Реферат на тему «Система дошкольного образования на современном этапе»

Определение 1

Система дошкольного образования – это комплекс образовательных заведений, программ обучения, управленческих основ, закономерностей и принципов реализации образовательной деятельности на дошкольном возрастном этапе развития личности.

Система дошкольного образования играет ключевую роль в становлении личностей подрастающего поколения. Потому, требуется тщательная организация обучения на данном уровне и построение оптимальной системы, ориентированной на реализацию концепции образования на текущем этапе развития социальной среды и удовлетворение потребностей социума в образовательных услугах.

Рисунок 1. Система дошкольного образования в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Модель современной системы дошкольного образования

На современном этапе развития общества, система дошкольного образования включает в свой состав следующие блоки, функционирование и развитие которых взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  1. Принципы построения дошкольного образования. В настоящее время, система дошкольного образования опирается на следующие принципы:
    • Принцип динамизма. Он предполагает динамичное развитие образовательного и воспитательного процессов в соответствии с прогрессом общества и интенсивностью его процессов;
    • Принцип вариативности организационных форм. Он означает, что дошкольные образовательные организации, функционирующие на территории России могут быть представлены в разных формах, ориентированных на удовлетворение различных образовательных потребностей. В данный момент существует множество видов воспитательно-образовательных учреждений и наблюдается вариативность, предоставляемых образовательных услуг;

  2. Принцип гибкости. Он предполагает быструю реакцию на изменения, происходящие в обществе, потребности социума в образовании и потребности отдельной личности;
  3. Принцип целостности образовательного процесса. Он связан с ориентацией образовательных программ разного вида и типа на развитие личности каждого отдельного ребенка.
  4. Программы дошкольного образования. Они характеризуются вариативностью их содержания и направлений развития при ориентации на единые образовательные цели и задачи.
  5. Педагогические технологии, применяемые в системе дошкольного образования. Они связаны с реализацией программ дошкольного образования и реализацией индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Потому, педагогические технологии характеризуются вариативностью, гибкостью и динамичностью использования.
  6. Предметно-развивающая пространственная среда. Она является необходимым условием полноценного развития подрастающего поколения, а потому, важным компонентом системы дошкольного образования, без которого невозможно ее полноценное и продуктивное функционирование.
  7. Педагогические кадры. Квалификация современных педагогов ДОУ требует их непрерывного профессионального роста и развития. Это необходимо для реализации вариативных образовательных программ в системе ДОУ и применения вариативных педагогических технологий.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Современная система дошкольного образования 420 ₽ Реферат Современная система дошкольного образования 270 ₽ Контрольная работа Современная система дошкольного образования 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Современная модель дошкольного образования предполагает использование вариативных образовательных программ, которые определяют содержание дошкольного этапе обучения, направленность деятельности, степень сложности и дают гарантию полноценного и всестороннего развития подрастающего поколения.

Основная образовательная программа ДОУ определяет специфику построения жизнедеятельности детей в стенах дошкольного учреждения, ориентированную на всесторонне развитие каждого воспитанника. Это реализуется на основе включения в образовательную программу вариативной детской деятельности, представленной в следующих формах:

  1. Занятия разной направленности – это форма учебной деятельности дошкольников.
  2. Нерегламентированные типы деятельности – это форма работы, не входящая в регламент ДОУ.
  3. Свободное время – предоставление детям самостоятельного времяпрепровождения, общения в коллективы, игры и взаимодействия со сверстниками.

На современном этапе развития общества, модель дошкольного образования опирается на государственно-частное партнерство в предоставлении образовательных услуг. Это означает, что функционируют учебные заведения дошкольного типа, подведомственные органам государственной власти, а есть частные дошкольные заведения. Каждое заведение имеет право использования своей образовательной программы, подстраиваясь под потребности различных семей.

Рисунок 2. Особенности современного дошкольного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях

 Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном звене, в частности. В настоящее время проблемы дошкольного образования приобрели особую актуальность. Повышается интерес к дошкольным образовательным организациям как социальному институту.

Дошкольная образовательная организация представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми [5].

Дошкольная образовательная организация является одним из типов образовательных учреждений, который реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, а также обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Основной целью дошкольной образовательной организации является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Основными задачами дошкольного учреждения в Российской Федерации являются в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении:

– охрана жизни и укрепление здоровья детей;

– обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития дошкольников;

– осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей;

– приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям;

– взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения их полноценного развития.

