ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Октябрьский район с.п. Унъюган Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Материал подготовила и реализовала: Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог 2021
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский
Детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Общество нуждается в людях с неординарным мышлением и творческим подходом, способных внести ценный клад в развитие человечества. Потому ребёнок с высоким уровнем развития и познавательной активностью требует особого внимания со стороны педагогов ДОУ.
Одарённый ребёнок заметно отличается от большинства своих сверстников особой любознательностью: проявляет повышенное внимание к окружающему миру, быстро отвечает на вопросы воспитателя, экспериментирует с предметами, сочиняет и рассказывает сказки и необычные истории, увлекается игрой с конструктором, задаёт множество вопросов и обладает большим словарным запасом. Способности ребёнка всегда проявляются в деятельности, и могут обнаружиться только в конкретной деятельности, процесс которой доставляет ребёнку удовольствие – музыка, рисование, математика и другие отрасли.
В связи с этим педагоги должны организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выявить детей с творческим и нестандартным мышлением, поддержать и развить их способности в рамках дошкольного образования. Для этого педагогам ДОУ необходимо провести первичную диагностику и последующие обследования. Анализ результатов проведённых исследований помогает в применении дифференцированного подхода в воспитании, выявлении одарённых детей и оценке качества применяемых педагогических методик. Исходя из результатов, определяется уровень развития дошкольника.
Одаренные дети в ДОУ: сферы одарённости ребёнка
Каждый ребёнок с повышенными умственными способностями индивидуален, со своими интересами и предпочтениями, с тягой к определённому виду деятельности. Выделяют следующие сферы одарённости ребёнка:
- Интеллектуальная сфера: ребёнок отличается остротой мышления, отличной памятью и особой внимательностью, проявляет любознательность и повышенный интерес к обучению, грамотно излагает мысли и идеи
- Академическая сфера: у ребёнка выражена тяга к чтению, наличие обширного словарного запаса, отличная понимание материала и его усвоение; ребёнок проявляет интерес к математическим заданиям, легко выполняет вычисления
- Творческая сфера: ребёнок высокопродуктивен и изобретателен в учебно-игровой деятельности, генерирует оригинальные идеи и имеет свои собственные соображения, может применять разные подходы в поставленных задачах
- Коммуникативная сфера: ребёнок уверен в себе, легко находит общий язык с окружающими, проявляет инициативу в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность в принятии решений, показывает лидерские качества
- Художественная сфера: ребёнок проявляет интерес к визуальным источникам информации, увлекается рисованием и лепкой, его творчество оригинально
- Музыкальная сфера: ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на музыкальные произведения, способен произвести короткие ритмические отрывки
- Физическая сфера: ребёнок любит физическую активность, выполняет задания, требующие тонкой и точной моторики, имеет хорошую зрительно-моторную координацию
Задачи педагога ДОУ в обучении одарённых детей
Исходя из требований к созданию благоприятных условий для обучения одарённых детей, педагоги ДОУ должны иметь разработанную программу обучения.
Цели программы – выявление, поддержка и развитие детей с повышенными интеллектуальными способностями. Одарённые дети нуждаются в индивидуальной программе обучения, потому педагоги ДОУ должны проходить специальную профессиональную подготовку.
При работе с одарёнными дошкольниками педагогам ДОУ рекомендуется использовать инновационные педагогические технологии, совершенствовать научно-методическую базу, сотрудничать с детскими общественными организациями и обмениваться опытом с другими педагогами на муниципальном и региональном уровне. Педагог должен обладать высоким психологическим уровнем для работы с одарёнными детьми, не оказывая давления на ребёнка при его желании делать что-то по-своему и неумению следовать принятым нормам. Педагогам ДОУ следует быть более внимательными по отношению к одарённым воспитанникам, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными. Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную активность ребёнка. Важна и стимуляция дошкольника: доска почёта, интеллектуальные игры и конкурсы, награды. При малейшей неудаче самооценка резко падает, так как у одарённого ребёнка повышенные требования к себе и стремление к перфекционизму. Но при достижении определённого успеха, самооценка одарённого ребёнка повышается до такой степени, что перерастает в превосходство над окружающими. Педагогам ДОУ следует обращать внимание на особенности психологии одарённого ребёнка и помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками, а также взрослыми людьми.
