепить гендерное воспитание дошкольников, но не всегда для этого есть условия.
- Ведь в современном мире часто можно наблюдать такую картину, где мужчина и женщина поменялись местами. Женский род стал сильным и смелым, а мужчина больше проявляет качества слабого пола. Но здесь есть свои причины.
К примеру, девочка воспитывалась одной мамой и за нее некому было постоять в мужском лице. Поэтому женщина уже с детства переняла на себя мужской характер.
Или наоборот ситуация с мальчиком, который воспитывался бабушкой и мамой. И они из лучших своих побуждений ограждали мальчишку от всякой мужской работы и трудностей, компенсируя тем самым недостающее мужское плечо.
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» консультация на тему
Консультация для родителей
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела
воспитатель МБДОУ ЦРР №462 г.о.Самара
Литовченко Галина Порфирьевна
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Ни для кого не секрет, что система образования в России абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня — не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательна и по стилю система воспитания. Феминизирована, как педагогическими кадрами (99% — педагогический и обслуживающий персонал в детских садах — женщины), так и в семье — 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
- в проявлении агрессии.
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Что нужно знать родителям о девочке.
Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей — дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
- Я тебя так люблю!
- Ты у меня просто чудо, подарок судьбы!
- Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю!
- Ты украшаешь мою жизнь!
Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.
«…Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской — на прогресс».
«..Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей».
«…Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя, а мальчики технику».
«…Девочки ориентированы больше — на отношения между людьми».
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей.
- Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
- Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
- Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
- У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
- Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
- Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Что нужно знать родителям о мальчике.
У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других — любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Доверять — значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку — значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять — значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
- Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
- Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
- Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность — разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).
- Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
- Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
- Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
- Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
- Использовать юмор в общении — для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
- Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.
- Мальчик — это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.
- Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.
П А М Я Т К А
- Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
- Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Гендерное воспитание в детском саду
Каждый ребенок ближе к трем годам вступает в детский коллектив дошкольного образования. Там он полностью начинает осознавать свою принадлежность к мужскому или женскому полу, заложенную еще в домашнем воспитании.
Далее идет работа воспитателей, которые посредством ролевой игры добиваются закрепления результата для гендерного воспитания.
Главной целью которого является открыть в девочке нежность, кротость и женственность, а в мальчике – наблюдательность и упорство.
Особенно хороший результат дают игры с разделением на профессиональные сферы, где будущий мужчина занимается исключительно его обязанностями, не забывая о проявлении уважения и помощи к женской половине. Девочек в свою очередь учат такому же уважительному отношению к мужскому роду и проявлению нежности и женственности.
Методика
Воспитание дошкольников происходит по следующей методике:
- Ролевые игры (семья, профессии);
- Беседы с применением пособий и наглядной литературы;
- Создание открыток и поделок для родителей, бабушек и дедушек;
- Чтение сказок, заучивание стихов и поговорок.
Данная специфика дает свои плоды по воспитанию, которые можно наблюдать в переходный возраст подростка. Хотя и идет <<�выброс гормонов>>, многие поступки плохого характера избегаются, благодаря гендерному воспитанию, полученному ранее.
Нюансы воспитания девочек и мальчиков
Темы гендерного воспитания всегда были главным вопросом, которым вплоть до 20 века занималась церковь, диктующая условия на поведение мужчины и женщины. В современной жизни вопросами воспитания занимается, как семья, так и учебные заведения, которые могут относиться к общеобразовательному или религиозному уклону.
В то же время гендерное воспитание мальчиков и девочек существенно различается.
Мужскую половину рекомендуют воспитывать следующим образом:
- Для мальчика любовь – это доверие. Он будет ощущать уверенность в себе, если его любят;
- Примером мальчику должен быть отец, дядя, дедушка, тренер, но с хорошими чертами воспитания;
- Соблюдение дисциплины. Это поможет развить ответственность;
- Нельзя запрещать ребенку плакать. Воля эмоциям важна для каждого человека;
- Построение доверительных отношений с ребенком;
- Приучение к основам готовки и уборки;
- Иметь в наличии игры для мальчиков, которые будут способствовать дальнейшему развитию.
План гендерного воспитания девочки:
- Проявление заботы и любви к ребенку;
- Близкая связь с мамой;
- Уважение и любовь от папы;
- Приучение к основам уборки и готовки;
- Гордость за своего ребенка;
- Обеспечение девочек игрушками их специфики;
- Развитие моторики.
Самое главное, что выделяют в гендерном воспитании – это проявление любви и уважения к детям. А любовь, как говориться творит чудеса.
Гендерный подход к воспитанию девочек
Если родители хотят, чтобы их дочка выросла заботливой и нежной женщиной, в процессе воспитания им следует делать акцент на таких вещах:
- Уникальность малышки. Ребенок все время должен знать о том, что больше таких, как она, не существует. Нельзя занижать самооценку девочки.
- Красота. Внешняя привлекательность повышает самоуверенность. Дочери нужно делать комплименты и восхищаться ее красотой. Предпочтительнее, чтобы это делал отец. Таким образом прививается понятие того, что девушка должна привлекать мужчин.
- Формирование личностных качеств. Требуется донести до малышки понятие того, что оказание своей помощи постороннему человеку делает ее лучше.
- Диалог матери и ребенка. Не следует только требовать от малышки, чтобы она выполняла все пожелания родителей. Мама для дочки должна стать не только наставником, но и подругой. Во время разговора с матерью девочка начнет понимать, как быть хранительницей домашнего очага.
Чтобы девочке было легче понять всю информацию, которую пытаются донести до нее родители, рекомендуется обратиться к сказкам. В каждой сказке присутствует определенная мораль. Действие героев побуждает детей к проявлению различных эмоций. Они начинают переживать за главного героя, тем самым формируя в себе чувство сострадания, добра и справедливости. Из сказок девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.
В гендерном воспитании нельзя недооценивать роль детских игр. С их помощью можно заложить основу будущего материнства. Девочке следует покупать игрушки, побуждающие в ней развитие заботливости и материнских инстинктов. Это могут быть куклы, коляски, посуда и прочее.
Особое внимание следует уделить одежде и уходу за собой. Маленькая модница должна с самого детства понимать, что привлекательный внешний вид дает возможность намного проще сближаться с людьми.
Ребенок все время смотрит на окружающих его людей и из этого черпает определенную часть информации, которая влияет на его социальное развитие. Поэтому в вопросах воспитания ребенка достаточно важна домашняя атмосфера. Наблюдая за тем, как ведет себя мать девочки, малышка будет стремиться подражать ей.