Задачи эмоционального развития дошкольников — Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста


Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

По мнению П.А. Урунтаевой, характерной особенностью чувств является их полярность как простейшего переживания удовольствия — неудовольствия. Чувства имеют разную степень продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, сознанию, динамике развития, воздействию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и так далее. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимика) и тела (пантомима), в интонациях речи.

В зависимости от формы потока, возникает чувственный тон, настроение, эмоции сами по себе, страсти, стресс, разочарование, высшие чувства. Высшим продуктом эмоций человека являются стабильные чувства к объектам, которые удовлетворяют его высшие потребности. Высшие чувства имеют ярко выраженный объектный характер, поскольку они связаны с конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, они делятся на моральные, эстетические и интеллектуальные. Мораль переживается человеком в процессе восприятия явлений действительности и сопоставления их с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические чувства — это эмоциональное отношение человека к красоте в природе, в искусстве, в жизни людей.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста связано в первую очередь с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Самым важным изменением в области мотивации является появление социальных мотивов, которые больше не обусловлены достижением узко личных, скрытых целей. Установлено, что социальные эмоции и нравственные чувства, которые не присутствовали или не наблюдались на эмбриональной стадии, начинают интенсивно развиваться в дошкольном возрасте. Установление иерархии мотивов приводит к изменениям в эмоциональной сфере.

Отсеивание основного мотива, которому подчинена вся система других, стимулирует последовательные и глубокие переживания. И они касаются не сиюминутных, мгновенных, а скорее отдаленных результатов деятельности. То есть эмоциональные переживания вызываются уже не непосредственно воспринимаемым фактом, а тем глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с руководящим мотивом действий ребенка. Эмоции теряют свою ситуативность и становятся более глубокими по своему смысловому содержанию, возникая в ответ на предлагаемые психические обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника развивается эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его думать о возможных результатах деятельности, предвидеть реакции других людей на его действия. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно меняется. Если раньше ребенок испытывал радость от получения желаемого результата, то теперь он испытывает радость от того, что может получить этот результат. Если раньше он выполнял моральную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он выполняет ее в предвкушении того, как окружающие будут рады его поступку.

Таким образом, ребенок дошкольного возраста постепенно начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своих действий. В дошкольном возрасте ребенок овладевает высшими формами экспрессии — выражением чувств с помощью интонации, мимики, пантомимы, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Итак, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой стороны, эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Также из аргументации А.Д. Кошелевой можно утверждать, что изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и когнитивной сферы личности и самосознания. Вовлечение языка в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, более обобщенными. Первые попытки сдерживать эмоции, например, их внешнее проявление — слезы, можно заметить у 3-4-летнего ребенка. Хотя малыши еще плохо умеют это делать. Старший дошкольник начинает в некоторой степени контролировать выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слов.

Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

Диагностика

Основные диагностические методы эмоциональной сферы детей:

  • тестирование
  • наблюдение
  • опрос
  • беседа
  • анкетирование
  • анализ образцов детского творчества (рисунков).

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.

Особенности организации педагогического процесса в дошкольном учреждении

Дошкольный возраст — это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В это время начинается процесс социализации, который устанавливает связь ребенка с ведущими сферами жизни: миром людей, природой и материальным миром. Ребенок приобщается к культуре и общечеловеческим ценностям. Ребенок закладывает фундамент своего здоровья. Дошкольное детство — это время первого становления личности, формирования основ уверенности в себе и индивидуальности ребенка.

Задача такого воспитания — не максимально ускорить развитие ребенка, не форсировать сроки и темпы его перехода на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего создать условия для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого дошкольника.

В дошкольном возрасте процесс познания происходит у ребенка в эмоциональной и практической форме. Каждый ребенок дошкольного возраста — это маленький исследователь, который с радостью и удивлением изучает окружающий мир. Ребенок стремится быть активным, и важно не дать этому стремлению угаснуть, чтобы способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем более она значима для него и соответствует его природе, тем успешнее его развитие, тем больше реализуется потенциал и начальное творческое развитие.

Справедливо отмечается, что главная задача воспитателя — наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными занятиями, проблемами и идеями, вовлечь каждого ребенка в осмысленную деятельность, способствовать реализации интересов детей, их жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление проявлять инициативу и находить разумный и достойный выход из различных жизненных ситуаций.

При организации педагогического процесса в детском саду большое значение имеет вопрос о специфике педагогической и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Дошкольное образование содержит такие задания, которые имеют не только образовательную, но и педагогическую ценность. Эти задачи включают формирование правильных представлений об окружающем мире, развитие языка, арифметики и приобретение навыков рисования, лепки и т.д.

Разработано значительное количество форм и ресурсов для педагогической работы с дошкольниками, включая занятия, дидактические игры и материалы. Каждый из этих ресурсов обладает различными возможностями с точки зрения образовательных и воспитательных задач.

Дошкольная педагогика избирательно подходит к средствам воспитательной работы с детьми, в соответствии с задачами детского сада, исходя из требований активного управления развитием каждого ребенка для обеспечения высокого уровня всестороннего развития всех детей в детском саду.

Среди средств воспитательной работы в дошкольном учреждении преподавание имеет большое преимущество, так как обеспечивает организованную обучающую роль взрослого, что делает обучение очень эффективным.

Обучение, применяемое к целому ряду содержания образования, а именно: изучение окружающей среды, обучение языку, развитие математических представлений, музыкальных навыков, развитие движений, рисование, лепка и так далее, оказывает глубокое воспитательное воздействие на детей, развивает их способности и интересы, расширяет кругозор, обогащает навыки в различных видах деятельности и улучшает внимание. Образование дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, значительно способствует смягчению неравномерного развития детей, наблюдаемого на практике.