Метод проектов в обучении одарённых детей в ДОУ
Одарённые дети испытывают потребности в исследовательской деятельности, которая позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения, питать жажду к знаниям, стремиться к открытиям и самопознанию. Метод проектов, используемый на занятиях, идеально подходит для реализации познавательного интереса дошкольников и развития их креативных и умственных способностей. Учитывая уровни одарённости и круг интересов, ребёнку предлагается выполнить проект: путём исследования найти решение поставленной задачи и подвести итоги, выражая свою точку зрения перед публикой. Данная форма обучения предоставляет одарённому ребёнку возможность обучаться вместе со сверстниками и находиться в привычной социальной среде, тем временем расширяя свои способности и обогащая знания. При выполнении заданий проекта воспитатель находится в роли консультанта, помогает и поддерживает ребёнка при выполнении заданий. Ведь главная задача педагога – оказание помощи ребёнку в проявлении и развитии его способностей.
Опытные специалисты ДОУ в работе с одарёнными детьми применяют четыре главные стратегии обучения:
- Стратегия «Ускорение». Учитывает потребности детей с ускоренным темпом развития
- Стратегия «Углубление». Для детей с проявлением повышенного интереса к определённой области деятельности, предусматривает глубокое изучение предмета
- Стратегия «Обогащение». Организация основной учебно-игровой деятельности таким образом, чтобы у детей оставалось дополнительное время на своё увлечение
- Стратегия «Проблематизация». Стимулирование личностного развития дошкольников путём поиска нестандартных и альтернативных объяснений и пересмотра имеющейся информации. Зачастую такая стратегия не используется самостоятельно и является частью стратегии «Обогащения» или специальных учебно-воспитательных программ.
Организация работы с одаренными детьми в ДОУ
Как выявить одаренных детей. Чтобы выявить одаренных детей необходимо провести диагностику и заполнить карту одаренного ребенка.
Для этого используйте метод наблюдения, изучайте их психологические особенности, речь, память, мышление. У одаренных детей более высокие по сравнению с другими детьми интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. У них доминирует познавательная активность. Они испытывают радость от того, что добывают знания, от умственного труда.
Какой ошибки избегать. Задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарен больше, кто меньше. Вам нужно предоставить возможность для развития разных по одаренности детей.
Какие есть категории одаренных детей
- Дети с ускоренным умственным развитием. Резко выделяются высоким уровнем интеллекта. Такие дети будут особенно заметны в младшей школе. У них ярко выражена познавательная активность.
- Дети, у которых интеллект в целом обычный, но есть особая расположенность к какой-то отдельной области науки или техники.
- Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта и не проявляют ярких успехов, но у них может быть необычайная память, богатое воображение или особая наблюдательность, которая пока не нашла применения.
Каковы возрастные особенности проявления познавательной активности
Ранний возраст (до 3 лет):
- исследовательская поисковая активность;
- сензитивность, или чувствительность, к новизне стимула;
- способность обнаруживать новое в обычном;
- высокая любознательность.
Младший и средний дошкольный возраст (3–5 лет):
- самостоятельная постановка вопросов и проблем;
- исследование и пытливый ум;
- определение отношений, причин и следствий.
Старший дошкольный возраст (6–7 лет):
- проблемность;
- открытость новому;
- поиск несоответствий и противоречий.
Одаренность предполагает гибкость мышления. Это свойство творческого мышления, благодаря которому ребенок может варьировать способы решения задач. Гибкость мышления можно начинать формировать у детей с 4 лет. В 5–6 лет это умение активно развивается, но чтобы этот процесс продолжился, надо уделять ему внимание. Если на занятиях с детьми использовать готовые шаблоны для решения задач, то творческие способности развиваться не будут.
Какие есть приемы развития творческого мышления
1. Комбинаторные задания: «Сколькими способами можно составить четырехцветный флаг из горизонтальных полос, если у тебя есть четыре разных цвета»?
