Учебно-методическое обеспечение по программе Радуга


Значение занятий по программе «Радуга» в детском саду

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду является рекомендованной педагогической методикой Министерством образования РФ. Представляет собой систему образовательного процесса со структурированным и комплексным уклоном.

Основная аудитория — дети от 2 до 7 лет. Предполагает планомерное развитие навыков воспитанников лишь одним педагогом.

Комплексный педагогический проект по образованию и подготовке детей был введен в практическую среду в 1989 году. Методика разработана кандидатами наук, профессорами кафедры педагогики и психологами.


Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду рекомендована к применению в отношении детей 2-7 лет

Высокая популярность объясняется наличием акцентирования младших и средних возрастных групп на поддержании нужной заинтересованности при помощи познания, созидания, игрового общения. В старших дошкольных группах — создание нужной мотивации для обучения, в том числе наличие олимпиад.

Методологические значения программы выведены из централизованной идеи отечественной психологии — развитии творческой личности ребенка в качестве отдельного субъекта, активно познающего культуру. Именно с этой позиции были разработаны основные техники педагогического воздействия.

Для организации эффективной работы внутри коллектива, педагог применяет различные виды практической деятельности:

  • творческой;
  • трудовой;
  • социальной.

По возможности проводится их заключение в игровую форму.

Интересно, что первые дети, учащиеся по методике более 20 лет назад, называют программу «Радуга» как основополагающий аспект создания доброй и позитивной атмосферы в детском саду, которую они помнят до сих пор.

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»

В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребёнка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел «Отношение к самому себе».

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трёх частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвёртый годы жизни, средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определённому возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

— характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка;

— особенности сферы деятельности (общения, восприятия);

— общие задачи воспитания;

— представления (ориентации);

— практические умения;

— уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);

— методические советы;

— рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;

— рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;

— заключение.

В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы — «Библиотека программы «Детство»». В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З. А. Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.

Программа «Детство» утверждена экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендована для дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного региона.

Цели и принципы программы по ФГОС

Общие направления программы раскрываются исходя из целей педагогической работы в определенной возрастной группе, что позволяет расширять и видоизменять образовательные техники. Основные цели программы затрагивают такие важные аспекты, как развитие и совершенствование личности.

Помимо этого, «Радуга» позволяет:

  • Укрепить и сохранить выработку полезных привычек, которые составляют здоровый образ жизни. Так, дети не только выполняют различные задачи, но и помнят о важности мытья рук от использованного клея.
  • Улучшить физическое и психологическое состояние. К примеру, соответствие коммуникативных навыков исходя из возраста ребенка.
  • Обеспечить максимально возможное и содержательное обучение при помощи расширения кругозора. К примеру, рассмотрение тематики народного творчества влечет за собой ознакомление с гжелью, старинными игрушками и хохломой.
  • Всесторонне подготовить ребенка к школе, включая мотивационную составляющую и последующее обучение. Затрагиваются конкретные знания, которые характерны образовательному процессу.

Для того чтобы реализовать поставленные ребенком цели, программа предлагает решение следующих задач:

  • Обеспечение возможности радостно и содержательно проводить время в детском саду. В этом случае любая познавательная деятельность приводится в игровую форму.
  • Совершенствование важных коммуникативных навыков и речевого аппарата, что возможно благодаря чередованию групповой и индивидуальной форм работы. Сюда же относится общение с родителями и педагогами.
  • Возможность укрепления физического состояния ребенка благодаря поднятию таких важных вопросов, как личная гигиена и самочувствие. Выявляются не только в контексте организационного процесса, но и во время игр.
  • Ознакомление с вопросами защиты, в том числе обучение основам поведения на улице, технике бытовой безопасности.


Программа «Радуга» позволяет решить многие задачи касательно обучения и воспитания детей

  • Предоставление базовых знаний о математическом представлении окружающего мира.
  • Формирование уважительного общения с окружающим миром, в частности воспроизводится вопрос о значимости помощи природе.
  • Приобщение к знаниям, искусству или труду. Совершенствует общее осознание моральной стороны добра и зла, а также позволяет выявить эмоциональные действия человека.
  • Совершенствование навыков самоконтроля, в том числе эмоций, трудностей, рефлексии и любых других аспектов.

