ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель программы:
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие произвольного внимания (его свойств: переключаемости, концентрации, объема).
- Развитие памяти (слуховой, зрительной, образной, ассоциативной).
- Развитие мышления (операции сравнения, анализ, синтез, обобщение, классификация).
- Развитие воображения.
- Развитие восприятия.
Средства: игры (развивающие, подвижные), элементыпсихогимнастики.
Занятия проводятся в малых группах (по 5-6 человек), продолжительность занятия 20- 30 минут.
Для ребенка игра — это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Л.С. Выготский главное значение детской игры видел в формировании опосредствования и, тем самым, в коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина о закономерностях функционального развития деятельности, рассматривал игру, как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения. Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом становится доступным ребенку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности, благодаря игре, приобретают сенсомоторные функции, память, поведение. Поэтому основным средством программы являются игры, как развивающие, так и подвижные.
Каждое занятие длится 20-30 минут. Игры в программе расположены от более простого к более сложному. Начинать надо с простых, постепенно усложняя задания.
I квартал
Внимание
Цель: развитие переключаемости, концентрации внимания.
Игры, упражнения.
«Что слышно?», «Ручеек», «Слушай звуки», «Найди различия», «Совушка — сова», «Смотри на руки», «Четыре стихии», «Будь внимателен», «Кто быстрее», «Пальцы», «Рисуем город», «Слушай команду», «Воробьи и вороны», «В магазине зеркал», «Кого назвали, тот и лови», «Летает — не летает».
Память
Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.
Игры, упражнения.
«Повтори за мной», «Что изменилось?», «Испорченный телефон», «Слушай и исполняй», «Собери картинку по образцу», «Опиши по памяти», «Художник», «Запомни фигуры», «Кто что делал — повтори», «Перескажи сказку».
Мышление
Цель: развитие способностей сравнивать и классифицировать.
Игры, упражнения.
«Найди различия», «Противоположность», «На что похоже», «Чум похожи и чем различаются?..», «Разложи картинки по смыслу», «Чем похожи эти загадки». «Ну-ка. отгадай!», «Дорисуй и назови предмет».
Воображение
Цель: развитие фантазии, представлений.
Игры, упражнения.
«Сказка по кругу», «Где мы бывали, что повидали?», «Дорисуй фигурку», «На что похоже?», «Мозаика», «Чудесный лес», «Палочки», «Свободный танец», «Изобрази зверя», «Представь и нарисуй», «Мешок гнома».
Восприятие
Цель: развитие тактильного восприятия.
Игры, упражнения.
«Чудесный мешочек», «Чья рука?», «Угадай и назови предмет», «»каков предмет на ощупь», «игра для разогрева», «холодное — горячее».
II квартал
Внимание
Цель: развитие произвольности внимания, его объема.
Игры, упражнения.
Кто летает?» «Найди два одинаковых предмета», «, «Волшебное слово», «слушай и исполняй», «Повтори за мной», «Разведчики», «будь внимателен», «Зеваки», «Канон», «Слушай хлопки», «узнай по голосу», «Море волнуется», «Ручеек», «Кто знает, пусть дальше считает».
Память
Цель: развитие ассоциативной и моторно — слуховой памяти.
Игры, упражнения.
«Запомни позу», «Кто за кем?», «Зеркала», «Тень», «Запомни свое место», «Запомни движение», «Вот так позы», «Художник», «Узнай на ощупь», «Вспомни, кто что делал».
Мышление
Цель: развитие способностей к анализу и синтезу.
Игры, упражнения.
«Сложи картинку», «Назови целое», «Сложи узор», «Занимательные вопросы», «Пустой квадрат», «Дорисуй и назови предмет», «Картинки — загадки», «Что лишнее?», ^Определения», «Составь фигурку из палочек».
Восприятие
Цель: развитие слухового и зрительного восприятия.
Игры, упражнения.
«Точечки», «Разрезные картинки», «Муха», «Угадай, что…», «Игры с мячом».
Воображение
Цель: развитие творческого воображения.
Игры, упражнения,
«Мешок гнома», «Станцуй, как…», «Чего на свете не бывает», «Нарисуй с помощью фигур»,
«»Что будет, если?..», «Занимательные вопросы», «Что случилось потом?», «Кляксы».
Ill квартал
Внимание
Цель: развитие произвольного внимания, повышение его устойчивости.
Игры, упражнения.