Этапы и методы экспериментальных исследований

Чтобы подтвердить теоретические положения исследования на практике, мы организовали экспериментальную работу. Условно его можно разделить на три основных этапа.

Первый этап — исследовательский.

На этом этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта работы в дошкольных учреждениях было сделано следующее:

  • Формирование гипотезы исследования;
  • Определение инструментов исследования;
  • Отбор и изучение экспериментальной группы.

Методологический аппарат исследования представляет собой комбинацию методов: Анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Метод тестирования является самым важным. Мы использовали тесты, опубликованные в психологической литературе. В частности, мы использовали специальный рисуночный тест «Рисунок семьи».

Этот тест можно проводить с детьми в возрасте от пяти лет. Она основана на признании того, что дети по-своему оценивают поведение своих родителей, кажутся взрослым не такими, как они, воспринимают события не так, как мы, делают не такие выводы, как мы. Особые наблюдения детей вызывают эмоциональные реакции, которые взрослые не понимают и не принимают. Во внутреннем мире ребенка, казалось бы, несочетаемые, случайные вещи сплетаются воедино, возникают фантастические образы, собственные «теории», версии. Дети используют их как основу для своего оригинального поведения.

Исторически использование техники «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии». Рост интереса к технике рисования был подогрет публикацией основополагающих монографий по этой технике К. Мачовера (1949) и Дж. Бака (1948). Рисуночные техники стали очень популярны среди психологов-практиков в 1950-х и 1960-х годах. В 60-е годы эта техника быстро распространилась среди клинических психологов, и в разных географических регионах разные имена (в США — В. Халс, во Франции — И. Минковски, М. Моро и т.д.) связаны с приоритетом в ее использовании. Э. Хамер (1958) говорит об этом так: «Вероятно, это, как и многие стоящие изобретения, родилось одновременно в умах разных людей». Однако Р. Бернс и С. Кауфман (1972) отмечают, что самое раннее упоминание в литературе об использовании рисунка семьи принадлежит В. Хьюму (1951). Не вдаваясь в подробности, следует лишь о использовался для этих целей и ранее. Можно говорить о развитой системе анализа и интерпретации семейного рисунка, начиная с работы В. Вольфа (1947). Этот исследователь придавал исключительное значение влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте и разработал набор методик для оценки внутрисемейных отношений. Рисуя, он анализировал:

(a) порядок рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропуск членов семьи на рисунке;

(b) различия между графическими изображениями в формах, пропорциях.

В. Вульф отмечает, что порядок в рисовании может указывать на важность роли рисуемых лиц в семье. Ребенок рисует от более значимого к менее значимому. Автор отмечает, что упущение членов семьи — редкое явление и что за этим всегда стоит какой-то мотив. Часто это выражает желание уменьшить эмоционально неприемлемого члена семьи, избавиться от него. Что касается характеристик персонажей, то автор подчеркивает их масштаб. Если реальная ситуация не соответствует соотношению размеров на рисунке, это свидетельствует о том, что размер определяется ментальными факторами, а не реальностью. Различия в рисунке отдельных частей тела также могут быть показательными.

В целом, В. Вольф (1947) разработал те особенности рисунка, которые впоследствии станут предметом интерпретации других авторов.

Новизна работы В. Халса (1951, 1952) заключается в анализе процесса рисования (использование карандашей, стирание рисунков, вычеркивание, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии). Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к нарисованным деталям, о его общем эмоциональном состоянии.

Когда зарождается личность

Особенности эмоциональной сферы дошкольника проявляются в осознании собственной личности, активности, деятельности и объективной оценке себя. В это же время формируется соподчинение мотивов. Оно указывает на то, что ребенок уже способен подчинить непосредственные побуждения более осознанным целям.

Показателем корректного развития является способность управлять поведением, контролировать выполнение поставленных задач и возможность минимально предвидеть результат деятельности или ее отсутствия.

К чему приводит правильное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника? Некогда безудержные эмоции и чувства становятся подчиненными мышлению.

Эмоциональная сфера претерпевает серьезные изменения с речевым и физическим развитием. Глобально переформатируются взгляды на жизнь, отношения с окружающим миром. Что делать родителям? Они должны понимать, что их ребенок — индивидуальность, становление которой проходит с постепенным подстраиванием.

Развитие волевой сферы дошкольника возраста 2-4 лет требует постепенного подхода. Важно осознавать, что в этом возрасте дети нередко проявляют весь спектр негативных эмоций громкими истериками, слезами и криками.

В возрасте 4-5 лет эмоциями правит желание независимости, однако сложные ситуации, усталость, эмоциональная перевозбудимость могут привести к тому, что в поведении ребенка будут прослеживаться черты, которые присущи более младшим сверстникам. Возникновение такой ситуации должно стать сигналом для взрослых, на ребенка навалилось слишком много, он не может этого вынести. Все что потребуется: утешение, ласка, забота и разрешение вести себя как маленькому.

Всегда ли плохое настроение ребенка должно вызывать тревогу родителей? Нет! Дошкольник подчинен чувствам, ему не под силу корректное и постоянное управление переживаниями. Именно эта особенность объясняет постоянную смену настроения и целую гамму чувств, возникающую в короткий промежуток времени. Разительный смех может сменяться горькими слезам и истерикой, такое поведение детей считается абсолютно нормальным.

Развитие стабильного эмоционального состояния напрямую зависит от социальных ситуаций. Изменения привычного уклада жизни и режима могут стать причиной возникновения аффективных реакций и страха. На неудовлетворение новых потребностей личность отвечает состоянием фрустрации, которая выражается яростью, агрессией и депрессией.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]