Представленные программы, задачи и цели исходя из возрастной группы, являются обязательной составляющей, которая применяется в случаях дошкольной организации и введении обновленной педагогической программы.

Федеральный каталог частных детских садов России

Программа «Радуга» Авторы: Т.Н. Доронова, Т. И. Гризик и др.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:

красный цвет — физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно — гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет — игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет — изобразительная деятельность и ручной труд: — обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет — конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет — занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально — сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет — математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Комплексной программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”, созданной авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора Т.Н. Дороновой, исполнилось более 10 лет.

Авторы сумели создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В “Радуге” впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов: реализация поставленных в программе общих задач психического развития реализация регионального компонента воспитания и образования цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.

Она включает в себя: развитие коммуникативных навыков, развитие навыков самообслуживания, знакомство с основами безопасности жизнедеятельности, развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами, а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Все вышесказанное позволило программе “Радуга” получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.

По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия рекомендованы Министерством образования РФ.

5 методических рекомендаций для воспитателей содержат методики, преследующие цели: сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как размер, цвет, количество; развить у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас и сформировать культуру речи; ознакомить детей с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами и природными феноменами, дать представления о различных знаках и символах; вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство.

Серия «Радуга» включает в себя ряд пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, нацеленных на формирование и развитие навыков говорения.

Развивающие книги «Познаю мир» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста знакомят ребенка с назначениями и функциями предметов вокруг нас, со связью между вещами и явлениями природы, со знаками и символами.

Ряд развивающих книг «Моя математика», завершающийся книгой для детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать представления о способах выражения количества через число путем счета и измерения, познакомить с арифметическими действиями.

Целый ряд учебно-наглядных пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста дают представление об изобразительном искусстве, народном искусстве и детском творчестве.

Дидактические альбомы «Сделаю сам» для занятий по ручному труду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста включают в себя материал по конструированию и ручному труду. Игровые задания и забавные персонажи позволяют сделать занятия не только полезными, но и увлекательными.

Пособия-альбомы по художественному и ручному труду в детском саду и семье помогут развить фантазию и изобретательность детей. Малыши научатся работать с бумагой, заниматься конструированием, вышиванием, плетением и т. д. Основное внимание уделяется изготовлению игрушек, персонажей для настольного театра, подарков родным и друзьям. В книгу для воспитателей детского сада и родителей вошли рекомендации для организации увлекательных занятий по художественному и ручному труду с детьми в детском саду и семье.

Недавно вышло новое методическое пособие, посвященное проблемам работы с детьми в подготовительной группе “На пороге школы” авторов Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик и др.

Проходит время, но главные ценности, заложенные в программе “Радуга”, остаются актуальными: здоровые и радостные дети, любознательные, самостоятельные и открытые для общения со взрослыми и сверстниками.

Программа «Радуга»

Авторы: авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой. Татьяна Николаевна Доронова — профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ.

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей. Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

В основу программы положены идеи гуманизации педагогической деятельности, индивидуального общения с ребенком, вариативного использования технологий в решении программных задач. Основные цели программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Программа задумана и реализована как:

— комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте (физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое);

— личностно – ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая классические подходы и основные достижения современной российской педагогической и психологической науки. В программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития. Авторы рассматривают ребенка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру.

Длительность пребывания ребенка в детском саду и специфика его развития в дошкольном возрасте требуют целостной организации его жизнедеятельности, которая обеспечит условия для его разностороннего развития. Именно на создание целостной организации жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях и направлена программа «Радуга».

Содержание программы

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками.