«Путаница», «кто быстрее», «Слушай и исполняй», «Воробьи и вороны», «Слушай команду!», «Смотри на руки», «4 стихии», «Совушка — сова», «Кого назвали — лови», «Встань, у кого есть…», «Узнай по голосу», «Найди различия», «Что катится?», «Ручеек», «По новым местам».
Память
Цель: развитие образной, слуховой и зрительной памяти,
Игры, упражнения.
«Что изменилось?», «Слушай, запоминай, исполняй», «Зеркала», «Вспомни и собери по образцу», «Кто что делал?», «Запомни порядок», «Повторяй за мной», «Имена по кругу», «опиши по памяти», «Разведчик», «Художник», «Перечисли предметы».
Мышление
Цель: развитие фантазии, свободы представлений.
Игры, упражнения.
«Общий рисунок на заданную тему», «Чего не хватает на картинке», «Свободный танец», «На что похоже», «Как можно применить этот предмет?», «Сказка по кругу», «Придумай и нарисуй», «Чего на свете не бывает?».
Восприятие
Цель: развитие целостности восприятия.
Игры, упражнения.
«Чего не хватает?», «Назови целое по его части», «Муха», «Силуэты», «Разрезные картинки», «Угадай друга на ощупь».
План — программа развития познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста.
Следующая > |
Программа развития познавательных процессов у детей 4-5 лет
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
(Комплекс занятий по развитию познавательных процессов
у детей 4-5 лет.)
Пояснительная записка
Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении.
Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.
Разработанный комплекс занятий способствует проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Мышление. Важность развития логического мышления у ребенка ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше он научится видеть закономерности, группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы, тем успешнее он будет усваивать курс математики и другие дисциплины в школе.
Для детей 4-5 лет уместны простые иrры и занимательные упражнения, цель которых как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Память. Хорошая память — необходимое условие умственной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте развитие памяти идет очень быстрыми темпами. У 4-5 летнего ребенка память носит непроизвольный характер. Он лучше запоминает все новое, яркое, интересное. Чем больше органов чувств участвует в процессе запоминания, тем легче ребенок усваивает информацию. Поэтому очень важно активизировать зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и даже вкусовые ощущения.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, т.е. оно носит непроизвольный характер. Используемые в комплексе занятий игровые задания и упражнения направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания, на тренировку пространственного поиска.
Восприятие. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Дошкольник не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он замечает не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Предлагаемые нами игры и упражнения способствуют развитию восприятия ребенка, помогают сделать его более точным, целостным.
Воображение. Доказано многими исследованиями, что без развитого воображения невозможна творческая и умственная активность ребенка. Очень важно научить ребенка именно в дошкольном возрасте создавать новые образы, находить оригинальные решения, воспитывать способность к проявлению инициативы и экспериментированию. Предлагаемые упражнения направлены на формирование навыков абстрагирования от второстепенных деталей, созданию в воображении образов на основе схематичного рисунка, развитию творческих способностей, навыков нестандартного подхода к решению задач, умению преобразовывать нереальный объект в реальный.
Цель
программы:
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста 4-5 лет
Задачи
программы:
— активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
— развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.;
— развитие самостоятельности мышления.
Принципы построения программы
:
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
2. Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
3 Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.
Форма организации занятий
:
— занятия проводятся 1раз в неделю;
— Каждое занятие состоит из четырех частей, продолжительность занятия 20 минут ;
— среднее количество детей в группе 5- 7 человек.
Начинаются занятия с октября месяца, так как в сентябре проводится мониторинг уровня развития познавательных процессов. Мониторинг проводится индивидуально.
Формы и методы контроля
:
— отзывы родителей и педагогов;
— диагностика познавательных процессов .
После проведения развивающей программы дети приобретают следующие навыки:
— способность классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки;
— активность познавательных процессов.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие;
2. Развивающая игра или разминка;
3. Задание на развитие определенного познавательного процесса;
4. Комплекс на расслабление;
5. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, мнение о встречи, оценка ребят;
6.Прощание: поощрение активности детей.
Комплекс рассчитан на 32 недели, по 4 занятия в месяц.
ОКТЯБРЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Игрушки, посуда и мебель» Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку. | «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. | «Кто спрятался». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Узнай предмет» Цель: развивать умение определять предметы с помощью тактильных ощущений. |
II НЕДЕЛЯ | «Заштопай коврик». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Веселый клоун». Цель: развивать восприятие величины, цвета. |
III НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать, | «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок. | «Путаница». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Чего не хватает?». Цель: развивать наблюдательность. |
IV НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет. | «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. | «Найди такую же фигуру». Цель: развивать умение сосредоточивать внимание. | «Забавный человечек». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей. |
НОЯБРЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать». | «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать и припоминать, закреплять счётные навыки в пределах 5. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Сделай так». Цель: развивать восприятие, умение конструировать из кубиков по образцу. |
II НЕДЕЛЯ | «Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники. | «Покажи фрагмент». Цель: развивать концентрацию внимания. | «Утёнок и цыплёнок». Цель: развивать воображение, умение находить оригинальные решения. |
III НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет и умение объяснить свой выбор. | «Запомни картинки». Цель: развивать зрительную память. | «На кухне». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «Найди игрушку». Цель: развивать восприятие, внимание. |
IV НЕДЕЛЯ | «Что перепутал художник?». Цель: развивать мышление, умение находить ошибки. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать. | «Кто где живёт?». Цель: развивать устойчивость внимания. | «Домик и солнышко». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей. |
ДЕКАБРЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Сравни предметы». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные рисунки-помощники. | «Кораблики». Цель: развивать концентрацию внимания. | «Чего не хватает?». Цель: развивать наблюдательность, умение находить недостающие детали у предметов. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Парные картинки». Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет. | «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «Гусеница». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения. |
III НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать аналитическое мышление, умение рассуждать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия. | «Коврики». Цель: развивать зрительное восприятие, умение подбирать заплатку к коврикам, не нарушая узор. |
IV НЕДЕЛЯ | «Цирк». Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. | «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. | «Фрагмент». Цель: развивать концентрацию внимания, умение быстро находить нужные фрагменты. | «Кляксы». Цель: развивать воображение. |
ЯНВАРЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать аналитическое мышление, умение рассуждать. | «Запомни слова». Цель: развивать слуховую память. | «Помоги Коту». Цель: развивать внимание, умение находить заданные предметы на рисунке. | «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение классифицировать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Что стёр ластик?». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения. |
III НЕДЕЛЯ | «Заштопай коврик». Цель: развивать мышление, умение составлять смысловые пары. | «Цвета-помощники». Цель: учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники. | «Весёлый жонглёр». Цель: развивать концентрацию внимания, умение находить одинаковые предметы. | «Пуговицы». Цель: развивать восприятие цвета, величины. |
IV НЕДЕЛЯ | «Бусы рассыпались». Цель: развивать мышление, упражнять в поиске закономерности. | «Чего не стало?». Цель: развивать зрительную память. | «Помоги щенку». Цель: развивать устойчивость внимания. | «На что похожи фигурки?». Цель: развивать воображение. |
ФЕВРАЛЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Куда едут дети?». Цель: развивать мышление, умение находить закономерность и объяснять свой выбор. | «Запомни пары картинок». Цель: развивать зрительную память. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания. | «Волшебный квадрат». Цель: упражнять в составлении картинки из геометрических фигур. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение объяснять свой выбор. | «Машинки». Цель: развивать умение запоминать цвета и фигуры. | «Неваляшки». Цель: учить находить одинаковые предметы. | «Разноцветные дуги». Цель: развивать воображение. |
III НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Чего не хватает?». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки. | «Подбери фигуры». Цель: развивать восприятие цвета и формы». |
IV НЕДЕЛЯ | «Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Цвета-помощники». Цель: учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники. | «Деревенский дворик». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «На что похожи фигурки?». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальное решение. |
МАРТ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Кому что нужно?». Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. | «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать количество предметов в группах. | «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать концентрацию внимания. | «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие, умение находить несоответствия. |
II НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Волшебный карандаш», Цель: развивать воображение. |
III НЕДЕЛЯ | «Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Фигуры-помощники». Цель: учить запоминать слова, используя вспомогательные геометрические фигуры-помощники. | «Что изменилось?». Цель: развивать умение сравнивать рисунки и находить отличия. | «Построй по росту». Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте. |
