Детский этикет: понятие, важность, основы. В каком возрасте учить детей этикету?

Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе. Дети, так же как взрослые, должны знать как себя вести. А мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, все близкие и родные люди должны помочь им в освоении этикета.

Важность детского этикета

Зачем вообще загружать маленького ребенка такими вопросами, как этикет, и лишать его беззаботного детства? Кому это нужно? Ответим на эти вопросы и расскажем о важности детского этикета. А ведь он им очень нужен! В первую очередь им самим, а не их окружению, как думают многие. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.

В каком возрасте учить детей этикету?

Рассказывая малышу о правилах этикета, мы учим его хорошим манерам. Объяснять ребенку, как себя можно вести, а как нельзя, нужно с того времени, когда он начнет самостоятельно ходить, есть за общим столом, разговаривать, активно общаться с людьми, сверстниками. Приблизительно с 1,5-летнего возраста малышу нужно объяснять, показывать, как вести себя за столом. Если до этого времени, ему прощался замазанный кашей стол, лицо, руки, прощалось, что он мог взять еду из чужой тарелки и т. п., то сейчас следует относиться к этому серьезнее. У ребенка уже достаточно хорошо сформировалось осознание того, что происходит, что ему говорят, что от него требуют. Когда он начнет разговаривать, нужно объяснять, как вести себя с людьми. Например, при встрече знакомого человека просите малыша поздороваться, при прощании – сказать «до свидания». Для легкости общения, обычно, совсем маленьких малышей сначала учат говорить слова «привет», «пока», «ты». Это тоже воспитание, на самом начальном уровне. В возрасте 2-3 лет надо пояснить, что такое обращение уместно со сверстниками, а с взрослыми нужно общаться иначе, более сдержано.

Что должны понимать родители?

Правилам поведения малыши в первую очередь учатся от своих родителей. Именно мама и папа показывают сыну или дочке пример, как следует вести себя в той или иной ситуации. Родители должны помнить, что ребенок во всем берет пример с них, поэтому поведение взрослых должно быть обдуманным и уравновешенным.

Мама и папа должны помнить, что насильно заставить свое чадо выучить те или иные правила, нельзя. Это может вызвать у сына или дочки только протест. Обучение лучше всего проводить во время игры. Например, выучить столовый этикет можно, играя в куклы.

Если родители ведут себя грамотно, ребенок непременно будет копировать их манеры. Хорошие манеры будут проявляться и в социуме, что позволит избежать неловких ситуаций.

Детские шалости

Когда ребенок лезет рукой в общее блюдо, раскидывает куски, стучит ложкой и требует чего-то, некоторым мамам кажется, что все должны умиляться милым шалостям. Все это „списывается» на детскую непосредственность. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если вам не удалось привить правила поведения вашему ребенку с трех лет (позднее с пяти) и вы только перед походом в школу начинаете рассказывать ему о том, „что положено», то рискуете безнадежно опоздать. Возможно, в тех ситуациях, которые ваш ребенок посчитает важными, он еще сумеет сдержать себя, но если забудется на минуту, сразу же совершит бестактность.

Правила поведения во время школьного урока

Малыши раннего школьного возраста, а также дети 10-12 лет и старше должны знать нормы поведения на школьном уроке.

Назовем их:

  • Сидеть нужно тихо.
  • Важно внимательно слушать учителя.
  • При входе учителя в класс дети встают.
  • Если нужно выйти в туалет, необходимо поднять руку и спросить разрешения.
  • Нельзя разговаривать с одноклассниками.
  • Если вас спросили, важно встать и выйти к доске.

В каждом классе правила поведения могут немного отличаться. Учитель рассказывает детям о нормах поведения и следит за их выполнением.

Играем и учимся

Часто в гостях, оказавшись в тесном кружке, самые тихие малыши начинают бузить. Чтобы предотвратить это, про ведите заранее „репетицию» того, как вы пойдете в гости. Домашний обеденный стол — лучший полигон для того, чтобы отработать правила поведения. Можно рассказывать ребенку за обедом сказки о волшебниках, а можно — быль о том, как себя вести и благодаря этому чудесно преуспеть в обществе. Обед пройдет незаметно и с пользой. Вам также не обязательно изнурять себя и свое чадо подробным изучением правил этикета для детей.