Предлагать такие задачи можно, когда у детей уже развиты понятия «некоторый», «каждый», «часть», «целое», «множество», «элементы множества» и др.
2. Задачи на выделение различных признаков предметов: «В чем сходство и различие предметов “стол” и “стул”?», «Что ты можешь сказать об арбузе?», «Что бывает белым и пушистым?».
3. Практические задания на составление фигур из палочек: «Построить пять квадратов, при этом использовать шесть палочек».
4. Знакомства с таблицами, схемами: «Какую фигурку надо поместить в пустую клеточку?».
5. Упражнения для развития творческих способностей у детей: «Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги», «Дорисовать 10 одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки», «Подбирать определения к различным словам», «Игра “Что общего между? ”», «Упражнение “Что можно сделать из?… ”», «Задание “Придумай и изобрази”», «Придумывать сказки на определенную тему, видоизменение сказок и т. п.», «Игра “Хорошо-плохо”», «Чем это может быть?».
Какие качества нужны педагогу, чтобы развивать творческие способностей у детей
- Личностные: позитивная Я-концепция, целеустремленность, зрелость – четкое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость.
- Профессиональные: знания и умения, которые помогают в развитии каждого ребенка. Знания и умения, которые способствуют развитию общей и специальной одаренности детей. Умение идентифицировать одаренных детей; выбрать оптимальные формы обучения для них; разработать и индивидуализировать образовательные программы, оценить результативность обучения, консультировать одаренных детей и их родителей.
- Поведенческие: умение слушать, создавать благоприятную атмосферу, применять технику постановки вопросов. На уровне межличностных отношений: педагог получает удовлетворение от общения с детьми как с интересными людьми и позволяет учить себя.
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию одарённых детей:
- Помогать ребёнку в принятии самостоятельных решений, без прямых инструкций и указаний
- Поощрять проявления инициативы и интересов
- Использовать возникшие трудности как область применения полученных ранее навыков
- Помогать ребёнку в усвоении знаний и управлении навыками
- Поддерживать ребёнка при адаптации к социальной среде ДОУ
Взрослые люди, находящиеся в окружении одарённого ребёнка, должны иметь устойчивую психику, так как излишне эмоциональный восторг или наоборот недоверчивость по отношению к ребёнку могут повлечь приостановку развития способностей. Педагогам ДОУ следует проводить регулярные консультационные беседы с родителями, помогая им лучше понять своего ребёнка и реализовать его потенциал.
Работа педагога ДОУ с одарёнными детьми – это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний в области психологии и средств обучения одарённых детей, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одарённых воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одарённых детей.
Иными словами, необходимо подчеркнуть, что подготавливать плодотворную почву необходимо для всех детей без исключения, т. е. максимально развивать умения, навыки, познавательные и творческие способности детей. Одаренному ребенку – одаренного педагога.
Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать Сумеет всякий… кто понятлив: Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив
Следующая > |
Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями
В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).
Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.
Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:
Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог — ребенок- родитель.
Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
Проблемы одарённых детей
Отсутствие интереса к занятиям в группе
Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.
Трудности в общении со сверстниками
Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.
Отрицание социальных норм и общегрупповых правил
Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы
Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.
Стремление к совершенству
Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
ВЫЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи. При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.
Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.
Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.
Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.
Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности
[4], [5]
:
Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т.н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).
Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.
Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т.п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания.
Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности:
— создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)
— поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки,
обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)
— быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка
— развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни
— развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т.п.).
* Частые проявления одаренности[6]:
Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;
Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
Одарённые дети в детском саду
Анастасия Дорошенко
Одарённые дети в детском саду
Одаренные дети в детском саду.
Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.
В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.
Одаренность чаще всего трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально-психологическую особенность характеризуют как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, позволяющее достичь высоких результатов. Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок. Но
одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагогов – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.
Одаренные дети – вундеркинды, способные, талантливые, гениальные. Их называют по-разному. Но суть заключается в одном – в феномене детской одаренности. Одаренность – это, безусловно, драгоценнейший природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как бриллиант, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару бриллиантовый блеск.