IV НЕДЕЛЯ | «Такие разные карандаши». Цель: развивать мышление, умение обобщать, составлять последовательную цыпочку. | «Каскад слов». Цель: развивать слуховую память. | «Найди цифры». Цель: упражнять в пространственном поиске. | «На что похожи фигурки?». Цель: развивать умение придумывать оригинальное решение. |
АПРЕЛЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Кто спрятался?». Цель: развивать зрительную память. | «Разноцветные чашечки». Цель: развивать концентрацию внимания, умение соотносить предметы по цвету, форме, размеру. | «Найди и закрась». Цель: развивать восприятие формы и цвета. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Фигуры-помощники». Цель: учить запоминать слова, используя вспомогательные геометрические фигуры-помощники. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Что делают мальчик и девочка?». Цель: развивать воображение. |
III НЕДЕЛЯ | «Составь группы». Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по определённому признаку. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Зайчик и морковка». Цель: развивать устойчивость внимания. | «Сравни предметы». Цель: развивать восприятие величины, размера предмета. |
IV НЕДЕЛЯ | «Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Запомни слова». Цель: развивать слуховую память. | «Найди и вычеркни». Цель: развивать устойчивость внимания. | «Котята». Цель: развивать воображение, умение мимикой и движениями изобразить разных котят. |
МАЙ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Семья». Цель: развивать мышление, умение классифицировать. | «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. | «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать внимание, умение сравнивать. | «Незаконченные рисунки». Цель: развивать целостность восприятия. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать словосочетания с помощью рисунков. | «Лабиринт». Цель: развивать устойчивость внимания. | «Волшебные очки». Цель: развивать воображение, умение находить необычные решения. |
III НЕДЕЛЯ | «Составь группы». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать количество предметов. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Продолжи ряд». Цель: развивать восприятие формы. |
IV НЕДЕЛЯ | «Волшебный лес». Цель: развивать мышление, умение классифицировать и обобщать. | «Ёжики в лесу». Цель: развивать умение запоминать текст с помощью пиктограмм. | «Найди и вычеркни». Цель: развивать устойчивость внимания. | «На что похожи рисунки?». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться. |
ЛИТЕРАТУРА
- Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
- Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
- Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
- Земцова О.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
- Земцова О.Н.Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
- Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
- Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.,1999.
- Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996.
- Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение, недостаток может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении. Вариативность отклонений в развитии воспитанников ДОУ имеет широкий диапазон: от состояния пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Приему в ДОУ и группы для детей с ОВЗ подлежат дети с диагнозом ЗПР.
Основным показанием к приему является: ЗПР церебрально-органического генеза; ЗПР по типу конституционального и психофизического инфантилизма; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения (психическая инфантилизация).
Так что же такое задержка психического развития?
Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.
Проблемой изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране занимаются современные исследователи и педагоги: Лубовский В.И, Лебединский В.В., Певзнер М.С., Власова Т.А., Певзнер М.С., Лебединская К.С., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Власова Т.А., Выготский Л.С., Борякова Н.Ю., Ульенкова У.В., Сухарева Г.Е., Мастюкова Е.М. ,Марковская И.Ф. , Забрамная С.Д. , Глухов В.П.,Шевченко С.Г., Левченко И.Ю. и другие.
Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.
Дети с ЗПР часто имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений. У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.
Возрастные психологические особенности дошкольников 5 — 6 лет с задержкой психического развития.
- низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
- отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- неравномерная работоспособность;
- отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
- выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
- нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития.
- ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
- не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика — в школе он будет играть, а не учиться;
- отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
- не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
- испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
- непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
- несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно- логического мышления;
- могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Задержка психического развития поддаётся коррекции, при специально организованном специалистами обучении и воспитании ребёнка
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
- особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- понимание инструкции;
- самостоятельность выполнения задания;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности; •работоспособность;
- организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
- особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- особенности моторной функции.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра .Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Поэтому автор пособия начинает свои методические рекомендации с методически правильного применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ЗПР.
Рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития.
1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного …).
7. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом дошкольника .
8. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
9. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
10. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
11. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
12. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
Психические процессы | Игры и упражнения |
Развитие внимания | 1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» дерево, заяц, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус. 1.1 «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма. 1.2 «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма, аист, коза, страус. 2. «Найди отличия». Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д) 3. «Что неправильно?» Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет то топают ногами. Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее. У собаки сиреневый хвост. Лене очень нравиться Сережа поэтому она его бьет. Все дети любят конфеты. Завтра Новый год. В саду сегодня выпал снег Все дети любят свою маму. Снег сиреневый. Мама не любит мороженное. Земля плоская. Весной не цветут цветы. Мультфильм попугай Кеша. В гостях у простоквашки.(простоквашино) Жили у бабуси два веселых кролика. 4. «Что задумал художник?» Психолог раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями, кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес. 5. «Что недорисовано?» Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: чайник без ручки, петух без хвоста, зонт без трости, лиса без лапы 6. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» 7. «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел» Психолог раздает каждому ребенку квадраты разделенные на четыре каждый и просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям. 8.«Найди пару», «Найди такой же». — дидактическая игра с использованием стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных. 9. «Раскрась фрукт» (как только проявляется небрежность, работа прекращается) Детям дают картинки с черно-белыми изображениями овощей и фруктов и предлагают раскрасить только фрукт соответствующим цветом. 10.«Копирование образца» Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4 элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют добавляя еще детали. Далее нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и предложить выложить повторно. 11.«Найди такой же предмет» На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы круг, на другом квадрат, треугольник и т.д. детям предлагается найти пару. 12.«Рисую палочки» Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т.д. 13.«Расставь значки» Психолог раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить дав задание воспроизвести по памяти |
Развитие восприятия | 1.«Назови фигуру» Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры и просит их назвать какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме. 1.1 «Геометрическое лото» — дидактическая игра собирание геометрических фигур из частей 1.2«Нарисуй фигуру, которую я назову», 1.3 «Закрась фигуры» Ребенку показывают карточку с изображением на ней геометрические фигуры различных размеров. Затем, ему дают задание соединить похожие фигуры стрелками и закрасить самую большую и самую маленькую. 2.«Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), Детям показывают куб, параллелограмм и цилиндр и просят предложить варианты геометрических фигур из которых состоят объемные фигуры 3.«Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)» Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по такому же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будто много маленьких листочков. (Отрывает кусочки и кладет их на подносики, берет глину.) Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на подносики. Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают действиям взрослого. 4.«Рисование картин, состоящих из геометрических фигур» 4.1«Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». 5.«Дорисуй фигуры» Педагог раздает детям изображение не дорисованных геометрических фигур и просит сначала назвать их, а затем дорисовать эти фигуры 6.«Угадай, что хотел нарисовать художник?» Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: бабочка без крылышка, ножницы без ручки, дерево без листьев,цветок без лепестков и т.д. 7.«Радужный хоровод» Педагог демонстрирует волшебную игру красок обучая детей смешивать цвета, просит нарисовать вместе с ним радугу. «Каждый (красный) охотник (оранжевый), желает (желтый) знать (зеленый) знать где (голубой) сидит (сидит) фазан (фиолетовый). 8. .«Уточним цвет предметов (вариативность)» Педагог демонстрирует цветные предметы разной формы и величины и просит детей назвать предмет и форму, цвет и найти еще предметы такого же цвета в кабинете. 9.«Цветное лото» дидактическая игра выкладывание узоров одного цвета, можно использовать мозаику. 10.«Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность). Педагог просит детей найти пять предметов во круг себя одинакового цвета и изобразить один из них на листе бумаги карандашом такого же цвета. 11. «Рассматривание часов, движения секундной стрелки» 12.«Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»- упражнение на восприятие пространства и времени. 13. «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». 14.Беседа по картинкам (части суток)- дидактические картинки по времени день, ночь, утро — вечер. 15.«Разложи картинки» Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток. 16. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!» Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяце сколько месяцев в году. 17.«Угадай время года по описанию (вариативность)» Педагог предъявляет картинки времена года просит рассказать что изображено, затем раздает точно такие же «поломанные картинки» и просит их собрать 18. Отгадывание загадок о временах года Листья клена пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, Подскажи! Ответ: Август Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник Расцветет. Ответ: Весна Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвёртый плачет. Ответ: Времена года Выросло дерево от земли до неба. На этом дереве двенадцать сучков. На каждом сучке по четыре гнезда. В каждом гнезде по семь яиц. А седьмое — красное. Ответ: Год, месяцы, недели, дни У меня есть дерево, На нем двенадцать веток; На каждой ветке тридцать листьев; Одна сторона у листа черная, Другая — белая. Ответ: Год, месяцы, дни, ночи Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Ответ: Лето Двенадцать братьев, Ни отца, ни матери. Друг за другом ходят, А в гости не заходят. (месяцы) 19.Заучивание стихотворений Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля. 20.Беседа о временах года Вопросы: Какие времена года вы знаете? Когда на улице падает снег? Когда на деревьях распускаются почки? в какое время года ласточки улетают на юг? 21.«Назови время года» Дидактическая игра время года. Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Ответ: Лето 22.«Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», 23. «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой?» 24. «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», 25. «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» 26. «Посмотри и найди предметы круглой формы», 27. «Кто больше назовёт? 28. «Назови все предметы, которые были «спрятаны» Педагог выкладывает перед детьми группу предметов например овощей из пластика, дети называют эти овощи затем педагог просит закрыть детей газа, а сам в это время прячет часть предметов, по команде открывают глаза и говорят чего не стало. |
