Ход эксперимента:Для эксперимента нам потребуется:
Таз с водой;
Лист белой бумаги;
Фонарик, зеркало.
Наливаем в таз воду и опускаю на дно зеркало. Включаю фонарик и направляю его свет на зеркало. Отраженный луч пытаюсь «поймать»
на лист бумаги. При преломлении луча света на листе
появляется цветная радуга.
Вывод: Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.
3.2 Эксперимент II
Ход эксперимента:Для эксперимента нам потребуется:
трёхгранная прозрачная призма.
Я взял призму в руки и поднёс её к окну, через неё стали проходить солнечные лучи, благодаря чему на стене появляется радуга.
Благодаря этим экспериментам можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Радугу можно получить в домашних условиях.
Вывод: солнечные лучи, проходя через призму (как и в случае воды, преломляются, то есть раскладывается на составные части – семь цветов радуги.
Эксперимент IV
Проект «Радуга»
От неё же отразился,
В Радугу преобразился!
На последних словах за окном загрохотало. Мальчик посмотрел в окно и увидел, что туча разломилась надвое, из неё посыпались молнии, и хлынул дождь. Туча таяла на глазах. Когда она растаяла вся, и дождь прекратился, через всё небо протянулась яркая семицветная радуга.
— Ура! — закричал мальчик. – Мы победили злую колдунью! Мы растопили тучу! Ура!
Радуга тоже кричала там, наверху: «Ура!». Только на земле её не было слышно. Зато, все радугу увидели и очень обрадовались, что, наконец, она вернулась.
Никто и не знал, что она побывала в плену у злой волшебницы. Только Радуга и мальчик знали об этом. Но они никому не сказали, а только понимающе улыбнулись друг другу.
Автор: М. Шкурина
«Сказка про то, как краски рисовали»
Собрались как-то Синяя и Жёлтая краска рисовать. Взяли свои кисточки, ведерки с краской, бумагу, и пошли на лужок.
— Я нарисую небо, — сказала Синяя краска и нарисовала синее небо.
— А я нарисую солнце, — сказала Жёлтая краска и нарисовала яркое жёлтое солнышко.
— Я нарисую озеро, — сказала Синяя краска и нарисовала красивое озерцо.
— А я нарисую маленького утёнка, который будет щипать травку около озера, — сказала Жёлтая краска и нарисовала утёнка.
Затем Жёлтая краска посмотрела на утёнка, потом перевела глаза на Синюю краску и спросила:
— А травка? Как же он будет щипать травку, если у нас нет зелёной краски. Без неё мы не сможем нарисовать травку.
Да, — согласилась Синяя краска, — плохой рисунок получается без Зелёной краски. Жаль, что мы её не позвали с собой рисовать. Что делать?
Думали, думали и не заметили, что на небе появилась тучка, и стал накрапывать небольшой дождик. Схватили краски свой рисунок и побежали в беседку, чтобы укрыться от дождя. В беседке посмотрели они на рисунок и увидели, что дождь его намочил и краски потекли. Потекли и смешались между собой. Смещались между собой синяя и жёлтая краски, и получился зелёный цвет. Обрадовались Синяя и Жёлтая краски и стали рисовать новый рисунок. Синяя краска нарисовала небо и озеро. Жёлтая нарисовала солнышко и маленького утёнка возле пруда. Потом они смешали краски из своих ведёрочек, и получился у них зелёный цвет. Нарисовали они зелёную травку, на которой сидел зелёный кузнечик. Красивый рисунок получился.
Тут мимо них проходила Зелёная краска, увидела она рисунок и удивилась: «Как это вы без меня его нарисовали?!» А вы поняли как?
Автор: Т. Куликова
Сказка о радуге.
