Многофункциональные дидактические пособия
Свистункова Елена
Многофункциональные дидактические пособия
Многофункциональные дидактические пособия.
Воспитатель. Свистункова Е. П.
Пособия, о которых пойдёт речь, можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические пособия «Унипризма», «Уникубы», «Цветик – семицветик». Данные пособия можно использовать в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности.
Цель использования дидактических пособий: повышать интерес детей к получению знаний об окружающем. Развивать умственные и творческие способности, связную речь.
Основные достоинства пособий:
-«Унипризма», «Уникубы», «Цветик – семицветик» многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании;
— Развивают умственные и творческие способности детей;
— Являются ярким элементом предметно – развивающей среды.
— Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно вырезать и приклеить картинку. В такие пособия дети играют с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью.
— Благодаря таким пособиям можно закрепить ранее полученные знания в игровой форме.
Дидактическая игра «Экспедиция по следам литературных произведений. Встреча с трудолюбивыми героями».
Цель. Формировать ценностное отношение к общению, нравственным поступкам, рефлексию ценностных ориентиров, модель этичного поведения. Закрепить жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Материал. Картинки к народным, зарубежным, авторским сказкам, стихотворениям, рассказам.
1 сторона призмы — народные сказки: «Вершки и корешки», «Репка», «Семь Семионов – семь работников», «Зимовье».
2 сторона призмы — авторские сказки: Одоевский «Морозко»; С. Я. Маршак «Три поросёнка», «Двенадцать месяцев»; Ш. Перро «Золушка».
3 сторона — стихи: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; В. Маяковский «Кем быть»; М. Смирнова «Портниха»; Я. Танина «По воду»; басня И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
4 сторона – рассказы: В. Сухомлинский «Бабушка и Петрик»; «Каждый человек должен»; «Пекарь и портной»; А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл»; В. Осеева «Сыновья».
Многофункциональное пособие «Уникубы»
Пособие состоит из основы — деревянного круга, в основании которого стержень. На стержне 2 вращающихся куба. Каждый сторона куба разного цвета. Кубы свободно поворачиваются.
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра «Самые, самые.»
Цель. Расширять представления детей о разных профессиях. Побуждать детей самостоятельно определять какие профессии подходят к тому или иному опрелению. Активизировать, актуализировать, обогащать словарь прилагательными. Развивать речь, внимание.
Материал. Карточки с изображением людей, разных профессий:
— самая зелёная профессия: лесник;
— самая сладкая профессия: пчеловод;
— самая красная профессия: пожарный;
— самая белая профессия: врач;
— самая синяя профессия: космонавт и т. д.
Многофункциональное пособие «Цветик – семицветик».
Пособие состоит из 7 лепесков разного цвета и круга — серединки цветка.
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».
Цель. Активизировать и обогащать словарь по теме «Сказки А. С. Пушкина». Развивать монологическую и диалогическую речь. Определять название сказки по началу (концу, рассказывать сказку по началу (по концу, по предъявленному фрагменту). Воспитывать любовь к сказкам А. С. Пушкина.
Материал. Картинки к сказкам А. С. Пушкина.
Многофункциональное пособие «Волшебные круги».
Пособие состоит из основы — деревянного квадрата, в основании которого стержень. На стержне 4 вращающихся круга. Каждый круг разделён на секторы разного цвета. Круги свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом.
Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Дидактическая игра Маленькая хозяйка»
Цель. Расширять представление детей о многообразии продуктов питания. Побуждать детей самостоятельно определять какие продукты необходимы для приготовления того или иного блюда. Развивать речь, внимание.
Материал. Карточки с изображением продуктов питания:
— капуста, морковь, перец, лук – необходимы для того, чтобы сварить щи;
— мука, яйца, масло, молоко – необходимы для того, чтобы испечь блины;
— рыба, яйца, свекла, майонез – салат «Рыба под шубой»;
— вишня, клубника, лимон, крыжовник – ягодный компот.
Дидактическое пособие: «Волшебные круги Луллия»
Конструкция данного пособия очень проста:
• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.
• Сверху устанавливают стрелку.
• Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
• На них располагаются картинки (рисунки, слова, цифры, предметы окружающего мира).
• Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.
Задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать моторику и координацию движений рук.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;
2. На развитие воображения, фантазии и творчества.
Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Дидактическая игра: «Умные машины».
Цель. Закрепить знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины; закрепить умение правильно называть предметы; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Материал. Картинки с изображением «умных машин».
Дидактическая игра «Человек + природа = удивительные вещи».
Цель. Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).
Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира.
Дидактическая игра: «Послание из прошлого».
Цель. Закрепить умение детей называть предметы, действия, относящиеся к прошлому или настоящему. Побуждать детей выделять из предложенных предметов те, которые облегчают труд в сельском хозяйстве, и объяснять, что эти механизмы, специальная техника могут: улучшить качество, увеличить скорость.
Материал. Картинки с изображением специальной техники, облегчающие труд в сельском хозяйстве.
Особенности использования
Согласно федеральным образовательным стандартам нового поколения, которые были внедрены в дошкольные образовательные учреждения, воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Учебно-методические пособия для ДОУ по ФГОС разработаны и для детей, которые имеют серьезные ограничения по физическому здоровью.
Преемственность
Учебно-методические пособия для начальной школы также разрабатываются с учетом требований новых стандартов. Среди тех книг, которые можно порекомендовать преподавателям начальных классов, отметим следующие материалы:
- С. А. Козлова. «Я — человек. Программа социального развития ребенка» – Москва, «Школьная пресса», 2003;
- К. Ю. Белая. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2010;
- В. И. Семенюк. «Изучение правил движения» – Москва, «Просвещение», 1996;
- Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности младшего школьного возраста» – Москва, «Просвещение», 2000;
- Л. Я. Кондыкинская. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» – Москва, «Сфера», 2010.
Список пособий, образовательных программ для реализации ФГОС (ДО)
Предлагаем примерный перечень тех материалов, которые соответствуют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в дошкольные образовательные учреждения, связанные с физическим и психологическим воспитанием подрастающего поколения.
- Э. Я. Степаненкова написала пособие «Физическое воспитание детей в детском саду», изданное «Мозаикой-синтез» в 2006 году.
- М. А. Рунова. Книга «Двигательная активность в детском саду» издана в 2000 году.
- М. А. Рунова. Пособие «Ознакомление с природой с помощью движения» вышла в 2005 году.
Интерес представляют следующие методические материалы, рекомендованные к применению Министерством образования, соответствующие новым образовательным стандартам:
- Пособие М. А. Руновой «Физкультурное оборудование для дошкольных образовательных учреждений» напечатанное в 1999 году.
- Книга Л. Д. Глазыриной о физической культуре для дошкольников, изданнае в 2004 году.
- Материал Л. В. Яковлевой о физическом развитии и здоровье детей 3-7 лет, появившийся в печати в 2003 году.
- Учебно-дидактическое пособие, автором которого является А. П. Щербак, посвящено тематических занятиям и праздникам в дошкольном учреждении. Оно издано в 1999 году.
- Автором Т. Л. Богиной предлагается материал по охране здоровья в дошкольных учреждениях, 2006 год.
- Материал, посвященный воспитанию здорового ребенка, был опубликован М. Д. Маханевой в 1997 году.
- Пособие, позволяющее воспитывать одаренных и талантливых детей, создано Л. А. Венгером в 2000 году.
Данный список включает еще множество пособий, каждое из которых направлено на формирование здорового поколения, любящего свою страну, уважающего традиции народа.
Принципы, заложенные в новых стандартах
Среди основных принципов, которые включены в дошкольное образование, выделим:
- полноценность проживания ребенка на всех этапах его детства, возможность для развития;
- создание образовательных траекторий на базе индивидуальных особенностей каждого малыша;
- полноценное сотрудничество между детьми и взрослыми;
- поддержка творческой инициативности детей в разнообразных видах деятельности.
Учебно-методические пособия для ДОУ должны способствовать приобщению дошкольников к социальным и культурным нормам, семейным ценностям, гордости за свою страну.
Кроме того, важно именно в дошкольном возрасте формировать познавательный интерес ребенка к различным видам деятельности.
Учебно-методические пособия по программе от рождения до школы по ФГОС учитывают возрастную адекватность дошкольного обучения. Все методические материалы должны соответствовать требованиям возраста, особенностям развития детей.