Как выделить из группы детей одаренного ребенка? Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности,которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:
высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;
обладание хорошей памятью;
проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;
высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;
самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;
креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.
Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Их отношение к таким детям неоднозначно. Появление ребенка с признаками одаренности в одних семьях вызывает у родителей чувства радости, восхищения, стремление активно содействовать его развитию, расти самим; в других – растерянность, неудачи во взаимодействии с ярким и необычным малышом, который отличается от своих сверстников. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен в значительной степени постараться изменить непростую ситуацию, окрасить ее в позитивный цвет – в цвет радости, счастья от общения с чудом, открытым миру, раскрывающимся у него на глазах, от осознания причастности к этому.
В настоящее время выделены разнообразные виды человеческой одаренности. В их числе – интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, социальная (лидерская, коммуникативная, которые проявляются уже в дошкольный период. Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности. Мало внимания уделяется развитию социальной одаренности, которая проявляется в общении. А ведь именно социальная одаренность может стать толчком для развития способностей более высокого уровня.
Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются большого успеха не всегда те, у кого развиты умственные способности, а, как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие выраженные лидерские качества и организаторские способности, а также умеющие правильно выбрать сферу своей деятельности и двигаться к намеченной цели.
Дети с зачатками социальной одаренности встречаются в детском саду чаще, чем с другими видами одаренности.
Детский сад – первый социальный институт, в котором начинается социально-личностное развитие ребенка. Именно в группе детского сада ребенок начинает познавать все тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и детьми.
Выявление одаренных детей в детском коллективе – проблема, давно привлекающая к себе внимание психологов, педагогов и родителей. Однако на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуальных, особо сложных, требующих повышенного внимания. Все исследователи вопроса детской одаренности признают необходимость как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования. Однако сложность заключается в том, что нет однозначного отношения к самому процессу раннего выделения одаренности.
Впервые знакомясь с воспитанниками новой группы, можно определить, одаренный ли перед нами ребенок или его отличие от остальных детей связано с особенностями его воспитания и раннего развития в семье. Выявление детей с признаками одаренности — процесс длительный, связанный с анализом особенностей развития каждого конкретного ребенка. Можно направить свою работу на поиск одаренных детей в процессе совместной деятельности, общения, самостоятельной деятельности детей, соответствующей их интересам.
В результате наблюдений выявляются способности ребенка, его склонности и интересы. Особое внимание обращаем на детей, задающих много вопросов, интересующихся окружающим, знающих о том, что для их сверстников не представляет никакого интереса. Выделяем детей, которые быстро запоминают прочитанное и рассказанное взрослыми, эмоционально реагируют на все новое, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.
Дети, развитием которых не занимались в семье, как правило, не способны находить и принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. А одаренные дети оказываются самостоятельными, энергичными и независимыми. У них богатый словарный запас, связанный с ранним овладением речью. Они способны к словотворчеству, обладают большой речевой активностью. В раннем возрасте такие дети хорошо прослеживают причинно-следственные связи и делают определенные выводы. Им можно поручить выполнить более сложное дело, к выполнению которого они подойдут ответственно, если будут в нем заинтересованы. Для этого мы предлагаем им ситуации, решение которых требует инициативы и нестандартного мышления. Если у таких детей будет сформирован высокий уровень познавательного интереса, то они станут помощниками взрослым в любых начинаниях. Поддержать и развить индивидуальность одаренного ребенка, не затормозить рост его способностей – одна из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения. Особое внимание надо уделять развитию социально одаренных детей. Ведь именно в дошкольные годы социальная одаренность начинает проявляться и развиваться, о чем свидетельствуют результаты различных исследований в данной области.
Для развития социальной одаренности в период дошкольного детства есть немало предпосылок. В это время активно формируется самосознание, потребность в общении со взрослыми и сверстниками, способность к сопереживанию, эмпатия, развиваются социальные эмоции и чувства. Дошкольная группа – это первое детское сообщество, в котором складываются и развиваются общение и разнообразные виды детской деятельности, происходит овладение новой социальной ролью – члена детской группы, формируются отношения со сверстниками.
