Рабочая программа кружка «Шашки» (для детей 4-6 лет)


Программа по общеинтеллектуальной деятельности «Чудо-шашки»

«Крест – Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова» МР «Томпонский район» Программа по общеинтеллектуальной деятельности
«Чудо шашки» в 1 классе
Составила: Попова Т.Ю. – Учительница начальных классов 2011 год
Общеинтеллектуальная деятельность «Чудо шашки»1 ч в неделюВ год 33 ч.Пояснительная записка
По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установили, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей и подкреплении плодов мышления действиями. Опыт работы с детьми свидетельствует, что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера. Шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Идея программы
Использование игры в шашки для развития логического мышления детей младшего школьного возраста.
Назначение программы
Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в русские шашки для развития их логического мышления.
Актуальность
Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка. Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат и шашек еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате учащиеся младших классов около 70% своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
Цель
Достижение в КХСОШ массового первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста теории и практике игры в шашки с целью воспитательного содействия в развитии их интеллектуального мышления и формирования у них зачатков личностного морально-психологического сопротивления к информационному давлению массовой субкультуры современного мира.
Задачи
· Комплектование группы первичного (начального) обучения среди учащихся 1 класса теории и практике игры в шашки. · Разработка методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шашки. · Разработка методических указаний и положений об ежегодных школьных, кустовых шашечных фестивалях среди учащихся начальных классов.
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры; • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности; • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Организационно-методическая работа и мероприятияпо реализации программы
· Обсуждение программы составления методики обучения и специального пособия с учетом опыта кандидатом в мастера спорта по шашечной игре, неоднократным призером республики Софроновым К.И. и педагогом-тренером ДЮСШ имени В.Лебедева. · Формирование совместно с администрациями КХСОШ и ДЮСШ положений об ежегодных наслежных, кустовых и улусных Шашечных фестивалях среди учащихся начальных классов. Обсуждение программы проведения Шашечных фестивалей учащихся начальных классов с учетом опыта других шашечных фестивалей, олимпиад и турниров детей. · Ведение постоянной разъяснительной работы через средства массовой информации о пользе раннего обучения детей игре в шашки, информирование населения о спортивных достижениях детей.
Ожидаемый результат
· Проведенный опыт работы с детьми будет свидетельствовать, о том, что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интерес ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера. · Овладение детьми основами шашечной игры, увлечение красотой комбинационных приемов, расширение кругозора относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки. · Формирование высокого уровня логического мышления у детей младщего школьного возраста.
Примерное планирование «Чудо — шашки»
Iчетверть (9ч)

ТемаКол-во часов
1Вводное занятие. Знакомство с шашкой.1
2История шашек.1
3Инвентарь для игры в шашки1
4Начальная положение фигур1
5Начальная положение фигур1
6Название и сила фигур1
7Названия и сила фигур1
8Правила шашечной игры1
9Правила шашечной игры1
II четверть (7ч)
1Повторение правил шашечной игры1
2Начало партий: «Городская партия»1
3«Обратная городская партия»1
4«Кол»1
5«Обратный кол»1
6Учебные игры в шашки1
7Учебные игры в шашки1

III четверть (10ч)

ТемаКол-во часов
1Повторение правил шашечной игры1
2Учебные игры в шашки1
3Ловушка в начале партии1
4Ловушка в начале партии1
5Первая ловушка1
6Вторая ловушка1
7Третья ловушка1
8Четвертая ловушка1
9Повторение правил. Учебные игры в шашки1
10Повторение правил. Учебные игры в шашки1

VI четверть (7ч)

ТемаКол-во часов
1Повторение правил1
2Учебные игры в шашки1
3Шашечное окончание1
4Четыре дамки против одной1
5Шашечное окончание1
6Учебные игры в шашки1
7Учебные игры в шашки Малый чемпионат в классе.1

Рекомендуемая литература 1. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Здоровье, 1985. 2. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. 1992. 3. Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010 4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]