Сначала помогите малышу понять главные позиции:

• этикет — это свод правил, принятых для того, чтобы люди могли свободно и уверенно общаться друг с другом, не мешая своими действиями другим. Понимая это, ребенок легко усвоит, почему в гостях не следует без спроса совать свой маленький носик в чужие вещи, вмешиваться в разговор взрослых, бросаться кусками, шуметь и так далее;

• скромность, спокойное поведение и терпимость — подлинное украшение гостя, даже если он не знает всех тонкостей этикета. Поэтому лучше всего подождать, когда тебе предложат какое-то блюдо или подадут десерт, чем шумно его требовать. Большая компания, тем более за общим столом, — для малыша это первое испытание его детскому эгоизму. Желание вызвать особое внимание к своей персоне должно отступить, а чтобы подкрепить его хорошее поведение, неплохо поощрить ребенка призом. Каким? Попробуйте разбудить свою фантазию. Никто лучше вас не знает пристрастий малыша;

• для ребенка окружающий мир — это поле для игры и исследования. Поэтому ему интересно находить новые способы еды и использования ложек с вилками. Этикет он воспринимает как нечто мешающее его любопытству и творчеству. И только одно объяснение примирит его с жесткими правилами — они придуманы, чтобы все жили в мире друг с другом;

• спросите его: „А тебе понравилось, если бы с тобой рядом сидел маленький буян, кричал и безобразничал? Думаю, что нет, поэтому веди себя, как человек, с которым другому приятно оказаться рядом».

Основные нормы безопасного поведения в летний период на воде и на природе

Во время отдыха на море или в лесу для малышей и детей более старшего возраста существуют отдельные нормы этикета. Рассмотрим их подробнее:

  • Запрещено далеко уходить от места отдыха.
  • Запрещено лезть в огонь, если взрослые разожгли костер.
  • Во время еды важно придерживаться тех же правил, которые используются за столом.
  • Нельзя бросать мусор, и ломать ветки деревьев.
  • Запрещено заходить в воду без родителей и далеко отплывать от берега.
  • Важно соблюдать правила гигиены и не тянуть руки в рот.

На картинках ниже можно увидеть иллюстрированные правила поведения на воде.

На следующей иллюстрации можно ознакомиться с основными правилами поведения в лесу. Они касаются детей и взрослых.

Станьте примером

Взрослые, к сожалению, часто живут по двойному стандарту. Дома, у ребенка на глазах, многие из нас позволяют себе все, что угодно, но, выходя „в люди», буквально преображаются.

А малышу трудно понять, почему мама, которая только что сидела на подоконнике, качая ногами, одновременно шумно прихлебывая чай и громко болтая по телефону с соседкой, вдруг резко изменила свое поведение и теперь за чужим столом застыла с замороженным видом, требуя того же от него. Детям не свойственны лицемерие и быстрый переход от одной модели поведения к другой. Чем большее различие в поведении близких, тем сложнее воспитать кроху в рамках общепринятых правил.

Английская поговорка гласит: „Наилучшая проповедь — хороший пример». И не забудьте, что пример должен быть постоянным. Иначе, забывшись на минуту, вы шокируете окружающих резкой переменой поведения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок всегда и при любых обстоятельствах вел себя так, чтобы его ставили в пример в качестве образца воспитанного человека, то ведите себя постоянно в соответствии с правилами. И в гостях, и дома. Чем раньше вы начнете уроки поведения в обществе, тем лучше. Мамы водят своих детей на разные обучающие курсы, забывая о том, что самые затейливые знания и навыки не помогут, если ребенок ведет себя, как „медведь в посудной лавке».

Учить этикету с детства, может быть, важнее, чем иностранному языку или чему-то еще. Человек может освоить чужеземный язык в любом возрасте, а вот взрослый невежа неисправим. У него сформировались привычки и шаблоны поведения на подсознательном уровне, а это значит, что, даже признав необходимость вести себя более скромно, он автоматически будет поступать некрасиво.

Но как сделать так, чтобы замечаниями и запретами не заглушить характер, его творческое начало, которое существует в каждом ребенке? Постоянно читая ему нотации, он будет себя чувствовать в гостях скованно, опасаясь поступить не comme il faut (как полагается), выражаясь по-французски. Можно построить воспитание так, что и воображение у ребенка будет развиваться, и правила поведения запомнятся.

