Программа кружка дополнительного образования в подготовительной группе «Развивайка»
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте — школе.
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений стали:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН 2.4.2.2821 -10).
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАУДО «Детский сад №8» г. Ялуторовска
- Положение о рабочей Программе.
Цели реализации программы:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Основные задачи программы
- Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.
- Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
- Привить любовь к конкретному предмету – математике.
- Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс +, минус -, равно (=).
- Развитие представлений о величине:
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- Развитие пространственной ориентировки:
- Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Понимать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
- Развитие ориентировки во времени:
- Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, — , =).
- Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
- Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
- Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- «Физическое развитие» — дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на НОД детьми, применяют в игровой деятельности. Содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения.
- «Речевое развитие» — развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
- «Познавательное развитие» — знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
- «Художественно-эстетическое развитие» — развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
- Показ мультимедийных материалов
Список воспитанников
математического кружка «Развивай-ка»
- Бердюгин Даниил
- Блинова Милена
- Власюк Кирилл
- Гилев Кирилл
- Валиева Эвелина
- Голубева Дарья
- Денисова Валерия
- Дмитриева Мария
- Зиньковский Александр
- Иванов Кирилл
- Калиненкова Елизавета
- Коробейникова София
- Кувандиков Караматулло
- Лысянов Владимир
- Малофеева София
- Мальков Артем
- Новоселова Кристина
- Островский Артем
- Свинолупова Николина
- Султанова София
- Седлуха Вадим
- Сенников Александр
- Ульянов Константин
- Фадеев Глеб
- Фоминцев Максим
- Хуснутдинов Альмир
- Шорохова Ангелина
- Шрайнер Оганес
- Шунькин Кирилл
- Шыхджанов Али-Акбар
Программа рассчитана на 1 год на детей 6-7 лет. Группа работает 4 раза в месяц по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Задачи | |
Сентябрь | «Цвет, форма» | Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. | Игра: «Составим узор» |
«Размер» | Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. | Игра – аппликация: «Красивые флажки» | |
«Формирование представлений о символическом изображении предметов» | Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». | Игра: «Концовка». | |
«Счёт, порядковые числительные» | Выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. | Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление. | |
Октябрь | «Пространственные представления» | Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. | |
«Счет до 10» | Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). | Игра: «обведи правильную цифру» | |
Игра: «Весёлые человечки» | Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | ||
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам» | Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие. | ||
Ноябрь | Интеллектуальная игра «Близкие по значению» | Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи. Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. | |
Круг, квадрат, прямоугольник. | Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. | (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) | |
Сравнение | Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. | ||
Сенсорное развитие | Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. | Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис» | |
Декабрь | Графические умения | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. | Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) |
Счет | Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. | ||
Задачи на смекалку | Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | ||
Январь | Задачи на смекалку | Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение. | |
Пирамида, цилиндр | Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. | Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок» | |
Зрительно – мыслительный анализ | Учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». | Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников. | |
Сенсорное развитие | Развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику | Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками. «Выложи предмет по образцу» | |
Февраль | Работа с альбомами | Развитие умения анализировать форму предметов | |
Способы измерения | Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. | ||
Игры – путешествие во времени | Закрепить знания детей о днях недели. | Игра: «Что сначала, что потом». | |
Предметы ближайшего окружения | Развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерево, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей | ||
Март | Счет в пределах 10. | Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр | |
Состав чисел от 1 до 10. | Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов. | ||
Классификация | Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. | ||
«Сколько всего» | Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. | Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения | |
Апрель | Формирование навыков сложения и вычитания. 1. | Закрепление состава числа первого десятка. | Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания. |
Формирование навыков сложения и вычитания. 2 | Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. | Игра: «Бегущие цифры». | |
Формирование навыков сложения и вычитания. 3 | Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. | Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности. | |
Символы | Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер)Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. | Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев. Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; | |
Май | Закрепление математических знаний и умений» | — Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; — Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ; — Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; — Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; — Закрепить умения отгадывать математическую загадку; — Закреплять умения правильно пользоваться знаками , = — Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших; | |
Перспективный план
по взаимодействию
с родителями
№ | Форма работы | Сроки |
1 | Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей» Индивидуальные консультации по вопросам формирования элементарных математических представлений детей. | Сентябрь |
2 | Подбор и составление загадок с использованием цифр | Ноябрь |
3 | Открытое мероприятие «Как Незнайку решать задачи учили» | Февраль |
4 | Консультация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» | Апрель |
Список литературы
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий, Мозаика – синтез 2016 г.
- Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. Мозаика – синтез 2016 г.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2009 г.
- Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.
- Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
- В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
- Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
- Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009