Конспект занятия по математическому развитию в средней группе «Геометрические фигуры»


Цель дидактической игры «Фигуры»

В картотеке перечислены игры со множеством дидактических функций, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Но объединяющая их цель – формирование представления о геометрических формах.

Общие задачи:

  • запоминание и осмысление геометрических фигур;
  • закрепление представления о колерах и очертаниях окружающих объектов;
  • развитие зрительного, в том числе цветового, пространственного и плоскостного, восприятия;
  • совершенствование навыка сравнительного анализа, классификации, обобщения;
  • тренировка памяти, концентрации внимания, сообразительности, умения логически мыслить;
  • формирование навыка порядкового счета, первичных математических знаний;
  • улучшение моторики пальцев рук, общее физическое развитие;
  • расширение индивидуального словаря, формирование навыка развернутых ответов на вопрос;
  • воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности, наблюдательности, умения действовать по правилам и инструкциям, продуктивно работать в коллективе.

Старшая группа

Рекомендуем эти игры на тему геометрии для дошкольников старшей возрастной группы, то есть 5-6 лет.

Мозаика

Для игры подготовьте карточки, изображающие объекты, выполненные из геометрических фигур. Предложите воспитаннику внимательно посмотреть на изображение, сказать, какие он видит формы, большие ли они, много ли их. Далее разложите перед ребенком соответствующие фигуры, попросите выполнить из них изображение, аналогичное тому, что на карточке.

Когда дошкольник начнет ловко выполнять задание, можно предложить усложнение: пусть сделает изображение, не глядя на карточку. Также можно предложить воспитаннику пофантазировать: сделать из тех же фигур другое изображение.

Пицца

Для игры сделайте большой круг – это будет основа пиццы. Разделите его на части по числу участвующих детей. Также вырежьте много всяких небольших фигур – это будет начинка для пиццы.

Один ребенок создает на одном из кусков пиццы геометрический узор. Остальные игроки должны аналогично составить узор на своих частях. Когда дети справятся, спросите у них, что за фигуры они использовали, в каком количестве.

Если играет один ребенок, то называйте ему геометрические объекты, которые он должен выкладывать как «начинку».

Модные очки

Для игры подготовьте изображения очков с линзами разной геометрической формы. Вместо стекол должны быть отверстия. Отдельно вырежьте соответствующие отверстиям геометрические фигуры. Задача ребенка – найти для каждых очков подходящие стекла.

Когда первое задание будет выполнено, попросите воспитанника найти в помещении и за окном объекты, по форме максимально приближенные к стеклам очков.

Если играют двое детей, предложите им выбрать очки с неодинаковыми линзами. Каждый игрок пытается найти вокруг предмет, состоящий сразу из двух геометрических форм: как у своих очков и очков товарища.

Крылья божьей коровки

Для игры сделайте изображения божьих коровок. У них должно быть одно крыло, второе вырежьте отдельно. На крылышках насекомых должны быть изображены вместо черных точек разные геометрические фигуры, у каждой божьей коровки свои.

Разложите перед игроками заготовки, расскажите, что жучки заигрались, потеряли свои красивые крылья. Нужно помочь им их найти. Дети находят для каждого насекомого подходящее крылышко. Дальше подсчитывают, сколько у жучков фигурных точек на каждом крыле и на обоих.

Найди лишнюю фигуру

Для игры подготовьте карточки, каждая из которых изображает 4 геометрические формы. Игровая задача – найти объект, не соответствующий трем остальным по большинству признаков, прокомментировать выбор. Например, изображены маленький красный круг, большой красный круг, маленький зеленый круг, большой желтый квадрат. Понятно, что лишняя – последняя фигура, так как она не соответствует остальным по двум признакам из трех: форме и цвету.

Геометрическое соревнование

Сделайте из ватмана игровое поле: изобразите на нем разные фигуры. Играют два ребенка: по очереди бросают игральную кость. За попадание на треугольник дается 1 балл, за квадрат – 2 балла, за круг – 3 балла, за прямоугольник – 4 балла. Перед игрой следует договориться, сколько будет ходов. Побеждает игрок, набравший наибольшее число баллов.

Собери фигуры

Для настольной игры подготовьте изображения выстроенных в ряд фигур. Причем располагаться объекты должны не хаотично, а в определенном порядке по принципу чередования. Задача игрока, получившего изображение, продолжить ряд, правильно подобрать следующие по очереди фигуры. Завершив задание, игрок называет геометрические объекты, которые использовал.

Игру можно организовать как соревновательную. Дети играют попарно, победитель тот, кто раньше завершит свой ряд. Дальше возможно усложнение задания: убрать из ряда, выложенного одним игроком, 2-3 объекта, а второй воспитанник должен вставить на опустевшие участки правильные фигуры.

Подбери фигуру

Подготовьте для игры крупные и маленькие изображения ромашек, у которых в центре геометрические фигуры. Положите на стол крупные цветы. Пусть дети перечислят, какие видят фигуры. Попросите воспитанников подобрать к каждой крупной ромашке маленькую с аналогичной сердцевиной.

Фигурное домино

Для игры сделайте 28 картинок. На половине каждой из них должна быть изображена определенная геометрическая фигура. На дублированных карточках должны быть нарисованы одинаковые объекты. А у седьмой дублированной картинки должны быть обе пустые половины.

Положите карточки на стол тыльными сторонами вверх. Игровые правила соответствуют обычному домино, игра стартует с пустой дублированной карточки. Ход – выкладывание карточки к краю цепочки так, чтобы одинаковые изображения состыковывались. Если у игрока нет соответствующей картинки, то он берет нужную из общей кучи. Побеждает игрок, первым освободившийся от своих карточек.

Матрешки

Для игры подготовьте изображения матрешек с геометрическими контурами, формирующими узор на сарафане. Отдельно вырежьте фигуры, соответствующие элементам узора.

Рассмотрите с детьми каждый геометрический объект, пусть дети обведут его пальчиком, скажут, как он называется. Дальше предложите воспитанникам вернуть сарафанам матрешек нарядный вид. Дети выбирают из кучи фигуры, накладывают их на контуры узоров сарафана.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]