• Дети любят делать все наоборот. Спасает только то, что играть они любят еще больше. Сыграйте несколько раз в игру „Принцесса на горошине»— пусть ваш малыш превратится в царственного отпрыска и в этом качестве выходит на прогулку, здоровается и принимает трапезу за столом. Задача мамы — говорить „ваше высочество» и вести себя так, словно вы сами — королева или по крайней мере придворная дама. Первое время ребенок будет жеманничать и переигрывать, но потом войдет в роль.

• Можете поиграть в этикет, используя игрушки. Пусть куклы ходят в гости друг к другу, гуляют по улице и там… Далее подскажет ваша фантазия. Придумывая импровизированные сценки, можно показать, как смешно бывает смотреть на невоспитанного невежу и как приятно выглядит тот, кто корректно ведет себя. Можно придумать двух постоянных героев с ярко выраженными негативным и положительным характерами. Не забывайте похвалить „хорошую» куклу и дать шанс другой: „Ну а ее подружка скоро исправится».

• У многих детских поэтов и писателей есть произведения на эту тему, которые понятно и в картинках разъясняют правила поведения. В стихах это запоминается лучше. Выбирая на ночь книжки, отдайте предпочтение именно таким стихам и рассказам. Не одно поколение выросло, читая роман Марка Твена „Принц и нищий» или стихи „Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…». Заучите наизусть самые полезные строки. Таким образом вас поддержит больший авторитет.

• Обращайте внимание вашего ребенка на воспитанных людей. Этим можно заниматься на прогулке, в гостях и даже во время просмотра телевизора. Посмотрите исторические к фильмы с точки зрения этикета в разные эпохи и у разных народов. Объясняйте вашему сыну или дочери, почему люди ведут себя так или иначе. Не стоит повторять фразу, которая ничего ребенку не объясняет: «Так принято!», если он спросит, почему люди смешно раскланиваются. Скажите, что подобным образом раньше выражали почтение и доверие к собеседнику.

• Существует два способa воспитать человека — ругать за неправильное поведение и хвалить за примерное. Богатый человеческий опыт подсказывает, что второй способ все же эффективнее.

Как себя вести, если ребенок один дома

Нередко складываются такие ситуации, что родители вынуждены оставить сына или дочку дома на некоторое время. При этом крайне важно объяснить малышу, как следует вести себя в таком случае. К главным правилам относят:

  • Нельзя открывать окна или балкон, если это многоэтажный дом.
  • Запрещено открывать газ или пользоваться спичками, зажигалками.
  • Не стоит открывать воду и играть с ней.
  • Время лучше проводить спокойно, читать книги или смотреть мультфильмы.
  • Запрещается без спросу звать гостей.
  • В любой непредвиденной ситуации следует звонить родителям.
  • Запрещено выходить на улицу, бросая квартиру.
  • Если случился пожар, необходимо звонить «01», если в квартиру ломятся незнакомые люди, нужно звонить «02».

Ни в коем случае не нужно открывать двери чужим людям. Если посторонний человек спрашивает, один ли ты дома, скажи: «Папа спит, можете прийти позже».

Виды вежливости

Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:

  • Официальная. Характеризуется повышенной тактичностью, а обращение к собеседнику исключительно на «Вы».
  • Неофициальная. Отличается минимумом строгих условностей, обращением собеседником на «ты», общением в неформальной обстановке.
  • Безличная. Это переходная форма обращения с «Вы» на «ты», где одна из сторон является инициатором общения.

Официальная

Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.

Ритуально-обрядовая

В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».

Общие правила поведения ребенка

Предлагаем рассмотреть презентации на тему поведения детей в различных местах в стихах. Вы можете показать их и своему чаду.

На улице

За столом

На дороге

В гостях

С чего стоит начать?

С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.


Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

Существенным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.

На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.


Обучение этикету за столом

Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

Вывод

Вы видите, что в целом правила поведения за столом не так уж и сложны, и не требуют таких уж больших усилий от детей. Все ограничения строятся лишь на уважении чужого пространства и комфорта.

Значение, которое имеет столовый этикет для детей, сопоставимо со значением других правил вежливости. Такие правила делают из них достойных людей, приятных собеседников и развивают чувство собственного достоинства.

В заключение хочу поделиться интересным обучающим видео про столовый этикет для детей:

А на этом у меня все. Надеюсь, мои советы оказались для вас полезными! Читайте, размышляйте, применяйте их на практике, показывайте друзьям и делитесь записью в соцсетях. И обязательно заходите еще. До новых встреч!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]