Изменения в законодательстве, реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Профессионального стандарта «Педагог», а также повышения требований общества демонстрируют необходимость развития системы дошкольных организаций.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» и Национальный проект «Демография» на 2019–2024 г. ставит перед собой ряд мероприятий, касающихся развития дошкольных образовательных организаций, к которым относится [1]:

  1. Заключение соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении денежных средств на финансовое обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от нуля до трех лет и от полутора до трех лет. Это может осуществляться через строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций;
  2. Разработка Методических рекомендаций для разработки и реализации программ повышения квалификации специалистов (педагогических и руководящих работников ДОО), осуществляющих организацию и обеспечение реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
  3. Утверждение перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ дошкольного образования, соответствующих современным условиям;
  4. Создание дополнительных мест, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, для детей в возрасте до трех лет.

Государственная политика в области дошкольного образования векторами развития считает обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет приоритетным мероприятием по созданию дополнительных мест определено строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристройки к зданию) и помещений дошкольных организаций.

В Национальном проекте «Образование» на 2019–2024 г. указана необходимость оказания комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, создание условий для раннего развития детей в возрасте от нуля до трех лет, реализации программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, которые получают дошкольное образование в семье. Одним из учреждений, оказывающих данный вид поддержки, может также являться дошкольная образовательная организация [2].

Синица А. Л. указывает, что существует явная необходимость развития системы дошкольных образовательных организаций, поскольку в настоящее время удовлетворенность населения уровнем развития сети детских садов низкая. Она определяет векторы развития такими характеристиками, как [4]:

– наличие развитой сети дошкольных образовательных организаций, которая имеет достаточное количеств мест для всех желающих посещать детские сады;

– эффективность размещения дошкольных образовательных организаций;

– уровень качества услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией (имеют ли родители возможность выбрать то учреждение, уровень услуг которого кажется им приемлемым: график работы, размер оплаты, квалификация персонала и др.);

– возрастной фактор (возможность отдать ребенка в дошкольное учреждение в возрасте, который устраивает или необходим родителям).

Таким образом, в настоящий момент приоритетными направлениями развития дошкольной образовательной организации является: создание дополнительных мест в детских садах в возрасте от нуля до трех лет и от полутора до трех лет; повышение качества образовательных услуг (расширение спектра средств, способствующих реализации программ дошкольного образования, подготовка кадров в области дошкольного образования, реализация программ повышения квалификации и профессиональной подготовки для работников сферы дошкольного образования); обеспечение мест в дошкольных образовательных организация детям с ОВЗ и детям-инвалидам.

Литература:

  1. Национальный проект «Демография». URL: https://government.ru/info/35559/ (дата обращения: 10.09.2019).
  2. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.09.2019).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  4. Синица Арсений Леонидович Проблемы и перспективы развития системы дошкольных образовательных организаций в Российской Федерации // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2022. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.09.2019).
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

Вариативность программ дошкольного образования

Современная система образования представлена дошкольными образовательными заведениями шести видов, поэтому, образовательные программы, ориентированные на ДОУ, представлены различными вариантами. При этом, установлены ФГОС ДУ, регламентирующие реализацию образовательных программ ДОУ и, выдвигающие требования к их разработке.

Все программы дошкольного образования делятся на два типа:

  1. Комплексные программы – это общеразвивающие программы, ориентированные на реализацию обучения по всем основным направлениям развития детей: физическое, социальное, речевое, нравственное, познавательное, художественно-эстетическое, коммуникативное, личностное. Данные программы включают в себя мероприятия по раскрытию основных способностей ребенка, активизации его творческого потенциала, познавательных возможностей и развитие особенных видов детской деятельности, характерных для конкретной возрастной группы: предметная, игровая, изобразительная, театральная, музыкальная, конструирование.
  2. Парциальные программы – это специализированные программы, ориентированные на развитие дошкольников по конкретному направлению. Это могут быть программы здоровьесбережения, программы коррекционного обучения, программы экологического и патриотического развития, программы по освоению нестандартных видов деятельности (раннее чтение, рукоделие, приготовление пищи и т.д.).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]