Развитие мышления | 1.«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)» использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических фигур. 2. «Четвёртый лишний» — дидактическая игра с картинками 3. «Найди отличия» Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя одинаковыми изображениями, с незначительными отличиями и затем разные изображения предметов. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д) 4.«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» 4.1 «Как это можно использовать?» педагог представляет детям спортивный инвентарь, или предмет домашнего обихода (ведро, посуда, лопата, кегля, мяч) 5.«Говори наоборот» мама, брат-тарб, дерево-оверед, сова-авос, кот-ток, сокол-локос, колос- солок, дом-мод и т.д. 6.«Бывает – не бывает» Лягушка зеленого цвета Попугай без крыльев Тетрадь без листов Кружка без ручки Снег летом Желтые цветы в зимнем лесу и т.д. 7. Загадывание загадок. Два соседа непоседы День — на работе Ночь на отдыхе (Глаза) Всегда во рту, а не проглотишь (Язык) Согнут калачом, Укусить нельзя и пройти нельзя (замок) Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят (Колеса) Ни глаз, ни ушей, а ходить помогает (палка-трость) Что дороже денег? (здоровье) Упадет по скачет, ударишь — не поплачет (мяч) Пляшет крошка, всего одна ножка (юла) |
Развитие памяти | 1.«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), Психолог раздает каждому ребенку по коробке палочек (спичек). и совместно с детьми выкладывает из спичек окно, буквы, дверь, дом. когда ребята освоят можно усложнить задание дав его на время кто быстрее. 2.«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.), 3.«Смотри и делай». 1.Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по памяти назвать, что видели. 2.Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать сколько раз. 3.Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его. 4.Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должен его повторить. 5.Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить, сколько раз к нему прикасались. 4.«Пиктограмма» (запоминание слов)«Сейчас Вам будут предъявлены слова, которые необходимо воспроизвести через час. Для запоминания к каждому слову Вы должны сделать какой-нибудь несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное слово. Вы должны нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем. Качество рисунка значения не имеет. Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картинка, человек, книга. 5.«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами Чтение сказки «Мальчик ябеда» В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик с виду похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой. Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят. Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел. Обсуждение сказки: Что каждый из вас понял? Почему мальчика прозвали ябеда? 6.«10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) Запомните слова и придумайте рассказ: торт, день рождения, веселый праздник, шарики, подарок, гости, веселье, улыбка. |
Развитие воображения и творческих способностей | 1.«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет) 2.«Дорисуй» Психолог раздает детям недорисованные картинки посуды или фруктов. 3.«Рисование по точкам» 4.«Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур) 5.«Что будет, если …» Летом выпадет снег Солнце не будет греть Звезды перестанут светить. Мороженое положить в духовку Смешать краски разных цветов… и т.д. |
Развитие тонкой моторики рук | Комплекс № 1 (гимнастический) 1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой 2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. 3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному. 4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно. 6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. 7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. 8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы. 9. Положите на стол десять — пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали. 10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный. 11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны. А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону. 12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону — с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу. 13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев: а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы; б) а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец; в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.; 14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики. Комплекс № 2 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук) Игра «Гребешок» Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки. Игра «Кошка выпускает коготки» Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Игра «Лесенка» Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него — указательный левый — еще две ступеньки готовы. Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот и построена лестница. Игра «Бег» Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного и безымянного пальцев. Игра «Быстрое вращение» Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее. Игра «Колечки» Кончик мизинца положить на кончик большого пальца — это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец — указательного и большого — это большое колечко. Все повторить на другой руке. Игра «Солнце, заборчик, камешки» Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены — это «солнышко». Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить — это «заборчик». Обе руки сжать в кулаки — это «камешки». По вашей команде: «Солнышко», «Заборчик», «Камешки» ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки — кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным. По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд. Игра «Замок» На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок) Кто открыть его бы смог? Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней) И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны) |
Литература:
1. Бабкина Н.В. «Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР», ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5 -2007, стр.62
2. Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001;
3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников . — М., 1990.
4 Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005
5. Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ — М.: АРКТИ,2010;
6. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004;
7. Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2001;
8. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М. 1982 г.
9. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1988
10. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов — на — Дону.,2011