Социально одаренные дети – это всегда лидеры в детском коллективе. У них рано проявляются лидерские качества, способствующие объединению детского микроколлектива. Они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении. Именно коммуникативно одаренные дети становятся в группе инициаторами взаимодействия. Одаренный ребенок часто берет на себя роль организатора коллективной игры. Обладая хорошей речью, он может подсказать педагогу, чего желают другие дети, которым на данном этапе сложно выразить свои мысли. Такие дети всегда проявляют готовность помочь своим сверстникам советом или делом, они способны улаживать назревающие конфликты. С ними хотят общаться и дружить большинство детей группы. Однако одаренные дети быстро понимают свое превосходство над другими, что позволяет им зачастую командовать детьми, выбирать игры по своему желанию, устанавливать свои правила.
Также нужно уделять достаточно внимания развитию коммуникативных качеств социально одаренных детей.Развитие общения наиболее ярко происходит в творческой деятельности: в разыгрывании ролевых диалогов, инсценировании стихов, исполнении этюдов, драматизации художественных произведений, сюжетно-ролевой и режиссерской игре.
Одаренные дети четко представляют себе, как можно организовать любую игру,умеют создавать условия для игр: выбирают место, распределяют роли, находят необходимые игрушки, определяют содержание игры и обязательно вносят в игру что-то новое. Такие дети с интересом участвуют в беседах по теме предстоящей игры, задают взрослым много вопросов с целью узнать что-то новое и с удовольствием делятся полученными впечатлениями со всеми окружающими. Яркие впечатления позволяют одаренным детям более ответственно отнестись к выполнению игровой роли. Они изобретательны в действиях с игрушками, подражают их голосам и ведут с ними разговоры, их деятельность носит эмоциональный характер. Чаще всего одаренные дети берут на себя главные роли и хорошо справляются с ними. В игру они могут приглашать только тех, кого хотят и расстраиваются, если с ними в чем-то не соглашаются. Они часто проявляют завышенные требование к своим сверстникам, стремясь к лидерству. Поэтому задача педагогов – объяснять одаренному ребенку, что необходимо считаться с мнением сверстников. Такой ребенок не должен чувствовать себя выше других детей, поэтому педагоги используют прием последующего обсуждения игровых действий всех участников коллективной игры.
Для раннего развития социальной одаренности дошкольников можно создавать проблемно-речевые ситуации, проводить коммуникативные игры, игровые упражнения для развития эмоциональной сферы, игры-этюды, организовывать этические беседы, читать и обсуждать художественную литературу, стимулировать активность детей в творческих играх, в процессе работы творческих мастерских, проводить праздники и развлечения.
Общепризнано, что главным фактором развития социальной одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка социального интереса. Социальная одаренность формируется у детей в семьях с демократическим стилем общения взрослых друг с другом и с детьми, где ценятся личностное общение, совместное времяпрепровождение. Детям предоставляется возможность самостоятельных действий и решений, но существует и определенный разумный контроль за их действиями.
Развитию одаренности детей способствует высокая заинтересованность в постоянном познании нового у самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, отдавая свободное время совместной познавательной деятельности — общим играм, обсуждению интересных вопросов, решению интеллектуальных задач. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка,при этом часто кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спортивной, музыкальной.
Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье с целью помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Сами родители по-разному относятся к проблеме одаренности собственных детей. Одни считают, что не надо обращать внимание на любознательность, фантазию, творчество ребенка, так как это связано с особенностями возраста. Другие наоборот преувеличивают возможности ребенка, тем самым подчеркивая, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Они постоянно говорят ребенку о его исключительности, ставя его выше всех других детей. Нужно объяснять родителям, что такой подход к воспитанию не правильный, ведь ребенок должен стать частью общества, а не выделяться из него. Важно, чтобы родители поняли, что ребенок должен обладать здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других детей могут быть столь же заслуживающими внимания, как и его собственные. Но в любом случае, одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его талант найдет понимание и поддержку, прежде всего, у родителей.
Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому необходимо стремиться объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.