красный цвет — физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно — гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет — игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет — изобразительная деятельность и ручной труд: — обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет — конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет — занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально — сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет — математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

В “Радуге” впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей. Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

В программе уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни. Приобщение к миру физической культуры начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Одним из центральных моментов программы является выработка личностно – ориентированного стиля общения взрослого с детьми в соответствии со спецификой каждой возрастной группы. Авторы программы подразумевают, что педагоги понимают и принимают положение о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми. Это развивает в детях чувство собственного достоинства, защищенности, равноправия и на этой основе – потенциальной доброжелательности к сверстникам и взрослым. Отношение к сверстникам формируется в ходе целенаправленно организуемой педагогом соответствующей возрасту совместной деятельности детей, направленной на получение нужного и интересного для ее участников общего результата. Атмосфера доброжелательности создается за счет введения добрых традиций жизни группы: совместных праздников, досугов; сочувствия и взаимопомощи; гостеприимства и т.д.

Работа по программе «Радуга» осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Поставленные в программе задачи реализуются и в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей. Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

​ реализация поставленных в программе общих задач психического развития

​ реализация регионального компонента воспитания и образования

​ цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно. Она включает в себя:

​ развитие коммуникативных навыков,

​ развитие навыков самообслуживания,

​ знакомство с основами безопасности жизнедеятельности,

​ развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами,

​ а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

К программе «Радуга» разработан комплект методических пособий, позволяющих эффективно развивать и воспитывать детей в детском саду. Методическое обеспечение программы включает в себя пособия и книги разной направленности. Они связаны между собой, дополняют друг друга.

Достоинства и недостатки программы

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду — это педагогическая методика, которая пользуется достаточно высокой популярностью.

На практике можно выделить объективные достоинства ее внедрения:

  • Полноценное психологическое и физиологическое развитие. В ходе различных видов деятельности, дети приобретают необходимую информацию, включая способность сосредотачивать физическую энергию в полезное русло. Подобным образом происходит высококачественная дошкольная подготовка.
  • Техники, позволяющие максимально реализовать персональный подход к каждому ребенку, что возможно благодаря дифференциальному усвоению программных вопросов.

Так, у преподавателя появляется возможность изменять содержание техники таким образом, чтобы дети с необходимым уровнем развития приобретали немного больше ранее обозначенной информации. В то же время ребенок с недостающими знаниями может улучшить уровень собственного развития и довести его до необходимых значений.

  • Составление наглядно-формирующей среды с целью формирования позитивной атмосферы внутри группы, поддержания внутренней уверенности у детей, а также формирования условий для успеха. При этом вещественно-технические особенности не играют никакой роли.

Преподаватель самостоятельно подходит к выбору нужных материалов, которые используются в педагогических целях. Например, при развитии сенсорных возможностей, педагог не покупает уже готовые реквизиты, а производит их сам: пустой ящик, наполненный монетами, мелкими игрушками, сахаром, многое другое.

  • Высококачественный подход к анализу деятельности не с психологической стороны «ребенок должен», а с «ребенок в этом возрасте способен на…». При этом оценочные суждения включают не только практику, но и процесс общения и наблюдения.


Программа «Радуга» помогает раскрыть способности ребенка
Как и любая другая программа, методика «Радуга» обладает рядом недостатков, которые в некоторых случаях могут не устраивать педагога. Техника не может дать точную установку без применения дополнительных инструментов.

Предполагается, что воспитатель не только исполнитель, но и творец: каждый ребенок обладает рядом способностей, которые можно раскрывать техниками или методиками. Механизм особо сложно реализовать большинству воспитателей, в особенности молодым и неопытным.

Как показывает практика, некоторые из проводимых техник усложнены, что связано с одновременной публикацией новых дополнений и экспериментального внедрения программы в педагогическую среду.

Поэтому многие пожелания детских садов при первом запуске не учитывались, включая не самое объективное соотношение возрастных категорий к ожиданиям родителей.

Приемы программы «Радуга»

Исходя из возраста ребенка и видов деятельности, задействованных в самой программе, «Радуга» отличается 4 основными группами приемов, которые наиболее эффективны при комплексном подходе.

Наглядные

Наглядно-образное мышление — это основополагающий тип сознания дошкольников, который формирует эстетическое представление ребенка и поддерживает более прочное усвоение новой информации. Потому особо важно присутствие наглядности на всех этапах занятия.