Жила-была маленькая девочка Катюша. Она была очень любознательная, ей все было интересно. Из-за этого она все время попадала в удивительные истории. На этот раз с ней приключилось вот что. Одним летним днем Катюша гуляла на улице и вдруг увидела, что внезапно потемнело, поднялся ветерок, набежало много тучек, солнышко исчезло, и пошел дождик. — Как интересно – подумала Катюша, — почему же идет дождик! Наверное, потому что серые облака закрыли солнышко! Только она об этом подумала, как к ней обратилась маленькая капелька. — Привет! Меня зовут Капелька. Давай дружить! Я прилетела из вон той серенькой тучки! — Давай! – ответила Катюша – а расскажи, почему идет дождик? — Дождик идет, потому что тучи, которые мы видим на небе состоят из воды, и эта вода попадает на землю в виде маленьких капелек! Но я хочу тебе показать нечто другое, еще интереснее! Смотри! В этот момент дождик закончился, выглянуло солнышко, и в небе появилась разноцветная дуга. Она была очень красива и светилась разными красками. — Вот это чудо! – воскликнула Катюша. – Что это? — Это – РАДУГА! – сказала Капелька. — А можно на нее как-нибудь попасть и рассмотреть поближе? – спросила Катюша. — Конечно, я отнесу тебя туда! – ответила Капелька и подхватила Катюшу. В один миг Катюша и Капелька оказались вверху на радуге. Она была необыкновенная. У нее было семь цветов, один ярче другого! Катюше во что бы то ни стало, захотелось узнать, как называются эти яркие цвета, в которые окрашены полоски у радуги. И подружки оказались на самой верхней полоске. — Это Красный цвет – сказала Капелька – в этот цвет окрашено множество предметов. Самые вкусные из них – это клубника, малина, вишни, помидоры, яблоки. Еще разные цветы, бабочки, даже бантики у тебя в волосах красного цвета! — Это Оранжевый цвет – перешагивая, продолжала Капелька — это цвет абрикос, моркови, апельсинов, тыквы, даже веснушек на носиках и щечках у деток! — Этот цвет – Желтый. В него окрашено солнышко, звезды, некоторые бабочки и цветы, лимоны, бананы, дыни, а еще маленькие цыплята, песок и подсолнухи! — Сделай еще шаг, и ты окажешься на полоске Зеленого цвета – цвета лесов, полей, весенней листвы, травы, еще огурцов, капусты и кабачков, крыжовника и арбузной корки. — Следующий цвет – Голубой. Это цвет неба, васильков и незабудок — Это – Синий. Цвет морей и океанов, рек и озер — А это последний цвет – Фиолетовый. Цвет фиалок, ежевики, слив, смородины и баклажанов. — Как жалко, все цветные полоски у Радуги закончились! – огорчилась Катюша. — Ты не расстраивайся! – поспешила утешить Капелька – ведь вокруг тебя все такое разноцветное, и ты сможешь во всем увидеть частичку радуги, а иногда и саму Радугу! А теперь мне пора на облачко! — Спасибо, Капелька! Прилетай еще, я буду ждать тебя и обязательно запомню все цвета такой яркой и интересной Радуги! – крикнула вслед улетающей Капельке Катюша. С тех пор, когда на небе появляется Радуга, лицо Катюши светится от счастья, ведь она изучила все ее цвета!
Проект «Разноцветная радуга»
Исследовательский проект
«Разноцветная радуга»
Тема проекта: «Разноцветная радуга».
Вид проекта: творческо – экспериментальный.
Продолжительность: долгосрочный.
Автор работы: воспитанница старшей группы – Качмашева Анастасия.
Руководитель проекта: воспитатель старшей группы – Ермолина Л.А.
Образовательная область: познавательное развитие.
Актуальность: Мир, который нас окружает – прекрасен и разнообразен. Но люди всё реже обращают внимание на красоту и разнообразие природных явлений, которые несут в себе радость и умиротворение. Повседневные заботы притупляют природную любознательность людей, стремление к познанию нового. Иногда кажется, что люди перестали обращать внимание даже на то, что знакомо с детства. Каждый взрослый человек, думая о радуге, вспоминает детство. Именно в детстве хотелось узнать, что собой представляет радуга, откуда она берётся, почему она такая красивая. Задача взрослых стимулировать природную любознательность детей, желание сделать свои первые открытия, провести исследования, поверить в свои силы и способности. Исследования по ознакомлению с природным явлением – радугой, очень интересное и яркое впечатление, способное раскрыть в ребёнке творчество, инициативу и самостоятельность.
Цель проекта:
- развитие творческих экспериментально – исследовательских способностей детей.
Задачи:
- узнать как можно больше информации о радуге – как явлении природы;
- через опыты узнать как появляется радуга;
- найти информацию о радуге в различных источниках;
- познакомить детей группы с этим явлением;
- способствовать развитию исследовательских способностей, любознательности и самостоятельности.
Гипотеза:
- метод исследования и экспериментирования поможет ближе познакомиться с прекрасным природным явлением – радугой;
- радуга – природное явление, но её можно создать в домашних условиях.
Роль ребёнка в реализации проекта:
- участие в обсуждении темы и целей проекта;
- изучение предложенного материала;
- выдвижение предложений по работе над проектом;
- участие в сборе материалов по теме;
- проведение исследований и экспериментов работы под руководством воспитателя;
- активное участие в оформлении результатов работы (альбомы, папки, художественные работы – рисунки и поделки).
Роль руководителя проекта:
- обеспечение заинтересованности ребёнка и его родителей в работе над темой;
- обеспечение литературой;
- побуждение ребёнка к самостоятельной, осознанной роботе;
- постоянная, но ненавязчивая помощь и контроль за работой ребёнка.
Роль родителей в реализации проекта:
- участие в сборе материалов по теме;
- консультации по теме;
- участие в экспериментальной деятельности детей в домашних условиях.
Предполагаемый результат:
- ребёнок должен получить первичные знания о природном явлении – радуге;
- ребёнок имеет представления об экспериментальной деятельности, может сам провести ряд опытов и экспериментов;
- ребёнок знаком с явлением – радуга, понимает её происхождение;
- ребёнок понимает красоту природного явления – радуга, восхищается ею.
Предполагаемый продукт проектной деятельности:
- Альбом «Радуга – дуга» (стихи, загадки, приметы);
- Альбом «Радуга – дуга» (опыты и эксперименты);
- Творческие работы (рисунки, макеты, поделки);
- Проект «Разноцветная радуга».
Формы реализации проекта:
- Беседа и наблюдения НОД;
- Опытническая и исследовательская деятельность;
- Художественно – изобразительная деятельность.
Этапы работы над проектом:
1 этап: подготовительный.
- Обсуждение работы над проектом с ребёнком и родителями;
- Определение темы, целей и направлений работы;
- Разработка плана работы над темой;
- Подбор художественной и методической литературы;
- Приобретение нужных видеоматериалов.
2 этап: основной.
- Цикл бесед;
- Знакомство со стихами, загадками, народными приметами;
- Просмотр видеоматериалов, демонстрирующих природное явление – радугу;
- Чтение и рассматривание энциклопедий;
- Опыты и эксперименты по получению радуги в домашних условиях;
- Художественное творчество – создание рисунков, макетов, поделок.
3 этап: заключительный.
- Подведение итогов работы;
- Оформление альбома «Радуга – дуга» (стихи, загадки, приметы);
- Оформление альбом «Радуга – дуга» (опыты и эксперименты);
- Выставка творческих работ на тему «Разноцветная радуга» (рисунки, макеты, поделки);
- Оформление проекта «Разноцветная радуга».
- Защита проекта на муниципальном этапе конкурса «Я – исследователь».
Ход эксперимента:Для эксперимента нам потребуется:
компакт-диск;
фонарик.
Я взял компакт- диск в руки и стал направлять на него луч включенного фонарика. На стене появился солнечный зайчик, но при определённом повороте диска стена была разукрашена в разные цвета- появилась радуга.
Вывод: Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.
3.3 Эксперимент III