В педагогической практике используются следующие приемы, которые развивают образное мышление:

  • Картинки. Техника особо актуальна для младших коллективов. К примеру, с ее помощью можно ознакомить ребенка с необходимостью и важностью гигиены после прогулки (мытье рук, ног, умывание). Также она позволяет развить бытовую последовательность действий (положить личные вещи в детский шкаф, убрать за собой постель).
  • Наблюдение. Организационный метод познавательной активности, который дает возможность знакомиться с определенным явлением при помощи органов чувств.

Так, при помощи наблюдения за окружающей средой, ребенок может получить представление о том, как создаются живые организмы. Хороший пример — дети собираются вокруг миски с водой, куда педагог капает растительное масло. После чего происходит процесс наблюдения за тем, как капли начинают объединяться, формируя одну общую кляксу.


Один из приемов программы «Радуга» — наглядная демонстрация материала (например, обучение детей гигиене в картинках)

  • Демонстрация. Прием характеризуется показом различных фото и видео материалов, а также инсценированных сцен, при помощи которых детей обучают свойствам предметов или отдельных явлений.

К примеру, для того чтобы научить ребенка правильно собирать снег со двора, педагог показывает небольшие слайды, попутно объясняя, как правильно загребать снег и держать лопату.

Наглядный метод способствует формированию у ребенка важных качеств, при помощи которых он начинает прослеживать взаимосвязь между различными явлениями, тем самым повышая общую наблюдательность.

Словесные

Поскольку речевой аппарат не может развиваться без применения техники активного слушания, программа «Радуга» еще с дошкольного возраста предлагает включать ребенка в диалог:

  • Беседа. Позволяет намного лучше узнать ребенка, включая его интересы и склонности. Создавая собственные техники в группе, связанные с общением, педагог может наиболее эффективно сотрудничать с детьми.


Словесные приемы обучения можно дополнять настольными играми, во время которых дети обсуждают пути решения задачи
Так, при помощи одной из методик «Круг общения», малыши по приходу в детский сад, начинают диалог с того, о чем новом они узнали вчера и что хотят выучить сегодня. Зачастую такое общение дополняется гимнастикой и настольными играми.

  • Рассказ. Нередко используется для повышения мотивации в самом начале занятия. К примеру, на уроке можно рассказать о Незнайке, который получил задание от Кнопочки по поливке той клумбы, на которой растений больше. Таким образом, дети учатся количественному сравнению предметов.
  • Загадки и стихотворения. Применяя эту технику, учитель не только развивает логическое мышление детей, но также настраивает их на дальнейшее взаимодействие, тренирует скорость мышления. Если в младшей группе часто применяются головоломки с поговорками, то в старшей — простые задачи на логику.
  • Сказки. Данный прием хорошо вписывается в концепцию развития речи, расширяя словарный запас и развивая эмоциональную открытость у детей. При помощи сказок, педагог способен мотивировать ребенка, объясняя определенные понятия (например, с целью разъяснить, почему важно всегда говорить правду и не стесняться окружающих).


Чтение художественной литературы вслух — один из самых эффективных приемов при обучении детей

  • Чтение. Это хороший метод, который позволяет развить инициативность у детей — прочувствовать собственную значимость в коллективе. Подобное чтение определяется не сколько качеством текста, сколько повышением навыка. Будь то инструкция по уходу за личной гигиеной или вырезка из журнала. Чтение обязательно происходит вслух.

Работая с младшей группой, педагог должен намеренно создавать различные ситуации, при которых детям необходимо искать и проговаривать слова. К примеру, если ребенок указывает пальцем на желаемый предмет, старший должен сделать непонимающий вид до тех пор, пока малыш не произнесет то, что он хочет — на минимально доступном уровне.

Игровые и практические

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду определяет игры в качестве ведущего типа деятельности, что в совокупности с другими приемами позволяет добиться хорошего результата в обучении.

Примеры популярных игр в ДОУ:

Возрастная категорияТип игрыНазваниеЦельПроведение
I младшая группаПодвижный«Мы и мыльные пузыри»Развитие позитивных эмоций в группе.
Помощь ребенку в случае длительной адаптации в детском саду.

Снятие напряжения между детьми.

Педагог выпускает многочисленные мыльные пузыри, рассказывая любое веселое стихотворение. Дети их ловят, делятся собственными впечатлениями, эмоциями.
II младшая группаДидактический«Кто что ест?»Укрепить имеющееся представление о пище животного мираДети достают овощи или фрукты из общего мешка. Каждый ребенок должен определить, что это за предмет и сказать, какое животное его потребляет.

Старшая«Один — это много»Обучить созданию существительных чисел множественного типаОсновным инструментом является мяч. Педагогом называются существительные объекты в единственном числе, после чего кидается мяч. Ребенок должен назвать множественное число предмета.
СредняяСюжетный с ролевыми вставками«Наш любимый детский сад»Совершенствовать знания об основном предназначении детского сада и профессиональной деятельности людей, которые в нем работают — нянь, поваров, воспитателей.
Воспитание у ребенка мотивации к подражанию хороших качеств у взрослых.
Использование имеющихся игрушек, которые подходят для игровой тематики. После предложения поиграть в детский сад, педагог выбирает профессию для каждого ребенка. В процессе игры необходимо следить за отношениями между детьми, при возможности — подсказывать и помогать выходить из трудных ситуаций.

Игровые приемы тесно связаны с практическими, куда входят аппликации, рисунки, проекты и подделки. При помощи них ребенок познает не только себя, но и окружающий мир — детский сад в целом, других детей.

Символичные

Наиболее популярный прием, используемый практически всеми ДОУ в новом учебном году, — это создание общего панно «Гора самоцветов». Суть техники состоит в образном нанесении цветов радуги, которые символизируют основную область программы «Радуга» — познание и совершенствование.


Панно «Гора самоцветов»

Так, каждый из детей приносит из дома яркие пуговицы, бисер или бусины, которыми в последующем украшается нарисованная гора. Задача выполняется в групповом формате. По завершению проекта происходит демонстрация картины родителям и педагогу. В течение последующего года, поделка украшает интерактивный уголок детского сада.

Организация и проведение занятия в ДОУ

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду проводится в рамках установленных временных рамок, которые рассчитываются на основании требований к различным возрастным категориям:

  • I и II младшие группы: 15-20 мин.
  • Средняя группа: 25 мин.
  • Подготовительная и старшая группы: 35-40 мин.


Проводя занятия в ДОУ, необходимо помнить о временных рамках — для каждого возраста предусмотрена разная продолжительность уроков
Практические и технические элементы занятий подстраиваются под заданный хронометраж:

  • Подготовка (3-5 мин). Введение детей в тематику при помощи мотивации и актуализации заданной информации — изображений, загадок и головоломок, демонстрационных презентаций.
  • Главный блок (20-25 мин.). Характеризуется наличием знакомства с подающимся материалом, включая его обработку и анализ, творческое восприятие информации.

К основному этапу подключаются физические упражнения, игры и общение с детьми. Исходя из особенностей блока, детей обучают самостоятельной деятельности, при возможности, — педагог практически не помогает, только наблюдательная деятельность.

  • Завершающий блок. Дается оценочное суждение всей группе и каждому ребенку по отдельности. Важно говорить одобряющие слова, которые будут мотивировать детей к дальнейшим занятиям. В старшей и средней возрастной категории, оценка работы происходит самими детьми.

Пример конспекта математического занятия по «Радуге» во II младшей группе.

ЭтапОписание
ВведениеПедагог привозит на санях небольшую игрушку снеговика, после чего все по очереди рассматривают его округленные формы.
Снеговик говорит детям: «Что-то одиноко и скучно мне по двору гулять, дорожки чистить, да снег убирать. Хочу себе друзей снеговиков. Дети, помогите мне!»

Воспитатель задает вопрос: «Ребята, поможем бедному снеговику?»

Ученики отвечают положительно.

Главный блокПедагог начинает демонстрацию того, из чего можно сделать снеговика: обводя пальцами, он показывает круги и говорит об отсутствии угловатости. После чего воспитатель предлагает каждому ребенку собственноручно покатать круг и понять его структуру.
Задаются вопросы:

«Укажите самый большой и маленький круги».

«Как мы называем фигуры, из которых сделан снеговик?».

После ответов, педагог проводит небольшую разминку, которая сопровождается стихотворениями или песнями о снеговике.

Воспитатель приглашает группу за стол, на котором расположены круги из бумаги разного размера. Дети делают друзей для снеговика.

Работа проходит в самостоятельном режиме с возможной помощью. Если есть желание — добавляются новые предметы, рисуются глаза, нос, шляпа или метла.

Завершающий блокКаждый из детей дарит снеговику нового друга. После чего игрушка благодарит ребят за выполненное задание.
Завершающий вопрос детям от педагога:

«Для кого мастерили снеговиков?»

«Из чего изготавливали?»

Подобная игра не только знакомит с объемными телами (конус, круг, цилиндр), но и укрепляет навык склейки, развивают моторику, воспитывает детей важному умению усидчивости, мотивируя их доводить начатое дело до конца.

Оценка результатов работы по программе

Программа РАДУГА, как и любая другая системная техника, требует оценочного суждения по ФГОС, благодаря которому педагог может оценить работу детей.

Анализ проведенной методики в детском саду характеризуется 3 шагами:

  • Выполнение плана. Процентное и численное соотношение детей, усвоивших суть программы исходя из образовательной деятельности.

На это указывают средний и высокий уровни выполнения, которые вычисляются из затраченного времени на выполнение задачи. На основе анализа выявляются дети, которым нужно больше внимания со стороны родителей и педагога.


Анализ результатов программы «Радуга» проводится на основе выполнения плана по занятиям

  • Анализ программы, что включает оценочное суждение в рамках определенной шкалы (низкая, средняя и высокая). Учитывает выполнение задач исходя из использованных программных областей.
  • Описание анализа. Указывается результативность при задачах в каждой из тематических областей. Применяется процентное суждение нижних, средних или высоких показателей.

Описываются будущие перспективы и предрасположенность к тем или иным навыкам. Исследуются недостатки проведения, которые исправляются на следующем занятии.

Из всех имеющихся педагогических комплексов с интересными приемами, программа «РАДУГА», выведенная по всем стандартам ФГОС, пользуется наиболее высоким спросом. Педагог в ДОУ должен обладать творческим, индивидуальным и справедливым подходом к каждому ребенку.

Основные вариативные программы

Вариативные и альтернативные программы отличаются своими философскими и концептуальными основами (взглядами авторов на ребенка, на закономерности его развития и, соответственно, на создание условий, способствующих формированию личности).

Вариационные программы могут быть основными и дополнительными.

Основные программы:

Содержание основной программы отвечает требованиям целостности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и способствует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регулятивных, двигательных, творческих), формированию конкретных видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, строительной и др.) Таким образом, основная программа определяет весь спектр развивающих задач (включая коррекционные задачи) и все содержательные аспекты образовательной деятельности в дошкольных учреждениях в рамках реализации основных образовательных услуг. Основные комплексные программы дошкольного образования включают: «Гармония развития», «Детский сад — дом радости» и «Детство». , «Детство» и др. и др.); «Золотой ключик» (и др.); «Истоки» (ред. ), «Из детства в отрочество» (ред. ), «Кроха» (и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду»; «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст»; «Радуга»; «Развитие».

В рамках реализации основной образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений могут применяться специализированные программы: «Красота». Радость. Творчество» ( и др.); «Росинка. В мире прекрасного»; «Произведение искусства»; «Природа и художники»; «Настроечная вилка»; «Гармония», «Синтез»; «Маленький мальчик»; «Музыкальные шедевры»; «Ритмическая мозаика»; «Программа развития речи дошкольников»; «Программа математического развития дошкольников в системе «Школа-2000″»; «Росинка. Расти здоровым» и т.д.

Среди базовых программ особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает ряд необходимых изменений в организации жизни детей, адаптацию типового режима и создание специальной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]